СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочначная деятельность

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность.Рабочая программа с УУД

Просмотр содержимого документа
«Внеурочначная деятельность»

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения,  концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

При составлении рабочей программы по внеурочной деятельности «Занимательная математика» за основу взята программа для общеобразовательных учреждений УМК «ШКОЛА РОССИИ», составленная в соответствии с учебником математики 2 класса авторы  М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь внеурочная деятельность «Занимательная математика», расширяющая математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Общая характеристика внеурочной деятельности. «Занимательная математика» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образа, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Внеурочная деятельность «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью во внеурочную деятельность включены подвижные математической игры, последовательная смена одним учеником «Центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать принципы игр «Ручеек», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место внеурочной деятельности «Занимательная математика» в учебном плане. Программа рассчитана на 66 часов с проведением занятий 2 раза в неделю по 30-35 мин. Всего 66 занятий. Содержание внеурочной деятельности отвечает требованию: соответствует курсу «Математика и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержится полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Цели внеурочной деятельности «Занимательная математика»

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приемов рассуждений;

Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной  деятельности «Занимательная математика»

Личностные результаты:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия»

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел  в пределах 100. Таблица умножения и деления на 2,3.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и т. д.)

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Универсальные учебные действия:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового ткроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными , некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащийся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково – символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

Универсальные учебные действия:

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуации., описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково – символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- воспроизводить способ решения задачи;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

- конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Проведение линии по заданному маршруту, Построение собственного маршрута.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента по собственному замыслу.

Универсальные учебные действия:

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- - ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Учебно – тематический план

темы

Название темы

Количество часов

1.

Удивительная снежинка

5 ч.

2.

Таблица в пределах 20

9 ч.

3.

Математические игры

5 ч.

4.

Прятки с фигурами

3 ч.

5.

Секреты задач

6 ч.

6.

Спичечный конструктор

3 ч.

7.

Геометрический калейдоскоп

3 ч.

8.

Числовые головоломки

2 ч.

9.

Геометрия вокруг нас

3 ч.

10.

Путешествие точки

2 ч.

11.

Математическое путешествие

5 ч.

12.

Арифметические выражения

4 ч.

13.

Часы нас будят по утрам

2 ч.

14.

Головоломки

3 ч.

15.

Интересные задачи

4 ч.

16.

Математические ребусы

1 ч.

17.

Дважды два - четыре

4 ч.

18.

В царстве смекалки

2 ч.

 

Итого

66 ч.

Литература

       1.  М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Математика, 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х частях. М. Просвещение, 2013 год

       2. Пособие для учителя/ Сост. М. И. Моро, М. А. Бантова и др. М. Просвещение, 2013

        3. Рабочая тетрадь, в 2-х частях, М., Просвещение, 2013

                4. Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. 3168 задач по математике. Издательство «Аквариум», 2012

Поурочное планирование по внеурочной деятельности

 

"Занимательная математика"

 

(2 часа в неделю, 66 часов в год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

урока

Содержание учебного материала

Дата проведения


Примечание

 

 

Удивительная снежинка - 5 ч.





 

1-2

Геометрические узоры


 


 

 

3.

Симметрия

 


 

 

4.

Закономерности в узорах

 

 

 

5.

Обобщение

 


 

 

Таблица в пределах 20 - 9 ч.





 

6-7

Таблица в пределах 10

 


 

 

8-10

Таблица в пределах 20

 


 

 

11-12

Примеры со скобками

 


 

 

 

13-14

Сложение и вычитание в пред/х 20

 


 

 

Математические игры - 5 ч.





 

 

15-17

Числа от 1 до 100


 


 

 

18-19

Игра "Русское лото"

 


 

 

Прятки с фигурами - 3 ч.





 

20-21

Поиск заданных фигур в сложной конструкции

 


 

 

 

 

22

Деление заданной фигуры на равные части

 


 

 

 

Секреты задач - 6 ч.





 

 

23-26

Решение нестандартных и занимательных задач

 


 

 

 

 

27-28

Задачи в стихах

 


 

 

Спичечный конструктор - 3 ч.





 

 

29.

Построение конструкции по заданному образцу

 

 

 

 

30.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием

 


 

 

 

31.

Обобщение

 


 

 

Геометрический калейдоскоп - 3 ч.


 

 

32.

Конструирование многоугольников из заданных элементов

 


 

 

 

 

33-34

Составление картинки из геометрических фигур

 


 

 

 

 

Числовые головоломки - 2 ч.


 

35.

Решение и составление ребусов, содержащих числа

 


 

 

 

 

36.

Заполнение числового кроссворда (судоку)

 


 

 

 

 

Геометрия вокруг нас - 3 ч.


 

 

37-38

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

 


 

 

 

 

39.

Геметрический узор

 


 

 

Путешествие точки - 2 ч.


 

 

40.

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку)

 


 

 

 

 

41.

Построение собственного рисунка

 


 

 

 

Математическое путешествие - 5 ч.


 

42-44

Раунд примеров в пределах 100

 


 

 

45-46

Игры с примерами

 


 

 

Арифметические выражения -  4 ч.


 

 

47-48

Сложение в пределах 100

 


 

 

 

 

49-50

Вычитание в пределах 100

 


 

 

Часы нас будят по утрам - 2 ч.


 

 

51.

Определение времени

 


 

 

 

52.

Перевод времени

 


 

 

 

Головоломки - 3 ч.


 

53.

Расшифровка закодированных слов

 


 

 

54-55

Восстановление примеров

 


 

 

Интересные задачи - 4 ч.


 

 

56-57

Задачи с лишними и недостающими данными

 

 

 

 

 

58-59

Нестандартные задачи

 


 

 

Математические ребусы - 1 ч.


 

 

60.

Решение и составление ребусов, содержащих числа

 


 

 

 

 

Дважды два - четыре - 4 ч.


 

 

61-62

Таблица умножения на 2

 


 

 

63-64

Таблица умножения на 3

 


 

 

В царстве смекалки - 2 ч.


 

65-66

Сбор информации и выпуск математической газеты