СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочка "Мир движений и здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся

Просмотр содержимого документа
«Внеурочка "Мир движений и здоровья"»




Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхнетимерсянская средняя общеобразовательная школа МО «Цильнинский район» Ульяновской области



«Рассмотрено»

на заседании ШМО

классных руководителей

Руководитель ШМО

___________________

Стаканова Г.А./Ф.И.О./

Протокол № 1 от

«28» августа 2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по ВР

______________________

Стаканова Г.А. /Ф.И.О./


«28» августа 2014 г.


«Утверждаю»

Директор школы

___________________________

Горбунов В.М. /Ф.И.О./


Приказ № 60/17

от «1 » сентября 2014 г.




Рабочая программа

 

По курсу: внеурочная деятельность «Мир движений и здоровья»

Класс 1-4

Учитель Мещанинова Оксана Александровна

Количество часов по программе 1год -68, в неделю 2ч

2 год-68, в неделю 2ч


Рассмотрено

на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1

от «28 » августа 2014 г



Срок реализации: 2014-2015 уч.год

2015-2016 уч.год









2.Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности составлена на основе :

- Закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012года);

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011, № 19993.;

- Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Письма Министерства образования РФ от 02.04.2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. ;

- учебного плана МОУ Верхнетимерсянской СОШ на 2014-2015 учебный год;

- Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2010.;

- Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).








3.Общая характеристика


Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.

Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования

Основные задачи:

  • формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.

  • способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.

  • способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.

Красивое движение способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

На занятиях постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.

Занятия в кружке тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.

Занятия в кружке положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки.  Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Занятия в кружке оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.

Занятия в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и декорации. Отработанные сценические музыкальные постановки  удобно использовать при проведении детских утренников. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения.


4. Место курса внеурочной деятельности

Программа рассчитана на 2 года обучения - 2 часа в неделю

1 год. – 68ч., 2 год – 68ч



5. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают спо­собность переживать содержание музыкального образа.

Занятия    эффективны для воспитания положи­тельных качеств личности. Выполняя упражнения на про­странственные построения, разучивая парные танцы и пляс­ки, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки органи­зованных действий, дисциплинированности, учатся вежли­во обращаться друг с другом.





6. Личностные , метапредметные и предметные результаты курса внеурочной деятельности

1 год

Личностные результаты

Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоциональноценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры

поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.

Метапредметные результаты

  • регулятивные

  • способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • накопление представлений о ритме, синхронном движениии.

  • наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности

  • познавательные

  • навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.

Учащиеся должны уметь:

  • готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно;

  • под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

  • ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

  • ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дис­танций, не сужая

круг и не сходя с его линии;

  • ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

  • соотносить темп движений с темпом музыкального про­изведения;

  • выполнять игровые и плясовые движения;

  • выполнять задания после показа и по словесной инст­рукции учителя;

  • начинать и заканчивать движения в соответствии со зву­чанием музыки.

  • коммуникативные

  • умение координировать свои усилия с усилиями других;

  • задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.


2 год

Личностные результаты

Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки. Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все иг­ровые и плясовые движения.


Метапредметные результаты

  • Регулятивные

  • Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • самовыражение ребенка в движении, танце.


  • познавательные

Учащиеся должны уметь:

  • понимать и принимать правильное исходное положение в соответ­ствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

  • организованно строиться (быстро, точно);

  • сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

  • самостоятельно определять нужное направление движе­ния по словесной инструкции учителя, по звуковым и му­зыкальным сигналам;

  • соблюдать темп движений, обращая внимание на музы­ку, выполнять общеразвивающие упражнения в определен­ном ритме и темпе;

  • правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».

  • коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совме­стной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.


7. Содержание курса внеурочной деятельности


 Содержанием работы на занятиях кружка является музы­кально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.

Программа    состоит из четырёх разделов:

1.Уп­ражнения на ориентировку в пространстве

2.Ритмико-гим­настические упражнения

3.Игры под музыку

4.Танцеваль­ные упражнения

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занима­ясь конкретным видом музыкально-ритмической деятель­ности.

