СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие по русскому языку В лабиринтах родного языка (занимательная грамматика) для обучающихся 4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • развитие творческих способностей учащихся,  расширение кругозора и словарного  запаса обучающихся;             
  • развитие коммуникативной компетентности.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по русскому языку В лабиринтах родного языка (занимательная грамматика) для обучающихся 4 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области














Внеклассное занятие

по русскому языку



В лабиринтах родного языка


(занимательная грамматика)

для обучающихся 4 классов





подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

Курского района








Внеклассное занятие по русскому языку

«В лабиринтах родного языка»

(занимательная грамматика для обучающихся 4 классов)


Цель:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

Задачи:

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

  • развитие творческих способностей учащихся, расширение кругозора и словарного запаса обучающихся;  

  • развитие коммуникативной компетентности.


Оборудование: маршрутный лист, раздаточный материал, грамоты и подарки победителям.

Ход занятия:

1. Правила игры: класс делится на 3 группы, жеребьевкой выбирается дорожка, по которой будет двигаться команда.

За правильный ответ команда получает 3 балла.


Маршрутный лист.







2. Содержание заданий.

Отгадай ребус.


  • Состав слова

К данным словам допиши по 1 слову с таким же составом.

стол,... верхушка,...

поездка,... стрела,...

полёт,... мостик,...


  • Измени слово

Поставь данные имена существитель­ные в родительном падеже.

апельсины — волосы — граммы — погоны —

рельсы — серьги —


  • Пропущенные буквы.


Вставь пропущенные буквы.

прим..рять соседей, зап..ватъ в хоре, разв..вается флаг, зап..вать молоком, зал.зать раны, ув..дать издали, отв..рить дверь, ув..дать без влаги.



  • Фразеологические обороты

Замени выражения словами или сло­восочетаниями:

проглотить язык —...

при царе Горохе — ...

яблоку негде упасть — ...


  • Лишнее слово.

а) Кресло, бревно, пальто, число, весло.

б) Водитель, водяной, водичка, заводь, водянистый.

в) Быстрый, скорый, проворный, тихий.




  • Ударение в словах.

Хвоя, каталог, щавель, столяр, доку­мент, квартал, торты, звонит, кулинария.


  • Герои сказок

Кто из персонажей сказки так сказал:

«-Не горюй, хозяин, а дай мне лучше мешок да пару сапог, чтобы не больно было ходить по кустарникам, и увидишь, что ты получил не такое плохое наследство, как думаешь»

Назовите сказку и автора

  • Рассыпанные буквы

ДАШОЛЬ, ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК, ЦУРИКА

Тебе кажется, что эти слова непонятны? Правильно, в них рассыпались буквы. Если ты их расставишь в другом порядке, то прочитаешь названия животных.


  • Укажи часть речи

Я смотрю - в избе мой брат,

У него шинель до пят.

Он с запиской отпускной

К нам пришел на выходной.

Щурка — слесарь в мастерской.

Он такой степенный,

Представительный такой,

Прямо как военный.


  • Узнай слово




  • Восстанови стихи

- Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайся, какие это слова, и вставь их в текст.

_____ выпал жаркий-жаркий.

Ах, как душно в зоопарке!

_____пропал у пони,

_____вянут на газоне,

А мартышка не страдает —

_____уплетает.

  • Поговорка

Вспомни всю поговорку по ее началу

Соловья баснями...

Всяк кулик...

Пуганая ворона ...

Слово не воробей...

Цыплят по осени...




  • Синонимы

Подбери синонимы к словам.

Работа, громкий, дремучий (лес), печаль, кричать.


  • Скажи правильно.

Как надо сказать?

С обоих концов, с обеих концов; обоими руками, обеими ру­ками?


  • Шарада.

Шарады.

б) Если взять корень из слова «полагать», приставку из слова «приложение», суффикс из слова «восклицательный», окончание из слова «числительное», то получим слово, обозначающее при­знак предмета.


  • Собери слово


Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, подчеркни его, образуй и запиши новое слово.

а) Пластинка, картина, павлин.

б) Сапоги, парашют, фантазия.

в) Косари, заморозки, летчик.



3. Подведение итогов, награждение победителей.




**** Дополнительные задания для болельщиков

1. «Закончи пословицу»

- Я начинаю, а вы заканчиваете.

1) Труд кормит, а лень….. портит.

2) Как аукнется, так и….. откликнется.

3) Семь раз отмерь, один раз….. отрежь.

4) Нет друга - ищи, а нашёл….. береги.

5) Сам погибай, а товарища…. Выручай.

6) Мир строит, а война……..(разрушает).



  1. Смелый побеждает, а трус…….(погибает).



  1. Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).



  1. Сумел завязать, сумей и …….(развязать).



  1. Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).



  1. Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).



  1. По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

2. «Восстанови справедливость»

- Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот

что:

  • Неуклюжий как крот Верный как слон

  • Неповоротливый как собака Хитрый как бык

  • Слепой как пёс Длинный как заяц

  • Трусливый как медведь Вороватый как жираф

  • Злой как лиса Упрямый как сорокам.

Восстановите справедливость – верните определения своим владельцам.





Список литературы:


1.Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления.- М.: Дрофа, 1999.

2. Богданова Л. Внеклассная работа по русскому языку.- М.: Дрофа, 1996.

3. Кузнецова Н.В. Работа с синонимами антонимами на уроках русского

языка в начальной школе. – Москва: Чистые пруды, 2007.

4. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание

традиционных и нетрадиционных форм обучения..-М.: СМИО Пресс,2004.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!