СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность. «Об одном и том же – разными словами»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Об одном и том же – разными словами». Внеурочная деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность. «Об одном и том же – разными словами»»

КОНСПЕКТ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата: 28.04.2017

Тема: «Об одном и том же – разными словами»

Цели: развивать познавательный интерес к изучению русского языка; изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учить правильно употреблять слова – синонимы в речи.

Задачи: учить задумываться над смыслом слова, представлять его образ в сравнении с подобными и похожими образами; довести до сознания детей, что один и тот же объект разные люди могут назвать по-разному; развивать воображение, образное мышление, устную речь.

УУД:

– регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

– познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы;

– коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

– личностные: положительное отношение к учению

Ход

Вводная часть. – Сегодня мы подробнее остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы скажите сами.

– Вот определение из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: « В языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением, например, путь и дорога, повесить голову и понурить голову. – Конечно, это синонимы. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, что означает одноименный.

Основная часть. а) Из истории синонимов. Ещё древние греки обратили внимание на свойства различных слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но и осознали различие между ними.

б) Значение синонимов в речи.

– Какую роль играют синонимы в речи? (они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной. Каких тут нет слов: и высоких, и острых, и ехидных, и ироничных, и шутливых.) Например: лицо (нейтральное значение), лик (книжное старославянское), физиономия (французское слово, устаревшее, шутливое), рожа (слово просторечное, грубое).

Рассказ – шутка. В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.

– Моя фамилия Михайлов, – отрекомендовался посетитель.

– А моя – Сидорчук, – сказал начальник ЖЭКа.

– Я работаю старшим научным сотрудником в институте Синонимов. Синонимы – это слова, близкие по смыслу, значению…

– Ну и что?

– Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела… Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлёстывать, подстёгивать…

– Товарищ Михайлов, я всё-таки хотел бы…

– Хотеть делать, желать, стремиться – это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…

– Но что я должен сотворить? Что? – взорвался Сидорчук.

Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, растолкую. Я прошу Вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.

– Наконец-то вы сказал, в чём дело. Только… вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.

– Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице…

– Но есть же субординация, – начал было Сидорчук, но увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

– Вот возьмите, – сказал он, вновь войдя в кабинет. – Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

– Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему всё-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлёпать, притопать…»

Практические упражнения с синонимами

«Слово спряталось». Подобрав синонимы к каждому слову, вы отгадайте кроссворд и прочтете, как называются эти слова.

1) спешить 2) изучать 3) нагнать 4) одолеть 5) новость 6) изумить 7) мыслить

1. Торопиться

2. Учить

3. Догнать

4. Осилить

5. Известие

6. Удивить

7. Думать

В стихотворении В. Берестова спрятались синонимы. Назовите их.

« Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много шуму, толкотни.

Как надоели мне они!» -

Так проворчал Мороз угрюмый

И речку льдом сковал без шума.

Деревья скрыла седина,

И наступила тишина.

Загадки. Простое слово «промежуток»: В театре несколько минуток, Пока начнётся новый акт, Мы называем все ….(антракт).

На время что – то прекратив, Мы объявляем …(перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком - Дают уставшим ……(передышку)

После урока непременно Нужна ребятам …..(перемена)

Синониму к слову ЖИТЬ.

Человек не может жить без пищи. (Существовать, обходиться).

Так и остался он бобылём жить. (Вековать).

Старик и доныне живёт. (Здравствует).

Лесник жил только тем, что добывал охотой. (Кормирлся).

Лоси живут в лесах Европы, Азии и Северной Америки. (Обитают).

Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. (Проводим время).

б) Подобрать как можно больше синонимов к словам.

1-я группа - врач ( лекарь, доктор, знахарь, эскулап)

2-я группа – пища ( еда, яства, жратва, корм)

3-я группа - старый ( ветхий, устаревший, дряхлый, древний, престарелый)

4 –я группа - разговаривать ( болтать, беседовать, молвить, трепаться).

Развитие речевого аппарата

– Произнесите скороговорку шепотом, второй раз – громче, третий раз – еще громче, но без крика. Затем обратно понижая голос до шепота.

А теперь произнесите вежливо (просьба), громко (приказ), с вопросительной интонацией, с логическим ударением на разных словах.

Марфушка с Прошкой крошили вареную картошку.

Заключительная часть (рефлексия).

– Чему научились на сегодняшнем занятии?

– Что было самым интересным?

– Почему надо знать, что такое синонимы и зачем они нужны в речи?


© 2018 2210 45