Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Час чтения» разработана с учетом нормативно – правовой базы
Назначение программы
Программа занятий курса «Час чтения » создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями. Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).
Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры.
Цель программы: формирование у детей адекватных представлений о социальной жизни, социальных ролях, нормах и ценностях.
Программа решает следующие задачи:
1. Развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление и речь.
2. Развивать нравственные качества; формировать человека неравнодушного, готового прийти на помощь.
3. Развивать самостоятельность ребенка и подростка; навыки самоконтроля, самоорганизации поведения.
4. Развивать творческую деятельность; расширять представления об окружающем мире.
5. Корректировать ненормативную лексику; пополнять словарный запас; формировать навыки выразительного чтения и пересказа.
Главные цели занятий курса:
- создание на практике условий для реализации читательских умений;
- расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Во 2-4 классах всего 34 часа в год. Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год (1 раз в неделю). Продолжительность одного занятия 40 минут. Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико-ориентированную направленность, для обучающихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
• количество учебных недель – 34ч;
• количество часов в год – 34ч;
• количество часов в неделю – 1ч;
• продолжительность занятия - 40 мин
Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, встречи с библиотекарем, уроки - читальный зал, экскурсии, соревнования, уроки-спектакли, поисковые исследования и т.д.
Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико-ориентированную направленность, для обучающихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Общая характеристика курса
Программа «Час чтения» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Программа является естественным дополнением начального курса литературного чтения. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание обучающихся.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные УУД
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства как регуляторы морального поведения.
Метапредметные УУД
Регулятивные:
формулировать с помощью учителя тему и цели занятий;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные:
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст; иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Образовательные результаты освоения курса
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/ | Тема раздела | Кол-во ч | Универсальные учебные действия |
1. | История книги. Библиотеки. | 1 | знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; высказывать свое впечатление о выбранной книге. определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме; сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме; пользоваться аппаратом книги; овладевать правилами поведения в библиотеке; систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке; выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках; рассказывать о книге, о героях или отдельные истории. |
2. | Книги-сборники былин, легенд, сказов . | 2 |
3. | Русь в произведениях фольклора. | 5 |
4. | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. | 9 |
5. | Сказки зарубежных писателей. | 2 |
6. | Книги о детях. | 8 |
7. | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 4 |
8. | По страницам любимых книг. | 3 |
| Итого: | 34ч | |
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ п/п | Тема занятия | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся |
1. | Книги Древней Руси | Познакомиться с разными изданиями |
2. | Былинные богатыри | Познакомиться с книгами сборниками о былинных героях. |
3. | Библейские предания | Познакомиться с разными изданиями детской библии. Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом). |
4. | Экскурсия (заочная) в книжный магазин | драматизации проблемно ориентированный диалог учебная дискуссия формулирование вопросов для поучения информации разработка алгоритмов решение проблемных ситуаций проектирование и моделирование ситуации выбора анализ жизненного опыта рефлексивный анализ рецензирование работ составление и подготовка презентаций выполнение проектов |
5. | Героические песни о героях России |
6. | С.Алексеев. Рассказы о Суворове |
7. | Русь в произведениях фольклора |
8. | Проект «Русь великая в пословицах и поговорках" |
9. | Олеша Ю.К. Три толстяка |
10. | Олеша Ю.К. Три толстяка |
11. | Олеша Ю.К. Три толстяка Викторина. |
12. | Олеша Ю.К. Три толстяка |
13. | Олеша Ю.К. Три толстяка Викторина. |
14. | Работа над проектом сказки |
15. | Работа над проектом сказки |
16. | Волков А. Волшебник изумрудного города |
17. | Волков А. Волшебник изумрудного города |
18. | Волков А. Волшебник изумрудного города Викторина. |
19. | Дж.Родари .Приключения Чипполино |
20. | Литературная игра «По дорогам сказки». |
21. | Н. Носов Рассказы о детях |
22. | Н. Носов Рассказы о детях |
23. | Н. Носов Рассказы о детях |
24. | Литературная игра по прочитанному произведению |
25. | Медведев В.В. Баранкин, будь человеком. |
26. | Медведев В.В. Баранкин, будь человеком. |
27. | Медведев В.В. Баранкин, будь человеком. |
28. | Дискуссия по прочитанному произведению |
29. | История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. |
30. | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. |
31. | Творческие работы по произведению. Герои басен. Инсценирование басен. |
32. | По страницам любимых книг.Творческие работы . |
33. | По страницам любимых книг.Проекты |
34. | По страницам любимых книг. |
| Итого: | 34 ч |
Обучающийся должен овладеть умениями:
работать с художественным текстом
передавать основной смысл прочитанного
пересказывать близко к тексту
работать с дневником читателя
У обучающегося должны быть сформированы:
читательская самостоятельность
расширен и углублен читательский кругозор
сформировано их эстетического отношение к литературному творчеству
воспитана коммуникативная культура.
