Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Чистопольского района
«Александровская основная общеобразовательная школа»
ЧМР РТ
Сценарий классного часа «Есть такая профессия – Родину защищать»
Халиуллина Елизавета Николаевна ,
Классный руководитель.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Воспитательная работа в классе проводится по нескольким направлениям, одним из которых является профориентация. Актуальность данного направления в работе классного руководителя обусловлена тем, что перед учащимися в 6-го класса, стоит проблема профессионального самоопределения. Не все дети определились с выбором сферы применения своих знаний, умений и навыков, а следовательно, и учебного заведения, в котором они могли бы продолжить обучение по окончании школы.
Цель работы по профориентации: помочь обучающимся в определении сферыпрофессиональной деятельности.
Есть такая профессия – Родину защищать…
Цель: научить осознавать учащимися свои профессиональные намерения, интересы,
склонности.
Задачи:
познакомить с электронным словарём профессий – военный и солдат;
способствовать воспитанию трудолюбия, ответственного отношения к выбору профессии;
повторить основные понятия: профессия, профессиограмма, психограмма;
познакомить с перечнем учебных заведений, занимающихся подготовкой кадровых военных;
воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну.
План:
Цель, задачи классного часа (2-3 мин)
Просмотр:
Рассказ об истории праздника День защитника Отечества (7 мин),
Работа со словарём (5 мин),
Сообщение об учебных заведениях (10 мин),
Занимательные вопросы (5 мин),
Рефлексия (5 минут)
Какими качествами должен обладать военный?
Что интересного для себя Вы узнали?
Какое впечатление от классного часа?
Ход мероприятия
Алина: Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка.
Над Кремлевскою стеной -
Самолетов звенья.
Слава армии родной
В день ее рожденья!
3. Рассказ об истории праздника День защитника Отечества. Читают дети.
- День Защитника Отечества – это праздник, непосредственно связанный с историей нашего государства, нашего народа. История праздника берет свое начало 28 января (15 января по старому стилю) 1918 года. В этот день на фоне продолжающейся в Европе первой мировой войны Совет народных комиссаров (фактическое правительство Советской России) во главе со своим председателем Владимиром Лениным принял Декрет об организации Рабоче‑крестьянской Красной Армии (РККА). Принято было считать, что 23 февраля 1918 года отряды Красной гвардии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии. Вот эти первые победы и стали «днем рождения Красной Армии».
В первые дни января 1919 г. советские власти вспомнили о приближающейся годовщине декрета Совнаркома об организации РККА. 10 января председатель Высшей военной инспекции РККА Николай Подвойский направил в президиум ВЦИК предложение отпраздновать годовщину создания Красной Армии, приурочив празднование к ближайшему воскресенью до или после 28 января. Однако из-за позднего предоставления ходатайства решение не было принято.
Тогда инициативу празднования первой годовщины РККА взял на себя Моссовет. 24 января 1919 г. его президиум, который в то время возглавлял Лев Каменев, постановил приурочить эти торжества к Дню красного подарка. Этот день устраивался соответствующей комиссией при ВЦИК с целью оказания помощи сражающимся красноармейцам. День красного подарка был назначен на 16 февраля, но провести его в срок комиссия не успевала. Поэтому День красного подарка и День Красной Армии, приуроченный к нему, решили отметить в следующее после 16 февраля воскресенье, т.е. 23 февраля. Однако до традиции было ещё далеко.
В 1920-1921 гг. День Красной Армии не отмечался. А 27 января 1922 г. президиум ВЦИК опубликовал постановление о 4-й годовщине Красной Армии, в котором говорилось: "В соответствии с постановлением IX Всероссийского съезда Советов о Красной Армии президиум ВЦИК обращает внимание исполкомов на наступающую годовщину создания Красной Армии (23 февраля)". С 1946 года праздник стал называться Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота.
Учитель: В Федеральном законе от 13 марта 1995 г. N32-ФЗ "О днях воинской славы России", 23 февраля носит официальное наименование "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г. - День защитников Отечества". В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ "О днях воинской славы России" Федеральным законом от 15 апреля 2006 г., из официального описания праздника исключены слова "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год)", а также изложено в единственном числе понятие "защитник".
С 2002 г. по решению Государственной думы ФС РФ 23 февраля в России является нерабочим днем, а также этот праздник является Днем воинской славы.
Музыкальная пауза: песня из к/ф «Офицеры» (От героев былых времён…)
- По сложившейся традиции в канун праздника будут транслировать фильмы военной тематики, самым ярким из которых, пожалуй, является фильм «Офицеры». Именно герой этого фильма сделал выбор в пользу такой профессии – «Родину защищать». Как бы вы определили, в чём заключается эта профессия?
4. Словарная групповая работа.
- Мы часто слышим, что человек должен быть профессионалом в выбранной сфере деятельности. Кого называют профессионалом? Предлагаю «разбиться» на 2 команды и написать на листочках, что значит быть профессионалом. Давайте вспомним критерии, которые необходимо учитывать при выборе профессии
Конечно, важным показателем профессионализма, безусловно, является уровень образования и владения профессиональными навыками. Однако нельзя полностью исключить и удовлетворение результатами своего труда.
- Выбирая профессию, многие вчерашние школьники задумываются о том, будет ли полученная ими специальность востребована в будущем. Военные специальности – как раз из их числа.
5. Сообщение о Ефимове Романе.
