СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие в 5 классе. И.А.Крылов. Страницы жизни, Басни.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие в 5 классе. И.А.Коылов. Страницы жизни. Басни

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие в 5 классе. И.А.Крылов. Страницы жизни, Басни.»

Внеклассное мероприятие, посвящённое И.А. КРЫЛОВУ.(5 КЛАСС)


  1. В петербуржском Летнем саду сидит, глубоко задумавшись о чём-то, бронзовый И.А.Крылов в окружении зверей – героев своих басен. О чём он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает своё нелёгкое детство?

  2. Родился будущий писатель в 1769 году в Москве, в семье армейского офицера, которых дослужился из рядовых до капитанского чина. Он с утра до вечера на плацу учил молодых солдат-новобранцев воинским приёмам. Маленький Иван прохаживался поблизости с мамой, которая крепко держала его за руку, так как было ему тогда 3 года. А когда однажды началось восстание Пугачёва, отцу дали звание капитана и отправили на войну против восставших крестьян и казаков. Отец посадил в крытую телегу- кибитку жену и маленького сына и отправился на Урал воевать. Капитан так отважно защищал свою крепость, что Пугачёв, который мечтал вместе со своим войском взять её штурмом, приговорил к смерти не только самого капитана, но даже жену его и четырёхлетнего сына Ивана.

  3. Маленький Иван укрывался в это время за стенами другой крепости, побольше. Её называли Оренбург. Однажды, когда маленький Крылов вышел во двор, пугачёвцы начали стрелять из пушек, и под ноги ему бухнулось с неба огромное чугунное ядро, а потом второе, третье. Ядра ударялись о землю так сильно, что кругом всё вздрагивало, а одно ядро, упав, долго ещё продолжало крутиться. Маленький Крылов не испугался этой бомбардировки, но тут из дома выскочила его мама, запричитала, схватила сына на руки и утащила в погреб.

  4. Позже капитана Крылова перевели в город Тверь с воинской службы в штатскую. Если бы он мог, он бы вовсе не служил, но приходилось зарабатывать деньги. По вечерам, когда вспоминал боевые дни, хватал свою старую саблю и колол её лучину для растопки печи.

  5. Андрей Прохорович, хотя и не учился разным премудростям, но книги очень любил, тратил на них свои небольшие деньги и возил их с собой с места на место в тяжёлом сундуке, который по углам был обит железом. Отец только несколько раз показал маленькому Крылову, как складывать буквы в слова, и сын тут же выучился читать. Отец берёг книги, потому что стоили они очень дорого, но иногда доверял посмотреть в них картинки и прочитать хотя бы страницу. Больше всего маленькому Ивану нравилось читать басни Эзопа в русском переводе. Он даже наизусть выучил несколько басен и с удовольствием рассказывал их маме или бабушке, потому что обе они читать не умели.

  6. «Ладно складывает, - удивлялась бабушка. – Только почему кличка у него такая –Эзоп? Или он какой другой веры? По-христиански так человека не назовут.» «Эзоп жил давно, ещё до Рождества Христова,- важно объяснял маленький Иван Андреевич. – И писал Эзоп истории будто про зверей, а на самом деле о людях».

  7. Мама была женщина простая, но мудрая. «Хорошо бы Ванюшу приставить к наукам, он вон какой у нас умница!» - просила она мужа. И муж договорился с богатым помещиком Львовым, у которого тоже было 2 сына. «Что ж, приводите сына ко мне, втроём станет им учиться веселее, я как раз выписал из Франции гувернёра,» - сказал Львов. Ивана одели в самую лучшую одежду, отец взял его за руку и повёл в богатый дом. Но это только мама и бабушка считали одежду маленького Крылова самой лучшей, когда же в доме помещика навстречу им вышли 2 мальчика в бархатных костюмчиках, он даже попятился от удивления. Но стал каждый день приходить в дом помещика на уроки. А гувернёр, встретив однажды его отца с волнением сказал: «Заниматься с вашим сыном – большое наслаждение. Он делает успехи в каждой науке, и особенно в математике!» Он же тогда не знал, что учит будущего баснописца.

  8. Эти уроки были, пожалуй, самыми полезными в его жизни, поскольку позже Крылову приходилось учиться мало и бессистемно. Мальчику было 10, когда умер отец, и ему, единственному мужчине в семье, пришлось стать кормильцем бабушки и мамы. В 11 лет он уже работал в городской канцелярии переписчиком бумаг.

  9. Однажды в Тверь приехали артисты из Москвы. Иван никогда прежде пьес не видел, ему досталось место в заднем ряду, и он изо всех сил тянул голову, чтобы увидеть артистов, даже привставал иногда. Это не мешало ему волноваться из-за того, что он видел на сцене. После спектакля он ещё долго бродил по тёмным улицам и переживал то, что показали артисты. « Буду сочинять комедию! – негромко самому себе повторял он раз за разом, идя по пустынной улице.- Вот оно моё призвание!» Он уже писал стихи, только товарищей не было, а так хотелось прочитать эти стихи сокровенному другу! Брат был маленьким, а бабушка с мамой нахваливали всё, что он сочинял. «Кормилец ты наш! – повторяла бабушка. – И кА складно у тебя получается, словно ты этот Эзоп!»

  10. В 13 лет Крылов приехал в Петербург. Здесь он станет известным драматургом, а потом начнёт писать басни, и на службу его назначат полезную: в Публичную библиотеку, и квартира у него будет прямо здесь в здании библиотеки, окнами на Гостиный двор. Он проживёт долгую жизнь, на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу.

