СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрены особенности внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО. Обращается особое внимание на организацию внеурочной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС ООО в 2015-2016 учебном году. 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС ООО. Выступление на педагогическом совете 07.11.2014


Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, увлечений, своего «я». Ребенок делает выбор, свободно проявляет волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Поисковый режим образования наиболее полно может быть реализован именно в дополнительном образовании. Программы внеурочной деятельности структурируются в соответствии с направлениями: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое. В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы: непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом; развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; единство и целостность партнерских отношений всех субъектов образования; системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает следующую логику: приобретение ребенком социального знания (первый уровень результатов), формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов), приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов).

Каждому уровню воспитательных результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут в формах, устроенных по принципу «педагог – ребенок», второй уровень – «педагог – ребенок – детская среда», третий – «педагог – ребенок – детская среда – общественная среда».

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т.д.

На первый взгляд может показаться, что все эти формы сами по себе позволяют достигать воспитательных результатов первого уровня (первичное понимание социальной реальности, повседневной жизни). Но данного уровня результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет познание жизни людей и общества: принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причем важны и те знания, которые нужны для проживания повседневной жизни: как вести себя с инвалидом-колясочником, что можно и чего нельзя делать в храме, как и где находить информацию, как утилизировать бытовые отходы, как быстро и правильно оплатить коммунальные платежи и т.п.

В рамках внеурочной деятельности возможно достижение результатов второго уровня. Для этого в содержание познавательной деятельности должна быть привнесена ценностная составляющая.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая вырабатывать по отношению к ней свою позицию. При обсуждении информации о здоровье и вредных привычках, нравственности и безнравственных поступках, экологии, классической культуре, войне как способе решения конфликтов эффективны дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей, способствуют коррекции этого отношения, формируют опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов.

В качестве примера назовем несколько потенциально дискуссионных тем:

- Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость?

- Может ли наука быть нравственной или безнравственной?

- Является ли экономический рост безусловным благом?

- Нужно ли малым народам сохранять свою культуру?

- «Если Бога нет, значит, всё позволено?»

- Реформы Петра – шаг к цивилизованному обществу или насилие?

- Опасна ли для общества агрессия в кино?

Ценностная составляющая привносится в содержание познавательной деятельности школьников и тогда, когда педагог акцентирует их внимание на нравственных проблемах, связанных с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно рассмотреть этический аспект клонирования, двойственность значения открытия расщепления ядра, последствия Великих географических открытий…

Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания. Наиболее удачные формы деятельности – интеллектуальный клуб, дидактический театр, научное общество учащихся.

Достижение результатов третьего уровня возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения социально ориентированных акций. Деятельность школьников может помочь решить тогда злободневные проблемы социума:

- Как улучшить качество питьевой воды?

- Стратегии спасения исчезающих биологических видов региона,

- Способы решения конфликтов,

- Химический состав популярных напитков,

- Способы и формы энергосбережения…

Проблемно-ценностное общение затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни. Проблемно-ценностное общение может быть организовано в форме бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий, переговорных площадок.

Для достижения результатов первого уровня оптимальна форма этической беседы.

Это развернутое личностное высказывание инициатора беседы, проникнутое эмоциями и нацеленное на получение обратной связи. Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии. В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог – Дети. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой. А без отстаивания своего мнения перед лицом другого, особенно сверстника, не всегда можно понять, насколько искренне говорит человек.

Понять это можно, например, участвуя в дебатах. Эта образовательная форма способна обеспечить достижение результатов второго уровня.

В дебатах участвуют две стороны: утверждающая и отрицающая. Цель сторон – убедить экспертов, что аргументы стороны лучше и убедительнее. Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь заложен мощный воспитательный потенциал данной формы: человек должен прийти к ценностному самоопределению.

Задача перехода к практической деятельности изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Если к участию в такой дискуссии привлекаются эксперты из внешней среды, данная образовательная форма работает на достижение результатов третьего уровня.

Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к самостоятельному социальному действию. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются ситуации из социальной реальности.

Например, в одной из школ Москвы был сформирован следующий список тем для дискуссии:

- Реализация интересов и потребностей молодежи в сфере досуга, культуры и спорта,

- Адекватность устройства городской среды потребностям и устремлениям молодого поколения,

- Продуктивная занятость и трудоустройство молодежи,

- Взаимоотношения между молодежными группами,

- Транспортные проблемы города: роль и место молодого поколения в их решении,

- Роль и место молодежи в информационном пространстве,

- Доступность качественного образования для молодежи столицы,

- Позиция юных москвичей в деле сохранения культурного наследия,

- Экология Москвы и молодежь…

Реализуемая проблематизация должна привести школьников к осознанию слабых мест своей точки зрения, к привлечению новых средств понимания. В позиционном общении субъект ищет место своей позиции среди других для последующего социального действия. Главная цель позиционного общения – прорыв в иной контекст понимания смысла. Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в проблемно-ценностной дискуссии, но, покидая реальный процесс взаимодействия с педагогом и сверстниками, школьник уносит с собой попытку его самостоятельного воспроизведения в иных обстоятельствах собственной жизни.

Примерные программы спортивно-оздоровительного, художественно-эстетического, научно-познавательного, военно-патриотического направлений представлены в книгах:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

  2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).