1. Пояснительная записка
Программа кружка « Юный краевед» направлена для реализации программы духовно- нравственного направления (по ФГОС) и туристско-краеведческой направленности (по лицензии.)
Данная программа разработана учителем МОБУООШ №32 станицы Бесскорбной Синюковой С.В., с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, и учебно - методической литературы.
Программа кружка «Юный краевед» планируется на 2 учебных год и включает в себя аудиторную и внеаудиторную работу.
Программа рассчитана на 34 часа в год в 5 классе, занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу и 68 часов в 6 классе, по 2 час в неделю. Всего 102 часа.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы. Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Начинать процесс приобщения к малой родине надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы М.Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Актуальность программы.
Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах великого чешского педагога Я.А.Коменского, французского мыслителя и педагога Ж.-Ж.Руссо, великого русского учёного и просветителя М.В.Ломоносова. Большой интерес к школьному краеведению проявлял основоположник научной педагогики Я.Д.Ушинский. Идея не нова, но и сейчас актуальна, отвечает запросам общества и на данном этапе. Ведь географо-краеведческая деятельность способствует профильному обучению, развивает ключевые компетенции, включает в себя проектно-исследовательскую работу, что сейчас очень востребовано в образовательном процессе. Изучение родного региона помогает ребенку установить связь с историей России, воспитывает чувство гражданственности и любви к краю и стране, в которой он живет. Школьник должен знать Краснодарский край, чтобы полюбить землю, на которой он живет, и участвовать в развитии родного края. В связи с этим возникла необходимость в создании своей собственной программы, рассчитанной на определенный возраст и круг интересов детей. Достигнуть этого можно путем применения различных форм и методик подачи материала.
Реализация данной программы позволит учащимся расширить свой кругозор, научиться вести отбор необходимой информации, анализировать, делать выводы, приобрести навыки общения, культуры поведения в общественных местах, а также оценивать наследие предков.
Цель программы: развить потребности личности к познанию и творчеству средствами географо-краеведческой деятельности, воспитать патриотов своего края.
Задачи программы.
Образовательные:
Развивающие:
развитие навыков географического мышления;
овладение умениями планирования деятельности;
формирование пространственно-временных представлений, развитие воссоздающего воображения;
совершенствование общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных и общекультурных навыков.
Воспитательные:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;
создание атмосферы успешности каждого и совместной работы коллектива в целом;
формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
2. Учебно-тематический план.
Количество часов | |
№ п/п | Наименование блоков | Всего час | |
аудиторные | внеаудиторные | УДД |
| 1 год обучения | | | | |
| Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | Формировать знание географических карт, умение работать с компасом, знание сторон горизонта, умение ориентироваться на местности. |
1. | Введение в краеведение. | 3 | 1 | 2 | Формировать умение вести календарь погоды, умение пользоваться компьютером, знание его основных программ. |
2. | География родного региона (физико-географическая характеристика). | 6 | 2 | 4 | Формировать умение характеризовать физико-географическое положение Краснодарского края: географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климат, гидрографию, почвы, растительный и животный мир. |
3. | История родного края. | 5 | 3 | 2 | Отрабатывать знание важнейших этапов исторического развития края. |
4. | Топография и ориентирование. | 8 | 2 | 6 | Формировать умение читать и пользоваться топографической картой. |
5. | История названий географических объектов Краснодарского края. | 4 | 4 | - | Формировать знания истории названия своей станицы и других населенных пунктов края. |
6. | Основы начальной туристской подготовки. | 6 | 3 | 3 | Прививать основные заповеди и природоохранный кодекс туриста. |
Итого: | 34 | 16 | 18 | |
2 год обучения | | | | |
1. | География родного региона (экономико-географическая характеристика). | 30 | 16 | 14 | Развивать умение характеризовать физико-географическое положение Краснодарского края: географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климат, гидрографию, почвы, растительный и животный мир. |
2. | Кубань – край 100 народов. | 6 | 3 | 3 | Прививать знания об основных народах и народностях, проживающих на территории края. Знакомиться с историей их переселения, быт, обычаи и традиции. |
3. | Религия и религиозные течения на Кубани. | 5 | 3 | 2 | Знакомить с религиями и религиозными течениями Кубани. |
4. | Особо охраняемые природные территории Краснодарского края. | 7 | 5 | 2 | Отрабатывать знание о наиболее известных и популярных для посещения памятников природы Краснодарского края |
5 | Топография и ориентирование. | 5 | 1 | 4 | Составления рассказа, сообщения, презентации об одной из охраняемых территорий Краснодарского края. Конкурс экологических листовок в защиту редких растений и животных. |
6 | Азбука спортивно-оздоровительного туризма. | 14 | 5 | 9 | Формировать умения и навыки использования туристического снаряжения и кодекс поведения юного туриста. |
Итого: | 68 | 34 | 34 | |
3. Содержание программы обучения
Содержание первого года обучения
Вводное занятие. Заполнение заявления и анкеты кружковца. Подбор
девиза, песни, эмблемы. Определение состава актива кружка.
