Цели: формировать такие качества, как умение дружить, беречь дружбу; показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, делить радости и печали друзей.
Ход мероприятия:
Ведущий: Сегодня, дорогие ребята, у нас необычный классный час, посвященный дружбе, а большой праздник. Мы попробуем поучиться жить в стенах нашей школы дружно, ведь вы многие друг друга знаете давно: кто-то ходил вместе в детский сад, кто-то живет в одном доме и играет в одном дворе, и все вы каждый день встречаетесь в школе. А в школе надо жить дружно, одной большой семьей, и неважно, в каком классе ты учишься. Давайте попробуем сегодня отыскать новых друзей.
Мы – это слово короткое очень,
Но нет слова на свете волшебней его.
В нем, между прочим, две буквы всего.
Давайте дружно произнесем его!
Все: Мы!
Ученик: Звонче слова в мире нет!
Все: Мы!
Ученик: Это песня и рассвет!
Все: Мы!
Ученик: Это значит, ты и я!
Все: Мы!
Ученик: Значит, встретились друзья!
Ведущий: Ребята, а кто из вас знает, с чего начинается дружба? (с улыбки)
Давайте попробуем начать и нашу дружбу с улыбки!
Эстафета в кругу «Передай улыбку»
Ведущий: Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои,
Ты им свою улыбку подари!
(Дети, стоя в кругу, по очереди улыбаются, поворачиваясь к рядом стоящему товарищу)
Ведущий: Вот видите, ребята, не так уж просто открыто и по-доброму улыбаться.
Слева друг и справа друг,
А вместе – это дружбы круг.
Другу справа руку ты пожми,
Передай тепло твоей руки!
Игровое упражнение «Пожми руку»
(Дети по очереди пожимают друг другу руки)
Ведущий: Много в мире нужных вещей,
Но друга иметь – намного важней!
Нет пословицы, ребята, верней,
Той, что гласит «Имей сто друзей».
Пусть растет и ширится Дружбы круг,
Чтобы рядом был верный друг.
А какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?
Конкурс пословиц о дружбе
(Дети называют пословицы: Человек без друзей, что дерево без корней. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Дерево живёт корнями, а человек – друзьями. Старый друг лучше новых двух. Хороший друг – это настоящий клад. В дружбе сила. И др.)
Ведущий: Молодцы, ребята, много пословиц и поговорок о дружбе знаете. Давайте займем свои места и послушаем, что расскажут о своей дружбе наши гости Петька и Борька.
Инсценировка стихотворения Б. Заходера «Мы – друзья»
Борька: С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём,
Даже вместе… отстаём!
Петька: Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно,
Как положено друзьям.
Я как стукну!
Борька: Я как тресну! Он как даст!
Петька: Скоро в ход пошли портфели,
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду, -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она ещё смеётся:
Сестра: Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Борька: Мы уроки вместе делаем, играем, угощаем друг друга, а когда Петьку чуть не побили, так я полез его спасать, потом, правда, его стукнул, чтобы он не дрался. Так скажите мне, ребята, мы с Петькой живём дружно или нет?
(Дети высказывают свои мнения)
Ведущий: (после подведения итога обсуждений): А у нас снова гости.
Сценка «Буратино и Мальвина»
Мальвина: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуй, Мальвина!
Мальвина: Что это ты невесёлый сегодня? Может, задание не выполнил?
Буратино: Плохо я справился с заданием.
Мальвина: Почему?
Буратино (злобно): Потому что не умею себя сдерживать!
Мальвина: А как ты думаешь, приятно с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Буратино: Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду!
Мальвина: Буратино! Ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Буратино: Что значит – каким тоном? Обыкновенным!
Мальвина: Подожди, Буратино! Пусть ребята скажут, можно ли разговаривать таким тоном с друзьями. (Дети отвечают) Я заметила, что и с папой Карло, к сожалению, ты разговариваешь таким тоном. Да и с ребятами.
Буратино: Не было этого! Не было, не было…
Мальвина: Ну вот, опять ты за свое! А когда ты говоришь папе Карло: «Хочу мороженого, хочу мороженого!» или «Хочу в школу, хочу в школу!» - разве это не было сказано капризным недовольным голосом?
