Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
рабочего посёлка (посёлка городского типа) Уруша Амурской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению МО учителей технологии, физкультуры, ОБЖ Руководитель МО ______________/ О.В.Куприянова/ ФИО «29» августа 2017г. | Согласовано с заместителем директора по УВР МБОУ СОШ пгт Уруша ___________/ Н.В. Семенова/ ФИО ФИО «30» августа 2017г. | Утверждено педагогическим советом: Протокол№ 9 от 30.08.2017 Директор МБОУ СОШ пгт Уруша _______/ О.Ю. Башкиров/ ФИО Приказ № ______ от «30» августа 2017г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Весёлый лоскуток»
(базовый уровень) для 4-5 класса
на 2017-18 учебный год
Учитель технологии Куприянова О.В.
Стаж работы: 40 лет
Квалификационная категория: высшая
пгт Уруша, 2017 г
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с:
п. 3.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования,
письмо Департамента государственной политики и сфер общего образования «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 № 08 – 1786.
Программа составлена на материалах пособия «Лоскутики» авторы Маргарита Максимова, Марина Кузьмина, издательство «ЭКСМО-Пресс», Москва, 1998 год
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Занятия ориентированы на обучающихся 10-12 лет (4-5 классов)
Занятия с обучающимися проходят 1 час в неделю, продолжительность занятия 30-40 минут.
Формы занятий:Занятия проводятся в групповой форме. Основными формами занятий будут являться теоретическая и практическая работа внеурочной деятельности.
Методы обучения
- словесные методы обучения (устное изложение, беседа),
- наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение),
- практические методы обучения,
- частично-поисковые методы обучения
- интерактивные методы обучения и усвоения знаний.
Методические принципы
Основной принцип – принцип единства воспитания и обучения.
Принцип творчества и успеха.
Принцип поддержки и доверия.
Принцип ответственности.
Принцип вариативности и свободы выбора.
Принцип саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности разновозрастных групп школьников.
Принцип учета социальных интересов обучающихся разного возраста на основе интеграции и дифференциации их деятельности. А также методы последовательности и системности.
Результаты освоения курса
Ожидаемый результат обучения:
Знать/понимать:
Виды, приемы и последовательность технологических операций, виды рукоделия, инструменты, применяемые при работе.
Уметь:
Применять полученные знания.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию в области технологии; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; социальные компетенции личностные качества (дисциплинированность, готовность прийти на помощь); сформированность основ гражданской идентичности, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы находить выходы из спорных ситуаций
При достижении метапредметныхрезультатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями и межпредметными понятиями, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска.
Личностные УУД:
Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;
Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
Адекватного понимания причин успешной/неуспешной деятельности;
Способности к решению на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства;
Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;
Обнаруживать и формулироватьпроблему;
Высказывать свою версию разрешения проблемы;
Различать способ и результат действия;
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей;
Слушать и понимать речь других людей;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему мнению;
Контролировать действия свои и партнёра;
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учебно-тематическое планирование на 2017-18 учебный год, внеурочная деятельность, 4-5 класс
№ п/п | Тема раздела курса технологии | Количество часов на тему | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | История лоскутного шитья. Пэчворк. Свойства тканей и нитей. Подготовка лоскутиков к работе. Инструменты и приспособления. | 1 час | История шитья, подбор тканей, стирка-утюжка, декатировка, подбор цветовой гаммы, лоскутная картотека. | Просмотр презентаций, знакомство с готовыми изделиями и образцами, лабораторная работа, взаимопроверка знаний. |
2 | ТБ при работе, рабочее место.Ручные швы. Изготовление образцов в тетрадь. ВТО. | 2 часа | Виды ручных швов, инструменты и приспособления для практических работ, изготовление образцов ручных швов. | Просмотр презентаций, практические работы, фронтальный опрос, закрепление знаний и умений. |
3 | Машиноведение. Устройство машины. Машинные швы. Изготовление образцов в тетрадь. Отработка шитья на швейной машине. | 3 час | История швейной машины, устройство машины, виды машинных швов. | Просмотр презентаций, практикум по выполнению машинных швов, выполнение пробных упражнений, фронтальная беседа. |
