СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие для 5-6 классов "На чем писали и чем писали. материалы и орудия для письма"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьники познакомятся с материалами и орудиями для письма.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие для 5-6 классов "На чем писали и чем писали. материалы и орудия для письма"»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР


Макеевская общеобразовательная школа

І-ІІ ступеней № 46


На чём писали и чем писали в древности. Материалы и орудия для письма.

Внеклассное занятие для 5-6 классов

Разработано учителем истории

Божко Ольгой Николаевной





Тема: На чём писали и чем писали в древности. Материалы и орудия для письма.

Цель: расширить, углубить и систематизировать знания детей о материалах и орудиях письма; совершенствовать навыки работы с различными источниками информации; развивать умение презентовать результаты своей работы; формировать познавательный интерес к предмету; воспитывать уважение к прошлому

Оборудование

Для учащихся: тетрадки или альбомы.

Для учителя: ксерокопии (рисунки глиняных табличек, папируса, пергамена, деревянных цер, берестяных писем), кусочек папируса; презентация.

Тип: внеклассное занятие

Форма проведения: игра «Путешествие на хронолёте»

Методические рекомендации

За месяц до занятия учащиеся получают задание: собрать информацию о материалах и орудиях письма в древности. В начале занятия надо обязательно вспомнить, какая была письменность в древних государствах.

Ход занятия

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний

Эвристическая беседа

  1. Когда возникла письменность?

  2. Какие виды письменности вы знаете?

  3. В каких государствах они возникли?

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности

По-разному в различных частях земли создавали народы свою письменность. Ее история насчитывает многие тысячи лет. Мы с вами проследили путь создания письма от первых примитивных рисунков до изобретения букв. А на чем писали древние люди?

Тема нашего занятия «На чём писали и чем писали в древности. Материалы и орудия для письма». Слайд 1

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений

Слайд 2

Когда мы хотим что-то написать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам даже трудно представить, что когда-то ее не было совсем, не говоря уже о том разнообразии видов, цветов и размеров, какое выпускает современная бумажная промышленность. Но ни египтяне, ни шумеры, ни древние греки и римляне, ни другие древние народы не знали бумаги. Они изобретали свой «писчий материал».

1. Древнейшие материалы для письма. Слайд 3-5

Изготовление специального материала для письма сравнительно позднее явление, первоначально люди применяли природный материал, например, камень. Использовали не только каменные плиты или куски камня, но и высекались надписи прямо на скалах. На камне писали практически все древние народы. Правители государств приказывали выбивать на камне законы и свои жизнеописания, дабы увековечить память о себе для потомков. В Древнем Риме на каменных стелах делались почетные надписи, перечни консулов и триумвираторов.
Чтобы сделать надпись, мастер сначала углем или краской наносил рисунок (буквы), а затем по этому рисунку с помощью резца и молотка высекал линии.
Используемые для письма материалы принято делить на две группы: твердые и мягкие. К твердым материалам относятся, кроме камня, кость, металл, керамика и дерево. Надписи на твердых материалах изучает специальная наука ЭПИГРАФИКА. Слайд 6
Дерево, как и камень, использовалось для письма многими народами. Писали на дубовых и липовых досках, со временем научились их белить, покрывая гипсом. Любопытно, что латинское слово «liber» (либер) книга, имеет и другое значение «дуб». Предполагают, что книга стала называться «либер» от того, что писали ее на дереве.
Использовали для письма и металлические пластины. Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Древние римляне научились делать даже инкрустированные надписи: отлитые из металла буквы вставлялись в углубления на камне или металле. При этом употреблялись разные материалы: золотые буквы на серебре, серебряные на меди, медные на камне. Такие надписи были очень эффектными и носили торжественный характер.

В Древнем Китае в качестве твердых материалов использовали кости животных и черепашьи щитки. Китайские писцы приспособились писать также на деревянных и бамбуковых планках и дощечках. Делали надписи лаком, при помощи заостренной палочки.
Любой твердый материал не только прочный, но и тяжелый. Да и писать на нем не так просто. Каждый штрих, сделанный при помощи резца и молотка, требовал больших усилий и времени. Конечно, люди стремились найти другие материалы. В повседневной жизни они пользовались мягкими материалами для письма, изучая с этой целью окружающий мир. Письмена на мягком материале принято называть рукописями. Изучением рукописей занимается наука  ПАЛЕОГРАФИЯ.

2. Папирус.

Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение примерно в середине третьего тысячелетия до Р. Х. стало одним из важнейших достижений Египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и легкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной в среднем до 10 м (но порой их размеры достигали 40 и более м) и шириной до 30 см. В зависимости от качества различалось до 9 сортов папируса. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости, запись на нем обычно велась с одной стороны, и хранили его в виде свитка.

