СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по русскому языку в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по русскому языку в 6 классе»

1. Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «К тайнам слова: занимательная лексика и

фразеология» по русскому языку в 6 классе составлена на основе


Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.) с изменениями от 29 декабря 2014 г. N 1644;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования";

Учебного плана МАОУ Первомайской СОШ №2 на 2016/2017 учебный год;

Авторской рабочей программы внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы/Сост. Т.Н. Трунцева. - М.: ВАКО,2014

Цели учебного курса «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» - создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков анализа результатов исследовательской деятельности и творческой деятельности.


Задачи учебного курса:

Обучающие:

 Развитие интереса к русскому языку;

 Углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;

 Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;

 Формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;

 Развитие творчества и обогащение словарного запаса;

 Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

 Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

 Воспитание культуры обращение с книгой;

 Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

 Воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

 Развивать смекалку и сообразительность;

 Приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

 Развивать умения пользоваться разнообразными словарями;

 Учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельстного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно-исследовательском направлении.






2. Общая характеристика учебного курса


Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики овладения русским языком. Именно учебный курс «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму. Еще одной из причин создания данного учебного курса является возможность удержать интерес к предмету «Русский язык» у обучающихся, высокомотивированных к изучению русского языка, с высоким уровнем интеллекта, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одной из составных частей многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновной, на которой строятся занятия по русскому языку.

Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоение ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая. В школьных программах по русскому языку для 5-6 классов придается большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.

Организация учебного курса «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.


Принципы реализации учебного курса:

 Непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса;

 Признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами

 Принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

 Принцип коммуникативных активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;

 Принцип учета возрастных особенностей учащихся;

 Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.

Курс состоит из трёх частей: 1) «Ярмарка идей» 2) «Слово о словах» 3) «Что в имени тебе моем…» В первой части курса происходит формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология); осуществляется совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка. В ходе «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем. Во второй части дети подробно, в занимательной форме игры, Творческих лабораторий, Творческих мастерских знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Выполняются творческие работы по составлению в коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ. В третьей части особое внимание уделяется этимологии слова, фразеологической единицы, с которой учащиеся встречаются в повседневной жизни и на уроках. Это завершающий этап работы творческих лабораторий и мастерских, предполагающий презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных проектов.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих дидактических принципах:

 занимательность;

 научность;

 сознательность и активность;

 наглядность;

 доступность;

 связь теории с практикой;

 индивидуальный подход к учащимся

3. Место курса в учебном плане



Согласно учебному плану курс рассчитан на 34 часа: 1 час в неделю.



4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты:

 Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

 Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

 Достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации


Метапредметные результаты


Регулятивные:

 Способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; свободно пользоваться словарями, различных типов, справочной литературой;

 Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

 Умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языков средств;

 Способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуально и коллективной), последовательность действий.


Коммуникативные:

 Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

 Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речии жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

 Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

 Владение разными видами монолога и диалога;

 Способность учувствовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

 Способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

 Умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их , совершенствовать и редактировать собственные тексты;

 Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.


Рефлексивные:

 Оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

 Проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;

 Применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.


В процессе формирования метапредметных результатов создается особая деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.

Учитель:

 Сопровождает реализацию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в выполнение учебного, метапредметного, личностно ориентированного действия;

 Создает условия для положительных эмоций, интереса, мотива учебной деятельности,

 Помогает в постановке личностно значимой цели, достичь которую будет важно для самоактуализации и самореализации учащегося;

 Создает условия для возможности формирования предметных и метапредметных результатов школьника.


Ученик:

 Становится субъектом самостоятельной и коллективной проектной, исследовательской, творческой деятельности;

 Реализует индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в учебной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности, а также программ творческого саморазвития в перспективе профессионального самоопределения.

Формированию метапредметных результатов обучения ( УУД) во внеурочной деятельности способствует педагогические технологии, отвечающие современным требованиям, которые предъявляются также к качеству обучения.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные результаты

 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

 интерес к изучению языка;

 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

 извлекать информацию из разных источников;

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

 пользоваться словарями, справочниками;

 осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

 уметь воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

 создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 задавать вопросы; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладами.

Критерии оценивания не предусмотрены.


5. Содержание учебного курса «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»


В первой части курса «Ярмарка идей» происходит формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствие с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология); осуществляется совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка. В ходе «Ярмарка идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.

Во второй части «Слово о словах» дети подробно, в занимательной форме игры, Творческих лабораторий, Творческих мастерских знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизма и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Выполняются творческие работы по составленным в коллективном исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ.

В третьей части «Что в имени тебе моем…» особое внимание уделяется этимологии слова, фразеологической единицы, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни и на уроках. Это завершающий этап работы Творческих лабораторий и мастерских, предполагающий презентацию и защиту проектов: сборников статей научно-популярного содержания, тематических словарей по теме «Лексика. Фразеология», выступлений на школьной научно-практической конференции в секции «Филология: исследования и поиск».

