Внеклассное мероприятие по химии: « Здравствуй химия».
Цель: познакомить учащихся с предметом химия, дать представление о значении химии в жизни человека, развивать интерес к химии и творческую активность учащихся.
Задачи:
Обучающая: формировать знания учащихся о науке химии, химических превращениях.
Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, совершенствовать знания и умения самостоятельной работы, развивать творческую активность школьников.
Воспитательная: развивать коммуникативные навыки учащихся, умение взаимодействовать между собой.
Используемые технологии: элементы технологии критического мышления, ИКТ, элементы игровой технологии.
Возраст учащихся: 6-7 класс.
Ход занятия.
Учитель.
Здравствуйте! Садитесь.
Ребята наше сегодняшнее мероприятие посвящено первому знакомству с химией. Работа в группах.
I.Технология критического мышления, стадия Вызов ( актуализация имеющихся знаний, побуждение интереса к получению нового знания). Приём ассоциация в виде кластера.
Ребята, какие ассоциации у вас возникают к слову Химия. К рассмотрению принимаются слова, которые относятся к существительным. Давай те составим небольшой кластер
( наука, вещество, взрыв, химические знаки, формулы, реакции, моющие средства и др.).
2. Технология критического мышления, стадия Осмысление содержания
( Получение, осмысление, корректировка новой информации).
Учитель: Химия - очень серьёзная и умная наука. Посмотрите вокруг: об этом говорят стенды, таблицы, исписанные пока непонятными для вас словами и формулами. Тому, кто познает основы химии, она даёт возможность получать нужные для человечества вещества.
Кто из вас ребята знает, что можно, например получить из каменного угля?
Рассмотреть коллекцию « Каменный уголь».
Задание1. Составить небольшой рассказ.
Из угля, который сжигают, можно получить тепло, а ещё
можно изготовить лекарства, краски, ручки, ткани, пластмассы.
А из нефти человек может получить буквально всё: пищу, одежду, предмета быта, лекарства…
Ребята, всё, что нас окружает состоит из химических веществ: мы ими дышим, пьём и едим их, ими умываемся и приводим себя в порядок.
Демонстрационный опыт « Молоко из воды».
Сейчас я получу молоко из воды ( хлорид бария плюс серная кислота) смешиваем растворы и получаем « молоко».
Вообще, химия, как всякая наука, требует к себе самого серьёзного, самого ответственного отношения.
Сегодня на занятии состоится наше первое знакомство с химией. В конце занятия вы должны будете ответить на вопрос: Что изучает химия?
Учитель:
Итак: Химия-это удивительная и волшебная страна, в которой происходят чудеса. Я приглашаю вас в эту волшебную страну.
Демонстрационный опыт: « Волшебный кувшинчик».
Для опыта берём четыре стакана. В первый стакан наливаем раствор фенолфталеина, во второй раствор карбоната натрия, третий оставляем пустым, в четвёртый раствор соляной кислоты.
Наливаем воду из кувшина в третий стакан. Выливаем содержимое первых трёх стаканов обратно в кувшин. Наливам содержимое кувшина обратно впервые три стакана - это малиновый сироп.
Выливаем сироп обратно в кувшин, разбавляем « водой» из последнего стакана и вновь выливаем содержимое в стаканы. Сироп опять превратился в « воду».
Вот такой у нас волшебный кувшин!
Учитель:
Химия наука экспериментальная, как вы могли убедиться из первых опытов. Но, чтобы проводить эксперименты нужно быть очень внимательными, уметь наблюдать за опытами и делать выводы.
Задание 2. Наблюдатель (приём стимулирования внимания).
Вы видите на слайде фото пяти предметов: стакан с водой, стакан с песком, пробка, пустой химический стакан, стакан с поваренной солью, стакан с медным купоросом. Запомните их и скажите, что исчезло на следующем слайде.
Учитель: Демонстрация опыта « Расшифровщик».
На этом листе написано письмо, текст его незаметен, я не могу прочитать. Сейчас я протру строчки этого письма волшебным раствором и мы сможем его прочитать.
Строчки написанные жёлтой кровяной солью протереть хлоридом железа (III), появляется синее окрашивание текста Н2SO4 . В будущем вы будете знать химический язык и сможете читать слова и предложения.
Задание 2. « Дешифровщик». ( Приём символизация: отдельные элементы учебного материала находят в знаковой системе химических элементов).
Сейчас я предлагаю вам самим расшифровать фразы, используя периодическую систему д. и Менделеева. Буквы текста зашифрованы номерами химических элементов. Чтобы составить фразу, необходимо найти элементы под этими номерами и записать первую букву названия химического элемента.
Работа детей в группах.
1,3 группа: 23-19,7,5,49,11,63,22,63-24,49,25,49,49-11,63,3,Ь,79,Я-63,16,43,Ь-49-78,49,22,Ь. В кабинете химии нельзя есть и пить.
2,4 группа :3,50,25,50,11,50,16,50,16,50,23-74,63,3,49,19,49,53-92,Ч,63,11,Ы,53-87,49,79,49,19-49- 24,49,25,39,36. Ломоносов-великий учёный физик и химик.
Учитель: Загадка (игровая технология).
С помощью этого самого распространённого вещества на Земле можно проводить много химических опытов. Что это за вещество?
Учащиеся. Вода.
Мы говорим: она течёт.
Мы говорим: она играет.
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
А часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Формула воды — кто знает ?
Давайте посмотрим видео опыт « Взаимодействие натрия с водой». (ИКТ)
3. Рефлексия.
Ребята давайте вспомним на какой вопрос вы должны были ответить в конце занятия? Что изучает химия? Для этого вернёмся к нашему кластеру. Дополним его, выделим существенные признаки, относящиеся к химии и попытаемся дать определение Что такое химия? С помощью нового кластера.
Химия-это наука о веществах и их свойствах.
Задание 3. Приём ассоциативная цепочка (этот приём уже работает на одарённых детей).
Я предлагаю каждой группе составить свою ассоциативную цепочку из 5-6 слов, где каждое последующее слово связано не с основным понятием, а с предыдущим.
Первое слово химия.
Например, химия- наука- учёный- открытия- нобелевская премия
Химия- наука - вещества- свойства- реакции- взрыв ( или продукт, результат).
Вот и подошло к концу наше занятие!
Оценивание: ребята, как вы думаете кто был лучшим на нашем занятии, кто был активнее? Такому ученику можно присвоить звание «юный химик».