Внеклассное мероприятие «Всемирный День ребенка»
Мероприятие посвящено Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка; раз¬делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; побуждать детей к защите своих прав, воспи¬тывать уважение к правам других людей; способствовать формиро¬ванию активной жизненной позиции.
Оформление класса
На перемене перед классным часом написать на доске:
Права и обязанности детей
20 ноября - Всемирный день прав ребенка
Конвенция «О правах ребенка» (1989г.)
Дети - все человеческие существа до 18 лет (статья 1)
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого дос¬тоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обра¬щению, насилию и оскорблениям)
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация.
План мероприятия
1. Игра «Имена».
2. Интерактивная беседа «Право на имя».
3. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».
4. Разбор ситуаций «Права и обязанности».
5. Подведение итогов (рефлексия).
Ход мероприятия
Учитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была при¬нята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы и будем говорить о правах детей.
I. Игра «Имена».
Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по це¬почке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я на¬чинаю первой.
Учитель называет свое имя, например: «Анна - аккуратная». Учитель показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто си¬дит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное*.
II. Интерактивная беседа «Право на имя»
Учитель. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
Дети. Конечно, имеем.
Учитель. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?
Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свиде¬тельстве о рождении.
Учитель. Да, это первый ваш документ. А что там еще записано, кто знает?
Дети. Там еще записаны имена наших родителей.
Учитель. Правильно, а еще там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государ¬ство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?
Примерные ответы детей:
- В Конституции, законах, указах и т, п.
- Разрабатывали президент, депутаты и т. п.
III. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»
Учитель. Ребята, все права детей все¬го мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не до¬пустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, пре-ступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира?
Учитель показывает на доску, на которой записаны права детей, чи-тает записи.
Учитель. А сейчас Маша представит для небольшую презентацию в которой отражены некоторые статьи защищающие права ребёнка отражённые в Конвенции о правах ребёнка.
(Девочка представляет приготовленную компьютерную презентацию).
IV. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Учитель. Ребята, теперь мы уже знаем, что у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушают¬ся права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку по¬ведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Ситуация 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с гром¬кой музыкой!
Учитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не ува¬жает права других людей.
Ситуация 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенци¬ей ребенка запрещено насилие над детьми!
Учитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права дру¬гих людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!
Ситуация 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете мате¬матики! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Учитель. Кто разъяснит Иванову его пра¬ва и обязанности?
Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.
V. Подведение итогов (рефлексия)
Учитель. Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?
Примерные ответы детей:
- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе,
- Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.
- Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.
Учитель. А теперь я попрошу продолжить предложения: Сегодня я узнал нового… Мне больше всего запомнилось…
Ответы детей…
Учитель. Ребята, спасибо за внимание, до новых встреч.
Ход мероприятия
Учитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была при¬нята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы и будем говорить о правах детей.
I. Игра «Имена».
Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по це-почке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я на-чинаю первой.
Учитель называет свое имя, например: «Анна - аккуратная». II. Интерактивная беседа «Право на имя»
Учитель. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
Дети. Конечно, имеем.
Учитель. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?
Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свиде-тельстве о рождении.
Учитель. Да, это первый ваш документ. А что там еще записано, кто знает?
Дети. Там ещё записаны имена наших родителей.
Учитель. Правильно, а еще там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государ¬ство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?
Примерные ответы детей:
- В Конституции, законах, указах и т, п.
- Разрабатывали президент, депутаты и т. п.
III. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»
Учитель. Ребята, все права детей все¬го мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не до¬пустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, пре-ступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира?
Дети задумываются…
Учитель. А сейчас Маша представит для небольшую презентацию в которой отражены некоторые статьи защищающие права ребёнка отражённые в Конвенции о правах ребёнка….
IV. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Учитель. Ребята, теперь мы уже знаем, что у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушают-ся права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку по-ведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Ситуация 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с гром-кой музыкой!
Учитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не ува-жает права других людей.
---------------------------------------------------------------------------------------
Ситуация 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенци¬ей ребенка запрещено насилие над детьми!
Учитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права дру¬гих людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!
---------------------------------------------------------------------------------------
Ситуация 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете мате-матики! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Учитель. Кто разъяснит Иванову его пра¬ва и обязанности?
Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.
---------------------------------------------------------------------------------------
Ситуация 4
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Учитель. Правильно ли рассуждает Пет¬ров?
Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бе¬гал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Ситуация 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!
Учитель. Вот такой борец за права ре¬бенка! Может быть, он прав?
Примерные ответы детей:
- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.
- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.
Учитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
Дети. Конвенцию «О правах ребенка».
Учитель. А чего они совершенно не зна¬ют?
Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.
Учитель. Как же примирить свои права с правами других людей?
Примерные ответы детей:
- Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.
- Нельзя свои права ставить выше прав других людей.
V. Подведение итогов (рефлексия)
Учитель. Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?
Примерные ответы детей:
- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе,
- Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.
- Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.
Учитель. А теперь я попрошу продолжить предложения:
Сегодня я узнал нового…
Мне больше всего запомнилось…
Ответы детей…
Учитель. Ребята, спасибо за внимание, до новых встреч.