Дидактические принципы реализации программы:

 Занимательность;

 Научность;

 Сознательность и активность;

 Наглядность;

 Доступность;

 Связь теории с практикой;

 Индивидуальный подход к учащимся;

I. «ЯРМАРКА ИДЕЙ» (5 ч)

Тема 1. Что я умею, что могу? (1 ч)

Формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология)

Тема 2. Через тернии к звездам (1 ч)

Совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка.

Темы 3-4-5. Эврика! (3 ч)

В ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем. Составление плана исследовательской, аналитической работы, выбор необходимой научной, справочной литературы, определения круга проблем исследователя.

II. «СЛОВО О СЛОВАХ» (20 ч)

Тема 6. Имена вещей (6 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Темы: «Уточнение понятия о лексическом значении слов», «Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей». Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 7. 8.В царстве смыслов много дорог (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Темы: «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами-омонимами», «Способы и причины образования несколько значений слова». Игра «Грамматический аукцион».

Тема 9.10. Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Тема «Многозначительность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок. Многозначные слова».

Тема 11.12. Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Тема «Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.

Тема 13. Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Тема «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. Тема 14. Об одном и том же разными словами (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Темы: «Изучение особенности синонимических ряда слов», «Слова-синонимы: правильное употребление в речи», «Лексические нормы синонимов». Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием синонимов (словарей синонимов).

Тема 15. Слова-антиподы (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слова о словах». Понятие «антонимы». Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского языка. Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием антонимов (словарей антонимов).

Тема 16.17. Ума палата, или О фразеологических оборотах (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Темы: «Особенности фразеологических сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».

Тема 18. Словари «чужих» слов (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Темы: «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты».

Тема 19. «Он весь свободы торжество» (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Тема «Языковые особенности произведений А.С Пушкина. Понятия «литературный язык», «живая народная речь».

Тема 20. Мы говорим его стихами (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Понятия «крылатые выражения», «афоризмы».

Тема 21. Слова уходящие (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Понятие «архаизмы», «историзмы». Тема «Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов в речи». Игра «Грамматический аукцион».

Тема 22.23. .Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Понятия «паронимы». Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов.

Тема 24.25. Словарь-грамотей (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Тема «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении орфографического словаря. Выставка рисунков по словарным словам.

III. «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ…? (10 ч)

Тема 26. Научная этимология (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Тема «Словарная статья этимологического словаря

Тема 27. Какие бывают имена? (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Понятие «ономастика». Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование.

Тема 28. 29. Древнерусская имена (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «Особенность древнерусских имен», «История происхождения русских имен». Индивидуальный проект: «Первые русские имена».

Тема 30. Отчество и фамилии (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Темы: «История появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика».

Тема 31. Времена года (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Тема «Названия месяцев». Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала.

Тема 32. О том, что мы носим (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион».

Тема 33. Растения – почему их так называют? (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Подготовка и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?».

Тема 34 Птицы и звери – почему их так называют? (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Инсценированние, устное (письменное) иллюстрирование на лингвистическом материале.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

урока

Тема урока

Виды деятельности

Планируемые результаты


Дата

Корректиров-ка дат

По програм-ме

По теме

Предметные

Метапредметные

Личностные




Тема 1



Ярмарка идей- 5 ч.













1




1



Что я умею, что могу?



Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология)




Ученик получит возможность научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентировнной сферах деятельности


Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной работы


Формирование «стартовой» мотивации на изучение нового материала, саморазвитию в исследовательской и творческой деятельности.



2

2

Через тернии к звездам

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка.

Ученик получит возможность научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентировнной сферах деятельности


Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления исследовательской, творческой, проектной работы


Формирование устойчивой мотивации к са- мостоятельной и коллективной исследовательской деятельности




3-4-5















3-4-5


Эврика!




Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: в ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.




Ученик получит возможность научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентировнной сферах деятельности

Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной и личностно-ориентировнной деятельности




Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы); устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слов, исследования и конструирования слов, определения и объяснения их лексического значения; производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы


Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.



Тема 2



Слово о словах- 20 ч.









6


1


Имена вещей



Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Уточнение понятия о лексическом значении слов», «Знакомство с лингвистическими словарями русского языка», «Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей». Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.




Ученик получит возможность научиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задачи


Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.



Формирование устойчивой мотивации к са- мостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.




7-8


2-3


В царстве смыслов много дорог



Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами-омонимами», «Способы и причины образования нескольких значений слова». Игра «Грамматический аукцион».

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Знакомство с многозначными словами: трудные случаи полисемии», «Знакомство со словами-омонимами: трудные случаи омонимии», «Способы и причины образования нескольких значений слова: составление алгоритма рассуждения на лингвистическую тему». Игра «Грамматический аукцион».



Ученик получит возможность научиться выполнять индивидуальное задание при консультативной помощи учителя.



Ученик получит возможность научиться корректировать индивидуальный маршрут творческого саморазвития при

консультативной помощи учителя.


