Внеурочная деятельность по математике «Поиграем, посчитаем»
Тема. Как подружились геометрические фигуры
Цель: дать представление о пересечении геометрических фигур (прямых, кривых линий, многоугольников); учить строить и располагать многоугольники так, чтобы их пересечением были треугольник, прямоугольник, отрезок, точка
Задачи: обобщить знания о геометрических фигурах, развивать практические навыки построения геометрических фигур на плоскости, развивать смекалку и находчивость, воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность и интерес к геометрии.
УУД.
П — узнавать, определять и называть порядок предметов; выполнять построения при помощи линейки и карандаша.
Р — принимать и сохранять учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
К — выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника.
Личностные результаты. Проявлять положительное отношение к учебному процессу; высказывать просьбы, предположения, выражать несогласие в социально приемлемой форме.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
II. Определение темы занятия
- А какие нам сегодня на занятии понадобятся инструменты? Отгадайте загадки.
1. Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолет
И большущий пароход. (карандаш)
2.Я люблю прямоту, я сама прямая.
Сделать новую черту вам я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья, кто же я? (линейка)
- Да, ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир геометрических фигур.
III. Изучение нового материала.
1.Игра «Что изменилось?». На доске вразброс выставлены геометрические фигуры. Детям предлагается сосчитать их, запомнить, сколько фигур каждого вида выставлено. Затем дети закрывают глаза, а учитель убирает/ доставляет несколько фигур.
2.Практическая работа
-На одной стороне доски необходимо изобразить различные фигуры, в том числе линии, которые будут пересекаться с другими фигурами. На другой половине изобразите отдельные фигуры, не пересекающиеся с какими-либо другими фигурами. Можно предложить детям назвать фигуры.
- Многие дети заметят, что фигуры пересекаются. Учитель должен ввести термины «пересекающиеся» фигуры и «непересекающиеся» фигуры. Затем нужно определить места пересечения фигур, поставив точки. Можно посчитать, сколько точек пересечения имеют те или иные фигуры.

IV. Закрепление знаний
1 консультант « Углы»
- Отгадайте загадку:
Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик,
Что еще таким быть может? (угол)
Практическая работа
- Начертите четыре разных угла. Назови их. Докажи.
Построение углов: прямого, острого, тупого.
2 консультант «Точка, луч, прямая»
Практическая работа. Начерти геометрические фигуры, о которых говорится в загадках:
Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни ... ТОЧКА
Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто - ... ЛУЧ
Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю -
Получается черта,
Называется ... ПРЯМАЯ
- Добавьте к своей прямой еще несколько прямых так, чтобы у тебя были: вертикальная, горизонтальная и наклонная линии.
- Чем отличается луч от прямой линии?
3 консультант «Четырехугольники».
Практическая работа. Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см.
- Проведите в прямоугольнике диагонали. Сколько диагоналей можно провести? (2)
- Вставь пропущенные слова.
Четырёхугольник, у которого все углы ….., называется –……..четырёхугольник.
У прямоугольного четырёхугольника противоположные стороны …….
Прямоугольный четырёхугольник, у которого все стороны равны, называется – …..
4 консультант «Треугольник»
- Отгадайте загадку:
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
- Назови треугольники: (равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, равносторонний треугольник). Почему?
- Изобрази фигуры: точка, луч, прямая, ломаная линия, угол прямой, треугольник, кривая линия, четырехугольник.
V. Итог занятия. Рефлексия