Буратино: Может, я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший друг, всем помогаю, люблю всех веселить. Вот вчера, например, иду и вижу: пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну, как посадка прошла?» Он обиделся почему-то и ушёл. А что я ему плохого сказал? Или вот учительница за кляксу ему «двойку» поставила, а я, чтобы утешить его, спел песенку: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Что тут началось! Он очень рассердился. А я ведь его развеселить хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (Выслушиваются ответы ребят)
Мальвина: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно вначале всегда подумать, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Буратино: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут… А, замолчали! Потому что многие из них похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шёпот), что даже бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда и смеются над неудачами товарищей! Что, разве не так?
Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведет, а просто попробуем стать добрее. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята!
Ведущий: Ребята, разве можно смеяться над худыми, полными, людьми в очках или с веснушками, над больными? Ведь главное, чтобы у человека было доброе сердце, чтобы он был трудолюбивым, честным, имел силу воли. А худоба, полнота, очки или веснушки – это только внешний вид человека.
Ребята, а что делать с теми, кто, действительно, дразнится, смеётся? (мнения детей).
А я, кажется, знаю очень действенный способ. Вот посмотрите.
Сценка «Дразнилка»
Ведущий: Усердно Саша всех дразнил,
Отпора он не находил.
Но вот однажды так случилось,
Что Саше больше не дразнилось.
(Через сцену проходят мальчики и девочки – одни беседуют, другие читают, третьи играют. Позади плетётся Саша. Ему явно скучно. Он останавливается посреди сцены, зевает, смотрит по сторонам, чешет затылок. Вдруг обращает внимание на проходящую мимо девочку, высокую и стройную. На лице у Саши появляется злая улыбка)
Саша: Длинноногая, а длинноногая!
Девочка: Я не длинноногая.
Саша: Длинноногая! (кривляется, ходит на цыпочках) Длинноногая!
(Девочка, заплакав, убегает со сцены. Саша бежит за ней, продолжая дразнить. Ему навстречу идёт мальчик)
Саша: Конопатый! (мальчик останавливается) Конопатый, конопатый, весь веснушками богатый! (мальчик, сжимая кулаки, наступает на обидчика. Саша убегает, мальчик за ним. Несколько секунд спустя, Саша с хохотом возвращается на сцену – ясно, что его не догнали. Он снова принимается за своё любимое занятие – пристаёт к другой девочке)
Саша: Пышка, пышка, пышка! (девочка начинает всхлипывать) Ушастик! Ушастик! (на кого-то из детей) Щепка! Щепка!
(Тут появляется девочка с книгой)
Саша: Рыжая! Рыжая! Рыжая!
Девочка: Не рыжая, а блондинка. Кто-то брюнет, кто-то шатен, а кто-то блондин…
Саша: Рыжая! (девочка не обращает внимания) Рыжая! (девочка спокойно читает) Рыжая! (девочка читает) Рыжая! Рыжая!! А-а-а!!!
(Подходят дети, которых Саша обидел. Он собирает последние силы и кричит девочке на ухо) Рыжая!!! (Девочка улыбается. Обидчик не выдерживает и падает на руки стоящих сзади него мальчиков. Все ахают.)
Один из мальчиков: Куда его?
Девочка: В медпункт! Скорее! Жалко мальчишку, додразнился…
(Ребята выносят Сашу за кулисы)
Ведущий: Так как же быть, ребята, с невоспитанными дразнилками? (Не обращать внимания, не замечать , не реагировать на обидные слова)
И тогда им самим надоест дразниться.
Ребята, у вас у всех есть друзья? А есть ли такие, у кого их нет? (ответы детей)
Плохо, если друга нет, и хорошо, когда рядом верный друг.
Песня о дружбе
Ведущий: Дорогие ребята! Дружба – это самое дорогое, что есть у человека. И дружить надо учиться. А помогают нам учиться дружить литературные герои, живущие в книгах о дружбе. Сейчас мы узнаем, хорошо ли знаем эти книги и их героев.
Викторина
Девочке Жене был подарен необыкновенный цветок с 7 лепестками, исполняющими желания. На что только не тратила она лепестки! И только один из них принес пользу – у Жени появился друг. Каково было последнеежелание девочки?