1. Введение в краеведение
Теория. Понятие краеведение, наука. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Определение основных направлений изучения историко-культурного наследия Кубани. Гражданин, патриот, краевед, малая Родина.
Практика. Экскурсия в местный краеведческий музей.
2. География родного региона (физико-географическая характеристика).
Теория.
2.1. Территория и границы Краснодарского края. Специфика географического положения. Изменение географического положения во времени и в пространстве. Особенности современного положения.
2.2. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые края. Особенности рельефа края (низменные и возвышенные равнины, холмы, гряды, низкие и высокие горы). Изменение поверхности под влиянием внешних и внутренних рельефообразующих процессов. Опасные природные явления: землетрясения, обвалы, оползни, сели, провалы. Медленные колебания суши. Грязевые вулканы и пещеры. Антропогенные изменения рельефа. Горючие, нерудные полезные ископаемые, руды цветных металлов, строительные материалы. Охрана недр края.
2.3. Климат и климатообразующие факторы. Радиационный режим, циркуляция атмосферы, подстилающая поверхность. Характеристика основных метеоэлементов. Сезоны года. Основные типы климата. Рекреационные ресурсы и курорты. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Экологические проблемы охраны воздушного бассейна территории, в том числе своей местности.
2.4. Внутренние воды и водные ресурсы. Специфика территории – многообразие гидрологических условий. Бассейны рек Азово-Кубанской низменности, Кубани, Черноморского побережья. Влияние рек на природу, жизнь, духовную культуру и хозяйственную деятельность населения края. Озера. Лиманы. Подземные воды, их значение, использование, перспективы освоения, необходимость охраны от загрязнения и истощения. Водохранилища. Пруды и их использование. Ледники. Водопады. Водные ресурсы края, размещение по территории. Загрязнение вод.
2.5. Почвы и почвенные ресурсы края. Разнообразие почв. Чернозем – главное богатство края. Почвенно-земельные ресурсы края, их экономическая оценка. Проблемы рационального использования почвенных ресурсов и охрана.
2.6. Растительный и животный мир края. Зональная растительность: степи. Лесостепь с широколиственными лесами. Леса естественные (пойменные) и антропогенные. Высотная зональность. Высокая степень освоения степной зоны, современные экологические проблемы, пути рационального использования и охрана растительности. Особенности современной фауны края.
Практика. Работа с физической и административной картами Краснодарского края. Наблюдение за погодой. Составление «розы ветров».
Создание гербария «Растения Краснодарского края». Создание фотоальбома «Птицы и звери Краснодарского края».
3. История родного края.
Теория. Кубань в древности. Эпоха камня и бронзы. Археологические памятники. Античные поселения на Черноморском побережье Кавказа (Боспорское царство). Период истории средневековья; Народы Северо-Западного Кавказа в XVI – XVIII в.в. Запорожская Сечь – колыбель (вольница) казачества. Кубань и русско-турецкие войны. Заселение Кубани черноморскими казаками в к. XVIII в. Кубань – XX – XXI в.в. Краснодарский край сегодня – развитие городов и станиц края.
Практика. Работа с историческими картами Краснодарского края. Просмотр видеофильма. Экскурсия в музей.
4. Топография и ориентирование.
Теория. Топографическая карта; Условные знаки. Компас, работа с ним. Измерение расстояний; Способы ориентирования. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. Топографическая глазомерная съемка.
Практика. Определение численного масштаба. Построение линейного масштаба. Определение среднего шага. Тренировка в определении расстояний на местности. Горизонтальная съемка небольшого участка земной поверхности.
5 История названий географических объектов Краснодарского края.
Теория. Откуда произошло то или иное название. Ч то обозначает каждое название, из какого языка произошло. Как изменялись названия. Почему так названа улица, на которой ты живешь? История названия населенного пункта, в котором ты живешь. Другие города края. Путешествие по морям и рекам края. Горные вершины, склоны; озера и долины.
Практика. Легенды, сказания, объясняющие происхождение названий (представление презентаций).
