СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Наглядная геометрия"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" для учащихс 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Наглядная геометрия"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пригорская средняя общеобразовательная школа»




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Рук - тель ШМО: Зам. директора по УВР: Директор школы:

_______/ (Пороховая И.Г.) _______/ (Понтелеева О.В.) _______/ (Понизовцев В.В.)

Протокол № _____ « ____» _________ 20 ___г Приказ № ______.

от «____» ______ 20__г от «____» _______ 20____ г. .

Рабочая программа

факультативного курса

«Наглядная геометрия»

для 4 класса

учителя первой категории

Чуркиной Светланы Петровны








Рассмотрена на методическом совете Пригорской СОШ

Протокол № _____ от ___________________

Утверждена на педагогическом совете Пригорской СОШ

Протокол № _____ от ___________________













2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка


Курс внеурочной деятельности учащихся начальных классов «Наглядная геометрия» (факультатив) для 4 класса рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Составлен на основе:

  • рекомендаций по внеурочной деятельности по математике в начальной школе автора рабочей программы по математике М.И. Моро (УМК «Школа России), «Просвещение», 2011г.,

  • методических рекомендаций Н.Б. Истоминой, АСТ-Пресс, 2009г.,

  • требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  • примерной основной образовательной программы начального обучения;

  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

  • учебного плана МБОУ «Пригорская СОШ» на 2014-2015 уч.г. (федерального  и регионального  компонента, компонента ОУ);

  • годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

  • начальной и основной образовательных программ МБОУ «Пригорская СОШ»;

  • примерной образовательной программы  по учебному предмету, курсу, дисциплине или  авторской программы;


«Наглядная геометрия» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим (геометрическим) содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Цель курса:

- целенаправленное формирование у учащихся таких приёмов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение в процессе усвоения математического содержания;

- развитие пространственного мышления школьников.;

- освоение эвристических приёмов рассуждения;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечения учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, кабинете информатики. Для проведения курса могут использоваться тетради по математике авт. Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия», допущенные Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для учащихся общеобразовательных учреждений.

Усвоение материала связано с умением читать графическую информацию, проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и изображениях многогранников.

Особую роль в развитии пространственного мышления играют задания с кубом. При выполнении таких заданий учащиеся пользуются не только развертками, имеющимися в Приложении тетради, но и демонстрационными моделями геометрических тел (деревянными, пластилиновыми, стеклянными, каркасными).

Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, на улице (при проведении экскурсий). Для проведения курса могут использоваться тетради на печатной основе, дополнительные книги , мультимедиа. Формы проведения могут быть различны: беседы, диалоги, конкурсы, утренники, олимпиады, выставки и т.д. В таких формах занятия могут проводиться как полностью, так и использоваться фрагментами занятий.

Содержание курса

4 класс (34ч)

Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоуголь­ного параллелепипеда: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда. Развертка прямоугольного параллелепипеда.

Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба. Изготовление каркас­ной модели прямоугольного параллелепипеда (куба).

Вычерчивание развертки и изготовление модели прямо­угольного параллелепипеда (куба).

Изготовление модели куба сплетением из трех полосок, каждая из которых состоит из пяти равных квадратов.

Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямо­угольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).

Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.

Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольно­го параллелепипеда (куба).

Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии.

Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относи­тельно заданной оси симметрии.

Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой.

Развертка прямого кругового цилиндра.

Изготовление моделей цилиндра.

Изготовление моделей шара.

Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилинд­ра (подставка для карандашей; дорожный каток).

Изготовление набора «Монгольская игра» и его исполь­зование для построения заданных фигур.

Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль».

Знакомство с диаграммами: изображение данных с помо­щью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными.








Тематическое планирование курса «Наглядная геометрия»

4 класс

Тема

Кол-во

часов

Прямоугольный параллелепипед.

Элементы прямоуголь­ного параллелепипеда: грани, ребра, вершины.

Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда.

Развертка прямоугольного параллелепипеда.

Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины.

Свойства граней и ребер куба.

Развертка куба.

Изготовление каркас­ной модели прямоугольного параллелепипеда (куба).

Вычерчивание развертки и изготовление модели прямо­угольного параллелепипеда (куба).

Изготовление модели куба сплетением из трех полосок, каждая из которых состоит из пяти равных квадратов.

Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямо­угольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).

Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.

Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольно­го параллелепипеда (куба).

Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров

Осевая симметрия.

Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии.

Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относи­тельно заданной оси симметрии.

Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой.

Развертка прямого кругового цилиндра.

Изготовление моделей цилиндра.

Изготовление моделей шара.

Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилинд­ра (подставка для карандашей; дорожный каток).

Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилинд­ра (подставка для карандашей; дорожный каток).

Изготовление набора «Монгольская игра» и его исполь­зование для построения заданных фигур.

Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль».

Знакомство с диаграммами: изображение данных с помо­щью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными.

Итого

34ч



Результаты освоения программы факультатива.

Личностные результаты:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- применять изученные способы учебной работы;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу , участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- сопоставлять полученный результат с заданным условием;

- моделирование фигур из одинаковых фигур или частей фигур;

- ориентироваться в пространстве.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пригорская средняя общеобразовательная школа»

Смоленского района Смоленской области




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Рук - тель ШМО: Зам. директора: Директор школы:

_______/ (Пороховая И.Г.) _______/ (Костиди И.К.) _______/ (Понизовцев В.В.)


Календарно – тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»

в 4-б классе

на 2014 – 2015 учебный год









Составлено на основе Рабочей программы по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» для 4 класса, утвержденной на заседании педагогического совета

от ______________протокол №1


Количество часов по программе: ________________

Количество часов по планированию: _________________









Учитель: ______________ (Чуркина С.П.)





Календарно-тематическое планирование

Тема

Планир.

дата

Изменения

Прямоугольный параллелепипед.



Элементы прямоуголь­ного параллелепипеда: грани, ребра, вершины.



Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда.



Развертка прямоугольного параллелепипеда.



Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины.



Свойства граней и ребер куба.



Развертка куба.



Изготовление каркас­ной модели прямоугольного параллелепипеда (куба).



Вычерчивание развертки и изготовление модели прямо­угольного параллелепипеда (куба).



Изготовление модели куба сплетением из трех полосок, каждая из которых состоит из пяти равных квадратов.



Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямо­угольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).



Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямо­угольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).



Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.



Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольно­го параллелепипеда (куба).



Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров



Осевая симметрия. Декорации для настольного театра.



Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии.



Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии.



Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относи­тельно заданной оси симметрии.



Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относи­тельно заданной оси симметрии.



Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой.



Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой.



Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой.



Развертка прямого кругового цилиндра.



Изготовление моделей цилиндра.



Изготовление моделей шара.



Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилинд­ра (подставка для карандашей; дорожный каток).



Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилинд­ра (подставка для карандашей; дорожный каток).



Изготовление набора «Монгольская игра» и его исполь­зование для построения заданных фигур.



Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль».



Знакомство с диаграммами: изображение данных с помо­щью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными.



Знакомство с диаграммами: изображение данных с помо­щью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными.




Знакомство с диаграммами: изображение данных с помо­щью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными.



Знакомство с диаграммами: изображение данных с помо­щью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными