Амурская область
п.г.т.Серышево
Учитель начальных классов МОУ СОШ № 1
Радченко Надежда Юрьевна
Внеклассное занятие по русскому языку (3 класс )
« Путешествие на неизведанную планету»
Оборудование: плакат « Учите русский -
Годы к ряду,
С душой,
С усердием,
С умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом»
Сабир Абдулла
Цель: формировать представление о роли русского языка.
Добрый день, ребята!
Сегодня на нашем мероприятии присутствуют гости, поприветствуем их.
Учитель: Мы весёлые ребята
И не любим мы скучать
С удовольствием сегодня
Будем с вами мы играть.
1эк. Мы отвечаем дружно
И здесь сомнений нет
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2 эк. И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Ведёт к победе не судьба.
3 эк. И соревнуясь с вами
Останемся друзьями
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
Песня: « Не крутите пёстрый глобус».
Внимание! Сегодня мы отправляемся в путешествие на другую планету в космическом корабле. Я – командир корабля. У меня три экипажа. Познакомимся с нашими экипажами.
1 эк. Название нашего экипажа обозначает название предмета отвечает на вопрос кто? или что? В предложении бывает главным членом или второстепенным. ( имя существительное)
2 эк. Название нашего экипажа обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? Или какая? Какое ? или какие?, в предложении бывает второстепенным членом. ( имя прилагательное)
3 эк. Название нашего экипажа обозначает действие предмета отвечает на вопрос что делает? Что сделает? Что делают? В предложении бывает главным членом.(глагол)
На нашем мероприятии присутствует строгое, но компетентное жюри. Поприветствуем их!
Все: Вам и слава и почёт!
Все мы любим точный счёт.
Песня: « Чему учат в школе».
Учитель: Работают все приборы космического корабля. Внимание на пульт управления. На нём задания. Посадит корабль на планету тот экипаж , который быстрее и правильно выполнит задания.
1 задание
1эк. Запишите, в каком слове 7 одинаковых гласных ( семья)
2эк. Запишите, в каком слове 40 одинаковых гласных. (сорока)
3эк. Запишите, в каком слове 100 раз повторяется слово « лица» (столица)
2 Задание
![](https://fhd.multiurok.ru/9/5/7/95737b7cc7f5cbc53cfebfbaa07d1d30c5892ba9/vnieklassnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-3-klass_1.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/9/5/7/95737b7cc7f5cbc53cfebfbaa07d1d30c5892ba9/vnieklassnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-3-klass_2.png)
Нужно как можно больше составить слов.
О К О
Л Е
С
Еее
ее
Сок, сокол, колесо.
Око, кол, лес, лесок.
Сел, село, осел, ел.
Ура! Сели! Перед нами неизвестная планета её надо исследовать. Участвуют все экипажи.
Исследование 1
Эта планета удивительно разноцветная. На ней растут удивительные цветы. Посмотрите на гладиолус – от латинского – небольшой меч. Хризантемы – постоянные спутники осени. Им нестрашны даже заморозки. По происхождению слово хризантема греческое и означает « золотой цветок». В Японии и Китае есть легенда ,что хризантема произошла от солнца. В Японии её так и называют – цветок солнца. Изображение золотой хризантемы стало элементом государственного герба страны.
1эк. Шиповник, подсолнух.
2 эк. Ноготки, гвоздика.
3эк. Колокольчики, одуванчик.
( Представители от каждого экипажа предоставляют сообщения о этих цветах)
Ребята! Вы читали сказку « Золотой ключик или приключения Буратино». Имена героев этой сказки рассыпались нужно их собрать.
( Каждому экипажу дается конверт с рассыпанными буквами )
( Дуремар, Мальвина, Карабас)
Исследование 2
Смотрите, здесь растут необычные грибы. Подосиновики под осинами, а дождевик – после дождя. Члены экипажей тоже провели свои исследования.
1 эк. Лисички, мухомор.
2эк. Волнушка, опенок.
3эк. Маслёнок, белый гриб.
( Представители от каждого экипажа предоставляют сообщения о грибах).
Итак, следующее исследование нужно экипажам разгадать шарады.
![](https://fhd.multiurok.ru/9/5/7/95737b7cc7f5cbc53cfebfbaa07d1d30c5892ba9/vnieklassnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-3-klass_4.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/9/5/7/95737b7cc7f5cbc53cfebfbaa07d1d30c5892ba9/vnieklassnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-3-klass_5.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/9/5/7/95737b7cc7f5cbc53cfebfbaa07d1d30c5892ba9/vnieklassnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-3-klass_6.png)
1эк. 2 эк.
