Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пригорская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Рук - тель ШМО: Зам. директора по УВР: Директор школы:
_______/ (Пороховая И.Г.) _______/ (Понтелеева О.В.) _______/ (Понизовцев В.В.)
Протокол № _____ « ____» _________ 20 ___г Приказ № ______.
от «____» ______ 20__г от «____» _______ 20____ г. .
Рабочая программа
факультативного курса
«Наглядная геометрия»
для 4 класса
учителя первой категории
Чуркиной Светланы Петровны
Рассмотрена на методическом совете Пригорской СОШ
Протокол № _____ от ___________________
Утверждена на педагогическом совете Пригорской СОШ
Протокол № _____ от ___________________
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности учащихся начальных классов «Наглядная геометрия» (факультатив) для 4 класса рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Составлен на основе:
рекомендаций по внеурочной деятельности по математике в начальной школе автора рабочей программы по математике М.И. Моро (УМК «Школа России), «Просвещение», 2011г.,
методических рекомендаций Н.Б. Истоминой, АСТ-Пресс, 2009г.,
требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
примерной основной образовательной программы начального обучения;
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
учебного плана МБОУ «Пригорская СОШ» на 2014-2015 уч.г. (федерального и регионального компонента, компонента ОУ);
годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
начальной и основной образовательных программ МБОУ «Пригорская СОШ»;
примерной образовательной программы по учебному предмету, курсу, дисциплине или авторской программы;
«Наглядная геометрия» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим (геометрическим) содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Цель курса:
- целенаправленное формирование у учащихся таких приёмов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение в процессе усвоения математического содержания;
- развитие пространственного мышления школьников.;
- освоение эвристических приёмов рассуждения;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечения учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, кабинете информатики. Для проведения курса могут использоваться тетради по математике авт. Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия», допущенные Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для учащихся общеобразовательных учреждений.
Усвоение материала связано с умением читать графическую информацию, проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и изображениях многогранников.
Особую роль в развитии пространственного мышления играют задания с кубом. При выполнении таких заданий учащиеся пользуются не только развертками, имеющимися в Приложении тетради, но и демонстрационными моделями геометрических тел (деревянными, пластилиновыми, стеклянными, каркасными).
Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, на улице (при проведении экскурсий). Для проведения курса могут использоваться тетради на печатной основе, дополнительные книги , мультимедиа. Формы проведения могут быть различны: беседы, диалоги, конкурсы, утренники, олимпиады, выставки и т.д. В таких формах занятия могут проводиться как полностью, так и использоваться фрагментами занятий.
Содержание курса
4 класс (34ч)
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба. Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба).
Вычерчивание развертки и изготовление модели прямоугольного параллелепипеда (куба).
Изготовление модели куба сплетением из трех полосок, каждая из которых состоит из пяти равных квадратов.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.
Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда (куба).
Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии.
Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии.
Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой.
Развертка прямого кругового цилиндра.
Изготовление моделей цилиндра.
Изготовление моделей шара.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток).
Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур.
Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль».
Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными.
Тематическое планирование курса «Наглядная геометрия»
4 класс
Тема | Кол-во часов |
Прямоугольный параллелепипед. | 1ч |
Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра, вершины. | 1ч |
Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда. | 1ч |
Развертка прямоугольного параллелепипеда. | 1ч |
Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. | 1ч |
Свойства граней и ребер куба. | 1ч |
Развертка куба. | 1ч |
Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба). | 1ч |
Вычерчивание развертки и изготовление модели прямоугольного параллелепипеда (куба). | 1ч |
Изготовление модели куба сплетением из трех полосок, каждая из которых состоит из пяти равных квадратов. | 1ч |
Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж). | 2ч |
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях. | 1ч |
Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда (куба). | 1ч |
Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров | 1ч |
Осевая симметрия. | 1ч |
Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии. | 2ч |
Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии. | 2ч |
Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой. | 3ч |
Развертка прямого кругового цилиндра. | 1ч |
Изготовление моделей цилиндра. | 1ч |
Изготовление моделей шара. | 1ч |
Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток). | 1ч |
Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток). | 1ч |
Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур. | 1ч |
Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль». | 1ч |
Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными. | 4ч |
Итого | 34ч |
Результаты освоения программы факультатива.
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- применять изученные способы учебной работы;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу , участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- сопоставлять полученный результат с заданным условием;
- моделирование фигур из одинаковых фигур или частей фигур;
- ориентироваться в пространстве.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пригорская средняя общеобразовательная школа»
Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Рук - тель ШМО: Зам. директора: Директор школы:
_______/ (Пороховая И.Г.) _______/ (Костиди И.К.) _______/ (Понизовцев В.В.)
Календарно – тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»
в 4-б классе
на 2014 – 2015 учебный год
Составлено на основе Рабочей программы по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» для 4 класса, утвержденной на заседании педагогического совета
от ______________протокол №1
Количество часов по программе: ________________
Количество часов по планированию: _________________
Учитель: ______________ (Чуркина С.П.)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Планир. дата | Изменения |
-
| Прямоугольный параллелепипед. | | |
-
| Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра, вершины. | | |
-
| Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда. | | |
-
| Развертка прямоугольного параллелепипеда. | | |
-
| Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. | | |
-
| Свойства граней и ребер куба. | | |
-
| Развертка куба. | | |
-
| Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба). | | |
-
| Вычерчивание развертки и изготовление модели прямоугольного параллелепипеда (куба). | | |
-
| Изготовление модели куба сплетением из трех полосок, каждая из которых состоит из пяти равных квадратов. | | |
-
| Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж). | | |
-
| Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж). | | |
-
| Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях. | | |
| Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда (куба). | | |
-
| Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров | | |
-
| Осевая симметрия. Декорации для настольного театра. | | |
| Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии. | | |
-
| Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии. | | |
-
| Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии. | | |
-
| Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии. | | |
-
| Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой. | | |
-
| Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой. | | |
-
| Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой. | | |
-
| Развертка прямого кругового цилиндра. | | |
-
| Изготовление моделей цилиндра. | | |
-
| Изготовление моделей шара. | | |
-
| Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток). | | |
-
| Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток). | | |
-
| Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур. | | |
-
| Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль». | | |
-
| Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными. | | |
-
| Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными. | | |
-
| Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными. | | |
-
| Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными | | |