СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие "Пернатое царство" (зимующие птицы)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

 

знакомить детей с зимующими птицами нашего края;

развивать воображение и фантазию, обогащать словарный запас, сравнивать, анализировать и делать обобщения;

 воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Пернатое царство" (зимующие птицы)»





Подготовила Ляшовская М.В. КГКСКОУ СКОШ № 3







Цели:



знакомить детей с зимующими птицами нашего края;

развивать воображение и фантазию, обогащать словарный запас, сравнивать, анализировать и делать обобщения;

воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.





Оборудование:



фильм о зимующих птицах, запись с голосами птиц, презентация о голубях, картинки с изображением зимующих птиц и кормом, раскраски , ножницы, шарики.









Ход занятия.

  1. Орг. Момент.

Дети садятся на места, принимают позицию лобно-затылочной коррекции: правая рука – на лоб, левая рука – на затылок, глаза закрыты.

Воспитатель: «Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем,

Что будет потом, мы не знаем.

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самое лучшее, что есть на свете.

Глаза открываем.

Здравствуйте, дети!»



2.Звучит мелодия из передачи “ В мире животных”.

- Внимание! Внимание!

- Начинаем очередной выпуск телепередачи “В мире животных”.



- Давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!



Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно “почему” меж деревьями мчится,

Другое пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы поищем под снежным шатром.



( Звучит запись с голосами птиц)

- Как вы думаете, о ком сегодня пойдёт речь в нашей передаче?



3 . Сообщение темы занятия.

- Тема передачи “Пернатое царство”. (жизнь птиц зимой)

- Прочитайте стихи на доске и скажите, какой подойдёт к нашей теме:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

Блестя, на солнце, снег лежит.



Поговорим о маленьких синицах

И о других зимующих здесь птицах.

О том, как в парке каплями зари

Уж замелькают скоро снегири.

4.Фильм.

- А теперь посмотрим небольшой фильм- весточку из леса о зимующих птицах . Кто будет

внимателен, тот легко отгадает мои загадки о птицах.

5. Разгадывание загадок.

( по ходу отгадывания загадок вывешиваются картинки с изображением птиц)

Сероспиный, красногрудый,

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает. снегирь



Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Клё! Клё! Клё!- поёт со свистом. клёст



Озорной мальчишка

В сером армячишке

По дереву шныряет

Крошки собирает. воробей



Зимой на ветке яблоки

Скорей их собери

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это ... (Снегири.)



Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной,

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел.)



Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Чёрненькая шапочка

И полоска галстучка. ( синичка)



Окраска - сероватая,

Повадка вороватая.

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это... ( Ворона.)



Он живёт у нас зимой.

На рябинах пир горой.

Песня льётся, как свирель.

Это птица - … ( свиристель)



Ловко крутит головой,

Прячет пищу под корой.

Бегать вверх и вниз не лень.

Это птица – … ( поползень.)



Вещунья, белобока.

И зовут её –… ( сорока.)



6. Соотнесение картинок.

- Дети, а вот у меня здесь весь корм перепутался. Помогите разобраться, какая птичка, чем питается.

(Рядом с рисунками птичек дети прикрепляют картинку с кормом.)

воробей- зерно

снегирь - ягоды рябины

дятел - насекомых

синица - насекомых, сало, зерно

сова - мыши

ворона – зерно

свиристель – ягоды

клёст - орешки

- Дети, а кто должен птичкам помогать и подкармливать их зимой?

7. Тренировка зрительной памяти.

-Посмотрите ещё раз внимательно на картинки с изображением птиц и постарайтесь запомнить их окраску. (закрыть картинки)

Попробуйте раскрасить птичку, которая прилетела к вам на парту.



Физминутка «Хочу быть птичкой»

Мы по улице гуляли

Воробьев, ворон считали:

Раз, два, три, четыре, пять – будем мы считать опять.

Рот открыли, смотрим в небо,

Вправо, влево. Мы там не были.

Птичками захотели стать

И крылышками помахать.

Крылья вверх, крылья вниз

Только слышен ветра свист.

Мы подпрыгнули, чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.



8.Новый материал. (с презентацией)

- Ребята, а каких птиц, которые живут рядом с нами в нашем городе ,мы не назвали?

- Правильно, это – голуби.

- А много ли вы о них знаете?

Люди помогают птичкам, но не все знают историю этих пернатых и какую пользу они приносили людям издавна.

( презентация о голубях)

- Расскажите о том, как выглядит голубь. ( ответы детей)

Голубь – птица средних размеров. Туловище голубя плотное, обтекаемой формы, голова маленькая, клюв небольшой, ноги короткие. На ногах по 4 пальца, три обращены вперёд, один – назад.

Далёкие предки современных голубей – дикие сизые голуби. Люди смогли их приручить очень давно – более 5 тыс. лет назад. Дикие сизые голуби и сейчас встречаются в Северной Африке, Крыму, на Кавказе, Южном Урале. Народы древности быстро оценили особенности поведения голубей – всегда возвращаться к своему гнезду - и стали передавать с ними сообщения : небольшое письмецо прикрепляли к лапке птицы и отпускали её, - голубь летел домой. Таких голубей, приносящих письма, стали называть почтовыми.

Голубей называют декоративными птицами. Слово « декоративный» означает «красочный, нарядный». Дикие голуби не отличаются ни красотой, ни яркостью оперения. Домашние же голуби некоторых пород очень красивы. У одних головы украшены высокими хохолками, у других ноги словно опушены мехом, у третьих – широкие хвосты и блестящие крылья. В мире известно около восьмисот пород голубей.

Турман – одна из самых знаменитых пород голубей. Они очень красивы. Эти птицы известны как великолепные акробаты. В воздухе они умеют ловко кувыркаться через голову, хвост или крыло.

К другой группе голубей относятся высоколётные голуби, способные совершать многочасовые перелёты на большой высоте.

Ещё в одну группу голубей входят голуби – барабанщики и голуби – трубачи. Их так называют потому, что воркование этих птиц напоминает дробь барабана и голос трубы.

Наконец, к особой породе голубей относятся почтовые. Они способны ориентироваться в пространстве и, преодолевая большие расстояния, находить родной дом. Древние греки и римляне использовали их в Олимпийских играх. Позднее во Франции были проведены соревнования почтовых голубей. Голубь – победитель пролетел 350 км и в тот же день вернулся домой. Его с почетом носили по улицам города под звуки музыки и пальбы маленьких пушек.

Серебристая голубка. ( стихотворение читает подготовленный ученик)

Голубка моя быстрая, Голубка серебристая!

Лети над полем, над рекой И весточку неси домой.

Неси моим родным привет, Дороже их на свете нет.

Порадуй матушку мою, Скажи, как я её люблю.

Во время войны между Францией и Германией (1870-1871) почтовые голуби доставили 150 тыс. срочных сообщений с фронта. Во многих странах мира в те годы были созданы специальные голубиные станции. Они использовались и в годы Великой Отечественной войны для армейской разведки. Разведчики посылали с почтовыми голубями важные сообщения в тыл.

А знаете ли вы, ребята, что в Лондоне есть памятник голубке, спасшей в годы Второй мировой войны экипаж подводной лодки. В Швейцарии установлен памятник голубю, спасшему людей, заваленных снежной лавиной. Одну из улиц Парижа украшает памятник голубям, переносившим сообщения в годы войн, которые вела Франция.

Голубь считается символом мира

- Давайте вместе прочитаем это стихотворение. ( стих на экране)

Голубь мира.

Голубка белая к нам прилетела.

Нежна она, красива, В клюве – ветвь оливы.

Это символ мира, радости, покоя.

У голубки белой – сердце золотое!

Голуби – обычные обитатели наших городов. Они неторопливо разгуливают по дорожкам парков и скверов, клюют семена трав, зёрнышки и крошки хлеба, которыми их угощают люди.

Физминутка. « Добрая бабуля.»

Одна девочка изображает бабулю, другие дети – голуби.

Гули –гули! Гули –гули! –

Голубей зовёт бабуля.

Она кормит голубей,

Нету бабушки добрей!



Любители пернатых строят для птиц голубятни. Чаще всего голубятни устраивают на чердаках. Там сухо, светло, голубиный домик хорошо проветривается, а вылетая, птицы садятся на крышу. Что может быть красивее, когда в синем бездонном небе, сверкая на солнце, кружится, играет стая голубей.



9. Работа с ножницами.

« Мой голубок.» (читает подготовленный ученик)

Из тетрадного листка

Вырезаю голубка.

Отпущу я голубка

В поднебесье, в облака:

Я в полёт тебя пускаю.

Если в небе встретишь стаю

Сизокрылых голубей,

Полетай, мой голубь, с ней!



- Вырезаем силуэт голубя.

- Загадка:

Дорогу к дому он найдёт

И весточку нам принесёт. Голубь.



10.Сказка « Почтовая голубка». Инсценировка.

Участники: мама, девочка Ира, дедушка, голубка.



Мама-: Доченька, Ты не забыла, что завтра у дедушки день рождения? Я пошла на почту, чтобы послать ему поздравительную телеграмму от нас.

Ира: -А я нарисовала дедушке картинку. Вот река, на волнах качается лодка, а в лодке сидит дедушка. Он ловит рыбу.

Мама :-Рисунок отличный. Дедушке понравится. Но по почте письмо до дедушки будет идти целую неделю.

Ира:- Жаль, что я не знала этого раньше.

Ира посмотрела на фарфоровую статуэтку голубки и вспомнила, что папа ей недавно читал книжку про почтовых голубей.

Ира:- Жаль, что у меня нет такого голубя!

Ира взяла в руки статуэтку, прижала её к себе и заплакала. Тёплая слезинка упала на голову голубки, та вдруг ожила и заговорила:

Тёплая слезинка меня оживила.

Добрая слезинка подарила силы.

Ты своей слезою меня расколдовала,

Стала я живою и заворковала.

Голубка:- Ты добрая девочка, и я хочу тебе помочь. Привяжи рисунок к моей лапке ленточкой. Я отнесу твоё поздравление твоему дедушке.

Всю ночь летела умная птица, а утром стукнула клювом в окно дома, где жили дедушка с бабушкой. Дедушка отвязал ленточку и аккуратно развернул рисунок.

Дедушка:- Ишь, какая выдумщица! Вот так молодец! Оставайся, голубка у нас жить. Мы тебе голубятню оборудуем. А летом внучка приедет и обрадуется.



11. Итог.

- Ребята, вам понравилось наша телепередача?

- А вот, чтобы всё вспомнить…

Глазки закрываем и представляем,

Представьте себе телевизор большой,

Как вы играли, что говорили.

Вспомнили все, не о чем не забыли.

Глазки откройте и пусть само

Скажется все, что увидели в кино.

- Ответы детей.

- Какое у вас настроение?

Вы сказали, что у вас веселое, хорошее настроение, а знаете, что такое настроение называется «оранжевое настроение». Потому что оранжевый цвет – это цвет радости. Раз у вас такое настроение, давайте его подарим всем. Дети дарят друг другу оранжевые шарики.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!