ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности являются:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» декабря 2009 г. № 373 с учётом изменений от 29 декабря 2014 года (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1643, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 года №35916)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях»
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Володарской СШ.
Программа внеурочной деятельности МКОУ Володарской СШ.
Вид программы- модифицированный. Основана на рабочей программе дополнительного образования «Экологическая тропа исследований» 1-4 классы автор учитель начальных классов МОУ многопрофильный лицей № 20 г.Ульяновска Халиловой Г.С. 2011 г
Назначение программы заключается в том, что внеурочная деятельность является одной из форм работы по предмету «Окружающий мир» и переходной ступенью к развития экологических навыков, умению анализировать действия человека в окружающей его среде.
Программа направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи учащихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности учителя и детей.
Актуальность и перспективность курса. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания - следствие из вышесказанного.
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но все, же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:
Понимание самоценности природы.
Осознание себя как части природы.
Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий,
Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
Воспитание активной жизненной позиции.
Обучение азам экологической безопасности.
Формирование умения рационально использовать природные богатства.
Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего
мира.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия:
Программа внеурочной деятельности «Экологическая тропа исследований» разработана для обучающихся начальных классов
Объём часов, отпущенных на занятия в 1 классе 33 часа, 2-4 классы 34 часа. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Особенности структуры и содержания программы
Цель данной программы:
осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека;
постижение причинно-следственных связей в окружающем мире;
формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья;
формирование начала экологического мировоззрения и культуры.
Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание школьника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания о биосфере, ноосфере, сущности вещей и явлений (живая природа - растения, животные, человек - и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, смерти, движении - основных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.
Чтобы знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребенка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенным радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.
Цель курса: развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, понимания и уважения её; определение места человека в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения личности.
Задачи курса:
Углублять и расширять представления в области экологии.
Формировать умения проведения самостоятельного исследования в области изучения окружающей среды.
Программа включает два направления:
Особенности экологического направления
Особенность данного направления состоит в том, что в нем:
В 1 -2 классах:
раскрываются законы, по которым живет и развивается природа, и обучающиеся учатся в своих поступках руководствоваться этими законами;
расширяются представления о природных связях Земли;
выявляется необходимость сохранения всего многообразия жизни.
В 3-4 классах:
т развиваются представления о человеке как части природы, его назначении;
раскрываются сущности происходящих экологических катаклизмов;
акцентируется внимание на современных проблемах экологии и осознании их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.
Особенности направления «исследовательская деятельность»
Особенность данного направления состоит в том, что вся исследовательская деятельность в течение года делится натри часта:
В тренинговой части обучающиеся приобретают специальные знания и развивают умения и навыки исследовательского поиска.
Занимаясь исследовательской практикой, обучающиеся проводят самостоятельные исследования и выполняют творческие работы. При этом степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
В третьей части «Мониторинг» организуются и проводятся мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, семинары, конференции, диспуты, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Эта часть очень важна, так как ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (лекция, вводная беседа, разъяснительная беседа);
репродуктивный (работа по типовому плану);
проблемное обучение (проблемные задания, создание проблемных ситуаций, решение учебных проблем);
частично-поисковый и исследовательский (эвристическая беседа, творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации);
игровые.
Формы проведения :
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Творческая работа
Формы творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; проведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи учащихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности учителя и детей.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий. Она состоит из 4 разделов. В первом разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Раздел «Планета - наш дом, а мы - хозяева в нем» является обобщающим по отношению к предшествующим.
В каждом разделе выделены 2 части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компоненты (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).
Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др.
