Савченко Виктория Викторовна
МКОУ «Первомайская СОШ»
учитель начальных классов
Воспитательное мероприятие «Секреты общения»
Пояснительная записка
Вхожу я в класс, а сердце бьется:
«Надеюсь, верую, люблю!»
И эти три святые слова
Душе ребенка отдаю.
В свете компетентностного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность. Диалогические умения школьников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном развитии, по существу - основой развивающейся личности.
В диалоге формируются многие социальные навыки и привычки поведения, определяющие характер установления контактов и взаимоотношений. Поэтому формирование культуры речевого общения это важная часть воспитания детей младшего школьного возраста, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами.
Основным педагогическим средством воспитания культуры общения обучающихся младших классов, в рамках нашего внеклассного мероприятия, выступает метод диалога, реализованный в метафорических сообщениях о нормах и правилах общения в вербальной и невербальной форме.
Исходя из вышесказанного, мы определили цель мероприятия:
Цель: способствовать осознанию младшими школьниками значимости человеческого общения, формированию диалоговой речи, способности договариваться и понимать друг друга
Задачи:
Познакомить обучающихся с правилами общения;
Поощрять стремление детей совершенствовать навыки общения;
Создавать условия для речевой активности в процессе диалога обучающихся.
При отборе и организации содержательной части мероприятия мы руководствовались следующими принципами:
принцип учета возрастных особенностей младших школьников;
принцип доступности;
принцип толерантности (понимание норм и правил поведения, обращенность к нравственному аспекту человеческих отношений, доверие, согласие);
принцип диалога (в основе которого лежат процедуры наблюдения, ассоциативности, интерпретации, сравнения, переживания, вслушивания, всматривания, вчувствования как способов выяснения намерений и реальной ценности слов);
критерий выделения главного и существенного в содержании мероприятия, то есть отбора наиболее универсальных элементов.
Данное воспитательное мероприятие предназначено для детей младшего школьного возраста 8-9 лет.
Воспитание культуры общения обучающихся младших классов обуславливает выбор следующих методов и подходов:
Метод «От противного», подход «антиправила»- создает хорошее настроение, преодолевает детский негативизм: внушение «в лоб», малоэффективно, детям предоставляется возможность увидеть нелепость разбираемых «неправильных» ситуаций.
Метод воспитывающих ситуаций. Их функция в данном мероприятии – создание условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, общения, ценности. К ним относятся ситуации выбора одобряемого поведения при общении, обсуждение поступков детей, которое требует выбора правильного решения.
Метод диалога – создает условия для самоопределения и утверждения ребенка в группе сверстников, воспитывает терпимость. Формирует определенную комфортную психологическую среду, снижает чувство тревожности у школьников. Диалог - основной путь обмена мыслями, универсальная форма информационного взаимодействия обучающихся друг с другом и с учителем. Диалог - прекрасный способ воздействия на сознание и формирования определенных взглядов, мотивов, чувств. Через диалог реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи.
Метод игры – в процессе которой обучающиеся решают коммуникативно-познавательные задачи. Благодаря игре, мероприятие проходит в неформальной обстановке, что помогает школьникам общаться в парах и группах, высказывать свою точку зрения, что также способствует более естественному формированию навыков общения.
Метод поощрения - в ходе мероприятия дается положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в процессе общения , и анализ ошибок, как «работа над ошибками». Поощрения стимулируют активность, побуждают школьников к творчеству, достижению целей.
Применение перечисленных методов и приемов вовлечения обучающихся младших классов во вживание, «вчувствование» в проективные коммуникативные ситуации посредством использования игровых, диалоговых средств воспитания позволяет достичь поставленных целей.
Используется следующее оборудование:
Медиапроектор для показа презентации, куклы «лягушка», «мышка» для инсценировки, диагностический лист для проведения тестирования, карточки для проведения рефлексии
Данное воспитательное мероприятие является логическим продолжением цикла мероприятий по формированию культуры общения в рамках духовно-нравственного направления, заданного в плане воспитательной работы,
В ходе проведенного мероприятия ребенок получит возможность овладеть:
- навыками культурного общения;
-умением строить и вести диалог;
- взаимодействовать друг с другом во время общения.
Ожидаемый результат: Знание ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанное на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Секреты общения»
Цель: способствовать осознанию младшими школьниками значимости человеческого общения, формированию диалоговой речи, способности договариваться и понимать друг друга.
Оборудование: куклы (лягушка, мышка), листочки для тестирования, медиапроектор; презентация к воспитательному мероприятию; карточки для рефлексии на каждого обучающегося.
Активизация внимания
Долгожданный дан звонок –
Это начался урок.
Собрались мы здесь сейчас
Провести наш классный час.
Игра на внимание «Кряк-квак»
-Послушайте стихотворение (чтение стихотворения):
Лягушонок «Квак-квак!»,
А Мышонок «Пик-пик»,
Всё сказали, всё спросили ...
Хорошо поговорили!
- Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Лягушонок и Мышонок». Встаньте. Я буду произносить слова «Лягушонок» или «Мышонок». Мальчики хором говорят слова лягушонка («Квак-квак»), девочки - слова Мышонка («Пик-пик»). Игра проводится в быстром темпе на выбывание: кто ошибся - садится.
- Подведем итог, кто же был внимательнее «Лягушонок или Мышонок»?
Беседа об общении
-Ребята, согласны ли вы с тем, что герои стихотворения «хорошо поговорили» ? Почему?
- Зачем люди разговаривают между собой?
- Известно, что Робинзон Крузо 28 лет провел на необитаемом острове. Как вы думаете, что было для него самым трудным? (Несмотря на то, что добывать огонь, заниматься строительством, охотой, земледелием, изготавливать мебель, одежду и т. д. было непросто, тяжелее всего было одиночество: «Не с кем поговорить».)
