СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Стереотипы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие нацелено на расширение представлений учащихся о стереотипах и способствуют осмыслению ими данного понятия.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Стереотипы"»

3


Тема: Стереотипы

Цель: определить значение понятия «стереотип» и его роль в процессе межкультурного диалога.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учеников с понятием «стереотип», его видами;

  • расширить знания учеников о разных межэтнических стереотипах;

  • определить положительные и отрицательные стороны использования стереотипов;

развивающие:

  • способствовать развитию критического мышления, памяти, внимания учащихся;

  • способствовать развитию коммуникативных умений у обучающихся;

воспитательные:

  • способствовать воспитанию у обучающихся толерантного отношения к представителям разных культур.

План мероприятия:

  1. Межкультурная разминка.

  2. Что такое стереотип?

  3. Откуда берутся стереотипы?

  4. Классификация стереотипов, их свойства.

  5. Рефлексия.

Ход мероприятия:

  1. Межкультурная разминка «Угадай культуру».

Учитель предлагает ученикам разделиться на подгруппы из трех-четырех человек.

Задание: необходимо выбрать любую культуру и изобразить ее так, чтобы остальные участники могли отгадать. При презентации выбранной культуры нельзя использовать слова.

Обсуждение после выполнения упражнения:

  • что вам помогло угадать культуру, которую изображали одноклассники?

  • что было положено в основу выбора культуры для ее представления?

  1. Что же такое стереотип?

Итак, мы обладаем определенными знаниями о разных культурах. Нам известно, что русские гостеприимны, что воплощением американской мечты является возможность достичь успеха своим упорством и трудом и т.д. Все это примеры стереотипов.

В общем смысле стереотип – это устоявшийся шаблон мышления. В философском словаре (под ред. И.Т. Фролова) стереотип – устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообразных источников информации.

Понятие «стереотип» было введено Уолтером Липпманом в 1922 г. Он интерпретировал стереотип как принятый в исторической общности образец восприятия информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте.

Безусловно, стереотипы упрощают восприятие мира человеком, они компонуют сложнейшие характеристики какого-либо объекта или явления. Всем людям присуще опираться на стереотипы в своих суждениях. Стереотипы усваиваются не на основе личного опыта человека, а приобретаются в ходе социализации в семье, школе и т.д. Стереотипы усваиваются человеком еще в раннем детстве и используются задолго до возникновения четких представлений о данных объектах или явлениях.

3. Откуда берутся стереотипы?

Как уже было обозначено, стереотипы усваиваются ребенком от ближайшего окружения.

Источником стереотипов выступают также ограниченные личные контакты. Например, во время путешествия человек встретился с представителем определенной национальности, который был молчалив. Следовательно, путешественник пришел к выводу, что все представители данной национальности угрюмы и недоброжелательны.

Отношение к носителям стереотипов формируется посредством СМИ (телевидение, пресса, Интернет обладают большим авторитетом для людей, формируя определённые стереотипы).

  1. Классификация стереотипов, их свойства.

Исследователи по разным параметрам выделяют разные виды стереотипов. Познакомимся с некоторыми из них.

Упрощенный образ какой-либо социальной группой был обозначен У. Липпманом как социальный стереотип.

Г.  Тэжфел  определил следующие характеристики социальных стереотипов:

  • человек с легкостью проявляет  готовность  охарактеризовать  значительные  по  размеру  группы людей пристрастными признаками;

  • социальные стереотипы устойчивы в  течение  достаточно  длительного  времени;

  • социальные  стереотипы  имеют свойство  изменяться  в  зависимости  от  политических,  экономических, социальных  тенденций, но процесс их изменения протекает  очень  медленно.

Социальные стереотипы подразделяются на автостереотипы и гетеростереотипы.

Автостереотипы – свойства, которые люди приписывают своей группе. Обычно они составляют положительные свойства, одобряемые представителями данной группы. Автостереотип представляет образ собственной культуры для других. Например, надежда русских на «авось».

Гетеростереотипы отражают то, что данная группа думает об иной группе. Обычно гетеростереотипы представляют негативные характеристики, приписываемые одной группой другой, но не всегда критические замечания о чужой культурной группе закладываются в их основу. Например, европейцы считают, что для русских дружественные, семейные отношения намного важнее, чем деловые.

Люди выбирают положительный ярлык, когда описывают черту, присущую своей группе, и отрицательный – при описании той же черты иной группы: американцы считают себя дружелюбными, свободными в общении, а англичане воспринимают их назойливыми и развязными. И наоборот – англичане думают, что им присущи сдержанность и уважение прав других людей, а американцы, напротив, считают англичан холодными снобами.

Всегда ли можно использовать стереотипы, характеризуя образ жизни, традиции, особенности характера представителей различных культур?

(Ответы учеников).

Задание: заполните таблицу по итогам данного занятия.

Обратим внимание на межэтнические стереотипы. Отметим, что в культуре отдельного народа к ним относится:

  • вербальное и невербальное поведение;

  • черты национального характера;

  • особенности быта ;

  • национальные обряды.

Задание: приведите примеры межэтнических стереотипов. (Американцы - честолюбивы; прибалтийцы – медлительны; англичане – сдержанные японцы – трудолюбивы).

Задание: обсудите в парах, какие отрицательные и положительные стороны заложены в стереотипизацию. После обсуждения в группе учениками заполняется таблица

+

-

Стереотипы облегчают познание иной культуры и особенностей ее представителей

При недостатке информации о конкретном представителе иной культуры стереотипизация ведет к недопониманию

Стереотипы помогают ориентироваться в иной культуре

Стереотипы способствуют возникновению предубеждений

Знание стереотипов позволяют избегать грубых ошибок в процессе межкультурного взаимодействия

Стереотипы часто основываются на субъективном мнении личности


Стереотипы обобщают представление человека об иной культуре


  1. Рефлексия.

Задание: учащиеся по кругу называют характеристики, которые определяют понятие «стереотип». Например, стереотипы помогают проще понять чужую культуру – стереотипы дают нам общее представление о культуре – не всегда стоит опираться на стереотипы – человек усваивает стереотипы с детства – стереотипы могут давать неверное представление о конкретном индивиде …и т.д.


Список литературы:

  1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 352 с.

  2. Жерновая О.Р. Этнокультурные стереотипы как отражение меняющейся культурной и политической действительности общества // Политическая лингвистика. - 2010. - №2. С. 109-113.

  3. Зотина Т.О. Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе [Электронный ресурс]. –  http://sibac.info/archive/social/12(26).pdf.

  4. Искусство жить с непохожими людьми / под ред. А.Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой, А.В. Макарчук. – М., 2009. – 313 с.

  5. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М.: Ключ, 1999. – 224 с.

  6. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие. – М.: КИОРУС, 2014. – 254 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!