СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся; развитие устойчивого познавательного интереса к изучению предмета химии, осуществление преемственности обучения (7-8 классы), реализация метапредметных связей; развитие творческих способностей детей.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики"»

Внеклассное мероприятие по химии

«Дерзайте Отчизну мужеством прославить»

(интеллектуальный конкурс - посвящение в химики; для учащихся 7-8-х классов)

Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся; развитие устойчивого познавательного интереса к изучению предмета химии, осуществление преемственности обучения (7-8 классы), реализация метапредметных связей; развитие творческих способностей детей.

Ход мероприятия:

Учитель: Наш  интеллектуальный конкурс-соревнование мы назвали словами выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова «Дерзайте Отчизну мужеством прославить». Мы очень надеемся, ребята, что вы будете успешно изучать замечательнейшую из наук – химию! А это для вас сегодня и будет первым шагом к тому, чтобы вы в будущем могли своим трудом прославить свою Отчизну.

(Звучит музыка, выходят 2 ведущих - учащиеся старших классов)

1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на интеллектуальном конкурсе - «Посвящение семиклассников и восьмиклассников в химики».

1 ведущий: Слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Широко простирает химия руки свои во все отрасли человеческой жизни», - будут актуальны во все времена.

2 ведущий: Другого ничего в природе нет
                   Ни здесь, ни там в космических глубинах.
                   Все, от песчинок малых - до планет,
                   Из элементов состоит единых.

1 ведущий: Как формула, как график трудовой,
                   Строй менделеевской системы строгой,
                   Вокруг тебя творится мир живой,
                   Входи в него, вдыхай, руками трогай.

(уч-ся 7-го класса читают стихотворения о важности изучения химии)

Мы с химией пока едва знакомы,
Ее мы учим только первый год.
Но кто постиг ее законы -
Всю суть природы понимает тот!


Учитель нам в любой беде поможет,
Он может все понятно объяснить,
И с первых дней (вы не поверите, быть может),
Мы научились химию любить.


И уравнять мы сможем уравненья,
И постараемся загадки разгадать,
К задачам мы найдем решенья
И на вопросы все ответим мы на «5»!

О, химия, ты свыше нам дана,
Наукой жизни названа,
Тебя мы где-нибудь да встретим,
В вещах и в веществах приметим.

Конечно, это не секрет:
На все вопросы мы ответ
В курсе химии найдем,
Когда предмет учить начнем!

2 ведущий: Участникам сегодняшнего конкурса предстоит раскрыть перед нами все свои способности, проявить знания и умения.

1 ведущий: А оценивать способности и умения конкурсантов, конечно же, будете вы - дорогие зрители и строгое, справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам …

2 ведущий: А теперь настала очередь знакомства с нашими конкурсантами. Давайте поприветствуем их. Встречайте умных, красивых, обаятельных и находчивых участников:

- команда учащихся 7 класса - «Аш-два-о»; командир команды …;

- команда учащихся 8-А класса - «Активы»; командир команды …;

- команда учащихся 8-Б класса - «Алхимики»; командир команды ... (На сцену поднимаются команды 7-8-ых классов)

1 ведущий: Итак, мы начинаем…

Конкурсы!

2 ведущий: І конкурс называется «О каком веществе идет речь?» Команды могут заработать по 2 балла за каждый правильный ответ. Если команда не справляется с заданием, выручить команду могут только одноклассники, но в этом случае команда заработает 1 балл. Если же класс не выручает свою команду – право ответить на вопрос передается соперникам.

  1. На сосне сидит сова,
    Выдыхает СО2.
                       (Углекислый газ)

  2. Сапоги мои того,
    Пропускают Н2О.
                       (Вода)

  3. Натрий хлор - его все знают,
    В магазине покупают,
    Без него не сваришь ужин - 
    В малых дозах в блюдах нужен.
                       (Кухонная соль)

  4. Флакон с KМnO4 - обычно имеется в каждой квартире,
    С рожденья ребенок любой с ним знаком,
    Едва лишь покинет он с мамой роддом,
    Его искупают в ванночке с ним,
    Он для дезинфекции незаменим. 
                       (Перманганат калия - «марганцовка»)

