Праздник «Прощание с Азбукой»
1 «А» класс МБОУ СОШ № 19 г. Дербент, республика Дагестан
Подготовил и провел учитель начальных классов:
Кахриманова Тават Исамудиновна
Цель: показать значимость полученных за период обучения грамоте знаний.
Задачи: создать атмосферу праздничного дня, развивать познавательный интерес, прививать уважение к книге.
Ход праздника
Звучит торжественная музыка Слайд1(Дети под музыку заходят в зал)
Ведущий:
Внимание! Внимание!
Здравствуйте, уважаемые зрители,
Детишки, педагоги и родители!
Праздник начинается,
Сюда все приглашаются.
Сегодня день торжественный у нас,
Он, знаю, никогда не повторится.
Хоть много предстоит еще учиться,
Он самый главный - первый класс!
Слайд2
2
Мы в школе пол года уже отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
Учитель: 
Добрый день, дорогие ребята, родители, учителя! Сегодня мы говорим
спасибо нашей «Азбуке» и хотим показать, что нам Азбука дала, как учила нас она.
Вы выучили буквы, научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник, который называется «Азбука» и поэтому у всех сегодня замечательное настроение!
Ученики
1.Мы сегодня очень рады
Всем ребятам, папам, мамам!
Мы приветствуем гостей
Дорогих учителей!
2. Мы собрали пап и мам
Но не для потехи
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи .
3.Мы в нарядах нынче новых
И у всех счастливый вид-
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
4.Разбудите меня ночью,
В самой серединочке -
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Слайд 3
3
Вед.:-Буквы русского алфавита, стройтесь!
-Гласные!
-Здесь. (поднимают руки и отвечают хором)
-Согласные!
-Здесь. (поднимают руки и отвечают хором)
-Буквы, которые не обозначают звуков!
-Здесь. (поднимают руки и отвечают хором)
-Открыли эту книгу мы едва
И сразу же узнали букву А
Но для того, чтоб книгу прочитать
Одной лишь буквы мало знать
Составлен алфавит из многих букв,
Они - основа всех наук!
Внимание Алфавит!
А Б В Г Д Е Ж
прикатили на еже…..(чтение стихотворения в сопровождении слайдов)

В зал под весёлую песню выбегают Буква Я, Буратино и Мальвина с письмом в руках.
Буратино: Я буду читать.
Буква Я (пытаясь выхватить письмо): Нет, я, я, я!!!
Буратино: Я – последняя буква в алфавите. И не якай!
Мальвина: Пожалуйста, не ссорьтесь, это неприлично.
Буква Я:
Ну, не знаю, прилично или неприлично
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я.
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду.
Я, ведь, вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною просто недоразумение!
ученик(сердито):
Да, друзья мои,
Попробуй, потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход особый! (показывает кулак букве Я)
ученик:
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться.
Мы же грамотный народ.
Буква Я сама поймёт!
ученик(сердито):
Разве мыслимое дело
Всюду Я совать вперёд!
Буква Я:
Не хочу водиться с вами
Буду делать всё сама!
Хватит у меня ума!
ученик:
Хорошо, идём на спор!
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя.
Буква Я:
Чтобы я, да не сумела?
Я ж не кто-нибудь, а Я.
Мальвина:
Буква Я взялась за дело.(буква Я пишет на листе буквы Я)
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела…
Написать она сумела только
Я,я,я,я,я.
Буква Я (грустно):
Я, ребята, виновата.
Признаю свою вину.
Я согласна стать, ребята,
Самой крайнею в строю.
Буратино:Вот это правильно, буква Я. Отдай письмо!
Буква Я:Скажи волшебное слово. Даже дети его знают.
Мальвина: Ребята, какое это слово?
(Дети дружно кричат «пожалуйста».Буратино недовольно морщится.)
Буратино:Ну какая же ты «футы-ну-ты»! Отдай письмо, пожалуйста!
(Буква Я протягивает Буратино письмо.Он радостно читает письмо.)