Великое изобретение египтян – папирус – сохранилось как слово во многих языках. Бумага по-украински – папір, по-немецки – papier, по-французски – papier, по-английски – paper, по-русски – папиросная бумага.

Древнейший папирус датируется 3100 годом до н.э. Плиний Старший в своей «Естественной истории» назвал папирус важнейшим средством развития древней цивилизации. В Египте папирус считался царским растением, с начала III тысячелетия до н. э. на него была введена царская монополия. По толщине папирус приблизительно был равен бумаге. Вновь изготовленный он имел белый или почти белый цвет, но со временем желтел. Отдельные листы папируса склеивались в свитки. Длинные свитки встречаются крайне редко. Самыми длинными из известных сегодня папирусов следующие: папирус Вильбура 10 метров, папирус Эберса 20 метров, папирус Харриса (Гарриса) 45 метров. (Названия им были даны по именам тех, кто их нашел и исследовал).

Технология изготовления папируса.

Заготовленные трехгранные стебли папируса очищали от листьев, разрезали на куски, снимали тонкую кору, обнажали рыхлую пористую сердцевину, разделяли ее иглой на тонкие пластинки, раскладывая их на чуть наклонном столе. Другой слой пластинок клали поперек и смачивали особым клеем из илистой воды Нила, муки и уксуса. Еще мокрые листы прессовали, осторожно обрезая края. Когда листы высыхали, их поверхность полировали до блеска пемзой, костью, гладкими раковинами. Полученные листы склеивали концами и сворачивали в свиток. Размеры его достигали 40 метров. Свиток оказался удобной формой книги. Древние греки, весь эллинский мир, римляне, арабы приняли такую форму книги без изменений. Свиток господствовал несколько тысячелетий. Использовали его и в Древней Руси.

Со временем в Египте почти полностью исчезли заросли папирусного тростника, многие столетия назад был утрачен и секрет изготовления из него чудесного писчего материала.

 Как в наше время делают папирусный свиток?

Сначала от стебля растения отсекают нижнюю, наиболее толстую часть и разрезают ее на десять – двенадцать продольных частей. Полученные пластины выставляют на солнце, а после сушки помещают в ванну с водой, чтобы растворить содержащиеся в стебле сахар, крахмал и другие органические вещества. Через сутки их извлекают из воды и раскатывают деревянной скалкой, удаляя, таким образом, остатки раствора. Процедура «стирки и отжима» повторяется трижды. Постепенно пластины становятся мягкими, эластичными и прозрачными. Вновь погружают в ванну, после чего приступают к изготовлению свитка. Влажные пластины горизонтально кладут на кусок хлопчатобумажного полотна так, чтобы каждая из них немного «заходила» на другую. Сверху, таким образом, накладывают второй слой, но уже по вертикали. Папирусный свиток сформирован. Его накрывают куском полотна и помещают под обычный винтовой пресс, пока лист не станет сухим. Все это дало возможность реставрировать музейные свитки. В основном папирус использовали в Египте, но и экспортировали в другие страны. Первый лист папирусной книги назывался «протокол». Греческое слово «протос» – первый, последний лист – «эсхатокол». Греческое слово «эсхатос» – последний. Папирусная книга навертывалась на валик, на концах которого – рогульки. Окончив чтение, книгу клали в кожаный футляр, который назывался «фелонь». В библиотеках папирусные свитки держали в корзинах.

В качестве материального носителя информации папирус использовался не только в Древнем Египте, но и в других странах Средиземноморья, причем в Западной Европе – вплоть до XI века. А последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале XX века.

Другим материалом растительного происхождения, использовавшимся, главным образом, в экваториальной зоне (в Центральной Америке с VIII века, на Гавайских островах) была тапа. Она изготавливалась из лыка, луба, в частности, бумажного шелковичного дерева. Лыко промывалось, очищалось от неровностей, затем отбивалось молотком, разглаживалось и просушивалось.

Так поступали многие народы писали на том, что «было под рукой» и в большом количестве. В Древней Индии писали на камне и листьях пальмы. Листья пальмы высушивали и нарезали длинными, узкими пластинами. Надпись наносили тушью. Если для записи использовалось более одного листа, то все написанные листы соединяли бечевкой, концы которой прикреплялись к хорошо обструганным деревянным дощечкам. Пальмовые листы находились между двумя дощечками, как книга в переплете. Иногда поверхность дощечек покрывали тонкими серебряными пластинами с узорной резьбой.

