Подготовила Ляшовская М.В. КГКСКОУ СКОШ № 3
Цели:
знакомить детей с зимующими птицами нашего края;
развивать воображение и фантазию, обогащать словарный запас, сравнивать, анализировать и делать обобщения;
воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.
Оборудование:
фильм о зимующих птицах, запись с голосами птиц, презентация о голубях, картинки с изображением зимующих птиц и кормом, раскраски , ножницы, шарики.
Ход занятия.
Орг. Момент.
Дети садятся на места, принимают позицию лобно-затылочной коррекции: правая рука – на лоб, левая рука – на затылок, глаза закрыты.
Воспитатель: «Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем,
Что будет потом, мы не знаем.
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самое лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем.
Здравствуйте, дети!»
2.Звучит мелодия из передачи “ В мире животных”.
- Внимание! Внимание!
- Начинаем очередной выпуск телепередачи “В мире животных”.
- Давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы поищем под снежным шатром.
( Звучит запись с голосами птиц)
- Как вы думаете, о ком сегодня пойдёт речь в нашей передаче?
3 . Сообщение темы занятия.
- Тема передачи “Пернатое царство”. (жизнь птиц зимой)
- Прочитайте стихи на доске и скажите, какой подойдёт к нашей теме:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя, на солнце, снег лежит.
Поговорим о маленьких синицах
И о других зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уж замелькают скоро снегири.
4.Фильм.
- А теперь посмотрим небольшой фильм- весточку из леса о зимующих птицах . Кто будет
внимателен, тот легко отгадает мои загадки о птицах.
5. Разгадывание загадок.
( по ходу отгадывания загадок вывешиваются картинки с изображением птиц)
Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. снегирь
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Клё! Клё! Клё!- поёт со свистом. клёст
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По дереву шныряет
Крошки собирает. воробей
Зимой на ветке яблоки
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это ... (Снегири.)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка. ( синичка)
Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это... ( Ворона.)
Он живёт у нас зимой.
На рябинах пир горой.
Песня льётся, как свирель.
Это птица - … ( свиристель)
Ловко крутит головой,
Прячет пищу под корой.
Бегать вверх и вниз не лень.
Это птица – … ( поползень.)
Вещунья, белобока.
И зовут её –… ( сорока.)
6. Соотнесение картинок.
- Дети, а вот у меня здесь весь корм перепутался. Помогите разобраться, какая птичка, чем питается.
(Рядом с рисунками птичек дети прикрепляют картинку с кормом.)
воробей- зерно
снегирь - ягоды рябины
дятел - насекомых
синица - насекомых, сало, зерно
сова - мыши
ворона – зерно
свиристель – ягоды
клёст - орешки
- Дети, а кто должен птичкам помогать и подкармливать их зимой?
7. Тренировка зрительной памяти.
-Посмотрите ещё раз внимательно на картинки с изображением птиц и постарайтесь запомнить их окраску. (закрыть картинки)
Попробуйте раскрасить птичку, которая прилетела к вам на парту.
Физминутка «Хочу быть птичкой»
Мы по улице гуляли
Воробьев, ворон считали:
Раз, два, три, четыре, пять – будем мы считать опять.
Рот открыли, смотрим в небо,
Вправо, влево. Мы там не были.
Птичками захотели стать
И крылышками помахать.
Крылья вверх, крылья вниз
Только слышен ветра свист.
Мы подпрыгнули, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.
8.Новый материал. (с презентацией)
- Ребята, а каких птиц, которые живут рядом с нами в нашем городе ,мы не назвали?
- Правильно, это – голуби.
- А много ли вы о них знаете?
Люди помогают птичкам, но не все знают историю этих пернатых и какую пользу они приносили людям издавна.
( презентация о голубях)
- Расскажите о том, как выглядит голубь. ( ответы детей)
Голубь – птица средних размеров. Туловище голубя плотное, обтекаемой формы, голова маленькая, клюв небольшой, ноги короткие. На ногах по 4 пальца, три обращены вперёд, один – назад.
Далёкие предки современных голубей – дикие сизые голуби. Люди смогли их приручить очень давно – более 5 тыс. лет назад. Дикие сизые голуби и сейчас встречаются в Северной Африке, Крыму, на Кавказе, Южном Урале. Народы древности быстро оценили особенности поведения голубей – всегда возвращаться к своему гнезду - и стали передавать с ними сообщения : небольшое письмецо прикрепляли к лапке птицы и отпускали её, - голубь летел домой. Таких голубей, приносящих письма, стали называть почтовыми.
Голубей называют декоративными птицами. Слово « декоративный» означает «красочный, нарядный». Дикие голуби не отличаются ни красотой, ни яркостью оперения. Домашние же голуби некоторых пород очень красивы. У одних головы украшены высокими хохолками, у других ноги словно опушены мехом, у третьих – широкие хвосты и блестящие крылья. В мире известно около восьмисот пород голубей.
Турман – одна из самых знаменитых пород голубей. Они очень красивы. Эти птицы известны как великолепные акробаты. В воздухе они умеют ловко кувыркаться через голову, хвост или крыло.
К другой группе голубей относятся высоколётные голуби, способные совершать многочасовые перелёты на большой высоте.