Буратино: «ДАрАгиерИбята! Вы нОстоящиепИрвАклаШники и можете смело зОкрывать дверь в стрОну Знаний. А ключик вам ниХто не принесёт. ПАздравляю вас, рИбята! Ваша Азбука».
(когда Буратино читает письмо, Мальвина и Буква Я возмущаются).
Буква Я: Закрывать дверь в страну Знаний, ключик никто не принесёт?
Мальвина:Могла ли Азбука, ребята, написать это письмо?
(Дети хором отвечают: «нет»)
Хихикание за кулисами(двойка и единица): Они прочитали!
В ЗАЛ ВЫХОДЯТ ЕДИНИЦА И ДВОЙКА

Двойка: (обращается к ребятам): Что, понравилось вам наше письмецо?
Единица: Мы просто молодцы! Познакомтесь …
Единица:
Я Двойкина сестрица,
Красотка единица!
Меня из школы вечно
Все гонят бессердечно!
Ругают, обижают,
Совсем не уважают.
За что - сама не знаю!
Детей я обожаю!
Твержу им: "Отдохните!"
Уроков не учите!
Тетрадки закрывайте!
Гуляйте и играйте!"
Двойка:
А я на лебедя похожа!
Стройна, красива и пригожа!
Скажите, в чем я не права,
И чем плоха оценка "два"?
Готовы мы помочь с сестрой
Остаться вам на год второй!
Ведь всем, как дважды два, понятно,
Что полениться так приятно!
Мальвина
Ах, вот, кто это написал!
Но вас сюда никто не звал!
Двойка:
Как никто не звал?
Мы целый год за вами наблюдали
Друзей себе мы выбирали!
Ленивых и неряшливых искали.
Буратино:
Вы наблюдать-то наблюдали,
Да время даром потеряли!
Сможете ответить нам:
Чтобы быть всегда здоровым,
Что нужно делать по утрам?
Единица:
Это должен каждый знать:
Надо всем …. подольше спать.
Мальвина: Это не про наших ребят вы говорите. Наши мальчики и девочки не ленятся. Они любят спорт, танцы
(Выбегает мальчик, всех зазывает на весёлую зарядку – машет рукой). ФИЗМИНУТКА - танец
Буратино: Вот, видите, наши ребята с двойками и единицами никогда не подружатся!
Двойка:Не хотите с нами дружить – так и не надо.
Мальвина:Вы лучше скажите нам, где письмо от Азбуки?
Единица: Привет – пока! Ищите письмо на дне пруда!
(Выходит, что пись ма не было и это выдумки 1 и 2? Давайте лучше споем песенку про Азбуку.)
( Исполняется песня «Азбука»)

1.Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!
2.Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибок, точно.
Припев.
3. Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев.
Слайд 4.забегает Баба-Яга.
Баба-Яга: Тихо, тихо! Что раскричались? АЗБУКА, АЗБУКА…Что за шум здесь? Отчего? Не пойму я ничего!
Баба-Яга: Здравствуйте, касатики! И зачем вы здесь собрались? Вам не лень? Лучше
б дома на диванчике лежали, телевизор посмотрели. Это что? Буковки? Да что в них
толку? А то еще придумали: гласные – согласные.
Вед.: Ты ошибаешься, Баба-Яга. Все буквы важны. Правда, ребята?
Баба-Яга: – Ишь, выстроились тут. Ну и чего вы ждёте?
Ученик: - Ждём Азбуку, у нас сегодня праздник.
БЯ:- Азбука к вам не придёт. Я её похитила и посадила под замок. Пусть посидит. А
если вы всему научились, то, попробуйте, освободите её. Вот вам!
Вед.: – Хорошо, Баба-Яга, проси что хочешь.
БЯ: – Я бабушка весёлая, задорная. Уж очень я люблю веселиться, вот и хочу, чтобы
ваши касатики мне танец показали. Танец
Вед.:- Знаешь Баба-Яга, наши ребята все могут, ведь они учатся в школе. Так что
отправляйся в свой лес, нам здесь не мешай.