3. Глина.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. Писали они на глиняных табличках (таблетках, как их называют ученые). Для таблеток использовали глину высокого качества. Ее долго месили, делали брикеты размером 32х32 см, а толщиной 2,5 см. Когда таблетка была готова, писец брал острую палочку и писал по сырой глине. Палочку он держал наклонно, нажимы на глину делал слегка. Угол палочки оставлял соответствующий след, черточку, которая очень напоминала клин. Отсюда появилось название такого письма клинопись. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались или обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики либо в своеобразные глиняные конверты. Что писали на глиняных табличках? Официальные документы, указы, письма, договоры. При раскопках в Ассирии и Вавилоне нашли библиотеки из глиняных книг, которые сохранились даже при пожарах. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях храниться не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных археологами при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера. Последние из числа найденных глиняных табличек относятся к 75 году.

4. Пергамен.

Самым известным материалом животного происхождения, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент. В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки промывки, просушки, растяжки с последующей обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось выделывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент стали изготавливать только в XV столетии, а до этого его привозили из-за границы.

Его стали изготовлять во II веке до н.э., а название этот материал получил по месту первоначального производства — Пергамского царства. С его изобретением связана легенда. Древний историк Плиний рассказывает, что пергамен был изобретен в Малой Азии вследствие того, что египетский царь Птолемей, боясь конкуренции библиотеки города Пергама со своей Александрийской библиотекой, специальным указом запретил вывозить из Египта и продавать папирус. До этого момента папирус был самым распространенным писчем материалом на всем Средиземноморье.

Тогда в Пергаме и был изобретен пергамен для создания библиотеки.
Производство пергамена явилось очень трудоемким процессом. Его вырабатывали из кож телят, ягнят и козлят. Кожи натягивали на специальные рамки и тщательно очищали от остатков шерсти и мяса. Затем кожи вымачивались в извести или золе, натирались пемзой и мелом для гладкости, просушивались и еще раз натирались и разглаживались деревянными брусками. Несмотря на дорогое производство, в отличие от папируса пергамент имел многие преимущества: он более гибкий и не ломкий на сгибах, на нем можно было писать с двух сторон.
Первоначально из пергамена создавались книги в виде свитков, но благодаря его свойствам в дальнейшем перешли к другой форме книг — КОДЕКСУ. Само слово «кодекс» весьма любопытно, и чтобы понять его значение нужно вспомнить, что помимо папируса и кожи греки и римляне использовали для записей деревянные дощечки с воском, на которых писали заостренными палочками. Так вот в переводе с латыни слово «кодекс» означает ствол дерева, бревно, чурбан и более того, когда римляне ругались и желали показать тугодумие собеседника, они применяли данное слово в оскорбительном смысле, что соответствует русскому слову «дубина». Но так как при складывании пергамена он напоминал прямоугольную дощечку для письма, данная форма получила название кодекса. Эта форма книг существует до настоящего времени.
Пергамен хорошо держит краски, поэтому кодексы украшали цветными орнаментами, превращая рукописи в настоящее произведение искусства. Иногда пергамен окрашивали в пурпур и писали на нем серебром и золотом.
Пергамен всегда был дорогим материалом для письма. В Средние века в монастырях, когда не хватало пергамена для новых книг, монахи смывали со старых книг написанный текст и на смытой поверхности писали новый. Текст, нанесенный на поверхность, с которой был смыт и соскоблен старый, называется ПАЛИМПСЕСТОМ.

На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был гораздо прочнее и долговечнее папируса. Однако пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный недостаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

5. Материалы письма в Древнем Китае.

В III веке до н. э. в качестве материала для письма китайцы стали использовать шелк. Изобразить на шелке что-либо острой палочкой неудобно, и пришлось изобрести волосяную кисточку, а лак заменить тушью. Шелк был весьма дорогим материалом, поэтому пользоваться им могли только очень богатые люди.

Историки считают, что впервые бумагу из бамбука и шелковичного дерева изготовил мастер Цай Лунь в 105 году. Но современные китайские историки говорят, что бумага была известна задолго до Цай Луня. Секрет производства бумаги выяснили случайно. Два китайских бумагодела попали в плен в Самарканд, где и рассказами, как делать бумагу. В VIII в. бумага стала известна арабам. Потом она появилась в Византии. Проникла в Испанию и Италию. В XII–XIII вв. бумага распространилась по всей Западной Европе. В XIV в. ее начали делать и на Руси.

Изготавливалась бумага вручную изо льна, хлопка, тряпья. Растительные волокна и тряпки размачивались в чане с краской и клеем. Размешивались и размельчались до состояния кашицы. Мастер – бумажник – зачерпывал кашицу формой, дном которой служила медная сетка, и ставил на доску над чаном. Когда вода стекала, он выкладывал непросохший лист бумаги на сукно, им же сверху снова покрывал бумагу. Потом еще один рыхлый слой бумаги, опять сукно – и так несколько раз. Получилось несколько листов. Вместе с сукном их клали под пресс, чтобы отжать лишнюю влагу. Сукно вынимали. Листы прессовали вторично и развешивали для просушки. Если через бумагу посмотреть на солнце, то можно было увидеть водяные знаки. Они появились с конца XIII в. Европейские мастера стали метить бумагу. Для этого на проволочной сетке делали орнамент, отпечатывавшийся на бумажном листе. У каждого мастера был свой орнамент, своя филигрань.

