СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие "Откуда хлеб пришел". 2 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие "Откуда хлеб пришел" является завершающим занятием проекта "Путь зернышка", проводимого в течение четверти. Но его можно провести и как самостоятельное внеклассное занятие. В начале занятия идет описание проекта, в котором участвовал весь класс, а также принимали участие на отдельных этапах и родители детей.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Откуда хлеб пришел". 2 класс»

Цель мероприятия: подвести итоги проектной деятельности «Путь зернышка»;

обучать учащихся элементам исследовательской деятельности,

формировать представление о том, как делают хлеб; обобщить

представление о хлебе; воспитывать бережное отношение к

хлебу, уважение к людям труда.

Оборудование: карточки, маски, образцы круп.



Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы подведем итоги проека «Путь зернышка», над которым мы начали работать еще в конце сентября. Давайте с вами вспомним по какому плану проходила наша работа над проектом.

На доске надпись:

Проект «Путь зернышка»

  1. Беседа «Что я знаю о хлебе».

  2. Самостоятельная поисковая деятельность по вопросу «Откуда хлеб пришел».

  3. Беседа о профессиях, необходимых в производстве хлеба.

  4. Сюжетно-ролевая игра «Как зернышко стало хлебом».

  5. Самостоятельная поисковая деятельность.

  6. Индивидуальная исследовательская деятельность.

  7. Занятие «Чудо земли-хлеб».

    1. Основная часть.

1).Постановка учебной задачи.

- Тема нашего занятия звучит так: «Чудо земли — хлеб». Мы постараемся вспомнить то, что узнали о хлебе за последнее время и докажем, что хлеб действительно можно назвать чудом земли.

- Вы готовы приступить к работе? Тогда начинаем.

2).Легенда о происхождении хлеба (исследовательская работа).

    • Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека. В один ряд с этими словами можно поставить и слово «хлеб» - древний и вечно необходимый продукт человеческого труда. А знаете ли вы сколько лет хлебу? Послушайте внимательно легенду, в которой об этом говорится. Это исследовательская работа.

  • Есть предположение о том, кто первым догадался сеять зерно. Во времена, когла люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: грибы, ягоды, орехи, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзинке зернышки. Упадут они на землю возле дома — на этом месте вырастет несколько колосков. Попробывал человек зернышки — они показались вкусными, а позже он научился и кашу из них готовить. Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой с поля зерна и сеять их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сначала ячменя, потом — пшеницы, ржи.







  1. Стихотворения об этапах производства хлеба.

-Да, не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

  • Давайте расскажем о том, как хлеб попал к нам на стол.

1. Хлеб рождается в бороздках.

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля – земля не просто,

А кормилица Земля!

2. Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле

3. Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

За лесами, за лугами

Раздается в поле гром:

4. Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

На широкие долины

Вышли новые машин

5. Глянь в раскрытое окно –

Сеют сеялки зерно.

Сколько в этом зёрнышке

Вложено труда

Знают только солнышко,

Ветер и вода.

6. Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною,

И слышит страна: за уборку пора,

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

7. Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

8. В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно,

Скажет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть,

И опять собраться в путь…



9. Едет хлеб на мельницу

Здесь пышней, чем облака,

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

10. И, наполнив этим грузом

Необычный круглый кузов,

Богатырь-муковоз

На завод муку привёз…

11. На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», – шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай –

Нарядился каравай.

12. От завода- автомата,

Льётся тёплый хлебный запах.

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит завтрак:

Всё, что хочешь, испечёт

Этот сказочный завод.

13. Так и скачут из печи

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи,

Сладкие коврижки,

Медовые пышки.

Двадцать пять фасонов

Булок и батонов.

15. Здесь науке не до скуки,

Чудесам здесь просто тесно –

Механические руки

Лепят бублики из теста,

Интересно, как в кино,

Даже чуточку смешно.

16. Автоматам люди рады,

Потому что автоматы

Научились булки печь.

Автомат замесит тесто,

И отправит тесто в печь.

  • Сначала нужно замесить тесто, потом отправить тесто в формах в печь. А затем готовый хлеб отправляют в магазины. И только с прилавка магазина хлеб попадает к нам на стол.

- Ребята, какой вывод мы можем сделать? Быстро ли хлеб попадает к нам на стол?

  • Люди каких профессий потрудились над этим?

  1. Игра «Расставь картинки правильно».

  • А теперь я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Расставь картинки правильно». На доске вы видите картинки с изображением разных этапов производства хлеба. Ваша задача: расположить их в правильном порядке.

5).Игра «Угадай профессию».

- А сейчас мы поиграем и профессии узнаем.

- Встанем мы, когда вы спите.

И муку просеем в сите.

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь).

- Он науки изучил,

Землю словно приручил.

Знает он. Когда сажать,

Сеять как и убирать.

Он знаток в краю родном

И зовется...(агроном).

Словарная работа.

- Ребята, а кто из вас знает, что это за профессия «агроном»? В загадке рассказывается, что агроном — это человек, который много учится и знает все о земле. Он может определить, когда нужно пахать поле, сеять пшеницу, знает, как ее правильно выращивать, когда и как нужно собирать урожай.

- Послезавтра, в понедельник,

Смелет все зерно нам...(мельник).

- Ходит с края да на край

Режет черный каравай. (Тракторист).



-Ежедневно спозаранку

В руки он берет баранку,

Крутит, вертит так и сяк.

Но не ест ее никак! (Шофер).

- Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют. (Хлебороб).

  • Ребята, как вы думаете вырастить хлеб -это легкий или тяжелый труд?

  • Как же мы должны относиться к хлебу?

  • Должны ли мы ценить труд людей, которые заботятся о том, чтобы каждый день мы видели хлеб на своем столе?