На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам  программы  в изложенной последовательности. Од­нако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных на­выков.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

Задания на координацию движений рук лучше прово­дить после выполнения ритмико-гимнастических упражне­ний, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двига­тельный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зай­чик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошеч­ка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

После того как ученики научатся самостоятельно изоб­ражать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2  класс ), та­ких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и об­щее содержание. Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выра­зительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, ос­воение хорового шага связано со спокойной русской мело­дией, а топающего — с озорной плясовой. Почувство­вать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.

Задания этого раздела должны носить не только развива­ющий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, го­пак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными дви­жениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, пере­менчивый шаг, присядка и др.).

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях харак­терные особенности танцев разных национальностей.


1 год обучения


  1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высо­ким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из ше­ренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений впе­ред, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

  1. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровози­ки»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать пред­меты перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опо­ры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и при­ведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупаль­цы. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Перекрестное под­нимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставле­ние левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в сторо­ны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерыв­ным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).

3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Выполнение ритмичных движений в соответствии с раз­личным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцеваль­ный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д). Вы­полнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, дея­тельность человека), в соответствии с определенным эмо­циональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцен­тов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пе­нием или речевым сопровождением.

4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спо­койный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Под­прыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для де­вочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.

Танцы и пляски

Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».

Стукалка. Украинская народная мелодия.

Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.

Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.

Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная ме­лодия.

2 год обучения

  1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в ше­ренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по од­ному. Построение круга из шеренги и из движения врассып­ную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных зада­ний с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.

  1. РИТМИКО-ГИМНАСТНЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упраж­нения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, на­зад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сги­бая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флаж­ки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед со­бой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и воз­вращение в исходное положение с одновременным сгиба­нием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднима­ние левой ноги, согнутой в колене, с одновременным под­ниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедле­ние движений в соответствии с изменением темпа музы­кального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.

Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раска­чивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхива­ние кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация дви­жения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).

  1. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и ме­лодических изменений в музыке и выражение их в движе­нии. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в дви­жениях игровых образов И содержания песен. Самостоятель­ное создание музыкально-двигательного образа. Музыкаль­ные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопро­вождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

  1. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пру­жинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремитель­ный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Перемен­ные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Эле­менты русской пляски: шаг с притопом на месте и с про­движением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки сво­бодно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоче-. нившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторо­ну, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).

Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев.

Танцы и пляски

Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек».

Парная пляска. Чешская народная мелодия.

Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.

Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».








8. Тематическое планирование (1 год обучения)

Название темы


1-2

Введение. Что такое ритмика.

3-4

Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.

5-6

Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).

7-8

Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.

9-10

Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры .

11-12

Танцы народов РФ, их особенности и костюмы.

13-14

Танцевальная зарядка. Упражнения для рук.

15-16

Ритмическая схема. Ритмическая игра.

17-18

Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок).

19-21

Простейшие танцевальные элементы в форме игры.

22-23

Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима.

24-25

Пластичная гимнастика. Упражнения для развития плавности и мягкости движений

26-28

Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения

29-30

Упражнения для профилактики плоскостопия.

31-33

Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки

34-35

Упражнения для суставов.

36-37

Упражнения на расслабление мышц.

38-40

Этюдная работа. Пантомима.

41-44

Музыкальные, танцевальные темпы.

45-48

Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница».

49-50

Настроение в музыке и танце. Характер исполнения.

51-54

Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы.

55-56

Правила танцевального этикета.

57-60

Аэробика.

61-64

Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце.

65-66

Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха.

67-68

Урок –смотр знаний.

Отчетный концерт


























9.Календарно – тематическое планирование(1 год обучения)

Дата по плану

Факт.

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Планируемый результат

УУД

1-2

03.09

08.09


Введение. Что такое ритмика.

Инструктаж по ТБ.

Беседа о целях и задачах, правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий.



Осознать значение ритмики для здоровья.

Самоопределение: для чего мне нужно заниматься ритмикой.

3-4

10.09

15.09


Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.

Основы хореографии

1. Поклон

2. Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями: позиции ног; позиции рук; позиции в паре.

Знать танцевальные правила.

Развитие организационных умений.

5-6

17.09

22.09


Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).

наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения;

вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;


Уметь ритмично исполнять различные мелодии.

Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.

7-8

24.09

01.10


Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.

