СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность. Портфолио для 5 класса по ФГОС,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по внеуронойдеятельности . Планирование для 5 класса по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность. Портфолио для 5 класса по ФГОС,»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Портфолио шестиклассника» разработана в условиях реализации

• Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (пп.18.2.2 ФГОС ООО от «17» декабря 2010 г. № 1897).

Программа составлена на основе:

• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

• с учётом планируемых результатов общего образования и программой формирования универсальных учебных действий у учащихся, отражённых в основной образовательной программе соответствующей ступени обучения ГБОУ СОШ имени Святого благоверного князя Александра Невского №138.

Актуальность этой программы связана с тем, что в новых стандартах большое внимание уделяется системе оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования. В стандартах зафиксированы требования к результатам метапредметным, предметным и личностным.

К метапредметным результатам относят освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

К предметным – освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе научной картины мира.

К личностным – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Для того чтобы обеспечить качество образования, соответствующее новым стандартам, необходимо внедрение в школах образовательных технологий, которые основаны на деятельностном подходе. В стандарте определены базовые образовательные технологии, рекомендованные для использования. Одной из них названа технология «Портфолио». Она нацелена на то, чтобы показать личностные достижения ученика школы в процессе непрерывного образования, результаты усилий, затраченных детьми и требующих активизации различных сторон учебной деятельности. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Технология «Портфолио» развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; придает значение планированию учащимися своих предполагаемых результатов (ставить цели, организовывать свою деятельность).

Особенность. Программа реализуется в рамках проектной деятельности. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Нормативную основу разработки и реализации этой программы составляют следующие документы:

1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

2. Приказ о введении ФГОС в образовательный процесс.

3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Настоящая программа разработана с опорой на ряд существующих научно-методических разработок: Ильиной И.В., Беловой С.Н., Новиковой Т.Г., Прутченкова А.С., Пинской М.А., Федотовой Е.Е., Загашева И., Еременковой Т. Ю., Андреевой Е. А., Разваляевой Н. В.

При составлении основных разделов тематического планирования программы использовано пособие Я – ученик: Портфолио учащегося/ О. В. Осетинская. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2012. – 23с.



Цель программы:

Обеспечить организацию деятельности учащихся в сфере создания портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Задачи:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

—  формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

—  формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

—  приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию,

- укрепление взаимодействия с семьей ученика, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

Особенность. Программа реализуется в рамках проектной деятельности. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.


Срок реализации: Программа рассчитана на 1 год обучения и воспитания.

Режим занятий. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Классы делятся на группы по 8-14 человек.

Формы организации занятий. Форма организации работы по программе в основном – групповая, а также используется индивидуальная и индивидуально-групповая формы работы. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей

Формы обучения: самостоятельное творчество детей с использованием игр, изобразительной деятельности, чтения; экскурсии, беседы, викторины, конкурсы.

Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.


Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков:

- Выполнение творческих заданий.

- Участие в конкурсах.

- Коллективные игры.

- Индивидуальные тестирования детей.

- Анализ творческих работ детей (рисунков, стихов, рассказов).

Технологии:

  • игровые технологии

  • дифференцированное обучение

  • ИКТ-технологии

  • проектная деятельность

  • проблемное обучение

  • обучение в сотрудничестве.



Ожидаемые результаты.

Личностные результаты:

1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.

5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

6. Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать, сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Предметные результаты:

1. Формирование умения отбирать, систематизировать и фиксировать материалов для портфолио, показывающих результат развития ученика, его усилия, достижения в различных областях,

2. Формирование умений заполнять анкеты, таблицы, схемы; составлять ответы на вопросы; сочинять небольшие рассказы.

3. Формирование потребности в художественном творчестве, в занятиях физической культурой.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Введение.

1

1

0

2

Я – культурный человек.

22

8

14

3

Культура здорового тела.

6

4

2

4

Культура поведения.

4

2

2

5

Итоговое занятие

1

1

0

ИТОГО:

34

16

18

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Основное содержание

Виды деятельности

Дата по плану

Дата факт

1.

Введение.


Беседа о портфолио шестиклассника “Я – культурный человек”

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии



Раздел 1 «Я – культурный человек».

2.

Карта морского путешествия “Я – культурный человек”.

1

Знакомство с картой морского путешествия.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии



3.

Введение в Океан культуры.

1

Знакомство с разными областями человеческих знаний.

Формирование умения понимать разных сфер культуры.



4.

Знай и береги родной язык.

1

Язык – сложная конструкция.

Овладение способностью принимать, сохранять цели и задачи учебной деятельности,



5

Знай и береги родной язык.