- Профессии некоторых пап и мам ребят нашего класса связаны с производством хлеба. Так у Алины Матвеевой — папа занимается выращиванием хлеба, у Тимаковой Насти папа обрабатывает землю, у Денисова Игоря и Жучковой Ульяны мамы продают хлеб в магазине.

6).Инсценирование сказки «Серпок».

  • Издавна люди ценили труд хлебороба. До нас дошли сказки сложенные очень давно.

  • В ходе нашего проекта вы работали в группах. Одна группа собирала пословицы и поговорки, вторая - загадки, третья - стихотворения о хлебе, четвертая — должна была подготовить и показать вам сказку на тему «Хлеб». Хотите увидеть эту сказку? Тогда садитесь поудобнее — мы начинаем.

Учитель: Было то в лето — от весны до осени. Пришло время рожь косить — серпы точить. Взял Зайчик золотой серпок, принялся свою полоску жать — много нажал! А лиса взяла лубяной — ничего не нажала, а только помяла — понаваляла. Увидела Лиса у Зайца серп и говорит.

Лиса. Заюшка — горностаюшка, лапочка, серенький. Дай на денек поработать серпок.

Учитель. Зайчик дал, а Лиса и была такова. Забегал Зайчик туда — сюда, распустил слезы на белы березы. Встретил Петуха и поведал свою беду.

Петух. Кукареку, я тебе помогу!

Идет Петух на пятах,

Тащит косу на плечах.

Лису посечет,

Зайцев серп отберет!

Отдавай, Лиса! Отдавай, кума!

Лиса. Вот я тебя. Петушищу,

За красивую бородищу!

Вот я тебя по коленам

Еловым поленом!

Учитель. Испугался Петух и убежал. Забегал Зайчик туда — сюда, распустил слезы на белы березы. Встретил Козла и поведал про свою беду.

Козел. Не плачь. Зайчик, я тебе помогу!

Идет Козел во лесах,

Тащит вилы на плечах.

Лису задерет,

Зайцев серп отберет!

Отдавай. Лиса! Отдавай, кума!

Лиса. Вот я тебя. Козлищу,

За серую бородищу!

Вот я тебе по коленам

Еловым поленом!

Учитель. Испугался Козел и убежал. Забегал Зайчик туда — сюда. Распустил слезы на белы березы. Да на опушке встретил Кукушку и поведал ей свою беду.

Кукушка. Лиса. Слышишь шум — треск на весь лес?

Лиса. Слышу! А, что, Кукушка, ты слышишь - видишь?









Кукушка. Вижу — слышу,

Охотники кричат,

У них ружья палят,

С ними собаки идут.

Лису задерут.

(Зайчик стучит дубиной).

Учитель. Испугалась Лиса и убежала за темные леса, за высокие горы, а серп бросила. Взял Заяц свой серпок золотой, богатый урожай собрал, спек огромный каравай — сколько хочешь теперь гуляй! Тут и сказочке конец, а кто слушал...(молодец).



7).Пословицы и поговорки о хлебе.

- Вторая группа с помощью родителей собирала пословицы и поговорки о хлебе. Проверим, как ребята справились с этим заданием.

  • Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

Ешь пироги, а хлеб вперёд береги!

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.

Хлеб в закромах – счастье в домах

8).Загадки о хлебе.

  • А теперь послушаем какие загадки вам помогли собрать ваши родители.

Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят. (Колосок)

В долг зерно возьмёт,

Каравай вернёт. (Поле)

Весной — травкой шелковистой,

Летом — нивой золотистой,

К столу — булочкой душистой. (Пшеница).

Железный нос в землю врос,

Режет, копает, зеркалом сверкает. (Плуг).

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна — в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол он... ( хлебом).



9).Исследовательская работа.

  • На занятии «Что я знаю о хлебе» мы говорили о хлебо — булочных изделиях из хлеба. А вот Ульяна провела свою исследовательскую работу и выяснила, что такое «хлеба» и какую кашу можно приготовить из какой крупы. В этом ей помогла мама.

Растения, зерна которых годятся в пищу, называют словом «хлеба». Это пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис. Основные наши кормильцы — пшеница, рожь и ячмень.

Я узнала, что из ржи пекут черный хлеб, из пшеницы — белый, из ячменя получают крупы.

А еще теперь я знаю, из какой крупы какую кашу может приготовить мама.

Перловая и ячневая каша — из ячменя.

Манная и пшеничная — из пшеницы.

Кукурузная — из кукурузы.

Гречневая — из гречихи.

Пшенная — из проса.

Овсяные хлопья — из овса.



10).Стихотворения о хлебе.

  • Ребята четвертой группы подготовили стихотворения о хлебе.

Вот он, хлебушек душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В нём – здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки!

Вырастай богатырём!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!



  1. Заключительная часть.



- Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки кусочек хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

  • Вот и подходит к концу наше занятие. Скажите, что нового для себя вы узнали? Что вам особенно понравилось? Давайте вспомним название нашего занятия. Прочитаем его еще раз. Как вы думаете верны ли эти слова? Почему?

  • На занятии вы узнали много нового для себя. Но о хлебе мы будем говорить еще много. Я хочу показать вам эти поделки. Предположите, из какого материала они изготовлены? Хотели бы вы узнать о том, как изготовить такие поделки? А хотели бы вы научиться работать с соломкой? Я предлагаю вам этим заняться в следующем проекте.

Инсценирование русской народной сказки «Серпок».

Игра «Угадай профессию».

Исследовательская работа «Что такое хлеба. Зерновые культуры и крупы.»

Жучкова Ульяна.

Выставка рисунков к проекту «Откуда хлеб пришел».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!