6. Основы начальной туристской подготовки.
Теория. Кто такой турист и что ему нужно в путешествии. Заповеди туриста. Что нужно знать туристу. История туризма в крае. Организация туристского быта. Распределение обязанностей в группе. Оказание первой доврачебной помощи в путешествии; походная медицинская аптечка. Природоохранный кодекс туриста. Выборы района путешествия, изучения литературы о районе путешествия.
Практика. Составление памятки туриста. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи. Определение лекарственных и ядовитых растений. Поход выходного дня.
Содержание второго года обучения:
Вводное занятие
1. География родного региона (экономико-географическая характеристика).
Теория.
1.1. Экономико-географическое и геополитическое положение края. Административное устройство. Факторы, определяющие экономическое развитие края: выход к морям, соседство с Ростовской областью и Ставропольским краем. Мощная транспортная сеть. Природные особенности. Изменения в геополитическом положении в конце XX века. Северный Кавказ - «горячая точка» на карте России. Почему наш край правильнее называть областью? Состав края. Города районного подчинения.
1.2. Промышленность и сельское хозяйство. Отраслевая структура промышленности края. Топливно-энергетический комплекс края. Машиностроение и металлообработка. Химическая промышленность, деревообработка и производство стройматериалов. Легкая и пищевая промышленности. Факторы, способствующие развитию сельского хозяйства в крае. Растениеводство – ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. Животноводство.
1.3. Транспорт и связь. Автомобильный транспорт. Железнодорожный транспорт. Авиационный транспорт. Водный транспорт. Трубопроводный транспорт.
1.4. Рекреационный комплекс Краснодарского края. Рекреационные ресурсы края. Азово-Таманская зона. Предгорная зона Лабинского района. Горячий Ключ. Апшеронский район. Хадыженск. Псебайский район. Красная Поляна. Черноморское побережье.
Практика. Работа с социально-экономической и административной картами Краснодарского края. Работа по контурной карте края (составление карты-схемы сельскохозяйственного районирования края). Представление одной из курортных зон края (презентация).
2. Кубань – край 100 народов.
Теория. Статистика расселения и распределения народов Кубани в различные периоды её истории. Основные регионы и зоны расселения народов Кубани в разные исторические периоды. Род занятий. Славяне. Армяне. Греки. Ассирийцы. Курды. Эстонцы. Другие народы и народности. История переселения, быт, обычаи, традиции. Казачество: народность или сословие? Взаимоотношения казачества с различными народами Кубани в разные моменты истории. Правила поведения, веротерпимость, тактичность с представителями различных народов.
Практика. Работа со статистическими данными. Определение по картам атласа плотности и особенностей размещения населения. Составления рассказа, сообщения, презентации об одном из народов Краснодарского края, его национальных обычаях, традициях, современных проблемах.
3. Религия и религиозные течения на Кубани.
Теория. Краткий курс различных вероучений, распространенных в России. Наиболее распространенные вероучения в крае. Православие на Кубани. Наиболее крупные культовые сооружения края. Женские и мужские монастыри на Кубани. Нетрадиционные формы религиозности. Посещение, описание и фотосъемка старых и новых культовых сооружений. Правила поведения, терпимость, тактичность к представителям различных народов независимо от вероисповедания.
Практика. Экскурсия в местный храм. Составление рассказа, сообщения, презентации о главном соборе края – Екатерининском.
4. Особо охраняемые природные территории Краснодарского края.
Теория. Категории и виды особо охраняемых территорий. Кавказский государственный биосферный заповедник. Заказники. Памятники природы. Другие виды особо охраняемых территорий края. Красная книга Краснодарского края. Правила поведения человека в природе. Наиболее популярные памятники природы края.
Практика. Составления рассказа, сообщения, презентации об одной из охраняемых территорий Краснодарского края. Конкурс экологических листовок в защиту редких растений и животных. Составление и конкурс кроссвордов по Кавказскому биосферному заповеднику. Просмотр видеофильма.
5. Топография и ориентирование.
Теория. Топографическая карта; Условные знаки. Компас, работа с ним. Измерение расстояний; Способы ориентирования. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. Топографическая глазомерная съемка.
Практика. Определение численного масштаба. Построение линейного масштаба. Определение среднего шага. Тренировка в определении расстояний на местности. Горизонтальная съемка небольшого участка земной поверхности.
6.Азбука спортивно-оздоровительного туризма.