  11. Начал И.А.Крылов свою литературную деятельность как драматург, автор произведений для театра, но прославился он своими баснями. Что такое басня? Это небольшое, чаще всего стихотворное произведение. В ней обязательно должно быть поучение, совет или насмешка над дурным поступком. В баснях Крылова обычно действуют не люди, а звери. Но ведут они себя по-человечески – спорят, ссорятся, мирятся.

  12. (Инсценировка басни «Квартет»)

  13. В этой басне речь не только и не столько о музыке. Под квартетом подразумевался преобразованный императором Александром 1 Государственный совет, который только вёл пустые разговоры.

  14. Басни Крылова легко запомнить, такие они ясные и складные, а многие фразы из них стали «крылатыми» словами: кукушка хвалит петуха, а Васька слушает да ест – говорим мы их в подходящий момент, порой даже не думая, что эти слова впервые произнесли герои басен Крылова.

  15. Крылов создал басню-сатиру, басню – комедийную сценку. Истины басен Крылова с течением времени становятся всё более злободневными.

  16. Инсценировка басни.

  17. Почти каждая басня Крылова живо откликалась на какое –либо событие, явление, вопрос, занимавший современников. Басня «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года. В ней под видом Волка высмеян Наполеон, а под Ловчим подразумевается Кутузов. Наполеон, находясь в Москве, послал генерала Лористона к Кутузову с предложением мира, выгодного французам, но Кутузов отверг это предложение. Крылов написал об этом басню и передал Кутузову, который прочитал её вслух офицерам и солдатам перед сражением под селом Красное.

  18. Инсценировка басни. («Волк на псарне»)

  19. Вы хорошо знаете басню «Стрекоза и муравей», её читают детям, при этом не зная, что она совсем не на детей рассчитана, к тому же Стрекоза, оказывается-то, вовсе не Стрекоза. А кто же?

  20. Крылов взял её у баснописца Лафонтена. Там она не стрекоза, а кузнечик. Так вот и у Крылова она кузнечик. В РУССКОМ НАРОДНОМ ЯЗЫКЕ кузнечик называется стрекозой. Он стрекает, то есть прыгает, и стрекочет, то есть прерывисто скрипит зазубренными ногами о крылышки. Он и скрипач, и танцор, и певец, но только не беспрерывно летающее насекомое. В старинных иллюстрациях к басням Крылова изображался именно кузнечик, а не стрекоза.

  21. Инсценировка («Стрекоза и Муравей»)

  22. Сказочными басенными образами Крылов говорил суровую и смелую правду. Мудрость народных пословиц, яркость и меткость народной речи, колорит русских сказок – всё это воплотилось, ожило, зазвучало в баснях Крылова. За басенными образами стоит народная мудрость, опыт народа, накопленный веками, многие стихи стали пословицами, вошли в народную речь.

  23. Инсценировка («Свинья под дубом»)

  24. У писателя много заимствований из произведений других баснописцев, но связь Ивана Андреевича с народным творчеством, с языком народных сказок была так тесна, что даже эти заимствованные басни не звучат как переводы. Ведь яркий, меткий, живой русский язык Крылова не мог быть заимствован ни у кого.

  25. Инсценировка («Лев и Мышь»)

  26. Басни Крылова – часто острая сатира, написанная на злобу дня. В басне «Волк и Ягнёнок» первая же фраза объясняет суть: «У сильного всегда бессильный виноват» и заканчивается почти пословицей, афоризмом: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Это меткие, образные выражения, которые делают произведения Крылова незабываемыми.

  27. Инсценировка «Волк и Ягнёнок»

  28. В 1808 году вышло первое издание «Басен», книга была раскуплена нарасхват и принесла Крылову огромный успех. Его печатали. В то время он был милостиво принят при царском дворе. Особенно знаменательны были почести, оказанные баснописцу в 1831 году, когда царь Николай в числе подарков на Новый год прислал сыну, будущему императору Александру 1, бюст Крылова.

  29. Хотя Крылов использовал сюжеты басен Эзопа, Лафонтена, Марциала, его произведения абсолютно самостоятельные, басен на заимствованные сюжеты у него только 30, остальные принадлежали собственно ему и по вымыслу, и по рассказу. Крылов отождествлял людей с животными, считал, что искоренять пороки человеческие следует смехом, поэтому в баснях высмеивает жадность, невежество, глупость.

  30. Инсценировка «Мужик и Осёл»

  31. Басни Крылова совершенны по силе выражения, по красоте форм, по мастерству и живости рассказа, тонкому юмору и чисто народному языку. Знаменитый баснописец безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные виды глупости и пошлости, приписывая эти недостатки животным, и делал это с блеском.

  32. Когда в стылый ноябрьский день 1844 года его провожали в последний путь толпы народа, какой-то прохожий спросил у идущих за гробом: «Кого же тут хоронят?» Ему сразу ответили: «Министра народного просвещения» -«Как министра?- удивился прохожий. – Министр просвещения, господин Уваров, живой, я его сегодня видел». – «То не настоящий министр, а настоящим министром народного просвещения был баснописец Крылов». – «Но ведь Уваров – это министр, а Крылов был баснописцем»,- упорствовал прохожий. –«Это их смешивают,- ответили друзья Ивана Андреевича. – Настоящим министром народного просвещения был Крылов, а Уваров в своих отчётах писал … басни». И этот ответ их запомнился всем на века.

  33. Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят.

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.



ВИКТОРИНА ПО БАСНЯМ КРЫЛОВА.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!