Современному обществу нужны нравственные, предприимчивые, коммуникабельные и толерантные люди, способные к освоению новых знаний, обладающих проектным типом мышления. Школа135 имени академика Б.В.Литвинова совместно с Чиппкро реализует научно прокладной проект «Организационные основы научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников по реализации концепции «ТЕМП» на институциональном уровне», В рамках данного проекта, коллектив школы уделяет большое внимание созданию системы формирования проектных и исследовательских навыков и умений в разных предметных областях, на всех этапах обучения в сотрудничестве с коллегами, учащимися и их родителями.
Коллектив школы, понимает, что в настоящее время в общеобразовательной школе достаточно сложно создать необходимые условия для формирования проектной и исследовательской деятельности, т.к. перегруженность учебных предметов требует затраты основного учебного времени на усвоение и закрепление большого количества информации и выработку навыков работы с нею. Появилось противоречие между потребностями общества в выпускнике, обладающим проектным и исследовательским типом мышления, и невозможностью в условиях классно-урочной системы разрабатывать проекты и совершать исследования высокого уровня сложности, поскольку они требуют большого количества времени и специального оборудования. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.
Одним из вариантов решения данной проблемы явилось создание в 2012 году в школе предметной лаборатории «Экология. Биология» как инновационного центра для учителей, осваивающих новые методы и технологии обучения и создания адекватной среды общения для одаренных детей. Лаборатория за эти годы стала центром объединения педагогов-единомышленников из разных предметных областей, которые создавая мобильные группы, разрабатывают учительские проекты для реализации конкретных педагогических задач, представляя свой опыт на стажировочных площадках, на конференциях разного уровня.
Создание условий для ведения экспериментальной и исследовательской деятельности юных исследователей, плодотворное сотрудничество педагогов, учащихся и их родителей, выпускников школы, передающих свой опыт, знания юным исследователям дает возможность увидеть результат их совместного труда.
Вызывают интерес у юных исследователей и их наставников проекты, в которых реализуются межпредметные связи. Например, для выполнения исследовательского проекта «Мониторинг эколого-паразитологической ситуации на предмет обнаружения церкарий трематод семейства Schistosomatidae в озере Синара» выпускнику нужны были знания в области биологии, экологии, математики, химии, физики. А при создании бизнес - проекта «Красная поляна Снежинска» - знания по биологии, математике, экономике, обществознанию. Для этого были необходимы консультации специалистов из вузов, головного предприятия РФЯЦ ВНИИТФ. Юных экологов заинтересовал вопрос о влиянии предприятий города и региона на окружающую среду и какие зелёные технологии применяют при производстве своей продукции данные предприятия. Данный проект был успешно представлен на всероссийский конкурс с с международным участием «Зелёная планета» .
Общеизвестно, что одаренные дети находятся в культурной и социальной изоляции: они не могут найти сверстников, соответствующих их культурному и интеллектуальному уровню. Особенно остро эта проблема стоит в малых городах, таких, как Снежинск.
Помогает разрешить эту проблему созданная при лаборатории городская эколого-биологическая школа, в которой обучаются учащиеся с 5 по 11 классов всех школ города. В учебном классе проводят свои занятия как педагоги школы, так и старшеклассники. Мы понимаем, что изучение экологических систем в учебном классе за школьной партой не достаточно. Для этих целей мы разработали концепцию «учебного кабинета в природе» на территории города Снежинска и затем разработали экскурсионные маршруты. Годовой план эколого–биологической школы включает следующие этапы:
летняя смена профильного лагеря «Исследователи 21 века», на этом этапе учащиеся проводят свои исследования, проводят эксперименты;
следующий этап, дистанционный, на этом этапе через систему сетевой город, сетевые сообщества юные исследователи получают задания от педагогов, обращаются за помощью к волонтерам, получают консультации, задают вопросы, отчитываются о проделанной работе по проектам,
третий этап, в котором происходит: отслеживание результатов работы учащихся; защита концепций своих работ; участниками лагеря самооценка своей работы, заполнение карты индивидуального маршрута;
на четвертом этапе(рефлексии),юные исследователи дорабатывают свои проекты, представляют свои работы на конференции разного уровня.