разучивание подготовительной, I,II,III позиции рук

разучивание I, II, III позиции ног

-закрепить методику постановки корпуса, рук и ног

Уметь ориентироваться в пространстве.


9-10

06.10

08.10







Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры .

упражнения на напряжение и расслабление мышц;

на выработку выворотности ног, на развитие гибкости

упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты.

Знать позу исполнителя

Умение расположить к себе. отношению к зрителю. Ракурс

11-12

13.1015.10



Танцы народов РФ, их особенности и костюмы.

Танцы народов РФ(русский, чувашский, татарский, марийский и.т.д), их особенности и костюмы.

Умение правильно держать осанку при координации движения.

Уметь распознавать танцы народов РФ.

13-14

20.1022.10




Танцевальная зарядка. Упражнения для рук.

подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;

- то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону;

- подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево;

Знать основные упражнения для рук в форме танцевальной зарядки.

Проявление интереса к истории народного творчества

15-16

03.11

05.11



Ритмическая схема. Ритмическая игра.

1. Комбинация «Гуси»:

- шаги на месте;

- шаги с остановкой на каблук;

- шаги по точкам (I, III, V, VII);

- приставные шаги.

Уметь составлять небольшие танцевальные комбинации.

Применение знаний и навыков при снятии усталости, напряжения, для развития мелкой моторики, пластичности, общего развития

17-18

10.1112.11



Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок).

Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок).

Знать упражнения с предметом.

Умение организовать работу и выполнять инструкцию.

19-21

17.1119.11



Простейшие танцевальные элементы в форме игры.

2. Комбинация «Слоник»:

- шаг приставка, руками «нарисовать» уши;

- шаг назад, руки вытянуть вперед вверх;

- пружинка на месте, в стороны;

- пружинка назад;


Знать танцевальные элементы в форме игры.

Применение знаний и навыков при снятии усталости, напряжения, для развития пластичности, общего развития

22-23

24.1126.11



Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима.

Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление.


Знать понятие пантомима.

Составление простейших танцевальных элементов.

24-25

01.1203.12



Пластичная гимнастика. Упражнения для развития плавности и мягкости движений

- наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения;

- ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед;

- сидя на полу в парах, наклоны вперед;


Уметь пластично и мягко двигаться под музыку.

Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.

26-28

08.1210.1215.12



Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения

Комбинация «Ладошки»

Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно добавить притопы


Уметь правильно держать осанку при координации движения.

Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.

29-30

17.1222.12



Упражнения для профилактики плоскостопия.

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Умение правильно держать осанку при координации движения.

Знать основные упражнения профилактики плоскостопия.

31-33

24.1212.01

14.01


Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки

Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки

Уметь правильно дышать, следить за осанкой.

Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.

34-35

19.01

21.01


Упражнения для суставов.

Разминка «Буратино».

Развитие организационных умений, связанных с самостоятельным выполнением упражнения для укрепления здоровья

Уметь проводить небольшую профилактику для суставов.

36-37

26.01

28.01


Упражнения на расслабление мышц.

- подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих);

- круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого;

- наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;

- повороты корпуса вправо, влево, круговые движения;

- движения рук «волна»;

- подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;


Знать упражнения для расслабления мышц.


38-40

02.02

04.02


Этюдная работа. Пантомима.

Игра «Телефон», «Замри».

Знать различные игры связанные с этюдной работой.

Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни

41-44

09.02

11.0216.02

18.02


Музыкальные, танцевальные темпы.


Уметь определять медленный, быстрый, умеренный темп.

Умение слышать музыку, определять ритм.

45-48

25.02

02.03

04.03

11.03


Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница».

Массовые и сольные композиции

Знать новые танцевальные элементы

Умение применить полученные знания в творческой деятельности

49-50

16.03

18.03



Настроение в музыке и танце. Характер исполнения.

Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей.

Уметь определять характер мелодии и подбирать оригинальное исполнение движения.

Умение слышать музыку, определять ритм.

51-54

25.0301.04

06.04

08.04



Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы.

Работа над синхронностью исполнения танца.

Знать основные выразительные средствами музыки и танца.

Умение применять полученные знания для создания танцевальных образов.

55-56

13.0415.04



Правила танцевального этикета.