  5. Что за чудо посмотри - 
    Этот СаСО3.
    По доске он проезжает,
    За собой след оставляет.
                       (Мел)

  6. Если нет у вас для теста
    Разрыхлителя, вы вместо - 
    NaHCO3 положите в пироги.
                       (Питьевая сода)

1 ведущий: ІІ конкурс называется «Химики-переводчики». Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

  1. Не все то - аурум, что блестит.
    (Не все то - золото, что блестит)

  2. Белый, как карбонат кальция.
    (Белый как мел)

  3. Куй феррум, пока горячо.
    (Куй железо, пока горячо)

  4. Слово - аргентум, а молчание - аурум.
    (Слово - серебро, а молчание - золото)

  5. Купрумного гроша не стоит.
    (Медного гроша не стоит)

  6. Стойкий станумный солдатик.
    (Стойкий оловянный солдатик)

  7. С тех пор много Н2О утекло.
    (С тех пор много воды утекло)

  8. Тяжелые плюмбумные тучи.
    (Тяжелые свинцовые тучи)

  9. Без хлеба не сытно, без натрий хлор не вкусно.

(Без хлеба не сытно, без соли не вкусно)

2 ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, заработанные участниками команд в І и ІІ конкурсах, предлагаем вашему вниманию частушки о химии в исполнении учащихся 7-го класса.

(исполнение учащимися 7 класса частушек химии)

В жизни химия нужна,
Как предмет она важна.
И учить ее прилежно
Мы должны от «А» до «Я».

Семь металлов создал свет,
По числу семи планет:
Дал нам Космос на добро
медь, железо, серебро.

Железо у меня в крови,
Кальций у меня в кости,
Магний ем я на обед,
Из вольфрама льется свет.


Фосфор нужен голове,
Калий и тебе, и мне,
Углеродом я пишу,
Кислородом я дышу.


Натрий солим мы в еду,
Глюкозу в чай всегда кладу,
И без химии вообще
Мы не можем жить нигде!

Знатный химик наш Егор:
В суп насыпал натрий хлор.
Пожалейте вы его
И налейте «аш два о»!

Скоро хлеб и молоко
Станут совсем синие.
Чтобы не было такого -
Изучайте химию.

Кто любит химию учить,
Тот поступает мудро -
Любое чудо сотворить
Ему тогда нетрудно.

1 ведущий: ІІІ конкурс называется «Чайнворд «Химические элементы»:
заполняется участниками команд по кругу, по часовой стрелке; на размышления команде дается 10 секунд. Команда за каждый правильный ответ получает по 1 баллу. Если команда дает неверный ответ – право отвечать передается другой команде.

Ответы:

  1. Вольфрам.

  2. Марганец.

  3. Цинк.

  4. Купрум.

  5. Мышьяк.

  6. Кремний.

  7. Йод.

  8. Дальтон.

  9. Неон.

  10. Натрий.

2 ведущий: ІV конкурс называется «Химическое оборудование»:

- Команде «Аш-два-о»: рассказать о предназначении фарфоровой ступки;

- Команде «Активы»: рассказать о предназначении штатива;

- Команде «Алхимики»: рассказать о предназначении мензурки.

За верный ответ командам начисляется по 1 баллу.

1 ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы заработанные участниками команд за ІІІ и ІV конкурсы учащихся 8-Б класса прочтут нам стихотворения о химии.

Давайте с вами посидим,
О веществах поговорим:
Вот захотелось выпить чаю,
Я в чайник воду наливаю.


Поставь ты чайник на плиту,
Без химии не сваришь ты еду,
Включи камфорку, и тотчас,
Наружу выйдет легкий газ.


Вдруг горло у тебя болит,
Быть может, у тебя - бронхит?
Но это горе – не беда,
Помогут сода, йод, вода.



Нам химия - надежный друг
И помогает от недуг.
Ты неразрывно с нею связан
И многим только ей обязан.


Что мы носим, что едим,
Чем здоровью не вредим?
Как кислоты выливать,
Чтобы что-то не взорвать?
На все вопросы эти
Нам химия ответит!

Что химия – волшебница,
знают все на свете.
Ждут многого от химиков
и взрослые, и дети.