4 | Технология лоскутного шитья. Техника «Полоска к полоске» | 3 часа | Пэчворк. Различные техники пэчворка. | Практические работы, просмотр презентаций. |
5 | Техника «Квадратики» | 3 часа | Техника «Квадратики», последовательность работы над образцом. | Практическая работа, фронтальная беседа, просмотр презентации |
6 | Техника «Бревенчатая изба» | 3 часа | Техника «Бревенчатая изба», последовательность работы над образцом. | Практическая работа, фронтальная беседа, просмотр презентации |
7 | Техника «Забавные уголки» | 3 часа | Техника «Забавные уголки», последовательность работы над образцом. | Практическая работа, фронтальная беседа, просмотр презентации |
8 | Техника «Аппликация» | 3 часа | Техника «Аппликация», последовательность работы над образцом. | Практическая работа, фронтальная беседа, просмотр презентации |
9 | Подарки своими руками: куклы-тряпиенсы, игрушки, подушки, букеты, картины | 12 часов | Работа над выбранным творческим проектом. | Практические работы, опросы, взаимопроверка и взаимоконтроль. |
10 | Итоговая выставка | 1 час | Оформление выставки работ учащихся. | |
| Итого | 34 часа | | |
Календарно-тематическое планирование, 2017-18 учебный год, внеурочная деятельность, 4-5 класс
№ занят. № урока | Тема раздела, урока, краткое содержание | Кол-во часов | Дата пров. План/факт | Основные виды учебной деятельности | Оборудование и методическое обеспечение урока | Виды и формы работы | Домашнее задание |
| История лоскутного шитья | 1 | УУД |
Обучающиеся смогут: определять в ткани долевую нить, лицевую и изнаночную стороны, выявлять дефекты ткани; применять эти знания и умения при раскрое изделия и поделки в стиле лоскутного шитья; выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач; формулирование определений понятий; |
1 | История лоскутного шитья. Пэчворк. Свойства тканей и нитей. Подготовка лоскутиков к работе. Инструменты и приспособления. | 1 | 01.09. | Урок усвоения и закрепления новых знаний | Синица, Симоненко, 5 П«Ткацкое производство», « История лоскутного шитья» | Фронтальная беседа, работа с учебником, презентация | Рабочая тетрадь, набор инструментов, набор материалов для работы |
| Технология ручных швов | 2 | УУД |
Обучающиеся смогут: |
1 (2) | ТБ при работе, рабочее место.Ручные швы. Изготовление образцов в тетрадь. | 1 | 08.09. | Комбинированный урок | П«Инструменты и приспособления», «Швейные ручные работы», «ТБ при выполнении ручных работ» | Фронтальная работа, практикум | |
2 (3) | Ручные швы. Термины ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Влажно-тепловые работы. | 1 | 15.09 | Комбинированный урок | П«Инструменты и приспособления», «Швейные ручные работы», «ТБ при выполнении ручных работ» | Фронтальная работа, практикум | |
| Машиноведение | 3 | УУД |
Обучающиеся смогут: наматывать нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки; запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (попрямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать длину стежка; |
1 (4) | История швейной машины. Устройство швейной машины. Заправка верхней и нижней ниток. | 1 | 22.09 | Комбинированный урок | Синица, Симоненко, 5 класс П «История создания швейной машины», «Устройство швейной машины» | Фронтальная беседа, практическая работа | |
2 (5) | Намотка нитей на шпульку. Регуляторы машины. Отработка навыков шитья. | 1 | 29.09 | Комбинированный урок | П «Подготовка швейной машины к работе» | Фронтальная беседа, практическая работа | |
3 (6) | Машинные швы, термины машинных работ. | 1 | 06.10 | Комбинированный урок | П «Машинные швы», «Терминология машинных работ» | Фронтальная беседа, практическая работа | |
| Техника «Пэчворк» | 28 | УУД |
Обучающиеся смогут: узнать о технике «Пэчворк»; узнать о технике «Аппликация»; научатся работать с инструментами и приспособлениями; составлять композиции из лоскутов ткани; практически воплотить замысел подарка или сувенира; разместить фотоотчет о работе в СМИ (прессе, Интернете), выставить свои работы на различных мероприятиях поселка и школы. |
1 (7) | Технология лоскутного шитья. Техника «Полоска к полоске» | 1 | 13.10 | Комбинированный урок | П «Лоскутное шитье» Пособие «Лоскутики» | Фронтальная беседа, практическая работа | |
2 (8) | Техника «Полоска к полоске» | 1 | 20.10 | Практикум | П «Лоскутное шитье» Пособие «Лоскутики» | Фронтальная беседа, практическая работа | |
3 (9) | Техника «Полоска к полоске» | 1 | 27.10 | Практикум | П «Лоскутное шитье» Пособие «Лоскутики» | Фронтальная беседа, практическая работа | |
4 (10) | Техника «Квадратики» | 1 | 10.11 | Комбинированный урок | П «Лоскутное шитье» | Фронтальная беседа, практическая работа | |
5 (11) | Техника «Квадратики» | 1 | 17.11 | Практикум | П «Лоскутное шитье» Пособие «Лоскутики» | Фронтальная беседа, практическая работа | |