Материал скомпонован по тематическим разделам, каждый из которых имеет своё целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить ученик, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание школьника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с сезоном. особенностями контингента детей, личными интересами.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс введен в план внеурочной деятельности, формируемого образовательным учреждением в рамках эколого-биологической направленности обще-интеллектуального направления
Срок реализации программы 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю:
1 класс-33 часа
2 класс-34 часа
3 класс-34 часа
4 класс- 34 часа
Всего: 135 часов
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ценность учебного курса заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию, получают возможность почувствовать себя в роли исследователей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планируемые воспитательные результаты курса внеурочной деятельности:
—формирование представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
— умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности 1-4 классы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нор мам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Контроль по ЗУН |
Теория | Практика | Всего |
1 класс |
1 | Понятие «экология», Понятие «исследование» | 6 | - | 6 | Дискуссия по теме: «Почему детеныши животных любят играть?» |
2 | Методы исследовательской деятельности | 3 | 3 | 6 | «Осенняя» экскурсия; мини-семинар по результатам экскурсии «Самый наблюдательный» |
3 | Угроза исчезновения | 3 | 2 | 5 | Коллективная игра «Предполагаем, анализируем |
4 | Роль неживой природы в жизни живого | 7 | 3 | 10 | Тренировочное занятие «Я - исследователь» |
5 | Многообразие флоры и фауны. Их охрана | 3 | 3 | 6 | Участие в защите исследовательских работ и творческих проектов учащихся |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Контроль по ЗУН |
Теория | Практика | Всего |
2 класс |
1 | Экологические связи в природе | 6 | 4 | 10 | Мини-семинар «Защитные приспособления у растений и животных» |
2 | Вода. Охрана воды | 4 | 3 | 7 | Семинар «Как подготовиться к защите» |
3 | Почва. Охрана почв | 4 | 2 | 6 | Конференция «В защиту экологического проекта» |
4 | Воздух. Охрана воздуха. «Исследуем самостоятельно» | 3 | 1 | 4 | Мозговой штурм «Способы охраны воздуха» |
5 | Способы охраны природы | 4 | 3 | 7 | Защита исследовательских работ и творческих проектов |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Контроль по ЗУН |
Теория | Практика | Всего |
3 класс |
1 | Здоровье человека и окружающая среда | 6 | 3 | 9 | Тест «Здоровье человека и окружающая среда» |
2 | Влияние человека на окружающую среду | На основе защиты исследовательских работ | 7 | Защита исследовательских работ |
3 | Мини-курс «Я-юный исследователь» | 6 | 4 | 10 | Коллективная игра «Умею видеть проблемы» |
4 | Природные катаклизмы | 5 | 3 | 8 | Защита исследовательских работ и творческих проектов |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Контроль по ЗУН |
Теория | Практика | Всего |
4 класс |
1 | Учимся передавать свои знания другим | 6 | 4 | 9 | Викторины, конкурсы, беседы |
2 | Человек в созданной им среде | На основе защиты исследовательских работ | 7 | Защита исследовательских работ |
3 | Деловые игры | 6 | 4 | 10 | Коллективная игра |
4 | Вопросы задает природа | 5 | 3 | 8 | Защита исследовательских работ и творческих проектов |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Содержание |
Экология | Исследовательская деятельность |
1 класс |
1 | Организм и окружающая среда. Что такое экология. Сущность и значение экологии | Знакомство с понятиями «исследование», «методы исследования». Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир и почему детеныши животных так любят играть? Что такое научные исследования? |
2 | Распознавание встречающихся в данной местности растений и животных. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы; связи между природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края | Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. «Что такое классификация». «Учимся задавать вопросы». Главный способ получения научной информации - эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях |
3 | Представители редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс; их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны | Как рождаются гипотезы и провокационные идеи. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Учимся высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы» |
4 | Солнце как источник света и тепла для живых организмов. Приспособление животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения), к сезонным изменениям климата. Понятие листопад, его значение. Значение света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Роль ветра в жизни животного и растения. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги | Что такое парадоксы. Эксперименты с парадоксальными явлениями. Тренировочное занятие «Я - исследователь» по методике проведения самостоятельных исследований. Как сделать сообщение о результатах исследования |
