СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие по математике в 4 классе «Остров сокровищ»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие по математике развивает  логику и прививает интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по математике в 4 классе «Остров сокровищ»»




МОУ СОШ №3

города Аткарска Саратовской области












Внеклассное занятие по математике в 4 классе


«Остров сокровищ»



























Подготовила учитель начальных классов

Иночкина Лариса Викторовна







Внеклассное занятие по математике

«Остров сокровищ»


Цель: развивать математические способности; укреплять интерес

к математике; развивать логическое мышление, математический

кругозор, смекалку; воспитывать умение общаться.


Ход мероприятия:

Учитель: Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.


Ребята, мы отправляемся на остров Сокровищ за кладом. Клад лежит в сундуке и закрыт на замки. Мы поплывём на кораблях и по пути вы должны собрать ключи от этих замков. Корабля два и команд тоже две. Та команда, которая соберёт ключей больше, получит этот клад.

Рассаживайтесь по местам на кораблях. И вот вам первое задание. Вы должны придумать название своему кораблю, а значит и своей команде.

( Дети придумывают название и записывают его на нарисованном корабле и на своих эмблемах: например – Смельчаки, Умники. Одна из эмблем отличается от других по цвету, когда дети прикрепят эмблемы, то узнают, что капитаном будет тот, кто получил отличную от других эмблему.)


Учитель: Ну что ж, вы заняли свои места. Тогда в путь.

( Звучит спокойная музыка)

Ребята, смотрите перед нами остров «Разгадай-ка». Нас кто-то встречает.

(появляется девочка )


Принцесса: Здравствуйте. Я, принцесса этого острова.

Я отдам вам ключ, но он у меня один. Как мне быть?! Придумала!

Я отдам ключ тем, кто быстрее разгадает кроссворд.

( Принцесса даёт листочки с кроссвордами командам. Дети садятся за столы

и разгадывают кроссворд.)


Кроссворд.

По горизонтали: 1. Число, из которого вычитают.

  1. Число, на которое делят.

  2. Сумма длин всех сторон треугольника.

  3. Как называют фигуру, изображённую на рисунке?

(на рисунке – пятиугольник)


По вертикали: 1. Что это такое: 2х – 6 = 2?

5. Число, которое прибавляют.

6. 23 : 4 = 5 (3); 3 – это …..

7. Арифметическое действие.










л



а




г


с



а


т




м

е

н

ь

ш

а

е

м

о

е


р


м


т


н


4п

е

н

т

а

г

о

н


о


о



в


е


к


ж



н


е



е

л

и

т

е

л

ь


н



н


и



3п

е

р

и

м

е

т

р


е



е



Учитель: (игра со зрителями)

Ребята, пока команды разгадывают кроссворд, вам задание:

« Назовите пословицы и поговорки, в которых встречаются цифры».

Ответы: - Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Семеро одного не ждут.

- Один в поле не воин.

- Сам не дерусь, семерых не боюсь.

- Пятое колесо в телеге.(Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.)

- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

-Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

- У семи нянек дитя без глазу.


Принцесса: (обращаясь к команде, которая быстрее отгадает кроссворд)

Молодцы, ребята. Я даю вам ключ и желаю вам всем

счастливого пути.


Учитель: А мы продолжаем наше путешествие.

(звучит спокойная музыка)

Смотрите, что это за скала там впереди.

( скала «Угадай-ка»)

Наверху на скале лежит ключ.

Кто быстрее поднимется на эту скалу, тот и получит ключ. Для

этого вам надо решить логические задачи, написанные на этой скале.


Логические задачи

Задача 1. Где домик Пятачка?






Домик Кролика нарисован 4 раза, а домик Пятачка только один раз.

Где домик Пятачка?


Задача 2. Кто ближе к сыру: кошка или мышка?


Когда идет дождь, кошка сидит в комнате или в подвале.

Когда кошка в комнате, мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильнике.

Если сыр на столе, а кошка - в подвале, то мышка в комнате.

Сейчас идет дождь, а сыр лежит на столе. Тогда обязательно:

(A) кошка в комнате; (B) мышка в норке;

(C) кошка в комнате или мышка в норке;

(D) кошка в подвале, а мышка в комнате.


Задача 3. Что вырастет у рассеянной хозяйки?

У рассеянной хозяйки есть три ящика для рассады с надписью "Огурцы","Цветы" и "Ромашки"

Она посадила семена ромашек, огурцов и колокольчиков в эти ящики так, что все надписи оказались неверными.

Что вырастет в ящике с надписью "Ромашки"?

(A) огурцы; (B) колокольчики; (C) ромашки; (D) нельзя определить; (E) арбузы.