Но, чтоб волшебниками стать,
Нужно очень много знать:
Как реакция пойдет
И что такое водород?


Что покажет индикатор
И для чего катализатор?
Как сделать из песка хрусталь,
А из руды – чугун и сталь?

Сегодня знает, стар и млад,
Что нитраты - это яд,
А жизнь поддерживает в нас,
Кислород - бесцветный газ.


В нашей жизни сложной
Нельзя без химии прожить.
Науку эту, точно,
Нельзя не полюбить!


Мы ездим на трамвае,
Мы мчимся на авто,
Но нам нельзя представить,
Без химии мы - кто?


Без химии науки
Печален был бы свет,
Сидели б дома в скуке,
Никто б не дал совет.


Не знали бы компьютер,
Ни света, ни тепла,
Что химия чудесная
Сегодня нам дала!


Нам сделала лекарства,
Игрушки создала,
Не верила в препятствия
И дальше шла и шла!



2 ведущий: ІV конкурс называется «Экзамен по технике безопасности». Команды должны объяснить, как правильно выполнить следующие действия:

а) как правильно зажечь и потушить спиртовку;
б) как правильно нагреть раствор в пробирке;

в) как правильно определить, имеет ли запах вещество.

1 ведущий: А теперь мы предлагаем участникам команд поиграть в «Крестики – нолики» - ведь именно так называется наш VІ конкурс.

Командам предлагается зачеркнуть в соответствующих квадратах:

а) металлы (7 класс):

б) неметаллы (8-А класс)

в) инертные газы (8-Б класс).

Например:

2 ведущий: VІІ конкурс - «Конкурс капитанов»:

Вам необходимо из предложенных слов составить предложения о химических веществах.

Капитаны получают конверты с наборами слов; каждое слово напечатано на отдельном листе; листы перемешаны, их необходимо расположить таким образом, чтобы сложить предложение:

- С Гелием внутри – легко, шар взлетает высоко.

- Хоть немного и пожжет, но зато поможет Йод.

- Индикатор фенолфталеиновый в щелочах – малиновый.

1 ведущий: Пока капитаны выполняют задание, предлагаем - Конкурс для болельщиков. Вашему вниманию предлагается сценка в исполнении учащихся 9 класса: внимательно послушайте ее и сосчитайте, сколько разных элементов в ней упоминается и сколько будет названо веществ.

И так… «Элементарная история»

Дело было в Европии, а может и в Америции. Сидели мы с Бором и Берклием на Фермии. Сидел и Калий. Я говорю: «Хватить Кислород портить, и так Сера на душе. Давайте по Рубидию». А Берклий: «Я с Галлии, стало быть, не один. А два Рубидия не дам. Что мне совсем Гольмий с Фермий уходить?» Тут я, как самый Актиний, и говорю: «Платина, и все тут!» Наконец Палладий. Стали думать, кому в Барий идти. Берклий и говорит: «Я совсем хром». Тут Бор Плюмбум на нас, сгреб наши Рубидии под Мышьяк и пошел. Мы Радий. Сидим, ждем Бора. Вдруг слышим: «Аурум, Аурум!». Я говорю: «Никак Бор!» А Берклий: «Нет, Неон!» А сам хитрый, стоит с Галлий, рука на Талий и Литий ей, что-то про Франций. Старый Плутоний. А тут опять: «Аурум, Аурум!» Смотрим, бежит Бор, а за ним соседский Кобальт. Аргон и Гафний на него, и Тербий его за Мышьяк, где наши Рубидии лежат. Бор совсем Лютеций стал. Кричит, руками машет. Вдруг смотрим, а наш Рубидий у Аргона во Ртути. Тут Берклий нас подвел. Станум он на четвереньки, а сам такой Стронций, Стронций и говорит: «Аргончик, скажи Гафний». Аргон молчит и только Цезий сквозь зубы свое «Р-р-р-р». Тут Берклий тоже Лютеций стал и как заорет: «Пошел вон», Аргон убежал. А Берклий Бору и говорит: «Отдавай Рубидии». А Бор: «Не Бериллий я ваш Рубидий. Что, я их Родий что ли? Астат меня в покое». А Берклий ему: «Если еще раз тебя на Фермии увижу, Натрий тебе уши».