6. Орудия письма.

Чем наши предки писали - чертили - рисовали? Самые древние... Только представьте: в несказанно далекие времена человек распознал, что оставляет след на песке, на земле... Там, где прошел или провел рукой. Потом обгорелой головешкой прочертил на стене доисторической пещеры линию... линия перешла в загогулину... загогулина напомнила образ добычи – зверя (или что-то другое)... Он повторял и разнообразил черты и линии... но они оказывались недолговечными. (А что, если находился соперник, который мог перечеркнуть или стереть произведение?! Как неприятно.) Но предок наш был находчив и изобретателен: он стал высекать на камне «автографы» сначала примитивными предметами, а затем всё более изощряясь и совершенствуясь в мастерстве... Соберем по крупицам историю происхождения письменных (и пишущих) принадлежностей. Хотя бы бегло. Стержни-клинышки для письма по сырой глине древних шумеров, ассирийцев, хеттов, вавилонян... Стилосы (заостренные палочки) античных греков и римлян – это стариннейшие предметы. Один конец стилоса был заостренным (им писали на восковых дощечках, составлявших целые книги), другой – закругленным (для сглаживания ранее написанного). Кельты, германцы, славяне вырезали ножом или выжигали раскаленной иглой на дощечках свои заветные руны.

А кисточки?! Египтяне водили ими по папирусу, китайцы – по шелку, а потом и по бумаге, ими же и изобретенной. И даже узелками повествовали письменные истории (эти узелки назывались «кипу»): инки, например, ацтеки. Это было так давно! Но даже в том далеком прошлом люди испытывали потребность в общении. Право же, их изобретения дали нам многое. Они повествуют о той жизни, обычаях и верованиях; дают представление об эволюции. К тому же, являются звеном связи поколений и народов в общее понятие, которым стоит дорожить – человечество. Будем достойны тех усилий, что предприняли наши далекие праотцы, чтобы мы помнили начала и несли в будущее, потомкам, самое лучшее из того, что можем усвоить.

Во многих странах в повседневном употреблении были восковые таблички. Деревянные дощечки, покрытые слоем воска, использовались для обучения грамоте и для всевозможных мелких записей. На них писали костяной или металлической палочкой — стилем, один конец которой был острым, а другой — тупым. Острым концом делали запись, тупой же служил для затирания написанного. Восковые таблички соединяли между собой по две (диптих), три (триптих) и более (полиптих). Древние римляне, большие ценители изящного и сильного слога, любили говорить: «Почаще поворачивай стиль!». Говорили они это тем, кто плохо владел литературным слогом или делал ошибки при письме. Звучало это как совет: учись грамоте, исправляй написанное, совершенствуй литературное мастерство.

Различные материалы для письма требовали и различных орудий, с помощью которых знаки наносили на писчий материал. Мы уже говорили, что для письма на твердых материалах использовали резец и молоток. На восковых дощечках писали стилем, по шелку — кисточкой, для письма на папирусе применяли калам — очиненную палочку из тростника. На пергаменте писали пером, которое затачивалось особыми ножами. Уже давно мы не пишем перьями, а слово «перочинный нож» существует и в наши дни. Внешний вид письма во многом зависел от заточки пера. Умение пользоваться перочинными ножами, было своего рода искусство и передавалось от учителя к ученику.

А привычный для нас карандаш! Это также древнее изобретение. Древний карандаш представлял собой свинцовые или серебряные штифты, вставлявшиеся в металлические зажимы и дававшие темно-серый тон.
И чернила, прочно вошедшие в жизнь современного человека, также имеют древнюю историю. В III тысячелетии до н.э. китайцы стали производить жидкие лаки, а потом стали изготовлять чернила из черного растворимого в воде камня. Были чернила и на базе черной краски, полученной от сжигания животных и растительных веществ. Египтяне также использовали чернила, получаемые из красок черного и красного цвета. Для экономии папируса, тексты писались без пропуска, черными чернилами, а чтобы выделить новый абзац, первое слово в нем писали красным цветом.(Вспомните современную красную строку — вот такая древняя у нее история). Древние римляне получали черные чернила путем сжигания древесной смолы в специально устроенных для этого печах. Рецепт римских чернил сообщает историк Плиний, он же рекомендует для прочности добавлять в чернила винный уксус. Красные чернила готовились из пурпурина. Их красота и яркость сделали их почетными, торжественными. Красными чернилами писали государственные акты, и пользоваться ими разрешалось только при дворах императоров.
А какими были древние библиотеки? Об этом поговорим на следующем занятии.



9