Учитель: (игра со зрителями, за правильные ответы даю жетоны)

Ребята, а мы с вами будем решать задачи на смекалку.

Задачи.

  1. На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели ещё 2 воробья. Кот Васька подкрался, схватил одного воробья и убежал. Сколько воробьёв осталось на грядке? (0, остальные улетели)

  2. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4часа)


  1. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?(3кг)


  1. Пассажир автобуса ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (один автобус)

  2. Ребята пилят бревно на части определённой длины. Отпиливание одного такого куска занимает 1 минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на 5 частей? (4 минуты)

Учитель: (обращаясь ко зрителям) Молодцы, ребята!

Сейчас мы узнаем, какая команда добралась до ключа быстрее.

( проверяем задание и отдаём ключ победившей команде)

Рассаживаемся по местам и продолжаем путь.

(Звучит музыка, сначала спокойная, затем ритм меняется.

Выскакивает пират.)


Пират: Стойте. Вы куда плывёте? (ребята ему отвечают)

Ключ у меня есть. Я вам его отдам, если решите мои задачи.

За неправильные ответы вы получите метки, у кого меток будет

больше, та команда проиграет.

Задачи не простые. Нужно слушать очень внимательно, так как

вопрос будет задан в конце.

( Читает задачи, раздавая «чёрные метки» (чёрные кружки с

нарисованными на них черепами))

Задачи пирата.


  1. В автобусе ехали 25 человек. На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека. На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек. На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек. На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек. На следующей остановке вышли 5 человек. Сколько было остановок? (5остановок)


  1. У четы морских медуз был всегда отменный вкус,

И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.

На обед пришёл тритон, и знакомый морской слон.

А потом зашёл варан. Лёг на кожаный диван.

И зубастый крокодил тоже в гости заходил.

Славно было у медуз! Съели гости весь арбуз!

Вопрос: Сколько гостей пришло к медузам? (4 гостя)

3. Над речкой летали 12 стрекоз.

Явились 2 друга и рыжий Барбос.

Они так плескались, они так галдели,

Что 8 стрекоз поскорей улетели.

Остались на речке только стрекозы,

Кому не страшны ребятня и барбосы.

Но вот что моя голова позабыла.

Скажите, пожалуйста, сколько их было? ( 12)


4. Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,

Грабли, вёдра и рубанки, огурцов солёных банки,

И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.

Продавал Трофим на рынке.

У прилавка все толпились, покупали, не скупились.

И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.

Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на

рынке? ( 10 )



5. Сколько ног всего плясали

Целый день на карнавале.

Осьминог, жираф, свинья

И ещё, в придачу, я ? ( 18 )


  1. В нашем классе два Ивана,

Две Татьяны, два Степана,

Три Катюши, три Галины,

Пять Андреев, три Полины,

Восемь Львов, 4 Саши,

Пять Ирин и две Наташи,

И всего один Виталий.

Сколько всех вы посчитали? (40)


  1. На базаре добрый ёжик

Накупил семье сапожек.

Сапожки по ножке – себе,

Поменьше немного - жене.

С пряжками – сыну,

С застёжками – дочке.

И все уложил в мешочке.

Сколько в семье у ёжика ножек? (16)

И сколько купил сапожек? (16)


Пират: (Считает сколько меток у каждой команды)

У кого из вас меньше меток. Молодцы, получайте ключ и продолжайте

ваш путь.

( показывает на другую команду)

Я вас не отпущу, пока вы меня не развеселите. А то мне

скучно.


Капитан: (проигравшей команды)

Ну-ка, помощники, помогите нам, спойте частушки и развеселите

пирата.

(Выходят девочки и поют частушки)


Частушки.

  1. Про дела свои ребячьи

Пропоём мы вам в стихах.

Всё расскажем без утайки

Все воскликнете вы «Ах»


  1. О. когда же, ох когда

Жизнь настанет вольная?

Каждый день у нас диктант,

Тест или контрольная.


  1. Надька – белая ворона

По контрольной снова 5.

Не могла ошибки сделать,

Чтобы всех нас поддержать.


  1. Целый день я «икс» ищу

Что за уравнение

Вот по следу пса пущу,

Пусть найдёт решение.


  1. Ах мой Вовочка дружок

Знал таблицу на зубок.

Зуб тот вырвали у Вовы

И теперь учить всё снова.


  1. Блендамед и даже жвачки

Укрепляют зубы нам

Почему ж тогда задачки

Кой-кому не по зубам.


  1. Ох волнуются подружки

Четверть близится к концу

Всё решают: двойки, тройки

Подойдут ли им к лицу.


Капитан: Ну, что, ты доволен? Отпустишь нас.

Пират: Ох и повеселили. Конечно отпущу.