5 | Многообразие растений и животных (Знакомство с интересными представителями всех групп растительного и животного мира). Легкие планеты. Лекарственные растения. Охрана их. Красная книга, её значение. Черная книга природы. | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся |
№ п/п | Содержание |
Экология | Исследовательская деятельность |
2 класс |
1 | Экологические связи в живой природе. Понятие «прямые связи», «косвенные связи». Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Экосистема. Семинар «Защитные приспособления у растений и животных» (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы окраска и позы и др.) | Наблюдения более интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Интуиция создания гипотез. «Искусство делать сообщения». «Определения проблемы и выбор темы собственного исследования» |
2 | Вода и цивилизация. Разнообразные живые обитатели водоемов. Чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнения. Как охраняются водные ресурсы. | Практические задания на анализ и синтез. Как сделать обобщение. Практическое занятие: «Проведение экспериментов». Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Семинар «Как подготовится к защите» |
3 | Разнообразные живые обитатели почв. Их роль в поддержании почвенного плодородия. Эрозии почв, причины возникновения. Загрязнение почв промышленными отходами возможные последствия. Способы охраны почв. | «Учимся оценивать идей, выделять главное и второстепенное». Предварительная защита собственных исследовательских проектов. Конференция «В защиту экологического проекта». Определение проблемы и выбор темы собственного исследования |
4 | Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль ветра в жизни растений и животных. Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. Мозговой штурм «Способы охраны воздуха» | Работа со схемами, таблицами. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований |
5 | Примеры активных действий человека по охране живого мира (ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных; питомники редких видов). Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Заповедники нашей страны (Лосиный остров, Астраханский и др.) | Защита исследовательских работ и творческих проектов |
№ п/п | Содержание |
Экология | Исследовательская деятельность |
3 класс |
1 | «Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе». Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Экосистема, в которой мы живем. Проблема мусора. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения, на здоровье человека (Экология у нас дома). Тест «Здоровье человека и окружающая среда» | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. |
2 | Топором и плугом. Изменение лика Земли. Пустеющие кладовые Земли. Реки, текущие вспять. Угроза богатствам живой природы. Химическая война с Землей и человеком. Экология и войны | |
3 | На экологическом материале | «Культура мышления». Тренировка в использовании методов исследовании в ходе изучения доступных объектов. «Как гипотеза превращается в теорию». «Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания». Как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Ассоциации и аналогии в научном поиске. Предположения и результаты наблюдений и экспериментов. Что значит выражение «уметь видеть проблемы» (коллективная игра) |
4 | Что такое экологическая катастрофа. Аральская экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы | Защита исследовательских работ и творческих проектов |
Ключевые понятия:
аналогия, ассоциация, гипотеза, интуиция, исследование, классификация, коллекция, научный прогноз, парадокс, понятие, предсказание, природный катаклизм, проблема, суждения, умозаключения, экология, экологические связи, экологическая пирамида, экосистема, эксперимент.
К концу 4 класса учащийся должен знать
Направление курса | Знать | Уметь |
Экологическое | ключевые понятия, классификацию экологических связей, представителей редких организмов, правила поведения в природе, особенносги природы родного края | владеть ключевыми понятиями; распознавать растения и животных родного края |
Исследовательское | ключевые понятия, методы исследовательской деятельности, технологию проведения собственных исследований и выполнения творческих работ | видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, применять методы исследовательской деятельности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, проводить собственные исследования и выполнять творческие работы, презентовать результаты собственных исследований, аргументировать собственные суждения |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-Программы общеобразовательных учреждений начальная школа 1-4 классы. -- Программа внеурочной деятельности в начальной школе . «Астрель» Москва 2011год.
-Сборник программ «организация внеурочной деятельности в начальной школе». Москва «Планета»2015год.
-Электронные образовательные ресурсы.
- Иллюстративный материал.
1. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И. Программа курса Окружающий мир 1–4 класс. —М.: АСТ, Астрель.
2. «Биологический энциклопедический словарь.» —2–е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.
3. «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А.П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.