Теория. Организация туристского быта. Распределение обязанностей в группе. Оказание первой доврачебной помощи в путешествии; походная медицинская аптечка. Природоохранный кодекс туриста. Выборы района путешествия, изучения литературы о районе путешествия.
Пешеходный туризм. Полоса препятствий пешеходного туризма. Велосипедный туризм. Экскурсии по краю, составление плана-маршрута.
Практика. Составление отчета по итогам экскурсии в виде презентаций, альбомов, сочинений - рассуждений.
4. Планируемые результаты
В результате работы кружка члены кружка должны знать:
основные сведения по истории, географии, культуре своего края;
основы туризма и ориентирования на местности;
особенности народов, проживающих на территории Кубани, их религиозные взгляды, обычаи, культуру;
особо охраняемые природные территории края;
наиболее известных культурных деятелей Кубани.
историю названия своего населенного пункта, других географических названий;
В результате работы кружка члены кружка должны уметь:
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; а так же для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
применять компьютерные технологии в обучении;
пользоваться географическими и историческими картами;
пользоваться краеведческой литературой;
ориентироваться на местности;
составлять простейший план небольшого участка местности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Методы учебно-воспитательной работы.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования и развития в процессе обучения
1. Словесный метод - в процессе разъяснения педагог посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
2. Наглядный метод
2. Инструктивно-репродуктивный;
3. Проблемно-поисковый метод. Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения педагог использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.
4. Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных и дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы - от частного к общему и от общего к частному.
Методы воспитательной работы - это способы воздействия на объект воспитательной работы в целях формирования у него общественно-государственного мировоззрения, общечеловеческих ценностей, профессионального мастерства и их применения в практической деятельности. Сюда относятся:
• словесные методы, в которых устное или письменное слово является источником воздействия (рассказ, дискуссия, лекция, беседа, диспут, работа с литературой);
• наглядные методы, в которых основным источником информации является иллюстрация, демонстрация, экскурсия;
• практические методы, в которых основным источником воздействия на воспитуемого являются выполняемые им различные виды деятельности в процессе обучения в академии;
• педагогические методы - убеждение, поощрение, принуждение, личный пример.
Формы проведения учебно-воспитательной работы:
1. рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия;
2. практическое занятие, викторина, консультация;
3. решение проблем с помощью педагога, работа в музеях, архивах,
конференция, экспедиция.
Группы форм воспитательного процесса:
• индивидуальные – беседа, собеседование, поручение, совет, помощь;
• групповые - совещания, семинары, лекции, инструктажи;
• коллективные - конференции, собрания, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, встречи с ветеранами;
• печатные - стенные газеты, бюллетени, обзоры, листовки, буклеты, брошюры, книги, специальные информационные издания, статьи;
• устные - беседы, выступления, выставки, стенды;
• организационные - лектории семинары, редколлегии, библиотеки.
Средства воспитательной работы - это духовные и материальные явления предметы, с помощью которых оказывается психолого-педагогическое воздействие на личность объекта воспитательной работы. А именно:
• средства устной информации и средства массовой информации;
• периодическая печать;
• наглядная информация (агитация);
• художественные образы;
• способности воспитателя.
Условия эффективности реализации программы.
1. теоретические методы диагностирования: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение.
2. практические методики диагностирования:
- Анкетирование
- Тестирование (тесты на знание родного края).
- Игры, соревнования по краеведению.
- Собеседования
участие родителей и классного руководителя;
создание атмосферы дружелюбия и поддержка между учащимися и педагогами, родителями.
Дидактическое и методическое обеспечение:
данная образовательная программа;
методическая литература;
методические разработки занятий;
книги, журналы по краеведению;
географические и исторические карты.
Психолого-педагогическое обеспечение:
Сотрудничество с:
Материально-техническое обеспечение:
5. Формы и виды контроля.
Вид контроля | Контролируемые знания, умения и навыки | Формы контроля |
1 год обучения |
Начальный | Знание географических карт, умение работать с компасом, знание сторон горизонта, умение ориентироваться на местности. Умение вести календарь погоды. Умение пользоваться компьютером, знание его основных программ. | Фронтальная беседа, тесты, защита презентаций, докладов. |
Промежуточный | Умение характеризовать физико-географическое положение Краснодарского края: географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климат, гидрографию, почвы, растительный и животный мир. | Тесты, тематический кроссворд, викторина, защита презентаций и рефератов. |
Итоговый | Знание важнейших этапов исторического развития края. Умение читать и пользоваться топографической картой. Знание истории названия своей станицы. Основные заповеди и природоохранный кодекс туриста. | Тесты, кроссворды, викторина, защита презентаций, поход одного дня. |
2 год обучения |
Начальный | Знание физической географии Краснодарского края. Умение работать с топографическими, географическими и историческими картами. | Фронтальная беседа, тесты, игра «Покажи, где этот объект находится на карте?» |
Промежуточный | Умение давать экономико-географическую характеристику края: его экономико-географическое и геополитическое положение, административное устройство и основные отрасли хозяйства. Основные народы и народности, проживающие на территории края. История их переселения, быт, обычаи и традиции. | Тесты, кроссворды, защита презентаций и рефератов. Конкурс работ, посвященных главному собору края – Екатерининскому. |
Итоговый | Знание наиболее популярных памятников природы Краснодарского края. Религию и религиозные течения Кубани. Наиболее известных деятелей культуры Кубани, их вклад в развитие края. | Тесты, кроссворды, игра « Географическое ассорти». Защита презентаций и рефератов. |
6. Методические рекомендации.
Учитывая комплексный характер программы, всю работу можно разделить на блоки.
1. Теоретические занятия. Учебное занятие может проходить по-разному, в зависимости от возраста, содержания обучения, объема учебного времени, характера деятельности. Наиболее распространенные формы работы это беседы, лекции, конференции, работа с источниками литературы, экскурсии в музей, посещение предприятий, встречи с интересными людьми. Освоение краеведческих знаний идет по программе, но вместе с тем требует от руководителя новых, нетрадиционных форм обучения, которые вызывают интерес, развивают любознательность. Это игры, конкурсы, соревнования, конференции, ярмарки знаний, аукционы, КВН и другие виды работы. Рекомендуется теоретический материал изучать блочно, что позволяет сэкономить время и показать целостную картину мира.
2. Практические занятия. Это обучение работы с приборами, картами, просмотр видеофильмов, представление презентаций. Это объяснение, демонстрация, тренировка.
3. Исследовательская и поисковая работа. Уже на первом году обучения учащиеся ведут наблюдения за погодой, фенологические изменения в природе. Затем учащиеся обучаются комплексному изучению исследуемого района, приобретают навыки работы в архивах, в музеях, сбора материала в беседах с местным населением. Учащиеся краеведческого объединения делятся на небольшие группы по интересам. Каждая группа выбирает тему краеведческого исследования, над которой она работает. Во время исследовательской работы ведется полевой дневник. Весь собранный материал необходимо регистрировать в журнале, где фиксируется порядковый номер, название, краткое описание внешнего вида, кем найдено, кем передано, время обнаружения, дата постановки на учет, дополнительные сведения (исторические, геологические характеристики). Учет и хранение найденных предметов и материалов – это важная часть краеведческой работы. Для правильной научной характеристики исследуемого объекта необходима консультация со специалистами, учеными, работниками музея, преподавателями.
4. Оформление результатов краеведческой работы. Целью исследовательской работы является открытие новых сведений по краеведению и оформление их. Чаще всего это бывает написание сообщения или реферата. Требования к работе: новизна исследования, краеведческий характер, самостоятельный поиск, соответствие научным данным, грамотность изложения, обоснованность выбора темы, актуальность, практическая значимость. Работа должна иметь вступление, основную часть, приложения, информационное обеспечение. Краеведческую работу можно оформить в виде экспозиции в музее, на планшете, в альбоме, сделать выставку, собранных материалов. Желательно организовать краеведческий музей, что является итогом всей работы и гарантией сохранности собранного материала.
5. Походы, экспедиции, соревнования. Это наиболее сложный вид работы, который требует тщательной подготовки. Здесь на первое место должны быть поставлены вопросы по технике безопасности. Изучается район путешествия, прокладывается маршрут, намечаются объекты краеведческого исследования, распределяются обязанности среди участников, готовится необходимое снаряжение.
Конкурсы.