Собрались однажды 4 музыканта, подружились, вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили… Назовите этих друзей-музыкантов.
Григорий Остер написал немало сказок о попугае, мартышке, удаке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей?
Какая девочка спасла своего друга из ледового плена?
Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек». Потребовал у своего друга Малыша лекарство, после чего произнес: «Друг спас жизнь друга». Какое лекарство дал Карлсону Малыш?
Назовите друзей Винни Пуха.
Герои Э. Успенского Крокодил Гена, Чебурашка и Галя решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, и, пока его строили, подружидись)
У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Артемон)
Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем тоже можно дружить? (волк Акела)
Незнайка нарисовал портрет своего друга Гуньки. Ему хотелось изобразить уньку покрасивее, вот он и нарисовал ему красный нос, зеленые уши, синие губы и оранжевые глаза, а затем пририсовал фиолетовой краской усы. Понравился ли портрет Гуньке? Остались ли после этого герои-коротышки друзьями? (Портрет не понравился, но маленькая ссора не повредила настоящей дружбе)
Ведущий: Ребята, давайте побольше читать,
Друг с другом дружить,
Ведь, имея друга верного,
Хорошо на свете жить.
Друзья нужны человеку, чтобы помочь в трудную минуту, чтобы разделить с ним радость и просто, чтобы играть и общаться вместе. Я предлагаю вам немного поиграть.
Игра-эстафета «Бег в валенке»
Ведущий: Молодцы! Хорошо играли! Друг другу помогали, друг за друга переживали!
Мальчики! Внимание! Вам, наверно, интересно, как к вам относятся девочки? Ведь с ними так тяжело дружить! Давайте их послушаем.
1девочка: Мальчики бывают драчливыми
Мальчики бывают ворчливыми,
Разболтанными, невоспитанными,
Тощими и упитанными.
2 девочка: Бывают гоняльщики кошек,
А ещё чемпионы подножек,
Охотники за косичками,
А также без кличек и с кличками.
Несколько девочек (пют на мелодию «Хороши в саду у нас цветочки…» Б. Мокроусова):
Хороши в саду у нас цветочки,
Ещё лучше мальчики у нас.
Встретишь рано утром мальчика ты в классе,
Сразу жизнь становится иной!
Любим мы мальчишек наших очень,
Вам, родные, пожелать хотим:
Спортом занимайтесь, кашу уплетайте,
Станете крутыми, как Брюс Ли.
Ведущий: Ай-да, девочки! Вот какими, оказывается, хотят они видеть мальчиков! А самое главное, что они вас очень любят, мальчишки. Вам ответное слово!
Мальчик: Бывают девчонки худышками,
Толстушками и коротышками,
Задаваками обычными,
И всё-таки очень красивыми,
Нарядными и симпатичными.
Оставайтесь такими всегда!
А сейчас мы хотим пригласить вас… на танец!
(Мальчики приглашают девочек на танец)
«Танец маленьких утят»
(после танца все остаются в кругу)
Ведущий: Дорогие ребята! Наш праздник подходит к концу. Сегодня было много смеха, улыбок, добра. Давайте каждый день дарить друг другу тепло своих сердец!
1 ученик: Давайте, ребята, дружить, не обижать друзей и всех, кто вас окружает.
2 ученик: Давайте уважать друг друга и помогать друг другу.
3 ученик: Давайте радоваться вместе с друзьями.
4 ученик: Давайте не будем оставлять друзей в беде.
5 ученик: Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
- Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
6 ученик: Спросила я у зверя:
- Что такое дружба?
- Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
7 ученик: А после спросила я у девочки:
- Дружба – что такое?
- Это что-то огромное,
Радостное и большое.
8 ученик: Это когда ребята все сразу
Все вместе играют.
9 ученик: Это когда мальчишки
Девчонок не задевают.
Все: Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
10 ученик: Так давайте, давайте дружить!
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится!
Ведущий: Берегите своих друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний, ведь потерять друга так легко. Недаром говорится: «Старый друг лучше новых двух».
В память о нашем сегодняшнем празднике предлагаю обменяться приготовленными своими руками сувенирами.