Танец «Стирка»

Имитируется процесс стирки белья.

- два шага вправо, два шага влево, стираем;

- полощем;

- выжимаем;

- развешиваем;

- устали.

Знать основные правила танцевального этикета.

Осознание выразительных средств музыки и танца для передачи настроения

57-60

20.04

22.04

27.0429.04



Аэробика.

Элементы аэробики

Уметь выполнять комплекс упражнений.

Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.

61-64

04.05

06.05

11.05

13.05



Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце.

Танец «Лимбо»

- приставные шаги вперед-назад;

- приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот.


Иметь представление о музыкальных понятиях.

Развитие организационных умений, связанных с самостоятельным выполнением упражнения для укрепления здоровья.

65-66

18.0520.05



Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха.

Повторение танцевальных игр

Уметь определять музыкальные понятия. Уметь распознавать виды музыки на слух.

Осознание необходимости развития музыкального слуха для творческой деятельности

67-68

25.0527.05


Урок –смотр знаний.

Отчетный концерт

Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера

Достижение мастерства исполнения, сформировать

двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце

Умение обобщать свои знания и применять в повседневной жизни













10. Тематическое планирование (2год обучения)


Название темы

1-2

Вводное занятие.

3-4

Разминка.

5-6

Общеразвивающие упражнения.

7-8

Танец «Полька».

9-14

Тренировочный танец “Ладошки”.

15-16

Разминка. Музыкальный этюд «Цапля».

17-18

Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. Движения по линии танца.

19-23

Ритмическая схема. Ритмическая игра.

24-28

Элементы народной хореографии.

29-31

Простейшие танцевальные элементы в форме игры.

32-36

Разминка.

37-40

Пластичная гимнастика. Упражнения для развития плавности и мягкости движений

41-45

Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения

46-49

Движения по линии танца.

50-53

Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки

54-55

Упражнения на расслабление мышц.

56-59

Индивидуальное творчество. Музыкально-ритмическая игра

«Я – герой любимой сказки».

60-63

Разучивание простейших танцевальных элементов .

64-66

Аэробика.

67-68

Урок –смотр знаний.

Отчетный концерт




11.Календарно – тематическое планирование (2 год обучения)


Дата по плану

Факт.

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Планируемый результат

УУД

1-2

03,09

07,09


Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

Беседа о целях и задачах, правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий.

Осознать значение ритмики для здоровья.

Самоопределение: для чего мне нужно заниматься ритмикой.

3-4

10,09

14,09


Разминка.


Музыкальный этюд «Бабочки».

Знать танцевальные правила.

Развитие организационных умений.

5-6

17,09

21,09


Общеразвивающие упражнения.

наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения;

вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;


Уметь ритмично исполнять различные мелодии.

Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.

7-8

24,09

28,09


Танец «Полька».

Танец «Полька»

- галоп по линии танца;

- подскоки по линии танца;

- «Полька» по линии танца;

- хлопушки и прыжки.


Уметь ориентироваться в пространстве.

Применение знаний и навыков при снятии усталости, напряжения, для развития мелкой моторики, пластичности, общего развития

9-14

01,10

05,10

08,10

12,10

15,10

19,10


Тренировочный танец “Ладошки”.

Основные движения, переходы в позиции рук.

Знать позу исполнителя

Умение расположить к себе. отношению к зрителю. Ракурс

15-16

22,10

26,10


Разминка. Музыкальный этюд «Цапля».

шаг в сторону с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);

- шаг вперед с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);

- шаг в сторону и точка (тэп) – удар носком об пол без переноса веса тела (раз-два);

- шаг в сторону и кик – выброс свободной ноги по диагонали вперед накрест перед опорной ногой (раз-два);

- три шага в сторону и кик (раз-два-три-четыре);

- три шага в сторону и тэп с хлопком (раз-два-три-четыре);


Умение правильно держать осанку при координации движения.

Умение организовать работу и выполнять инструкцию.

17-18

29,10

02,11


Танцевальная зарядка. Упражнения для рук.

Движения по линии танца.

подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;

- то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону;

- подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево;

Знать основные упражнения для рук в форме танцевальной зарядки.