Конкурсы работ, проектов. История моей улицы. История моей семьи. Моя родословная. Моя бабушка. Мой дедушка. Моя семья. Увлечение моей семьи. Семейная реликвия. Я – глава семьи. Мой дом. Мое родословное дерево. История моего поселка. Интересные люди моего поселка. Ветераны войны и труда. Его именем названа улица. По следам боев. У памятника героя. Этого забыть нельзя. Помните, через века, через года, помните. Самый уважаемый житель нашего дома, поселка, города. Время собирать камни. Стоянки древнего человека. Пещеры и древний мир. Исчезнувшие населенные пункты. История моей школы. Река моего детства. Зеленая аптека. Столовая под ногами. Памятники природы, истории, культуры. Камни - свидетели прошлого. Со дна исчезнувших морей. В удивительном мире камня. Геологическое строение своей местности. По страницам Красной книги. В мире цветковых растений. В мир лесной гармонии. Вода и жизнь. Минеральные воды своей местности. Описание предприятия. История предприятия. Полезные ископаемые моего края. Работы, посвященные поэтам, писателям, художникам, композиторам, государственным деятелям. Природа в живописи, музыке, камне. Архитектура и ландшафт. Воздействие человека на природу своего края. Оценка экологического состояния воздуха, воды, почвы. Проблемы экологии. Заповедные леса. Жемчужина природы. Наша помощь лесу. Тайна географических названий. Конкурсы рисунков, фотографий, газет, частушек, исполнения народных песен, танцев, народных обычаев, национальных блюд, сказок, легенд.
Памятка туриста.
Турист должен:
Знать:
- все места, где он жил, живет и путешествует;
-где он находится, свое мест положение относительно сторон света, в каком он природном и экономическом регионе (даже если в этот момент он едет под землей или летит над облаками);
- на какой высоте над уровнем моря стоит или летит.
Уметь:
-хорошо ходить пешком на лыжах, ездить с интересом на любом транспорте, при этом он всегда должен смотреть на ландшафт и уметь видеть ландшафт, людей, погоду, небо, архитектуру;
-слышать звуки ландшафта, слышать его запахи, чувствовать его ногами, руками, всем телом, всей душой;
-путешествовать – это двигаться в пространстве так, чтобы путь одновременно пролегал по земле, в твоей душе и мире знаний;
-видеть по-особенному, в близком – далекое, но и близкое в далеком, задумываться над тем, что видит вокруг.
Иметь:
- одежду и обувь для прогулок в ландшафте в любую погоду;
-туристские ботинки, лыжи, штормовку, свитера, теплые носки, компас, рюкзак, котелок, палатку;
- крепкие ноги, зоркие глаза, хорошую память и трезвый ум;
- иметь образы, картины, схемы мест, карты, фотографии, блокноты (полевые дневники), куда он записывает свои впечатления.
Любить:
-путешествия, впечатления, рассказы о местах путешествия, схемы, пейзажи, фотографии.
Не бывает туриста без любви к самым разнообразным местам, к способам, средствам, навыкам постижения этого разнообразия и приобщения к нему.
Настоящим туристом можно стать только по зову сердца, туристом можно быть постоянно или не быть вообще. С природой у туриста связаны знания, умения, имущество, и любовь.
7. Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Анфимов Н. В. Древние поселения Прикубанья.- Краснодар. кн. изд-во, 1973; Банников А. Г. И др. Кавказский заповедник. – М., 1967; Бардадым В. П. Литературный мир Кубани. - Краснодар, 1999; Бардадым В. П. Радетели земли кубанской. - Краснодар, 1998; Бондарь Н. И. Архитектура Кубани. - Краснодар, 1995; Виноградов В. Б. Топонимия Средней Кубани. Армавир, 1993; Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV – X века. – Л., 1979; Жинкин А. В., Панамарчук О. Т. Кубань: история, культура, курорты, туризм, Краснодар, 2003; | 1 1 1 1 1 |
2. Печатные пособия |
1. 2. 3 4 5 6 | «История Кубани: Краснодарский край. Республика Адыгея» 5-11 классы (учебное пособие под общей редакцией Кваша В. П.). - М., 1997; Карманный справочник туриста. — М.: Профиздат, 1982, «Красная книга Краснодарского края», составитель В. Я. Нагалевский - Краснодар, 1994; Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий с учащимися школ. / Приказ № 293 МО РФ от 13.07.1992. Информационно-методический Кубанский вестник детского и юношеского туризма и краеведения № 3, 2004 год, ГУДОД «КрайСЮТур», - Краснодар, 2004. | 1 1 |
3. Технические средства обучения |
1 | Интерактивная доска | |
4. Экранно-звуковые пособия |
| Аудиозаписи, видеофильмы, | |
5. Игры и игрушки |
| | |
6. Оборудование класса |
1. 2. | Рабочее место ученика. Необходимые принадлежности для выполнения отчетов. | |
Согласовано: Согласовано:
Протокол заседания МО Зам. Директора по УВР
уч. естественно-математического цикла
от 30 августа 2015г _________ О.Г. Мамедова.
руководитель МО МОБУООШ №32 30 августа 2015г.
_______________О.В. Соколова