БЯ: – Танцевать любой дурак может. Вы вот отгадайте мои загадки о буквах. Слайд 5
5
1.Вот два столба наискосок,
а между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
2. Эта буква так кругла,
укатиться бы могла.
3. На эту букву посмотри,
она совсем как цифра 3.
4. Ты с этой буквою знаком:
Стоят 2 колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.
5. С этой буквой на носу,
Филин прячется в лесу.
БЯ: – Какие умненькие! Какие разумненькие!
БЯ:- Загадки разгадывать вы мастера, а сказки про школу знаете?
Вед.:- Конечно знаем. Ребята 1 « А» класса покажут инсценировку сказки «
Терем –
теремок» на школьный лад. Слайд 6
6
Ведущий:
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Есть замочек у него,
Видно, нет там никого.
Я замочек отомкну
И у терема спрошу: -
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Нет ответа, всё молчит.
Теремок пустой стоит.
Вот сюда идет пенал.
Пенал:
Ах, куда же я попал?
Вот так терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живет здесь, отзовись!
Нет ответа, не слыхать.
Буду здесь жить-поживать!

Ведущий:
Математика пришла,
Речь такую завела.
Математика:
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живет здесь, появись!
Ведущий:
Вышел на порог пенал,
Учебника к себе позвал.
Пенал:
Будем мы с тобой дружить,
Будем здесь с тобою жить!
Ведущий:
Тут тетрадки прибежали,
В теремок проситься стали.
Тетради:
В школе детям мы нужны,
С вами вместе жить должны!
Ведущий:
В теремочке потеснились,
И тетрадки поместились.
Карандашики бегут –
В теремочке все их ждут,
Пенал крышку приоткрыл
И к себе их пригласил.
Появилась и пятерка,
А за нею и четверка –
Тоже к терему спешат,
В нем пожить они хотят.
Вдруг плетутся двойка
с единицей,
В теремочке просят потесниться.
Но пенал суровый на пороге снова.
Пенал:
Вы не торопитесь,
Вы нам не годитесь.
Мы сюда не пустим вас,
Убирайтесь в тот же час.
Двойка:
Подождите, не спешите
Нас от сюда не гоните.
Единица:
Отвернемся на минутку -
Вы поймете нашу шутку. (Изменяют 2
на 5, а 1 на 4.)
Все:
Вот теперь мы рады вам,
Заходите в гости к нам.
Ведущий:
Вот замочек щелкнул,
В портфеле все примолкли.
Ждут кого-то,
и приходит школьница ... (имя).
Школьница:
Я портфель сейчас возьму,
В свою школу с ним пойду.
Я хочу прилежной стать
И пятерки получать!
(Все артисты выходят на поклон.)
Вед.:- Баба-Яга, все это ребята прочитали благодаря Азбуке, и они хотели
поблагодарить её. Все задания твои выполнили, отпускай же Азбуку.
БЯ:- Эх вы! Забыли, что во всех сказках по три задания. А у меня всего два было!
Вед.: – Ну, загадывай тогда третье.
БЯ: - Ну что ж, отпущу я Азбуку, если споете мне частушки. Слайд 7
7
Ученики 1 «А» исполняют частушки.

Мы ребята- 7-летки,
Вам частушки пропоём.
Мы в своей любимой школе
Замечательно живём.
Эх, топни нога,
Топни правенькая.
В школу я пришла учиться,
Хоть и маленькая .
Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.
Каждый день у нас уроки-
Лепим, красим, мастерим,
Изучаем цифры, буквы,
О природе говорим.
Любим мы решать задачи,
Кто быстрей и кто вперед,
А задачи –то какие –
Сам профессор не поймёт.
Я танцую и пою
И учусь отлично,
Да к тому же посмотрите,
Очень симпатичный.
Мы, ребята-семилетки
Любим бегать и играть.
А учиться обещаем на «4» и на «5».
Все науки одолеем,
Все у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах,. как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли.
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать
Увлекательнее чтенья Ничего на свете нет!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
БЯ: Ой, касатики, а может песню мне споете,но только о том «Чему вас учат в вашей школе» Тогда обещаю Азбука будет ваша.