6 (12) | Техника « Бревенчатая изба» | 1 | 24.11 | Практикум | П «Лоскутное шитье» Пособие «Лоскутики» | Фронтальная беседа, практическая работа | |
7 (13) | Техника « Бревенчатая изба» | 1 | 01.12 | Комбинированный урок | П «Лоскутное шитье» | Фронтальная беседа, практическая работа | |
8 (14) | Техника «Треугольники» | 1 | 08.12 | Практикум | П «Лоскутное шитье» Пособие «Лоскутики» | Фронтальная беседа, практическая работа | |
9 (15) | Техника «Треугольники» | 1 | 15.12 | Практикум | П «Лоскутное шитье» Пособие «Лоскутики» | Фронтальная беседа, практическая работа | |
10 (16) | Техника «Забавные уголки» | 1 | 22.12 | Комбинированный урок | П «Лоскутное шитье» | Фронтальная беседа, практикум | |
11 (17) | Техника «Забавные уголки» | 1 | 12.01 | Практикум | П «Лоскутное шитье» Пособие «Лоскутики» | Фронтальная беседа, практическая работа | |
12 (18) | Техника «Забавные уголки» | 1 | 19.01 | Практикум | П «Лоскутное шитье» Пособие «Лоскутики» | Фронтальная беседа, практикум | |
13 (19) | Техника «Аппликация» | 1 | 26.01 | Комбинированный урок | П «Аппликация» | Фронтальная беседа, практикум | |
14 (20) | Техника «Аппликация» | 1 | 02.02 | Практикум | П «Аппликация», Пособие «Лоскутики» | Фронтальная беседа, практикум | |
15 (21) | Техника «Аппликация» | 1 | 09.02 | Практикум | П «Аппликация», Пособие «Лоскутики» | Фронтальная беседа, практикум | |
16 (22) | Подарки своими руками: куклы-тряпиенсы, игрушки, подушки, букеты, картины. Выбор творческого проекта. | 1 | 16.02 | Комбинированный урок | П «Подарки своими руками», «Цветы из лент» и др. | Фронтальная беседа, практическая работа | |
17 (23) | Практическая работа над проектом. | 1 | 23.02 | Практикум | Наборы инструментов для практических работ, материалы для творческого проекта | Фронтальная беседа, практическая работа | |
18 (24) | Практическая работа над проектом. | 1 | 02.03 | Практикум | Наборы инструментов для практических работ, материалы для творческого проекта | Фронтальная беседа, практическая работа | |
19 (25) | Практическая работа над проектом. | 1 | 09.03 | Практикум | Наборы инструментов для практических работ, материалы для творческого проекта | Фронтальная беседа, практическая работа | |
20 (26) | Практическая работа над проектом. | 1 | 16.03 | Практикум | Наборы инструментов для практических работ, материалы для творческого проекта | Фронтальная беседа, практическая работа | |
21 (27) | Практическая работа над проектом. | 1 | 23.03 | Практикум | Наборы инструментов для практических работ, материалы для творческого проекта | Фронтальная беседа, практическая работа | |
22 (28) | Практическая работа над проектом. | 1 | 06.04 | Практикум | Наборы инструментов для практических работ, материалы для творческого проекта | Фронтальная беседа, практическая работа | |
23 (29) | Практическая работа над проектом. | 1 | 13.04 | Практикум | Наборы инструментов для практических работ, материалы для творческого проекта | Фронтальная беседа, практическая работа | |
24 (30) | Практическая работа над проектом. | 1 | 20.04 | Практикум | Наборы инструментов для практических работ, материалы для творческого проекта | Фронтальная беседа, практическая работа | |
25 (31) | Практическая работа над проектом. | 1 | 27.04 | Практикум | Наборы инструментов для практических работ, материалы для творческого проекта | Фронтальная беседа, практическая работа | |
26 (32) | Практическая работа над проектом. | 1 | 04.05 | Практикум | Наборы инструментов для практических работ, материалы для творческого проекта | Фронтальная беседа, практическая работа | |
27 (33) | Практическая работа над проектом. | 1 | 11.05 | Практикум | Наборы инструментов для практических работ, материалы для творческого проекта | Фронтальная беседа, практикум | |
28 (34) | Подготовка работ к выставке. | 1 | 18.05 | Практикум | | Оформление выставки | |
| Итого | 34 часа | | | | | |
Методическое обеспечение
Занятия проводятся в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей, стенды с образцами, шкафы для хранения образцов, поделок, выставочных работ и материалов для работы.
Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Педагог постоянно знакомит обучающихся с правилами по технике безопасности при работе с колющими и режущим инструментами.
Список литературы по внеурочной деятельности:
1. «Лоскутики» Максимова М., Кузьмина М., ЭКСМО-ПРЕСС, 1998, Москва
2. «Игрушки-подушки» Столярова А., Культура и традиции, 2002, Москва
3. «Ситцевый лоскуток» Носова Е., Мозаика-Синтез, 2002, «Искусство – детям», Москва
4. «Куклы», Юкина Л., АСТ-ПРЕСС, 2001, Москва
5. «Поделки из ткани» Кобякова Н., АЙРИС-ПРЕСС, 2006, Москва
Интернет-ресурсы
Архив учебных программ - http://www.rusedu.ru/member3995.html
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
Открытый класс -http://www.openclass.ru/
Педсовет - http://pedsovet.org/
Сайт творчески работающих учителей - http://www.it-n.ru/