Ещё в одну группу голубей входят голуби – барабанщики и голуби – трубачи. Их так называют потому, что воркование этих птиц напоминает дробь барабана и голос трубы.
Наконец, к особой породе голубей относятся почтовые. Они способны ориентироваться в пространстве и, преодолевая большие расстояния, находить родной дом. Древние греки и римляне использовали их в Олимпийских играх. Позднее во Франции были проведены соревнования почтовых голубей. Голубь – победитель пролетел 350 км и в тот же день вернулся домой. Его с почетом носили по улицам города под звуки музыки и пальбы маленьких пушек.
Серебристая голубка. ( стихотворение читает подготовленный ученик)
Голубка моя быстрая, Голубка серебристая!
Лети над полем, над рекой И весточку неси домой.
Неси моим родным привет, Дороже их на свете нет.
Порадуй матушку мою, Скажи, как я её люблю.
Во время войны между Францией и Германией (1870-1871) почтовые голуби доставили 150 тыс. срочных сообщений с фронта. Во многих странах мира в те годы были созданы специальные голубиные станции. Они использовались и в годы Великой Отечественной войны для армейской разведки. Разведчики посылали с почтовыми голубями важные сообщения в тыл.
А знаете ли вы, ребята, что в Лондоне есть памятник голубке, спасшей в годы Второй мировой войны экипаж подводной лодки. В Швейцарии установлен памятник голубю, спасшему людей, заваленных снежной лавиной. Одну из улиц Парижа украшает памятник голубям, переносившим сообщения в годы войн, которые вела Франция.
Голубь считается символом мира
- Давайте вместе прочитаем это стихотворение. ( стих на экране)
Голубь мира.
Голубка белая к нам прилетела.
Нежна она, красива, В клюве – ветвь оливы.
Это символ мира, радости, покоя.
У голубки белой – сердце золотое!
Голуби – обычные обитатели наших городов. Они неторопливо разгуливают по дорожкам парков и скверов, клюют семена трав, зёрнышки и крошки хлеба, которыми их угощают люди.
Физминутка. « Добрая бабуля.»
Одна девочка изображает бабулю, другие дети – голуби.
Гули –гули! Гули –гули! –
Голубей зовёт бабуля.
Она кормит голубей,
Нету бабушки добрей!
Любители пернатых строят для птиц голубятни. Чаще всего голубятни устраивают на чердаках. Там сухо, светло, голубиный домик хорошо проветривается, а вылетая, птицы садятся на крышу. Что может быть красивее, когда в синем бездонном небе, сверкая на солнце, кружится, играет стая голубей.
9. Работа с ножницами.
« Мой голубок.» (читает подготовленный ученик)
Из тетрадного листка
Вырезаю голубка.
Отпущу я голубка
В поднебесье, в облака:
Я в полёт тебя пускаю.
Если в небе встретишь стаю
Сизокрылых голубей,
Полетай, мой голубь, с ней!
- Вырезаем силуэт голубя.
- Загадка:
Дорогу к дому он найдёт
И весточку нам принесёт. Голубь.
10.Сказка « Почтовая голубка». Инсценировка.
Участники: мама, девочка Ира, дедушка, голубка.
Мама-: Доченька, Ты не забыла, что завтра у дедушки день рождения? Я пошла на почту, чтобы послать ему поздравительную телеграмму от нас.
Ира: -А я нарисовала дедушке картинку. Вот река, на волнах качается лодка, а в лодке сидит дедушка. Он ловит рыбу.
Мама :-Рисунок отличный. Дедушке понравится. Но по почте письмо до дедушки будет идти целую неделю.
Ира:- Жаль, что я не знала этого раньше.
Ира посмотрела на фарфоровую статуэтку голубки и вспомнила, что папа ей недавно читал книжку про почтовых голубей.
Ира:- Жаль, что у меня нет такого голубя!
Ира взяла в руки статуэтку, прижала её к себе и заплакала. Тёплая слезинка упала на голову голубки, та вдруг ожила и заговорила:
Тёплая слезинка меня оживила.
Добрая слезинка подарила силы.
Ты своей слезою меня расколдовала,
Стала я живою и заворковала.
Голубка:- Ты добрая девочка, и я хочу тебе помочь. Привяжи рисунок к моей лапке ленточкой. Я отнесу твоё поздравление твоему дедушке.
Всю ночь летела умная птица, а утром стукнула клювом в окно дома, где жили дедушка с бабушкой. Дедушка отвязал ленточку и аккуратно развернул рисунок.
Дедушка:- Ишь, какая выдумщица! Вот так молодец! Оставайся, голубка у нас жить. Мы тебе голубятню оборудуем. А летом внучка приедет и обрадуется.
11. Итог.
- Ребята, вам понравилось наша телепередача?
- А вот, чтобы всё вспомнить…
Глазки закрываем и представляем,
Представьте себе телевизор большой,
Как вы играли, что говорили.
Вспомнили все, не о чем не забыли.
Глазки откройте и пусть само
Скажется все, что увидели в кино.
- Ответы детей.
- Какое у вас настроение?
Вы сказали, что у вас веселое, хорошее настроение, а знаете, что такое настроение называется «оранжевое настроение». Потому что оранжевый цвет – это цвет радости. Раз у вас такое настроение, давайте его подарим всем. Дети дарят друг другу оранжевые шарики.