Интернет сайты:
http://www.biodat.ru/db/fen/index.htm
http://www.librero.ru/article/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№ п/п | Дата | Разделы программы/ темы занятий | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся |
По плану | Факти чески |
1 | 02.09 | | Организм и окружающая среда. Что такое экология. | Беседа. |
2 | 09.09 | | Знакомство с понятиями «исследование», «методы исследования». | Знакомство с новыми понятиями |
3 | 16.09 | | Сущность и значение экологии. | Беседа |
4 | 23.09 | | Что такое научное исследование. Как и где человек исследует окружающий мир. | Беседа |
5 | 30.09 | | Как животные исследуют окружающий мир. | Беседа |
6 | 7.10 | | Дискуссия по теме: «Почему детеныши животных любят играть?» | дискуссия |
7 | 14.10 | | Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. | Экскурсия во двор школы |
8 | 21.10 | | Что такое классификация. Простейшая классификация экологических связей. | Беседа |
9 | 28.10 | | Связи внутри живой природы. | Беседа |
10 | 11.11 | | Связи между живой и неживой природой. | Беседа |
11 | 18.11 | | Связи между природой и человеком. | Беседа |
12 | 25.11 | | Экологические связи на примерах растений и животных родного края. | Беседа. Работа с энциклопедиями и Красной книгой Ульяновской области |
13 | 02.12 | | Угроза исчезновения. Красная книга. | Просмотр фильма. Работа с Красной книгой Ульяновской области |
14 | 09.12 | | Представители редких организмов: гриб-баран, подснежник-альпийский, эдельвейс, земляничное дерево. | Просмотр кинофильма. Работа с энциклопедиями. |
15 | 16.12 | | Представители редких организмов: бабочка-аполлон, горилла, снежный барс; их особенности. | Просмотр кинофильма. Работа с энциклопедиями. |
16 | 23.12 | | Причины сокращения численности редких организмов. | Беседа. |
17 | 13.01 | | Необходимые меры охраны редких организмов. | Беседа. |
18 | 20.01 | | Солнце как источник света и тепла для живых организмов. | Беседа. Наблюдение за растениями в классе и на улице. |
19 | 27.01 | | Приспособление растений к различным условиям окружающей среды. | Наблюдение за растениями. Работа с гербарием. |
20 | 03.02 | | Приспособление животных к различным условиям окружающей среды. | Наблюдение за животными. Просмотр фильма. |
21 | 10.02 | | Понятие листопад, его значение. | Беседа. |
22 | 17.02 | | Значение воды в жизни живых организмов | Беседа. Наблюдение. Проведение опытов |
23 | 02.03 | | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые | Наблюдение. Проведение опытов. |
24 | 09.03 | | Значение воздуха в жизни живых организмов | Беседа. |
25 | 16.03 | | Роль ветра в жизни животного и растения | Беседа. Проведение опытов. |
26 | 23.03 | | Тренировочное занятие «Я- исследователь» | Проведение опытов. Дискуссия. |
27 | 06.04 | | Эксперименты с парадоксальными явлениями | Просмотр фильма. Проведение эксперимента. |
28 | 13.04 | | Многообразие растений. | Беседа. Работа с энциклопедиями. |
29 | 20.04 | | Многообразие животных. | Беседа. Работа с энциклопедиями. |
30 | 27.04 | | Легкие планеты. Лекарственные растения. | Беседа. Работа с гербарием. Конкурс рисунков лекарственных растений |
31 | 04.05 | | Красная книга, её значение | Просмотр презентации. Беседа. |
32 | 11.05 | | Черная книга природы. | Просмотр презентации. Дискуссия. |
33 | 18.05 | | Защита исследовательских работ | Защита проектов |
Итого: | 33 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№ п/п | Дата | Разделы программы/ темы занятий | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся |
По плану | Факти чески |
1 | | | Определения проблемы и выбор темы собственного исследования | Беседа. Дискуссия. |
2 | | | Экологические связи в живой природе. Понятие «Прямые связи», «косвенные связи». | Беседа. Составление схем и таблиц. |
