СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Святые заступники Руси"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот сценарий урока может быть использован  как внеклассное мероприятие .

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка.


Данный урок представлен по теме: «Первые святые Руси Борис и Глеб» .. Тема урока основана на материалах изучения учащимися учебника « История России 6 класс» Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов. М,: Просвешение, 2016.

Урок составлен для учеников 6 класса, он учитывает их возрастные особенности, связанные с любознательностью, эмоциональным восприятием материала, стремлением узнать новое и интересное. Тема урока расширяет их мировоззрение.

Урок построен с использованием системно-деятельностного метода в рамках ФГОС.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы работы: индивидульная, работа в группах.

Цель урока: оценить роль и значение в истории России первых святых Бориса и Глеба.

Задачи:

Образовательная:

Понимать значение слов: « добродетель», «стратостерпцы»; « смирение»

Уметь работать с различными источниками информации

Воспитательная:

Вызвать заинтересованность учащихся к теме урока на примере подвига первых святых, чувство гордости и патриотизма к истории своей страны

Развивающая:

Развивать умение рассуждать, делать выводы, защищать свою точку зрения

Урок состоит из 8 этапов:

1.Организационный,

2.Актуализация полученных знаний

3. Создание проблемной ситуации

4. Формулирование учебной проблемы

5. Открытие новых знаний

6. Подведение итогов

7. Рефлексия

8. Домашнее задание

В течении урока применяются следующие формы обучения: словарная работа

( определение значения новых слов на уроке); работа с текстом документа ( прочитать и ответить на вопросы по документу, последний вопрос на размышление ориентирован на обсуждение в группе) ; просмотр и обсуждение отрывка видео-фильма; практическая работа по картинному ряду ( самопроверка усвоения учебного материала в конце урока); Индивидуальное задание: написать мини- сочинение.

Оборудование: мультимедия, текст документа, презентация, карточки самооценки.

Просмотр содержимого документа
«Приложение.Сказание о Борисе и Глебе»

Сказание о Борисе и Глебе (отрывок).

«……блаженный понял, что хотят убить его. И, глядя на убийц кротким взором, омывая лицо свое слезами, смирившись, в сердечном сокрушении, трепетно вздыхая, заливаясь слезами и ослабев телом, стал жалостно умолять: «Не трогайте меня, братья мои милые и дорогие! Не трогайте меня, никакого зла вам не причинившего! Пощадите, братья и повелители мои, пощадите! Какую обиду нанес я брату моему и вам, братья и повелители мои? Если есть какая обида, то ведите меня к князю вашему и к брату моему и господину. Пожалейте юность мою, смилуйтесь, повелители мои! Будьте господами моими, а я буду вашим рабом. Я же, братья, и делом и возрастом молод еще». И ни единое слово не устыдило их, но как свирепые звери напали на него.     И, преклонив колени, стал молиться: «Прещедрый и премилостивый господь! Не презри слез моих, смилуйся над моей печалью. Воззри на сокрушение сердца моего: убивают меня неведомо за что, неизвестно, за какую вину. И еще: «Терпением укрепляйте души свои». Смотри, господи, и суди: вот готова моя душа предстать пред тобою, господи! И тебе славу возносим, отцу и сыну и святому духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь»

     Потом взглянул на убийц и промолвил жалобным и прерывающимся голосом: «Раз уж начали, приступивши, свершите то, на что посланы!»

Вопросы к документу:

     1 Почему Глеб не оказал сопротивление наёмным убийцам и проявил смирение?

2. Почему именно Борис и Глеб стали первыми русскими святыми?

3. Оцените поступок Глеба с точки зрения сегодняшнего времени.



Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока»

Сценарий урока.

Тема урока: «Первые святые Руси Борис и Глеб» .


Цель: оценить роль и значение в истории России первых святых Бориса и Глеба.

Задачи:

Образовательная:

Понимать значение слов: « добродетель», «стратостерпцы»; « смирение»

Уметь работать с различными источниками информации

Воспитательная:

Вызвать заинтересованность учащихся к теме урока на примере подвига первых святых, чувство гордости и патриотизма к истории своей страны

Развивающая:

Развивать умение рассуждать, делать выводы, защищать свою точку зрения

Урок построен с использованием системно-деятельностного метода.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: мультимедия, текст документа, презентация, карточки самооценки.

Основные понятия: добродетель, стратостерпцы, смирение



Этапы урока

Сценарий урока

Деятельность ученика

1.Организационный

(2 мин.)

Здравствуйте! Проверьте всё ли готово к сегодняшнему уроку. Я желаю вам сегодня интересной, творческой работы.

Эмоциональный настрой

2. Актуализация полученных знаний.

(4 мин)

Давайте вспомним. Мы с вами изучали тему, посвящённую принятию христианства

на Руси.

В каком году это было? К каким последствиям для Руси это привело?


Повторение ранее изученного материала


Одним из важных последствий было распространение христианской морали на Руси. Об одной из этих добродетелей мы сегодня поговорим.

