Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Внеклассное занятие
по русскому языку
В лабиринтах родного языка
(занимательная грамматика)
для обучающихся 4 классов
подготовила
учитель начальных классов
Тульченко Ирина Анатольевна
МБОУ «Октябрьская средняя
общеобразовательная школа»
Курского района
Внеклассное занятие по русскому языку
«В лабиринтах родного языка»
(занимательная грамматика для обучающихся 4 классов)
Цель:
Задачи:
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
развитие творческих способностей учащихся, расширение кругозора и словарного запаса обучающихся;
развитие коммуникативной компетентности.
Оборудование: маршрутный лист, раздаточный материал, грамоты и подарки победителям.
Ход занятия:
1. Правила игры: класс делится на 3 группы, жеребьевкой выбирается дорожка, по которой будет двигаться команда.
За правильный ответ команда получает 3 балла.
Маршрутный лист.
2. Содержание заданий.
Отгадай ребус.
К данным словам допиши по 1 слову с таким же составом.
стол,... верхушка,...
поездка,... стрела,...
полёт,... мостик,...
Поставь данные имена существительные в родительном падеже.
апельсины — волосы — граммы — погоны —
рельсы — серьги —
Вставь пропущенные буквы.
прим..рять соседей, зап..ватъ в хоре, разв..вается флаг, зап..вать молоком, зал.зать раны, ув..дать издали, отв..рить дверь, ув..дать без влаги.
Замени выражения словами или словосочетаниями:
проглотить язык —...
при царе Горохе — ...
яблоку негде упасть — ...
а) Кресло, бревно, пальто, число, весло.
б) Водитель, водяной, водичка, заводь, водянистый.
в) Быстрый, скорый, проворный, тихий.
Хвоя, каталог, щавель, столяр, документ, квартал, торты, звонит, кулинария.
Кто из персонажей сказки так сказал:
«-Не горюй, хозяин, а дай мне лучше мешок да пару сапог, чтобы не больно было ходить по кустарникам, и увидишь, что ты получил не такое плохое наследство, как думаешь»
Назовите сказку и автора
ДАШОЛЬ, ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК, ЦУРИКА
Тебе кажется, что эти слова непонятны? Правильно, в них рассыпались буквы. Если ты их расставишь в другом порядке, то прочитаешь названия животных.
Я смотрю - в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришел на выходной.
Щурка — слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.
- Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайся, какие это слова, и вставь их в текст.
_____ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
_____пропал у пони,
_____вянут на газоне,
А мартышка не страдает —
_____уплетает.
Вспомни всю поговорку по ее началу
Соловья баснями...
Всяк кулик...
Пуганая ворона ...
Слово не воробей...
Цыплят по осени...
Подбери синонимы к словам.
Работа, громкий, дремучий (лес), печаль, кричать.
Как надо сказать?
С обоих концов, с обеих концов; обоими руками, обеими руками?
Шарады.
б) Если взять корень из слова «полагать», приставку из слова «приложение», суффикс из слова «восклицательный», окончание из слова «числительное», то получим слово, обозначающее признак предмета.
Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, подчеркни его, образуй и запиши новое слово.
а) Пластинка, картина, павлин.
б) Сапоги, парашют, фантазия.
в) Косари, заморозки, летчик.
3. Подведение итогов, награждение победителей.
**** Дополнительные задания для болельщиков
1. «Закончи пословицу»
- Я начинаю, а вы заканчиваете.
1) Труд кормит, а лень….. портит.
2) Как аукнется, так и….. откликнется.
3) Семь раз отмерь, один раз….. отрежь.
4) Нет друга - ищи, а нашёл….. береги.
5) Сам погибай, а товарища…. Выручай.
6) Мир строит, а война……..(разрушает).
Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
Сумел завязать, сумей и …….(развязать).
Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).
2. «Восстанови справедливость»
- Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот
что:
Неуклюжий как крот Верный как слон
Неповоротливый как собака Хитрый как бык
Слепой как пёс Длинный как заяц
Трусливый как медведь Вороватый как жираф
Злой как лиса Упрямый как сорокам.
Восстановите справедливость – верните определения своим владельцам.
Список литературы:
1.Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления.- М.: Дрофа, 1999.
2. Богданова Л. Внеклассная работа по русскому языку.- М.: Дрофа, 1996.
3. Кузнецова Н.В. Работа с синонимами антонимами на уроках русского
языка в начальной школе. – Москва: Чистые пруды, 2007.
4. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание
традиционных и нетрадиционных форм обучения..-М.: СМИО Пресс,2004.