- Как долго вы можете молчать?
- Представьте себе, что вам дали самые лучшие краски, научили прекрасно рисовать, но предупредили, что никому и никогда нельзя показывать свои рисунки. Согласились бы вы? Почему?
- Для чего трудится каменщик?
- Для кого поет певец?
- Кому нужна работа врача?
- Что делали бы продавцы, если бы других людей не было?
- Назовите профессию, когда работают «только для себя».
- Человек живет совместно с другими людьми, является частью общества; ему приходится вступать в контакт с другими людьми, т. е. общаться. Обратите внимание на слова ОБЩЕНИЕ и ОБЩЕСТВО. Слайд 1. Что вы можете о них сказать? (родственные).
- Попробуйте назвать тему нашего классного часа. (Общение)
- Вы правы, но мы будем говорить не просто об общении, а о секретах общения. Слайд 2. (тема + цели)
- Какую цель мы перед собой поставим? (узнать секреты, научиться их применять)
- Представьте себе, что разговаривать разрешается только взрослым, а дети должны молчать. Хотели бы вы жить по таким правилам? Почему?
- О чем вы обычно разговариваете в различных ситуациях: с родителями, с друзьями, с учителем, с незнакомым? Почему темы разговоров отличаются?
Тест «Общительны ли вы?»
- Все люди нуждаются в общении, но эта потребность проявляется по-разному: есть люди общительные, а есть – замкнутые.
- Я предлагаю вам определить, общительны ли вы с помощью теста. На мой вопрос вы должны ответить «да» или «нет». Ответ «да» обозначается «плюсом», ответ «нет» - «минусом».
Вопросы анкеты:
Я люблю новые знакомства?
Я люблю быть с друзьями больше, чем читать книги или смотреть телевизор?
3. Если кто-то скучает или грустит, я могу поднять ему настроение?
У меня много друзей?
Я не люблю один находиться дома?
Мне делают замечания за то, что на уроке разговариваю?
Если я хочу что-то узнать, мне легче спросить, чем самому
искать в книгах?
Мне нравится участвовать в разных мероприятиях?
Я не стесняюсь обратиться к прохожему на улице?
Я люблю поговорить по телефону?
Подведение итогов:
1-3 «плюса» - малообщительный человек;
4-6 «плюсов» - средний уровень общительности;
7-8 «плюсов» - высокий уровень общительности;
9-10 «плюсов» - подумайте, не утомляете ли вы других слишком большой общительностью.
Физкультминутка. Слайд 3.
Проведение танцевальной физкультминутки.
Правила общения по телефону. Слайд 4.
- Еще сто лет назад люди не представляли, что можно разговаривать, не видя собеседника. А сейчас телефон есть почти у каждого. Чем удобен телефон, какую пользу он приносит людям?
- Существуют правила, как нужно разговаривать по телефону. Послушайте одно из них.
Чтение стихотворения Г. Остера:
Если вас по телефону
Обозвали дураком
И не стали ждать ответа,
Бросив трубку на рычаг,
Наберите быстро номер
Из любых случайных цифр
И тому, кто снимет трубку,
Сообщите: «Сам дурак!»
Работа в группах. Каждая группа разрабатывает свой «вредный» совет, используя ключевые слова.
- Давайте попробуем придумать собственные «вредные советы» для тех, кто разговаривает по телефону! Например: «Когда звонишь, здороваться не нужно», «По телефону меньше часа разговаривать запрещается!».
На экране появляются ключевые слова: начало и конец
разговора, время и продолжительность звонка, тема разговора, «громкость» разговора, ситуация «ошиблись номером», к телефону подошел незнакомый человек . Слайд 4.
Обсуждение «вредных советов» проводится в виде игры по цепочке.
(В результате на экране появляются следующие правила: следует поздороваться и сразу представиться; нельзя занимать надолго телефонную линию, звонить рано утром или поздно вечером; не следует беспокоить людей по пустякам, без всякого дела; по телефону следует говорить вежливо, ровным, спокойным голосом; важно правильно набрать номер, если же ошибся – извинись; если к телефону подходит незнакомый человек, не забудьте извиниться: ведь вы отрываете человека от работы.)
VII. Анализ коммуникативных ситуаций «Как не надо разговаривать?»
Заранее подготовленные дети показывают ситуации, иллюстрирующие различные правила общения. По ходу просмотра и обсуждения ситуаций правила общения выводятся на экран.
Примеры ситуаций:
разговаривать вплотную друг с другом (при общении нужно смотреть в глаза или на губы собеседника) Слайд 5.
говорить очень тихо или очень громко; (говорить следует вежливо, ровным, спокойным голосом. Важно уметь употреблять вежливые слова: пожалуйста, будьте добры, здравствуйте, извините, до свидания.) Слайд 6.
говорить одновременно; (говорить по очереди, уметь слушать и слышать) Слайд 7.
говорить «каждый о своем»; (быть внимательным при общении, уметь поддержать тему разговора) Слайд 8.
- Послушайте стихотворение и подумайте, о каком правиле идет речь?
Вы, это самое, того,
Когда вы говорите,
То, значит, это, как его,
Ну, в общем, не тяните!
Вот, между прочим, так сказать,
Что я хотел бы вам сказать ...
(Не злоупотреблять словами-паразитами: «ну», «значит», « самое» и др.) Слайд 9.
VIII. Подведение итогов. Слайд 10.
IX. Рефлексия. Слайд 11.
- Ребята, у каждого из вас есть карточки. Внимательно рассмотрите их и прочитайте, что означают смайлики. Обведите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
 | Понравилось, хочу узнать больше! |
 | Спасибо за хорошее настроение! |
 | К концу беседы настроение испортилось. |
8