рота
ВА
голо рука
![]()
![](https://fhd.multiurok.ru/9/5/7/95737b7cc7f5cbc53cfebfbaa07d1d30c5892ba9/vnieklassnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-3-klass_9.png)
3 эк.
Р
ЛК
Исследование 3
Подобрать и написать однокоренные глаголы в неопределенной форме к именам существительным и указать часть речи.
1 эк. Мороз (морозить), дежурный (дежурить)
2 эк. Обед (обедать), ужин (ужинать)
3эк .рисунок (рисовать), победа (побеждать)
Пока наше жюри подводит итоги наших исследований у нас с вами будет музыкальная пауза.
( Инсценировка С. Маршака « Знаки препинания»)
Чтец: У последней
Точки
На последней
строчке
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал
Чудак -
Восклицательный знак (вбегает восклицательный знак)
Никогда он не молчит
Оглушительно кричит.
Восклицательный знак: - Ура!
- Долой!
- Караул!
- Разбой!
Чтец: - Притащился кривоносый
Вопросительный знак (входит вопросительный знак)
- Задаёт вопросы.
Вопросительный знак: - Кто?
- Кого?
- Откуда?
Чтец: - Как?
Чтец: Явились запятые
Девицы завитые (входят запятые)
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Запятые : - Мы особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ (входит точка с запятой)
Точка с запятой: - Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой.
Чтец: Прискакало двоеточие
Прикатило многоточие…
Двоеточие: - Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой
Потому что я в два раза,
Больше точки одноглазой,
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Чтец: Но сказало многоточие, еле глазками ворочая.
Многоточие: Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Чтец : Вопросительный знак
Удивился.
Вопросительный знак : - То есть как?
Чтец : И сказала точка
Точка – одиночка.
Точка : Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
А сейчас наше исследование дальше будут проводить наши капитаны.
Исследование 4
Определить часть речи (подчёркнутых слов)
1 эк. Посадила мама в печь
Пироги с капустой печь.
2эк. Снежное покрывало
Покрывало всё поле.
3эк. Ведро дало течь, и вода
стала течь.
Пока наши капитаны выполняют задание, мы с вами отгадаем загадки.
- Чем кончается день и ночь?(ь)
- Чем кончается лето и начинается осень?( о)
- Что стоит посредине земли? ( м)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка , а сшита ,
Не человек , а рассказывает.(книга)
Умный Ивашка,
Всю жизнь в одной рубашке
По белому полю пройдёт
Каждый след его найдёт.( карандаш)
Я то в клетку,
То в линейку,
Написать по ним сумей – ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (тетрадь)
Песня: « Улыбка»
Исследование 5
На этой планете растут странные растения. Если их неправильно поливать , вырастут хищные прожорливые сорняки, которые будут есть всё подряд. Есть инструкция, но она подмокла, слова потерялись, запятые растворились. Экипажам нужно восстановить недостающие слова и запятые.
1 эк. Бабочки и стрекозы кружились над душистыми цветами.
2 эк. В полях расцвели ___ ___ ___.
3 эк. В корзине лежали крупные спелые ___ ___ ___.
« Оживи пословицу»
1 эк. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2эк. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
3эк.Что посеешь, то пожнёшь.
Исследование 6
У маленьких жителей этой планеты есть удивительные вещи, объясните происхождение их названий.
1эк. Учебник, ручка
2 эк. Дневник, чернила
3 эк. Линейка, подставка.
(Представители команд объясняют происхождение вещей)
Исследование 7
Как же называется эта неизведанная планета? Чтобы узнать это экипажам нужно выполнить последние задание.
Задание: разгадать шараду, составить слово, перевернуть лист обратной стороной.
У первого берётся приставка, у второго корень, у третьего суффикс, у четвёртого – окончание.
1экипаж 2 экипаж 3 экипаж
1. принёс 1.подруга 1. показал
2. перелёт 2.игрушка 2. второй
3. гудели 3.читала 3.пилил
4. шарики 4. огоньки 4. домики
прилетели поиграли повторили
наш родной язык
Итак: Как называется наша неизведанная планета?
« Наш родной язык»
Мероприятие заканчивается песней « Серьёзный разговор»
Муз. Н. Прокудина
Слова О. Высотская
Грамматика, грамматика
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
Отправляя поздравленья
Помни правило склоненья
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!