Вед.: Ну Баба-Яга только это в последний раз. Обещаешь?
БЯ: --Обещаю Слайд 8
( Исполнение песни «Чему учат в школе»)
БЯ:- Ну, хорошо, уговорили. Забирайте свою Азбуку. Входит Азбука
Аз.- Ну, наконец-то мы снова вместе. Спасибо, что вы меня освободили.
На каждом уроке я учила нас дружить, уважать друг друга, то есть учила быть просто хорошими людьми. Давайте вспомним, с какими чертами характера мы познакомились на уроках обучения грамоте только в алфавитном порядке.
Ученики.
А – аккуратность, активность
Б – благородство
В – верность
Г – гуманность
Д – доброта
Е – единодушие
Ж – жалость
З – здоровье
И – искренность
К – культура, красота
Л – любовь
М – милосердие
Н – нежность
О – осторожность
П – патриотизм
Р – радость
С – справедливость
Т – терпимость
У – уважение
Ф – фантазия
Х – храбрость
Ц – целеустремленность
Ч – честность
Ш – широта души
Щ – щедрость
Э – элегантность
Ю – юмор
Я – ясность ума
ВЕД. Наверное, все наши гости убедились в том, что азбука научила нас многому. Давайте за все это и скажем нашему учебнику спасибо!
Ученики. (хором) За все, чему ты нас учила, спасибо, азбука тебе.
Ученик Спасибо Азбуке, спасибо Азбуке…?!
И зачем было в школу идти? Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс? Ухожу домой сейчас.
Попрошу купить компьютер, буду целый день играть…
В Интернет письмо писать!
Азбука :
Подожди, не торопись!
Лучше к школе приглядись!
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь-
Подключаться толку нет:
Опозоришь белый свет!
Ученик: Как же так? Ведь я читаю, цифры знаю, буквы знаю.
Азбука: Эту тоже? (показывает на букву Р)
Ученик:Ну а как же! Скажет каждый во дворе: «Перед нами буква «Рэ»!»
Буква Р: Что-о ? «РЭ»?
Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ» хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдёшь в «горах», «тундре», «речке», «берегах»…
Рокочу я громким громом и реву звериным рёвом- вот тигриным, например: Р_Р_Р_Р…
Моё имя – буква «ЭР»! Понятно вам? ЭР,ЭР…, а никак не «РЭ»!
ученик: Извините, я не знал, но я правильно читал….
Азбука: Вот и я, мои друзья, рада вам, очень рада вам!
Но мне придется прощаться с вами.
Ведь мне предстоит ещё учить грамоте других ребят. А как же они будут без меня?
Вед.- Ребята сегодня мы прощаемся с вашей первой книгой «Азбукой». Теперь вам
интересно будет знакомиться и читать новые книги. - А кто из вас уже знает, как
называется ваша следующая книга по чтению? Слайд 10
Аз.- Посмотрите, какая книга. Эта моя родная сестра «Литературное чтение».

Это ваш новый учебник, которому я уступаю свое место.
Лит. чтение: - Здравствуйте, ребята. Рада встрече с вами. Надеюсь мы подружимся.
Я помогу узнать вам много интересного и неизвестного. Теперь я вас дальше поведу
по стране знаний. Я надеюсь, что вы будете беречь меня.
Ученик: 1
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Вед:- Ребята, давайте все вместе дружно споем песню про Азбуку. Слайд 11
11
Песня под мелодию «БРЕМ. МУЗЫК.»
Как сегодня радуются дети —
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
Ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть журнал или газету,
Двадцать первого столетья дети,
Мы освоим сайты в Интернете!
Вед.- Наступает торжественный момент.
Вам сегодня выдают удостоверения
В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Любые прочтёте книжки. Слайд 12
12
Вручение удостоверений.
- Мы поздравляем вас с праздником! Теперь вам по плечу любые книги, любые знания. Желаем вам прочесть много красивых, добрых книг. Пусть книга станет для вас сияющим маяком знаний. Желаем вам радости! Желаем не скучать! Мам и бабушек не очень огорчать. Всего доброго, дорогие ребята! Слайд 13