Р.: применять методы информационного поиска в том числе с помощью компьютерных средств.

П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий.

К.: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.



Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения контрольной работы




9-10











4-5


Приготовим многослойный пирог или О многозначности слова



Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок. Многозначные слова»


Ученик получит возможность научиться планировать и реализовывать игровую деятельность


Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слов ,определения и объяснения их лексического значения, производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы.

К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).


Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности




11-12




6-7


Как и почему появляются новые слова?

Формирование у учащихся умений построения и

реализации новых знаний (понятий, способов действий):

работа Творческой мастерской

(лаборатории) исследователя. Тема «Исследования

художественных произведений С. Есенина,

В. Маяковского и др.»



Формирование у учащихся



Ученик получит возможность научиться производить исследование


Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения пунктуационных правил, конструирования словосочетаний и предложений.

К: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.


Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности





13



8



Откуда катится каракатица, или о словарях, которые рассказывают об истории слов



Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.







Ученик получит возможность научиться производить исследование


Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.


Формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста



14

9

Об одном и том же разными словами


Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Изучение особенности синонимического ряда слов», «Слова-синонимы: правильное употребление в речи», «Лексические нормы синонимов»

Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов (« Описание зимнего неба », « Воспоминания о летнем дожде », « В степи »). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием синонимов (словарей синонимов).

Ученик получит возможность научиться производить исследование


Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы.

К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Формирование устойчивой мотивации к обучению, изучению и закреплению нового.



15

10

Слова-антиподы


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы». Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского языка. Индивидуальный проект: составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по…», «В походе», «Однажды утром»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием антонимов (словарей антонимов).

Ученик получит возможность научиться выполнять индивидуальное задание при консультативной помощи учителя.



Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Формирование умения оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор



16-17








11-12

Ума палата, или О фразеологических оборотах


Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности фразеологических сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».


Ученик получит возможность научиться составлять алгоритм выполнения творческого задания


Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектной деятельности.

К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Формирование устойчивой мотивации к обучению, творческой самоактуализации



18

13

Словари «чужих» слов


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты».


Ученик получит возможность научиться выполнять творческое задание при консультативной помощи учителя


Р: Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексики.

К: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме


Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности



19

14

«Он весь свободы торжество»


Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые особенности произведений А.С Пушкина. Понятия «литературный язык», «живая народная речь».

Ученик получит возможность научиться участвовать в коллективной деятельности


Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий

К: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой


Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности



20

15

Мы говорим его стихами

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы».

Ученик получит возможность научиться исследовать поэтический текст


Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования, производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы.

К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)


Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности



21

16

Слова уходящие


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «архаизмы», «историзмы». Тема «Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов в речи». Игра «Грамматический аукцион».

Ученик получит возможность научиться выполнять индивидуальное задание в составе группы


Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения правил, конструирования ответов.

К: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.


Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности



22-23

17-18

Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова.


Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «паронимы». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов.

Ученик получит возможность научиться участвовать в творческом диалоге со сверстниками


Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования паронимов.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.


Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения контрольной работы



24-25







19-20

Словарь-грамотей












Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении орфографического словаря.

Ученик получит возможность научиться составлять словарную статью по алгоритму выполнения аналитического задания

Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы.

К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности



Тема 3


Что в имени тебе моём… -9 ч.







26

1

Научная этимология


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья этимологического словаря».


Ученик получит возможность научиться находить необходимую информацию

Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. К: слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста



27

2

Какие бывают имена?


Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «ономастика». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование.


Ученик получит возможность научиться выполнять индивидуальное задание по алгоритму


Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа.

К: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющий внутреннего мира.


Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности



28-29

3-4

Древнерусские имена


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «Особенность древнерусских имен», «История происхождения русских имен».

Ученик получит возможность научиться выполнять индивидуальное задание в составе группы


Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста



30

5

Отчество и фамилия


Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «История появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика».

Ученик получит возможность научиться самодиагностику результатов выполнения творческой, исследовательской работы


Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа.

К: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира


Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности



31

6

Времена года


Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Названия месяцев».

Ученик получит возможность научиться выполнять коллективные задания


Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста



32

7

О том, что мы носим


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион».


Ученик получит возможность научиться производить лингвистическое иллюстрирование


Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа.

К: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.


Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности



33

8

Растения – почему их так называют?


Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Подготовка и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?».

Ученик получит возможность научиться применять алгоритм проведения грамматической игры

Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста



34

9

Птицы и звери – почему их так называют?


Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Ученик получит возможность научиться применять правила коллективного решения творческой задачи (инсценирования)

Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа.

К: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности
































7. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Примерные программы внеурочной деятельности / Под. Ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2014.

  2. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

  4. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку « К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология». 5-6 классы/Сост. Т.Н. Трунцева.- М.: ВАКО, 2014.

  5. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.

  6. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.

  7. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4.М.: Государственное издательство национальных и иностранных словарей, 1956.

  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1995.

  9. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.

  10. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1980.

  11. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1981.

  12. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!