СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по математике для учащихся 5-6 классов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для повышения заинтересованности и любознательности обучающихся к предмету математика во внеурочное время

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по математике для учащихся 5-6 классов»

Организация внеурочной деятельности по математике в 5-6 классах.

Переход общеобразовательной организации на работу по Федеральному государственному образовательному стандарту определил необходимость создания внеурочной деятельности обучающихся. Стандарт отводит внеурочной деятельности важную роль. Результаты освоения образовательной программы могут быть получены как в урочной деятельности, так и во внеурочной. И если получение предметных и метапредметных результатов традиционно связывают с уроком, то для получения личностных результатов наиболее благоприятные условия могут быть созданы во внеурочной деятельности. Главной задачей внеурочной деятельности является повышение заинтересованности и любознательности обучающихся к предмету, выявление возможностей и желаний заниматься тем или иным предметом.

Так как математические кружки, подготовка к олимпиадам рассчитаны в основном на сильных учеников, то меня заинтересовал вопрос: а как охватить весь класс и увлечь их математикой? В начале каждой недели я задаю классу некоторую занимательную математическую задачу на смекалку, логику, сообразительность. На решение задачи дается 3-4 дня, после чего ребята показывают мне решения. Причем, мало просто решить задачу и показать ее учителю, а обязательным условием является то, что ученик должен объяснить ее своим одноклассникам. Чтобы вся эта деятельность имела соревновательный характер можно составить рейтинг класса, где выставляются баллы каждого ученика. За одну решенную задачу баллы выставляются следующим образом:


Правильно решил задачу

2 балла

Правильно решил и объяснил учителю

3 балла

Правильно решил, объяснил учителю и еще 3 своим товарищам

4 балла

Выполнил первые 3 пункта и еще решил задачу несколькими способами

5 баллов


Самым важным этапом этой работы для учителя является подбор задач, которые должны быть доступны для решения основной части класса. Для каждого класса можно составить свой набор задач из расчета 34 учебных недель.

1 неделя

Муравей проехал на гусенице некоторое расстояние за 28 минут. За сколько минут муравей проедет на жуке расстояние в 4 раза большее, если скорость жука в 7 раз больше скорости гусеницы?

2 неделя

Лист бумаги разделили на 4 части. Затем некоторые или все из этих частей опять разделили на 4 части и т.д. Можно ли в результате получить 50 листочков бумаги любого размера?

3 неделя

Поезд проходит мост длиной 250 м за 1 минуту, а мимо телеграфного столба проходит за полминуты. Какова длина поезда?

4 неделя

8 спичек уложите так, чтобы образовалось 8 треугольников, два квадрата и восьмиугольник (все в одной фигуре).

5 неделя

3 утенка и 4 гусенка весят 2 кг 500 г, а 4 утенка и 3 гусенка весят 2 кг 400 г. Сколько весит 1 утенок и 1 гусенок?

6 неделя

В семье четверо детей, им 5, 8, 13 и 15 лет. Детей зовут Аня, Боря, Вера, Галя. Сколько лет каждому ребенку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на 3?

7 неделя

В записи 1*2*3*4*5 замените «*» знаками действий и расставьте скобки так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 100.

8 неделя

Как с помощью семилитрового ведра и трехлитровой банки налить в кастрюлю ровно 5 литров воды?

9 неделя

Внучке столько месяцев, сколько лет дедушке. Вместе им 91 год. Сколько лет дедушке и сколько лет внучке?

10 неделя

На скотном дворе гуляли гуси и поросята. Мальчик сосчитал количество голов, их оказалось 30; а затем он сосчитал количество ног, их оказалось 84. Сколько гусей и сколько поросят было на скотном дворе?

11 неделя

Парусник отправляется в плавание в понедельник в полдень. Плавание будет продолжаться 100 часов. Назовите день и час его возвращения в порт.

12 неделя

На базе 5 бочек, полных бензина, 11 бочек полупустых и 8 пустых бочек. Как разделить эти бочки между тремя предприятиями так, чтобы они получили поровну и бензина, и бочек?

13 неделя

Собрался Иван-царевич н бой со Змеем Горынычем трехголовым и треххвостым. «Вот тебе меч-кладенец, - говорит ему Баба Яга. Одним ударом ты сможешь срубить либо одну, либо две головы, либо один, либо два хвоста. Запомни: срубишь голову – новая вырастет, срубишь хвост – два новых вырастут, срубишь два хвоста – голова вырастет, срубишь две головы – ничего не вырастет».

За сколько ударов Иван-царевич может срубить Змею все головы и хвосты?

14 неделя

Расположите 10 точек на пяти отрезках так, чтобы на каждом отрезке было по 4 точки. Возможны различные варианты.

15 неделя

В записи 52*2* замените звездочки цифрами так, чтобы полученное число делилось на 36. Найдите все возможные решения.

16 неделя

Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую часть – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?

17 неделя

Ваня съел 1/3 всех яблок и еще 2 яблока. Дима съел ¼ всех яблок и еще 1 яблоко, а Коля – половину тех яблок, которые остались после Вани и Димы. После этого осталось 1/6 часть первоначального числа яблок. Сколько яблок было вначале?

18 неделя

Коза и корова съедают воз сена за 45 дней, корова и овца – за 60 дней, овца и коза – за 90 дней. За сколько дней съедят воз сена корова, овца и коза вместе?

19 неделя

На крыльце дома сидят рядом мальчик и девочка. Саша говорит: «Я - мальчик»; Женя говорит: «А я – девочка?» Если по крайней мере один из детей лжет, то кто из них мальчик, а кто девочка?

20 неделя

Из 60 школьников 26 собирают значки, 37 собирают марки, а 20 – и значки, и марки. Остальные не увлекаются коллекционированием. Сколько школьников не увлекается коллекционированием?

21 неделя

Почтальон Печкин ежедневно после работы возвращается домой пешком. Летом он проходит расстояние от работы до дома за 85 мин, а зимой за 1 ч 25 мин. Как можно объяснить разницу во времени?

22 неделя

«Позавчера мне было 20 лет, - сказал Андрей, - а в будущем году мне исполнится 23 года». Может ли такое быть на самом деле?

23 неделя

На сколько кусков можно разрезать блинчик тремя разрезами, если блинчик не складывать?

24 неделя

Составьте из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 магический квадрат, то есть разместите их в таблице 3 × 3 так, чтобы суммы чисел по строкам, столбцам и двум диагоналям были одинаковы.

25 неделя

Из книги выпал кусок, первая страница которого имеет номер 143, а номер последней состоит из тех же цифр, но записанных в другом порядке. Сколько страниц выпало из книги?

26 неделя

Для нумерации страниц книги потребовалось всего 1392 цифры. Сколько страниц в этой книге?

27 неделя

Найдите сумму: 1+2+3+…+111.

28 неделя

Малыш может съесть 600 г варенья за 6 мин, а Карлсон в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?

29 неделя

Можно ли треугольник разрезать так, чтобы получилось три четырехугольника? (Если «да», то выполните рисунок).

30 неделя

Чашка и блюдце вместе стоят 25 рублей, а 4 чашки и 3 блюдца стоят 88 рублей. Найдите цену чашки и блюдца.

31 неделя

Сколько нулей стоит в конце произведения всех натуральных чисел от 10 до 25?

32 неделя

Олег, Игорь и Аня учатся в 6 классе. Среди них есть лучший математик, лучший шахматист и лучший художник. Известно, что:

а) лучший художник не нарисовал своего портрета, но нарисовал портрет Игоря;

б) Аня никогда не проигрывала мальчикам в шахматы.

Кто в классе лучший математик, лучший шахматист и лучший художник?


Так как в классах всегда есть сильные и более слабые ученики, то и задачи желательно подбирать так, чтобы было интересно всем или предлагать сразу 2 уровня сложности. Объяснение решения задачи товарищам помогает правильно излагать свои мысли, преодолевать скованность в общении, уметь донести свою точку зрения до других, проявлять свои лидерские качества. Просмотр решения задач учителем помогает выявлять творческие способности ученика, его склонность и умение решать олимпиадные задачи. Анализируя решения, можно выявить учеников, с которыми нужно заниматься уже более серьезно, готовя их к математическим олимпиадам.

Данный вид деятельности будет полезен как ученикам, так и учителю. Во-первых: нужно уметь правильно и грамотно подобрать задачи и соответственно решать их самому. Если заниматься этим планомерно, то в 5-8 классах больших трудностей при решении не возникает, тогда как в старшем звене нужен большой опыт для разбора предложенных задач, т.е. учитель должен постоянно работать над собой.

Во-вторых: видны способности каждого ученика в отдельности.

В-третьих: в связи с введением ФГОС данный вид деятельности поможет формированию метапредметных связей, для этого достаточно включить задачи с использованием знаний из разных наук.