СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Цветковые растения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по темам ботаники 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Цветковые растения"»

Внеклассное мероприятие по теме: "Цветковые растения" Цели:
  • обобщение и углубление знаний учащихся по теме “Цветковые растения”, их многообразие в природе;

  • роль цветковых растений в природе, жизни человека, охрана цветковых растений;

  • привитие интереса к предмету биология.

Оборудование: компьютерная презентация, таблицы, рисунки, фотографии цветковых растений, письма “Растения просят у нас защиты”.



Ведущий:

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм - с лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Сергей Смирнов.

Ведущий: Итак мы начинаем наш конкурс. Будьте внимательны и правильно отвечайте на поставленные вопросы.

1 тур. Разминка.

Задание. Каждая команда должна отгадать загадку. И не просто дать правильный ответ, но и указать:

  1. правильное биологическое название рода или вида растения;

  2. указать семейство, к которому растение относится.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. На обсуждение – 10 секунд.

Пример. Загадка: “Беленькие горошки на зеленой ножке”. Ответ: ландыш, семейство Лилейные.

Неправильный и неполный ответы оцениваются в 0 баллов.

1. Подрастет нарядится в беленькое платьице
Пышное, воздушное, ветерку послушное. (Одуванчик лекарственный, семейство сложноцветные)

2. Сидит на палочке в красной рубашечке,
Брюшко светлое, камешками набито. (Шиповник, семейство розоцветные)

3. Ягода – красна, ягода – вкусна. Режь да соли! Ешь да хвали! (помидор, семейство пасленовые)

4. Стоят в поле сестрички
Желтый глазок,
Белые реснички. (Ромашка, семейство сложноцветные)

5. Весной зеленела, летом загорела, осенью кораллы красные надела. (рябина, семейство розоцветные)

6. Помидору – брат, а кумачу не рад; он в лиловой рос одежке, не краснеет даже в лежке. (баклажан семейство пасленовые)

7. Что за подвох? Вдруг на дереве – горох! (акация, семейство бобовые)

8. Маленький, горький, луку брат. (чеснок, семейство лилейные).

2 тур. Видеотур.

На доске рисунки растений: пастушья сумка, лилии, земляника, крапива, облепиха, чистотел. Ведущий зачитывает небольшой отрывок, нужно по описанию узнать о каком растении идет речь

1. Это растение можно встретить на опушках и лесных полянах. В мае – июне  среди густой зелени травы, словно хлопья снега, сверкают белизной его цветы. Пройдет всего месяц и поплывет над полянами приятный аромат. “Ягода” служила модницам еще и духами. Поэтому и получила свое название - “фрагерия” - “благоухающая”. О каком растении, идет речь? (Земляника)

2. Северный ананас – красивое название, неправда ли, это скромный кустарник. Название точное – желтые или оранжевые плоды буквально облепляют ветки. Еще в древней Греции ее листьями и молодыми побегами кормили лошадей. От этого они прибавляли в весе, шерсть их становилась шелковистой, красивой. Позже человек внимательно присмотрелся к этому растению и оценил его лечебные свойства. Как называется - это растение? (Облепиха).

3. Цветы имеют четыре лепестка расположенных крест на крест. Это растение принадлежит к семейству крестоцветные. В то время, как наверху у него распускаются цветочки, начиная с апреля и до осени, а снизу стручочки похожие на сумочки. Это растение злостный сорняк посевов, но может быть использовано, как лекарственное растение. Отвар или свежие листья хорошо останавливают кровь. Крупные листья можно использовать в пищу, это хорошее средство от цинги. (Пастушья сумка).

4. Кто придумал шприц? Это пытливый ум человека, благодаря растению. Растение это имеет жгучие волоски, похожие на крохотные бутылочки. Стенки волосков очень хрупкие. Чуть их задел – верхушки обламываются и острые края вонзаются в кожу как шприцы. А в шприцах жгучее вещество. От таких уколов долго чешется кожа. Что это - за растение? (Крапива).