Объясняет слово: добродетель-

положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками.


Отвечают на вопросы учителя.

Демонстрация слайдов презентации

3.Создание проблемной ситуации

(2 мин)


Звучит стихотворение:

«Смирен лишь тот, кто мир имеет 
В душе, и в сердце, и в уме, 
Кто плакать, каяться умеет 
И восставать всегда, лежа на дне. 
Смирен лишь тот, кто сокрушаться может 
О мире сем, о близких, о себе, 
Кто из любви друзьям своим поможет, 
Зовя, о Боже, всех друзей к Тебе». 

(отец Олег Моленко

«Божественное смирение»)

О какой добродетели здесь говорится?


Называют добродетель: Смирение.

Демонстрация презентации






4.Формулирование учебной проблемы

( 4 мин)

Что означает слово «Смирение»? С какими словами оно у вас ассоциируется?

Но смиренный человек – это не слабый, а сильный человек.

Архиепископ Иоанн сказал: «Смиренность духа человеческого есть не слабость, а необычайная сила человека» .

Согласны ли вы с ним?

Как вы думаете почему он так сказал? Сформулируйте проблему урока.

Добродетель « Смирение» означает силу или слабость человека?

Смирение- это кротость, покорность.


Высказывают своё мнение, формулируют проблему урока; предлагают пути решения проблемы: рассмотреть на примере жизни человека этот вопрос.

5.Открытие новых знаний

(25 мин)

Звучит Былинная песня о святых князьях Борисе и Глебе ( отрывок)

Борис и Глеб были младшими любимыми сыновьями князя Владимира Святославовича. Владимир Святославович хотел оставить Киев князю Борису. Однако после смерти князя Владимира начинается междоусобная война между сыновьями Владимира.

Видео- фильм « Повесть временных лет. Святые страстотерпцы Борис и Глеб»

После просмотра фильма отвечают на вопросы:

1.Почему Святополк решил убить Бориса и Глеба?

2. почему Святослава прозвали «окаянный»?

3.Как назвали Бориса и Глеба после мученической смерти?

Работа со словарём:

«Страстостерпцы»- это относится к тем святым, которые приняли мученическую кончину не за христианскую веру, в отличие от мучеников и великомучеников, возможно даже от своих близких и единоверцев — в силу их злобы, корыстолюбия, коварства, заговора.

Учитель обращает внимание учеников на проблемный вопрос. Для решения этой проблемы предлагает поработать с текстом.

« Сказание о Борисе и Глебе»

( отрывок)

После чтения текста отвечают на вопрос:

1 Почему Глеб не оказал сопротивление наёмным убийцам и проявил смирение?

2. Почему именно Борис и Глеб стали первыми русскими святыми?

3. Оцените поступок Глеба с точки зрения сегодняшнего времени.

Подвиг Бориса и Глеба отражён в русской культуре.

Демонстрация слайдов с изображением иконы « Святые Борис и Глеб». ; Борисоглебский монастырь( Смоленск , река Смядынь) Он был создан на месте убийства святого Глеба.


Рассматривают схему династии Рюриковичей



Смотрят фильм

« Повесть временных лет»



Отвечают на вопросы.

Определяют значение слова

« страстотерпцы».

Записывают значение этого слова.


Отвечают на вопросы:

Святополк завидовал Борису и Глебу, особенно тому, что отец поставил Бориса во главе Киева.




Глеб не стал сопротивляться наёмным убийцам, так как не хотел идти против брата.

Они приняли мученическую смерть ,чтобы не воевать со своим братом.

Последний вопрос обсуждают работая по парам в группе.



Рассматривают изображения на иконе святых и Борисоглебский монастырь и рассказывают о своих впечатлениях .


6. Подведение итогов

( 4 мин)

Делают вывод при помощи ответа на проблемный вопрос урока.

Самопроверка:

Выполнение практического задания по картинному ряду.


« Смирение»- это сила духа человека.


Выполняют самопроверку

7.Рефлексия

(2 мин)

Выскажите мнение об уроке: продолжите фразу…

Сегодня я узнал…

Для меня было новым….

Оцените урок и свою работу на уроке при помощи смайликов.

Высказывают мнение, оценивают свою работу

8.Домашне задание

(2 мин)

Написать мини- сочинение:

Добродетель « смирение» в сегодняшнее время.

Я желаю вам

Записывают домашнее задание




Литература:

  1. История России- 6 класс. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов. М,: Просвешение, 2016

  2. «Сказание о Борисе и Глебе»

  3. Православные песнопения. Былинная песня о святых князьях Борисе и Глебе.

  4. Повесть временных лет. Выпуск 20. Святые страстотерпцы Борис и Глеб.видео -фильм

  5. http://www.omolenko.com/stihi/smirenie.htm. философская энциклопедия

  6. http://www.psychology-faq.com/chto-takoe-smirenie-i-v-chyom-ego-sila/

статья «Что такое смирение».











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!