3 | | | .Понятие «Прямые связи», «косвенные связи». | Знакомство с новыми понятиями. |
4 | | | Экологическая пирамида. | Беседа. Просмотр фильма, презентации. |
5 | | | Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Интуиция создания гипотез. | Беседа, дискуссия. Составление схем и таблиц. |
6 | | | Экосистема. | Беседа. Просмотр презентаций, фильма. |
7 | | | Экосистема. | Беседа. Просмотр презентаций, фильма. |
8 | | | Защитные приспособления у растений. | Наблюдения за растениями, просмотр презентации. |
9 | | | Защитные приспособления у животных. | Наблюдения за животными, просмотр презентации. |
10 | | | Защита проектов | Защита проектов |
11 | | | Вода и цивилизация. | Беседа, проведение опытов |
12 | | | Практическое занятие: «проведение экспериментов» | Проведение опытов. |
13 | | | Разнообразие живых обитателей водоемов | Просмотр презентации, наблюдение. |
14 | | | Разнообразие живых обитателей водоемов | Просмотр презентации, наблюдение, беседа. |
15 | | | Чем загрязняется вода. | Беседа, проведение опытов |
16 | | | Как река защищается от загрязнения. | Просмотр фильма, беседа. |
17 | | | Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Семинар. | Семинар |
18 | | | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Виды почв. | Дискуссия. Беседа о видах почв. |
19 | | | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования Разнообразные живые обитатели почв. | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования |
20 | | | Роль живых организмов в поддержании плодородия почв. | Беседа. |
21 | | | Эрозия почв, причины возникновения. | Беседа. |
22 | | | Загрязнение почв и способы охраны. | Беседа. Конкурс рисунков. |
23 | | | Защита проектов. | Защита проектов |
24 | | | Сезонные изменения погоды. | Беседа. Экскурсия на школьный двор, в лес. |
25 | | | Почему меняется климат. | Беседа, дискуссия. |
26 | | | Роль ветра в жизни растений и животных. | Проведение опытов. Наблюдение. |
27 | | | Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. | Беседа. |
28 | | | Ботанические сады. | Беседа. |
29 | | | Зоопарки. | Сообщения обучающихся |
30 | | | Заповедники, заказники, национальные парки. | Просмотр фильма, презентации |
31 | | | Лосинный остров. | Просмотр фильма. |
32 | | | Астраханский заповедник | Просмотр фильма, презентации. |
33 | | | Защита исследовательских работ | Защита проектов |
34 | | | Защита исследовательских работ | Защита проектов |
Итого: | 34 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ п/п | Дата | Разделы программы/ темы занятий | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся |
По плану | Факти чески |
1 | | | Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе. | Беседа. |
2 | | | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. | Беседа. |
3 | | | Пути попадания вредных веществ в организм человека. | Беседа, просмотр фильма. |
4 | | | Экосистема, в которой мы живем. | Просмотр фильма, презентации, беседа. |
5 | | | Экосистема, в которой мы живем. | Просмотр фильма, презентации, беседа. |
6 | | | Проблема мусора. | Круглый стол. |
7 | | | Экология у нас дома. | Наблюдение, эксперименты. |
8 | | | Экология у нас дома. | Наблюдение, эксперименты. |
9 | | | Тест «Здоровье человека и окружающая среда» | Тест |
10 | | | Топором и плугом. | Беседа. Просмотр презентации. |
11 | | | Изменение лика Земли. | Просмотр фильма, презентации. Дискуссия. |
12 | | | Пустеющие кладовые Земли. | Беседа, работа с коллекцией полезных ископаемых. |
13 | | | Реки, текущие вспять. | Просмотр презентации, беседа. |
14 | | | Угроза богатствам живой природы. | Дискуссия. |
15 | | | Химическая война с Землей и человеком. | Просмотр презентации, беседа. |
16 | | | Экология и войны. | Беседа. |
17 | | | Культура мышления. | Беседа. |