Учитель: Наконец , мы все в сборе. Задержал нас пират. Чтобы продолжить

наш нелёгкий путь, давайте наловим рыбы и подкрепимся.

А рыба не простая. На каждой рыбе с одной стороны задачи,

а с другой стороны указана масса рыбы (100г, 200г). Кто быстрее

наловит 500г рыбы, тому и отдам ключ. Но помните, на рыбке

больше массой и сложнее задача. Команды по очереди решают

задачи, если задача решена неверно, то команда пропускает ход.


Задачи на рыбах.

  1. (100г) На одной чаше весов кирпич, а на другой – половина такого же

кирпича и гиря в 1кг. Весы находятся в равновесии. Сколько

весит кирпич? (2кг)


  1. (100г) За книгу заплатили 1 рубль и ещё полстоимости книги. Сколько

стоит книга? (2рубля)

3. (100г) Папа поровну разделил 3 своим сыновьям 6 подзатыльников.

Сколько подзатыльников получил каждый сын? (2)


4.(100г) В кухне 39 мух. Из них 6 пьют чай из лужи на столе. 12 летают

вокруг лампочки, остальные идут пешком по потолку. Сколько

мух идёт пешком по потолку? (21)


5.(100г) Горело 7 свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось?

(2, остальные погасли)


6.(100г) Из Москвы в Саратов самолёт летит85 минут, а из Саратова до

Москвы долетает за 1 час 25мин. Какой полёт длится дольше?

(одинаково)


7.(100г) Тройка лошадей бежала со скоростью 12 км/час. С какой

скоростью бежала каждая лошадь? (12 км/час)


8.(100г) Ручка дороже карандаша на 15 рублей. На сколько рублей 5 ручек

дороже 5 карандашей? (75 руб)


9.(200г) У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего

детей у отца? (7)


10.(200г) Если отнять от наибольшего двузначного числа, число записанное

двумя восьмёрками, и к полученному числу прибавить

наименьшее двузначное число, то получим число девочек у Гали

в классе. Сколько девочек у Гали в классе? (99 – 88 + 10 = 21)


11. (200г) На заводе собирают детские трёхколёсные велосипеды. Для

велосипеда нужно2 маленьких и 1 большое колесо. Сколько

велосипедов можно собрать, если имеется 25 маленьких и 30

больших колёс?

12. (200г) У брата было 6 двухрублёвых монет, а у сестры 10 трёхрублёвых

монет. Сколько своих монет сестра должна отдать брату, чтобы

денег у них стало поровну? (3 монеты)


Учитель: Молодцы, ребята. Держите ключ. Вы его заслужили.

Пока мы ловили рыбу, заблудились. Куда плыть? Как найти

правильный путь? Но что это там впереди? Маяк!!!

Мы спасены! Ребята, он не светит. Чтобы его зажечь, нужно вам

собрать круг из осколков.

(Каждой команде даётся круг, разрезанный на равное количество

частей.) Та команда, которая соберёт

быстрее круг, «зажжёт маяк», та и получит ключ.

( ребята собирают круг из множества частей)

Молодцы! Получайте ключ.

Ну вот мы и добрались до острова сокровищ. Давайте посмотрим

у какой команды больше ключей. Вам даётся право забрать себе

клад.

( дети открывают шкатулку, там лежат призы и грамоты )


Учитель: (обращаясь к командам)

Окончена игра, но не грустите,

Хоть проиграли или выиграли сейчас –

Будут в вашей жизни успехи

И победы ещё не раз.

Главное, не забывайте:

Чтоб врачом, моряком

Или лётчиком стать,

Нужно прежде всего

Математику знать.

Учитель: (обращаясь к зрителям)

Ребята, среди вас есть ученик(-и), которые хорошо знают математику, они

набрали много баллов (считаем жетоны).

(Этим детям вручаем грамоту)

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнований,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь:

Говорим мы до свиданья,

До счастливых новых встреч.

Ребята, вы все показали хорошие знания, вас тоже ждут призы.

(Раздаёт сувениры проигравшей команде и зрителям)






Список литературы:

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. М. ТЦ Сфера 2005

  2. Винокурова Н.К. 500 игр и головоломок для школьников М. ООО Фирма «Издательство АСТ»

  3. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития Академия, К Академия Холдинг 2002

  4. Спивак А.В. Математический кружок. М. Посев 2003

  5. Гальперин Г.А. Московские математические олимпиады. Просвещение 1986

  6. Н.Г. Белицкая, А.О. Орг «Школьные олимпиады. Начальная школа»

Москва, Айрис – пресс, 2008

  1. Кроссворд взяла из внеклассного мероприятия по математике «Весёлый математический поезд» учителя Белоноговой Н.М.