- Военная карьера начинается с хорошего образования, поэтому молодые люди, решившие связать свою жизнь с этой профессией, еще учась в школе, задумываются о выборе учебного заведения. Вы знаете, что есть такой ученик нашей школы, который является студентом Северо-Кавказского института (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), обучающийся на кафедре: национальной безопасности - Ефимов Роман. ( слайды)
В начале учебного года мы разговаривали с Романом о перспективах его обучения, Роман рассказал, что закончил в 2015 году Голицынский пограничный институт ФСБ России, а уже в апреле того же года попал по распределению, пройдя жесткий отбор. в Северо-Кавказский институт г.Махачкала на факультет : Национальная безопасности. Роман рассказывает и о дальнейшей карьере. Что решил продолжить военное образование, хочет стать офицером РФ. Это решение не было спонтанным, ведь в анкете при поступлении, как сообщил руководитель институт, Роман написал как раз ту фразу, которую произнёс герой фильма «Офицеры»: есть такая профессия – Родину защищать.
- Мы с вами выяснили, что профессии нужно учиться, а затем совершенствовать свои знания и умения. А где же учат профессии защитника?
- Если человек задумывается о военной профессии, он может поступить в кадетский корпус, куда берут ребят не старше 11 лет, и тогда военное образование само по себе становится учебным профилем. А если этот будущий военный девочка, то такая девочка может учиться в Пансионе воспитанниц Министерствa обороны Российской Федерации (вообще девочек берут не во все военные средние учебные заведения, а если берут, то не более 25% от общего состава).
- Раньше очень популярен был фильм «Алые погоны», в котором рассказывается о непростых буднях юных суворовцев. Так называют выпускников суворовских военных училищ. Суворовское училище – это специальное кадетское учебное заведение для детей школьного возраста, в которых помимо программ школьного образования выпускников готовят к поступлению в высшие командные училища сухопутных войск. Первые корпуса появились во время Второй мировой войны и получили название в честь великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.
Училище – это учебное профессиональное заведение среднего звена. Средние военные учебные заведения не рассматривают себя как источник достаточного образования для профессионального военного. Одну из основных своих задач они видят в подготовке курсантов к поступлению в военные вузы, а сами дают первичные знания и навыки военного дела, необходимые для более точного выбора военной специализации. Безусловно, среднее военное образование развивает в молодых людях собранность и дисциплинированность, организаторский талант, выносливость и стойкость, а эти качества потребуются и в дальнейшей профессиональной подготовке, и в учебе, и в жизни. Плюс выправка!
- Куда же пойти учиться по окончании Суворовского училища или кадетского корпуса? В 2009 году Министерство обороны РФ приостановило набор курсантов в военные вузы из-за их массового сокращения и реорганизаций. В 2012 году набор проводился, но сократился до 8-10 тысяч человек в год с ограничением набора девушек. В 2014 году прием курсантов в военные вузы возобновится. А девушки смогут поступить в Военную академию связи, Академию МЧС России, Военно-космическую академию им. А.Ф. Можайского, Военно-медицинскую академию им. Кирова, Военно-морскую академию. По словам советника председателя комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга Сергей Веревкина, это связано с возросшим желанием девушек идти на военную службу.
– Группы по специальностям, связанным с информацией и коммуникациями, с работой с военнослужащими, с кадровыми органами, доступны для комплектования девушками, – сообщил Сергей Веревкин.
- Итак, если вы выбираете военную карьеру – всё в ваших руках! Заранее уточните условия поступления в выбранное вами учебное заведение, посетив сайт «Моё образование».
6. Занимательные вопросы.( приложение 1)
Музыкальная пауза песня Журавли: метроном, давайте почтим минутой молчания
7. Рефлексия. Вам будут предложены фразы, которые необходимо будет продолжить
Набор фраз: «Ученик может себя назвать волевым человеком, потому что………………»,
«Я умею учиться, потому что………………………..»
«Приближая свои мечты, я должен………….»
«Чтобы хорошо учиться, надо………………..»
В течение 3-4 минут ребята работают над фразами.
Затем идёт обсуждение. ( раздать памятки)
IV. Итог мероприятия.
- Давайте поздравим с наступающим праздником наших будущих защитников, мальчиков нашей школы, а так же обещаем чтить память павших на войне. А Роману, мы желаем … предлагаю каждому юнармейце высказаться по 1 пожеланию…. успехов во всех начинаниях и крепкого здоровья и т.д.
- Спасибо за внимание! Надеюсь, вам было интересно.
Памятка по самообразованию
Ваша главная задача в школе – научиться учиться и развивать самого себя для будущей жизни.
Всегда и всему учитесь сами. Учителя могут только помогать учиться и управлять своим развитием, и поведением. Особенно важно научиться правильно, мыслить и целенаправленно действовать.
Прежде всего, развивайте у себя общие способности, стремитесь всегда обдумывать свои дела, поступки и приобретать полезные знания и работоспособность. Самый лучший способ научиться учиться – это постоянно передавать свои знания и опыт другим.
Чтобы самообразование было успешным, следует знать, уметь, хотеть и успевать делать то, что надо и полезно, а не то, что вздумается.
Плохие привычки легче исправит сегодня, чем завтра. Всё можно исправить, стоит только сильно захотеть. Итак:
Надо изучать себя! Чтобы воспитывать себя, прежде всего надо узнать, познать и изучить себя. Это самопознание подразумевает наблюдение за собой, самоанализ и самооценку своего поведения, своих чувств и мыслей.
Надо ставить цель! Надо представить себе, каким вы хотите быть. Тогда на основании изучения себя и представлении о своём будущем, вы можете наметить конкретные цели изменения.
Надо знать, как себя воспитывать! Для этого есть много специальных приёмов и способов. Очень простой приём – похвала себе. Когда вы одерживаете хоть небольшую победу над собой и обстоятельствами, нужно себя наградить, похвалить.
Надо верить! Чрезвычайно важна в самовоспитании вера в успех, уверенность в нём. Заставит себя поверить в себя – это важное условие победы.