18 | | | Как гипотеза превращается в теорию. | Проведение опытов, экспериментов. |
19 | | | Как гипотеза превращается в теорию. | Проведение опытов, экспериментов. |
20 | | | Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. | Проведение опытов, экспериментов. |
21 | | | Как правильно проводить наблюдения и эксперименты. | Проведение опытов, экспериментов. |
22 | | | Ассоциации и аналогии в научном поиске. | Беседа Проведение опытов, экспериментов.. |
23 | | | Предположения и результаты наблюдений и экспериментов. | Проведение опытов, экспериментов. |
24 | | | «Умею видеть проблемы» (коллективная игра) | Коллективная игра |
25 | | | Защита проектов | Защита проектов |
26 | | | Защита проектов | Защита проектов |
27 | | | Что такое экологическая катастрофа. | Сообщения обучающихся. Просмотр презентации. |
28 | | | Аральская экологическая катастрофа. | Просмотр презентации. Беседа. |
29 | | | Аральская экологическая катастрофа. | Просмотр презентации. Беседа. |
30 | | | Загрязнение моря нефтью. | Просмотр презентации. Беседа. |
31 | | | Нитратные катастрофы | Просмотр презентации. |
32 | | | Радиоактивное загрязнение окружающей среды | Просмотр презентации, фильма. |
33 | | | Авария на Чернобыльской АЭС | Просмотр презентации, фильма. |
34 | | | Защита проектов | Защита проектов. |
Итого: | 34 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№ п/п | Дата | Разделы программы/ темы занятий | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся |
По плану | Факти чески |
1 | | | Беседа «В один из осенних дней». | Беседа. |
2 | | | Осенняя экскурсия. «Самый наблюдательный» | Экскурсия. Беседа. |
3 | | | Выставка творческих работ и сочинений на тему «Подарки щедрой осени» | Написание сочинений. |
4 | | | Викторина «Сезонные изменения в природе» | Викторина |
5 | | | Викторина «Свойства воды». | Викторина |
6 | | | Экскурсия в лес. | Экскурсия. Беседа. |
7 | | | Поле чудес «Красная книга». | Поле чудес. |
8 | | | Беседа «Земля наш общий дом». | Беседа. Просмотр фильма. |
9 | | | Конструирование из бумаги птица счастья. | Конструирование из бумаги, беседа. |
10 | | | День защиты животных. | Экскурсия по поселку. |
11 | | | Мы в ответе за тех, кого приручили. | Просмотр презентации, беседа. |
12 | | | Кошки, которые не гуляют сами по себе. | Просмотр презентации, беседа. |
13 | | | Тайны лесных тропинок. | Экскурсия в лес. |
14 | | | Они нуждаются в защите. Красная книга. | Работа со справочной литературой. Просмотр презентации. Беседа. |
15 | | | В защиту елочки. | Выполнение проекта «Елочка-зеленая иголочка» |
16 | | | Экскурсия в парк. Операция «Нарядим елочку на тропе Здоровья» | Экскурсия |
17 | | | 10 правил здорового образа жизни. | Беседа. |
18 | | | Проект «Сотвори себя сам» | Беседа, опыты. |
19 | | | Проект «Сотвори себя сам» | Беседа, опыты. |
20 | | | Защита проекта | Защита проекта. |
21 | | | Коллективная игра «Умею видеть проблемы» | Коллективная игра |
22 | | | Акция- «Помоги птицам», «Птичья столовая» | Изготовление и развешивание кормушек. |
23 | | | Проект «Земля наш общий дом» | Исследования, опыты. |
24 | | | Человек в созданной им среде. | Просмотр презентации, беседе. |
25 | | | Защита проекта. | Защита проекта |
26 | | | Исследовательская работа «Живой родник» | Проведение эксперимента, исследований |
27 | | | Первоцветы. | Просмотр фильма, работа с гербарием. |
28 | | | Экскурсия «Изменения в живой природе» | Экскурсия. |
29 | | | День птиц | Экскурсия, беседа. |
30 | | | Трудовой десант «Чистота спасет мир» | Трудовой десант |
31 | | | Трудовой десант «Чистота спасет мир» | Трудовой десант |
32 | | | Защита проектов | Защита проекта |
33 | | | Защита проектов | Защита проектов |
34 | | | Коллективная игра | Коллективная игра |
Итого: | 34 часа |