Внеурочная деятельность в основной школе в условиях внедрения ФГОС»
«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества.
Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт».
Из Конвенции о правах ребёнка
Актуальность введения внеурочной деятельности в школы РФ
- Расслоение населения.
- Работа с сознанием ребенка различных СМИ.
- Конфликт между характером присвоения знаний и ценностей в школе и вне школы.
- Экспансия молодежной субкультуры.
- Нарастание межнациональных, межконфессиональных,
иного рода межгрупповых напряжений.
- Подмена реальных форм социализации виртуальными.
- Примитивизация сознания детей.
- Изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к людям, себе самому.
Что такое внеурочная деятельность (ВД)?
Это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (НОО) (ООО)
(Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296)
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
(Д.В. Григорьев, П.В. Степанов,
Центр теории воспитания ИТИП РАО )
Куда не влекут
способности – туда
не толкай
Я.А.Коменский
Задачи внеурочной деятельности:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- обеспечить закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов (н: проектная деятельность учащихся);
- обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка при переходе со ступени начального общего на ступень основного общего образования и далее ;
- снизить учебную нагрузку
обучающихся, способствовать
формированию ценности здоровья
и здорового образа жизни;
- способствовать формированию
интереса к миру профессий
и оптимальной предпрофильной
подготовке ;
III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования
Пункт 13 : Основная образовательная программа основного общего образования реализуется ОУ через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644 17 декабря 2010 г. № 1897 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Что лежит в основе содержания внеурочной деятельности? (раздел III, пункт 13)
Формы: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практическая конференция, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.
Направления:
Виды деятельности:
Духовно-нравственное
игровая,
познавательная,
Физкультурно-спорт.
Социальное
проблемно-ценностное
Общеинтеллектуальное
общение,
Общекультурное
досугово-
развлекательная,
художественное творчество,
социальное творчество,
трудовая,
спортивно-
оздоровительная
туристско-краеведческа я
Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников
- Направления ВД неотъемлемая часть образовательного процесса
- Время , отводимое на ВД и формы организации образовательного процесса, чередование урочной и ВД ОУ определяет самостоятельно исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации Программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
- ВД способствует в полной мере реализации требования ФГОС .
- ВД включается в образовательную программу школы.
Социальные партнёры
- Образовательные учреждения
- Образовательные учреждения
дополнительного образования детей
- Детские общественные организации
- Организации культуры и спорта
- Родители (диплом+желание+договор)
В период каникул:
- Тематические лагерные смены
- Летние школы, создаваемые на базе ОУ и УДО
Базовая организационная модель реализации ВД
В
Н
Вариативная часть учебного плана ОУ(спецкурсы, школьные научные сообщества и т.д.)
Е
Дополнительное образование ОУ (секции, кружки и т.д.)
У
Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД (как на базе самих учреждений УДОД, так и школ)
Р
Группы продленного дня
О
Классное руководство (деятельность кл/рук.: экскурсии, диспуты, общественно полезные практики и т.д.)
Ч
Инновационная (экспериментальная) деятельность (деятельность по разработке, апробации и внедрению новых программ, в том числе, учитывающих региональные особенности)
Деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого)
Н
А
Я
Д
Е
Я
Т
Е
Л
Ь
Н
О
С
Т
Ь
Модели организации внеурочной деятельности
Основные типы организационных моделей ВД
Модель «школы полного дня »
Создание условий для полноценного пребывания в течение всего дня.
Содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов.
Создание здоровьесберегающей среды.
Построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания в школе.
Опора на интеграцию основных и дополнительных программ.
Модель дополнительного
образования
Оптимизационная
модель
В реализации принимают участие все педагогические работники ОУ.
Классный руководитель – координатор:
организует
- взаимодействие с другими педагогами;
- систему отношений через разнообразные формы работы;
- социально значимую деятельность.
Инновационно-образовательная модель
Третий уровень -получение школьником опыта самостоятельного общественного действия ( с социальными субъектами)
Уровни воспитательных результатов Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( в коллективе)
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности: Воспитательный результат ВД - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде ВД. Воспитательный эффект ВД– влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка (последствие результата). Лаконичная формулировка трех уровней результатов ВД школьников: 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Достижение всех трех уровней результатов В Д увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; - формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др. ВЫВОД: ВД должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать ВД полезной и привлекательной для каждого ученика.