Рабочая программа кружка «Мир профессий»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Мир профессий» построена на основе содержания Федерального Государственного стандарта второго поколения, требований к уровню подготовки учащихся, с учётом регионального компонента и особенностей школы.
Актуальность и перспективность курса
Программа «Мир профессий» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребенка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпрофильной подготовки. Таким образом, предлагаемая работа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпрофильное и профильное обучение.
В основе данной деятельности лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер деятельности мы основывались на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек-человек», «человек - техника», «человек - художественный образ», «человек - природа».
Межпредметная интеграция в условиях рационально сконструированного интегрированного содержания целенаправленно способствует, во-первых, формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; во-вторых, развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о профессиях людей; в- четвертых, включению учащихся в исследовательскую деятельность в рамках отношения «Я и мир профессий взрослых людей».
Цель и задачи курса
Цель программы: построение интегрального образовательного процесса, инициирующего формирование основ целостного образа сферы человеческой деятельности в начальной школе.
Задачи:
-освоение элементарных знаний о профессиях людей;
-включение учащихся в исследовательскую деятельность в рамках отношения «Я и мир профессий взрослых людей»;
-формирование представления о различных сферах человеческой деятельности;
-формирование осознанных интересов учащихся в сфере профессиональной деятельности человека.
Система педагогического взаимодействия:
-организация обучения: открытие на «взаимодействии»
-совместная деятельность учители и учащихся: «соучастие» учащихся
-самостоятельная деятельность учащихся: организация успеха
-совместная деятельность семьи, школы, ребёнка
II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Данная программа рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в год( 33 учебные недели в 1 классе). Согласно годовому календарному графику на 2014-2015 учебный год выходит 33 часа.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание занятий данного курса определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Содержание занятий |
Всего | Теория | Практика |
1 | Человек - человек | 8 | 4 | 4 | Ознакомление с профессиями «продавец», «врач», «учитель», «библиотекарь» и др. Путешествие с Незнайкой по улицам родного города |
2 | Человек - техника | 8 | 4 | 4 | Ознакомление с профессиями «инженер», «технолог», «столяр», «почтальон» и др. Путешествие с Самоделкиным «Техника вокруг нас» |
3 | Человек - художественный образ | 8 | 2 | 6 | Ознакомление с профессиями «дизайнер», «художник», «писатель», «актер», и др. |
4 | Человек - природа | 9 | 4 | 5 | Ознакомление с профессиями «зоолог», «биолог», «ветеринар» и др. Викторина «Что мы узнали?» Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!» |
| ИТОГО: | 33 | 14 | 19 | |
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате занятий курса «Мир профессий» младший школьник может:
знать:
основные сферы профессиональной деятельности человека;
основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
предприятия и учреждения микрорайона, города;
основные приемы выполнения учебных проектов;
уметь:
оперировать основными понятиями и категориями;
рассказывать о профессии и обосновывать её значение в жизни общества;
пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ];
переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
выполнять учебные проекты.
V. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению профессий человека;
способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, ответственности за общее благополучие;
понимание значения профессий в жизни каждого человека;
Обучающийся получит возможность для формирования:
устойчивого интереса к изучению природы, человека;
умения оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватной самооценки;
чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
целостного представления о природе и обществе как компонентах единого мира.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
VI. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, принтер
Учебно-методическое:
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Е.Ю.Сухаревская | «Мир профессий» | 2008 | Ростов – на - Дону: «Издательство ИПК и ПРО» |
2 | И.А.Жамгоцева, И.В.Стрельцова, Е.Ю.Сухаревская | Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Мир профессий» | 2010 | Ростов – на - Дону: «Издательство «БАРО - пресс» |
Используемая литература:
Сухаревская Е.Ю. Ростов-на Дону, издательство Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г.