5. Растение с золотисто-желтыми цветами часто встречаются в огородах, дворах. В народе его называют бородавочником. Если поранить растение, из растения вытекает ярко-оранжевый сок. Латинское название растения хелидониум происходит от греческого слова “хелидон” – ласточка. В старину верили, что ласточки собирают млечный сок растения, чтобы возвратить зрение слепым от рождения птенцам. Как называется - это растение? (Чистотел).

6. Эти прекрасные цветы произошли от пролитых капель молока. Мать богов

Юнона вздумала покормить оставленного под кустом Геркулеса, малыш с такой силой впился в грудь, что Юнона почувствовав боль оттолкнула малыша, а молоко брызнуло растеклось по небу дав начало Млечному пути и несколько капель упало на землю и превратились в цветы. Какие это цветы? (Лилии).









3 тур. Заморочки из коробочка.

(В виртуальном коробочке находятся мешочке находятся задания с номерами, команды по очереди выбирают номер вопроса. Ведущий зачитывает заморочки)

  1. Родовое название этого растения “центуаре” произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. Назовите, русское название этого растения? (Василек)

  2. Какое растение, было на родине сорняком, в Европе садовым цветком, а у нас стало масличным растением? (Подсолнечник)

  3. Часто это растение называют “зеленой коровой”, так как из его семян делают масло, молоко, простоквашу, сыр, а также заменители какао и шоколада. А вы знаете это растение? (Соя)

  4. Назовите культурное растение, к которому относится такое выражение: “Аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов”. (Рис).

  5. Во второй половине XIX века в Крым впервые привезли “золотые яблоки”. Как мы называем эти “золотые яблоки” сегодня? (“Золотые яблоки” (итал.) – помидоры.)

  6. Почти все злаковые растения - травы. Но и среди них встречаются такие, у которых стебель одревесневает так, что достигает твердости, и благодаря высокому росту эти травы можно принять за деревья, тем более они часто образуют целые рощи. Как называется этот злак? (Бамбук).

  7. “Солдатская трава”, так называют его за “выправку”: стоит он, как будто в строю или на посту, и за смелость и выносливость: не боится ни плохих почв, ни жары, ни мороза. Согласно легенде Ахиллес, герой Троянской войны – излечил им от ран своего друга друга. Потому трава и получила научное имя Ахиллесов. (т-Ы-сячелистник).

  8. Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей, у заветного местечка есть волшебная аптечка. Там красные таблетки развешаны на ветке. Что это за растение? (Шиповник)

  9. Соколиный Глаз вздрогнул и с опаской огляделся вокруг. Потом опустился на колено, потрогал рукой неприметное растение, выросшее прямо на тропе. “След бледнолицего”. Как по другому называется это растение? (Подорожник).

  10. В названии этого кустарника - титул упрямой раскольницы Морозовой, высланной из Москвы в Сибирь. Правда, название этого дерева мужского рода. (боярышник)

4 тур. «Темная лошадка»

Задание. Команда должна определить название растения. Ведущий зачитывает характеристику растения тезами. Всего тез 5. Команда имеет право только на один ответ.

За правильный ответ по первой тезе – 10 баллов.

За правильный ответ по двум тезам - 9 баллов.

За правильный ответ по трем тезам – 8 баллов.

За правильный ответ по четырем тезам – 7 баллов.

За правильный ответ по пяти тезам – 6 баллов.

На обсуждения каждой тезы – не более 20 секунд.

Команда имеет право задать любой дополнительный вопрос, относящийся либо к морфолого-биологической характеристике, либо к систематике, в таком случае правильный ответ оценивается в 5 баллов.

В случае отсутствия правильного ответа, право ответить получает команда, заявившая об этом. Правильный ответ также оценивается в 5 баллов.

Комплект 1. (Капуста белокочанная).