Сформированы психологические качества личности школьника:
самостоятельность
любознательность
наблюдательность
трудолюбие
воля
Программа «Час чтения» включает три основных блока.
1 блок – диагностический.
2 блок – коррекционно-развивающий.
3 блок – мониторинг результатов.
Диагностический блок решает задачи изучения уровня познавательной активности, сформированности навыков чтения и пересказа, уровня развития речи, уровня развития познавательных интересов ребенка и подростка.
Коррекционно-развивающий блок направлен на формирование культуры чтения и культуры речи, расширение знаний об окружающем мире, коррекцию негативных социальных установок и моделей поведения, создание комфортной атмосферы, сплочение коллектива, формирование нравственных качеств.
Мониторинг результатов направлен на выявление динамики познавательной активности, межличностных отношений, уровня сплоченности детского коллектива, уровня развития самоконтроля, нравственных качеств, творческих способностей и интересов.
На занятиях, наряду с часом чтения, используются и другие формы и методы.
Литературная игра.
Конкурсы чтецов.
Познавательная игра.
Результаты реализации программы «Час чтения».
Коррекционно-развивающая работа по программе «Час чтения» позволяет:
значительно расширить кругозор обучающихся,
обогатить словарный запас,
повысить культуру речи,
совершенствовать навыки общения, сотрудничества,
формировать доброжелательное отношение воспитанников друг к другу,
повысить самостоятельность и ответственность подростков.
Изменяется поведение детей, негативные социальные установки. У обучающихся появляется чувство коллективизма, уважение к чужому мнению, положительные нравственные качества, интерес к истории России, народным обычаям и традициям, интерес к творческому самовыражению.
При организации часов чтения обязательно учитываются возрастные особенности воспитанников, а также индивидуальные предпочтения и уровень познавательного развития.
Кружок «Час чтения» направлен на коррекцию эмоционального, интеллектуального, личностного развития детей, развитие их сознания и самосознания с помощью литературы и творческого общения, на формирование и воспитание потребности в чтении, самовоспитании, саморазвитии. С этой целью для прочтения и обсуждения привлекается эмоционально насыщенный, художественно полноценный материал (отечественная и мировая литературная классика) с учетом возрастных особенностей детей, организуется самостоятельная деятельность детей, создающая благоприятные условия для развития их творческих способностей, пробуждения активности, развития их творческого потенциала (выставки книг, читательских дневников, встречи с писателями-краеведами). «Час чтения» чаще строится как комплексное занятие с привлечением музыки, живописи, элементами драматизации, что способствует развитию познавательной и эмоциональной сферы детей. Краткость, доступность текстов, образность, яркость их языковой палитры открывают большие возможности при работе по развитию речи воспитанников.
«Час чтения» призывать оптимизировать в интересах детей основные сферы личностно значимых для них отношений (отношений в семье, со сверстниками, с педагогами). С этой целью широко привлекается краеведческий материал, обсуждаются вопросы нравственности, «вечные» проблемы (добра и зла, отцов и детей) человеческой жизни.
«Час чтения» погружают воспитанников в сложный мир человеческих отношений, учат спорить, вести диалог, размышлять. Таким образом, «Час чтения» становятся педагогическим инструментом опосредованного влияния на мир развивающейся личности. В процессе диалога по нравственным вопросам используются выбор высказываний, афоризмов, экспериментальные тесты, тексты, игровые методики.
«Часы чтения» выявляют проблемы, возникающие у детей в различных сферах их деятельности и поведения, которые классифицируются воспитателем, в случае необходимости организуется консультирование ребенка специалистами: психологом, логопедом, дефектологом. Опираясь на результаты диагностики, ребенку (или группе детей со сходными проблемами) предлагается определенный тип заданий.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности.
Цель диагностики — выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников предусматривает:
1. Личность самого воспитанника (Анкета «Я и мои интересы»);
2. Детский коллектив (Диагностическая методика «Какой у нас коллектив?» по А. Н. Лутошкину, Методика социометрии, направленная на изучение межличностных отношений в классе, группе);
3. Профессиональная позиция педагога (Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя).
4. Удовлетворенность родителей организацией ВДУ. (Анкета для родителей)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Основная литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Авторская программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
Рабочая программа курса «Час чтения » составлена на основе нормативно-правовой базы:
Закон РФ «Об образовании»;
Устав лицея;
Основная образовательная программа начального общего образования школы
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
.Внеклассное чтение. 2 класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
9.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2010
Дополнительная литература:
Авторские книги-произведения, книги-сборники, книги народных и фольклорных жанров, детская литература и периодика согласно тематике занятий.
Интернет-ресурсы:
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/education
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.uroki.ru.
Сайт «Все для учителей начальной школы» – Режим доступа: http://www.nsc.1september.ru
Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО – Режим доступа: http://www.ipk74.ru
Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru
Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова и Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова: .http://www.zankov.ru .
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
компьютер;
демонстрационный экран;