Применение знаний и навыков при снятии усталости, напряжения, для развития пластичности, общего развития

19-23

05,11

09,11

12,11

16,11

19,11


Ритмическая схема. Ритмическая игра.

1. Танец «Вару – Вару».

- шаги на месте;

- шаги с остановкой на каблук;

- шаги по точкам (I, III, V, VII);

- приставные шаги.

Уметь составлять небольшие танцевальные комбинации.

Составление простейших танцевальных элементов.

24-28

23,11

26,11

30,11

03,12

07,12


Элементы народной хореографии.


Ковырялочка, лесенка, елочка.

Знать элементы народной хореографии

Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями.


29-31

10,12

14,02

17,12


Простейшие танцевальные элементы в форме игры.

2. Комбинация «Пчелка»:

- шаг приставка, руками «нарисовать» жужжание пчелы;

- шаг назад, руки вытянуть вперед вверх;

- пружинка на месте, в стороны;

- пружинка назад;


Знать танцевальные элементы в форме игры.

Применение знаний и навыков при снятии усталости, напряжения, для развития пластичности, общего развития

32-36

21,12

24,12

04,01

11,01

14,01



Разминка.

Танец « Диско».

- шаг-приставка в сторону (вперед, назад);

- пружинка;

- «треугольник»;

- боковое;

- дорожка вперед;

- дорожка назад;

- приседание по II позиции;

- движения рук.

Составление простейших танцевальных элементов.

37-40

18,01

21,01

25,01

28,01


Пластичная гимнастика. Упражнения для развития плавности и мягкости движений

- наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения;

- ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед;

- сидя на полу в парах, наклоны вперед;


Уметь пластично и мягко двигаться под музыку.

Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.

41-45

01,02

04,02

08,02

11,02

15,02


Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения

Музыкальный этюд «Пружинка»- «пружинка» с шагом (на затакт – присесть, раз – шагнуть вправо, выпрямляя колени, и – присесть, два – приставить левую ногу к правой, выпрямляя колени);

.

Уметь правильно держать осанку при координации движения.

Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.

46-49

18,02

22,02

25,02

29,02


Движения по линии танца.

Движения по линии танцев:

- на носках, каблуках;

- шаги с вытянутого носка;

- перекаты стопы;

- высоко поднимая колени «цапля»;

- выпады;

- ход лицом и спиной;

- бег с подскоками;

- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног;

Умение правильно держать осанку при координации движения.

Знать основные упражнения

50-53

03,03

07,03

10,03

14,03


Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки

Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки

Уметь правильно дышать, следить за осанкой.

Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.

54-55

21,03

24,03


Упражнения на расслабление мышц.

- подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих);

- круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого;

- наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;

- повороты корпуса вправо, влево, круговые движения;

- движения рук «волна»;

- подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;

Знать упражнения для расслабления мышц.

Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы.

56-59

28,03

31,03

04,04

07,04


Индивидуальное творчество. Музыкально-ритмическая игра

«Я – герой любимой сказки».

Выявляются творческие возможности учащихся.

Каждый ученик представляет себя сказочным героем, изображая его в танце.

Импровизация сказки.


Знать различные игры связанные с этюдной работой.

Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни

60-63

11,04

14,04

18,04

21,04


Разучивание простейших танцевальных элементов .

Массовые и сольные композиции. Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей.

Знать новые танцевальные элементы

Умение применить полученные знания в творческой деятельности

64-66

25,04

28,04

05,05


Аэробика.

Элементы аэробики

Уметь выполнять комплекс упражнений.

Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.

67-68

12,05

17,05


Урок –смотр знаний.

Отчетный концерт



Умение обобщать свои знания и применять в повседневной жизни

9. Описание материально-технического обеспечения

Материальные средства:

- учебный кабинет, актовый зал;

- магнитофон;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- фонотека; диски DVD, диски DVD – караоке

- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);

- наглядные демонстрационные пособия;

- коврики для выполнения упражнений;

- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.


Литература

  1. Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.

  2. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.

  3. Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.

  4. Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.

  5. Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984.

  6. Бычаренко  Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.

  7. Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.

  8. Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.

  9. Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.

  10. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.

  11. Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969.

  12. Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.

  13. Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979.

  14. Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.: Музыка, 1984.

  15. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989.

  16. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор, 1991.