1) Содержит немного белка, немного углеводов, но много витаминов, а один из видов этого растения содержит витаминов С и В1 больше, чем лимоны. (10б.)

2) Цветки желтые, собраны в соцветие кисть. (9б.)

3) Укороченный стебель имеет собственное название. (8б.)

4) Листья у этого растения двух типов. (7б.)

5) Люди никогда не используют в пищу плоды этого растения. (6б.)

Комплект 2. (Рис).

1) В переводе с санскрита название этого растения звучит как “основа питания человека”. (10б.)

2) Выращивают это растение во всем мире, но больше всего в Юго-Восточной Азии. (9б.)

3) Плод – зерновка. (8б.)

4) Используют в пищу как неочищенное зерно, так и крупу – очищенное зерно. Более ценным является зерно неочищенное. (7б.).

5) В основном выращивают на чеках – полях, залитых водой. (6б.)

 По окончании игры ведущий подводит итоги, отмечает не только учебный успех учащихся, но и их взаимодействие, умение прислушиваться к мнению друг друга, слаженность действия команд.

5 тур. Интеллектуальный марафон «Дальше, дальше…»

Командам предлагаются вопросы. Какая команда в течение одной минуты ответит на большее количество вопросов, та выигрывает.

Вопросы первой команде:

  1. Какое растение называют царица цветов? (Роза)

  2. Из семян какого растения получают пшенную крупу? (Просо)

  3. Какая корневая система у двудольных растений? (Стержневая)

  4. Какое растение – называют “дитя солнца” (Подсолнух)

  5. Какой плод у пшеницы? (Зерновка)

  6. Какая ягода может служить компасом? (Земляника)

  7. Из семян какого растения получают перловую крупу? (Ячмень)

  8. Какое жилкование листьев, у однодольных растений? (Параллельное)

  9. Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцис)

  10. Как называется Богиня цветов? (Флора)

  11. Какие цветы рвала девочка в сказке “Двенадцать месяцев”? (Подснежники)

  12. Какие цветы очень любит крупнорогатый скот? (Клевер)

  13. Какой орган растения употребляют в пищу у лука? (Листья и видоизмененный побег).

  14. За ботву, как за веревку, можно вытянуть … (Морковку)

  15. Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет … (Картошка)

  16. Какой овощ на золотом блюде приносили Богу Аполлону? (Редис)

  17. Какое огородное растение, носит название главного героя кукольного театра? (Петрушка).

  18. О каком цветке не мог забыть странник, побывавший на многих планетах и даже на Земле? (Роза. “Маленький принц” А. де Сент-Экзюпеои)

Вопросы второй команде:

  1. Какое овощное растение выращивали на Руси до освоения картофеля. (Репа)

  2. Из семян какого растения получают крупу геркулес? (Овес)

  3. Какая корневая система у однодольных растений? (Мочковатая)

  4. Цветок какого растения цветет всего один день? (Лен)

  5. Какой плод у черемухи? (Костянка)

  6. Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)

  7. Из семян какого растения получают манную крупу? (Пшеница)

  8. Какое жилкование листьев у двудольных растений? (Сетчатое)

  9. Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей? (Львиный зев)

  10. Как называется наука о растениях? (Ботаника)

  11. Какой необыкновенный цветок описал Аксаков? (Аленький цветочек)

  12. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду? (Колокольчик)

  13. Какой орган растения употребляют в пищу у картофеля? (Видоизмененный побег – клубень)

  14. Разве в огороде пусто, если там растет … (Капуста).

  15. Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставит … (Лук).

  16. Какой овощ больше всего любил Наполеон? (Фасоль).

  17. Какое растение сеяли мужик и медведь. Мужик взял корешки, а медведь - вершки? (Репу).

  18. В чашечке какого цветка “на зеленом стульчике сидела крошечная девочка”? (Тюльпан “Дюймовочка” Г. Х Андерсен).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!