2 ведущий: Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги, давайте перенесемся на несколько веков назад и побываем в гостях у алхимика, который прибыл к нам из далекой, древней страны Хеми.

«Ода химии»
(песня исполняется на мотив известной в 80-е годы песни «Али-баба»)

Даже в праздник учил свой любимый предмет. О, химия!
И законы зубрил, и себя я не щадил. О, химия!
Реактивы сливал и задачи решал. О, химия!
И во сне каждый день ты являлась как тень. О, химия!

Припев:

Снится гелий и азот, молибден и водород,
Сера, медь и углерод, серебро и кислород.
О-о, о-о, о-о, о-о.

После взрывов носил весь в заплатах халат. О, химия!
Острый запах вдыхал и в дыму выживал. О, химия!
То, что сам изучал, в школе все показал. О, химия!
На уроках не зевал, все науку постигал. О, химия!

Припев:

И во сне и наяву только химией живу.
Тебе песню я пою, больше всех тебя зубрю.
О-о, о-о, о-о, о-о.

(Пока жюри подводит итоги, старшеклассники демонстрируют занимательные опыты: «Вулкан», «Дым без огня», «Исцеление раны», «Несгораемый платок», «Божьи искры»:

1. «Вулкан». Дихромат аммония насыпаем конусом на асбестовую сетку и поджигаем (можно предварительно нанести 1-2 капли спирта на этот конус и именно их и поджечь, далее реакция протекает самопроизвольно).

2. «Дым без огня». Взаимодействие концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака через воздушное пространство. Смочить этими растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.

3. «Исцеление раны». Приглашаем из зала ученика, желающего участвовать в проведении опыта. «Обрабатываем» руку раствором хлорида железа (ІІІ), проводим по руке тупой стороной ножа, предварительно смоченной в растворе роданида калия - «кровь» (на самом деле – роданид железа) струйкой стекает по руке. Вытираем «кровь» - раны нет!

4. «Несгораемый платок». Платок, предварительно смоченный водой, хорошо пропитываем спиртом, захватываем тигельными щипцами и поджигаем. Спирт сгорает, платок остается цел. Для более сильного эффекта опыт проводится при затемнении, под «волшебную» музыку.

5.«Искры внутри жидкости». В химический стакан наливаем этиловый спирт, затем аккуратно по стеклянной палочке вливаем концентрированную серную кислоту (жидкости не должны смешиваться), всыпаем кристаллический перманганат калия. На границе раздела жидкостей наблюдаем искры).

1 ведущий: Предоставляем слово для подведения итогов конкурсов жюри.

(определение результатов конкурсов; награждение команд)

2 ведущий: (обращаясь к участникам конкурса)

Молодцы конкурсанты! Что ж, мы видим, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химии. Вам предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы должны дать клятву.

1 ведущий: Повторяйте за мной: мы, ученики … школы, торжественно клянемся быть внимательными на уроках химии, строго соблюдать правила техники безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы всегда находить ответы. Клянемся! Клянемся! Клянемся!

2 ведущий: Химия – чудесная наука! Но самое большое чудо создает школа - формирует гармонично развитого человека. Песню «Совершите чудо», мы посвящаем родной школе.

(В заключение мероприятия все учащиеся поют песню «Совершите чудо»)





Совершите чудо

Землю обмотали 
Тоненькие нити,
Нити параллели 
Из лесов и рек…

Совершите чудо:
Руку протяните –
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!

Обогрейте словом,
Обласкайте взглядом -
От хорошей шутки
Тает даже снег.

Это так чудесно, 
Если с вами рядом
Улыбнется незнакомый хмурый человек!

Мы не зря мечтали 
О волшебном чуде,
Хоть планету кружит
Всемогущий век.

Совершите чудо: 
Пусть выходит в люди,
Пусть выходит, пусть выходит в люди человек!



Литература

  1. Л.М. Брейгер, П.В. Глинская «Предметные недели в школе: химия, физика», издательство «Учитель», Волгоград, 2001 г.

  2. С.А. Харлакевич «Посвящение в химики»//химия в школе № 6/2002 г., стр. 76-79.

  3. Б. Щипачев, отрывок стихотворения.