1

Знакомство с графологией.

Изучение своего почерка по четырем признакам.



6.

Литература – золотой фонд человечества.

1

Тренинг “Герои мировых сюжетов в русской литературе.

Освоение способов решения проблем творческого характера.



7

Литература – золотой фонд человечества.

1

Тренинг “Проверь свои знания о творчестве всемирно известных писателей”.

Освоение способов решения проблем творческого характера.



8.

Изобразительное искусство – способ осмысления мира.

1

Формирование умения отбирать, систематизировать и фиксировать материалов для портфолио, показывающих результат развития ученика, его усилия, достижения в различных областях.

Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям



9

Изобразительное искусство – способ осмысления мира.

1

Формирование потребности в художественном творчестве.

Освоение способов решения проблем творческого характера.



10.

Архитектура и строительство.

1

Знакомство с “Семью чудесами” Нового времени.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.



11.

Архитектура и строительство.

1

формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.



12.

Культура получения знаний, или Чтобы учение не превращалось в мучение.

1

Чему учат в школе.

Законы школьной жизни.


Освоение способов решения проблем творческого характера.



13.

Культура получения знаний, или Чтобы учение не превращалось в мучение.

1

Права и обязанности ребёнка.

Распорядок дня.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха



14.

Хорошие манеры, или Как не прослыть невоспитанным и грубым.

1

Знакомство с основными правилами “Лабиринта хороших манер”.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире



15.


Хорошие манеры, или Как не прослыть невоспитанным и грубым.

1

Мои “хорошие манеры”.

Освоение способов решения проблем творческого характера.



16.


Культура развлечений.

1

Умение вести себя во время культурных развлечений.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.



17.

Культура развлечений.

1

Мои поступки. формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.



18.

Основные формулы речевого этикета.

1

Твои отношения со сверстниками.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха.



19.

Основные формулы речевого этикета.

1

Твои отношения со взрослыми.


Формирование умения отбирать, систематизировать и фиксировать материалов для портфолио, показывающих результат развития ученика, его усилия, достижения в различных областях.



20.

Чистота речи и жаргон.

1

Твоя речь.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха.



21.

Чистота речи и жаргон.

1

Насколько чиста твоя речь.

Освоение способов решения проблем творческого характера.



22.

“Говорящие” имена

1

Толкование твоего имени.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии



23.

“Говорящие” имена

1

Знакомство с книгой Г. М. Новоселовова “Характер и имя”

Освоение способов решения проблем творческого характера.



Раздел 2 «Культура здорового тела».

24.

Культура здорового тела.

1

Правила профилактики заболеваний организма.

Формирование потребности в занятиях физической культурой.



25.

Культура здорового тела.

1

Сбалансированный рацион.

Формирование умений заполнять анкеты, таблицы, схемы; составлять ответы на вопросы;



26.

Наша планета и живая природа. Экологическая культура.

1

Круг экологических проблем планеты Земля.

Освоение способов решения проблем творческого характера.



27.

Наша планета и живая природа. Экологическая культура.

1

Правила поведения экологически грамотного человека.

Формирование умений заполнять анкеты, таблицы, схемы; составлять ответы на вопросы.



28.

Культура быта высокая и низкая.

1

Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии



29.

Культура быта высокая и низкая.

1

Как проводят досуг члены твоей семьи?

Освоение способов решения проблем личностного характера.



Раздел 3 «Культура поведения».








30.

Культура поведения – что это такое?

1

Ознакомление с основными жизненными правилами.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха



31.

Внешняя и внутренняя культура человека.

1

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха



32.

“Организованный ли ты человек?”

1

Анкета “Организованный ли ты человек?”

Освоение способов решения проблем творческого характера.



33.

Тест “Организованный ли ты человек?

1

Развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.




34

Итоговое занятие

1

Анкета на прощание





















































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Литература:


  1. Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке. Лекция 3 // Библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2004. – № 19. – С. 53–56.

  2. Ильина И.В., Белова С.Н. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников // Завуч. Управление современной школой. – 2006. – №8. – С. 136-142

  3. Лотова Л.П. Научно-методический семинар для учителей по личностно ориентированной технологии // Начальная школа. – 2006. – №12. – С. 6-9.

  4. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации / Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с

  5. Остенко М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе / М. Остенко // Библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2003. – № 16. – С. 10–15.

  6. Я – ученик: портфолио учащегося/ О. В. Осетинская. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2012. – 23с.

Пособия:

Оборудование:

- ноутбук с DVD проигрывателем;

- экран;

- видеопроектор;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!