Задача информационной составляющей в работе такой школы состоит в том, чтобы юный исследователь смог реализовать свою работу, максимально используя необходимое цифровое оборудование и возможности ИКТ– технологий. Образовательный процесс в школе носит неформальный характер: учащиеся на добровольной основе выбирают содержание, формы и виды деятельности согласно своим интересам и индивидуальным особенностям. Для каждого обучающегося школы составляется индивидуальный образовательный маршрут на каждый этап. Обучение в такой школе позволит подросткам попробовать себя в качестве настоящих ученых, повысить уровень собственных знаний, выбрать профиль обучения.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Самостоятельная работа над проектами и исследованиями, возможны лишь по достижению юными исследователями возраста рефлексии. Известно, что рефлексия у них широко варьируется: может проявиться полностью и в 10-11 лет, а может не сформироваться и к 16-17 годам! Но в норме возраст рефлексии – это 12-13 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков. Это значит, что от первого до седьмого класса, как правило, школьник самостоятельно и полностью не может осуществлять ни проектной, ни исследовательской деятельностей. Но он способен к участию в том и в другом, как в составе разновозрастной группы, так и при помощи тьютора. Такими тюторами могут стать более опытные исследователи- старшеклассники. Мы считаем, что проектная деятельность способствует развитию разновозрастного коллектива, когда она носит характер совместного и продуктивного взаимодействия. Нами разработан проект «Учитель, научи ученика, чтоб он мог научить другого», в котором прописана отработка механизма передачи знаний и опыта исследовательской и проектной работы между поколениями обучающихся». Почему возникла идея разработки данного проекта? Когда происходит смена поколений в клубе, то ценный опыт, полученный выпускниками школы в ходе их работы в лаборатории, теряется в силу того, что они уже не могут постоянно общаться с начинающими свой исследовательский путь. Мы прикрепили к начинающим исследователям старшеклассников, уже имеющих опыт работы над исследовательскими проектами. Таким образом, исследовательские и образовательные программы мы постепенно выводим на более высокий качественный уровень в силу того, что связь передачи знания «ученик – ученик» дополнит уже существующую «учитель – ученик - ученик». Мы учитываем, что правильно организованная мотивация, успешность опытных исследователей - залог успеха в дальнейшем. Старшеклассники, выполняющие исследовательские и проектные работы и успешно представляющие их на конференции муниципального, регионального и всероссийского уровня, привлекают внимание мотивированных учащихся пятых и шестых классов, и у них появляется желание добиваться таких же успехов
На базе лаборатории уже много лет работает экологический клуб «Деметра», который объединяет школьников с пятого по одиннадцатый класс. Работа в клубе организованна по принципу создания проблемных и временных групп для решения выполнения проектно-исследовательских и творческих работ. Одним из направлений клуба стало организация экологического лектория. Занятия в лектории проводят учителя, старшеклассники в рамках проекта «Учитель, научи ученика». Лекторы выбирают сами тему, которая их интересует, и готовят свои сообщения. Каждый год добавляются темы, классные руководители, учителя–предметники приглашают лекторов на классные часы, уроки. В соответствии с возрастными особенностями определяется не только содержание занятий, но и их формы. Например, для младших школьников проводятся часы фантазии, релаксационные тренинги.
Для старших учеников организуются конференции, диспуты, сюжетно-ролевые и деловые игры, на которых моделируются проблемные ситуации. Особой популярностью пользуются интеллектуальные гостиные, которые проводятся в сотрудничестве педагогами дополнительного образования, сотрудниками ВНИИТФ, студентами ВУЗов, учителями и учащимися школы.
Творческие работы деметровцев были награждены дипломом международного экологического форума «Зелёная планета». Наша школа с 2009 года является Снежинским региональным отделением по Челябинской области общероссийского общественного детского движения «Зелёная планета», созданного на базе школы №135. Мы проводим активную массовую работу по формированию экологической культуры на всей территории города, тесно сотрудничая практически со всеми городскими образовательными учреждениями, проводим региональный конкурс. В 2016 году мы стали победителями Всероссийского конкурса на звание «Территория формирования экологической культуры».
Созданные условия внеурочной деятельности лаборатории школы позволяют организовать преемственность в переходе от одной ведущей деятельности к другой, построить единую образовательную развивающую коммуникативную среду на всех этапах обучения.