СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность в основной школе в условиях внедрения ФГОС»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества.

Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт».

                                                 Из Конвенции о правах ребёнка

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность в основной школе в условиях внедрения ФГОС»»

Внеурочная деятельность в основной школе в условиях внедрения ФГОС»

Внеурочная деятельность в основной школе в условиях внедрения ФГОС»

«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт».   Из Конвенции о правах ребёнка

«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества.

Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт».

Из Конвенции о правах ребёнка

Актуальность введения внеурочной деятельности в школы РФ Расслоение населения. Работа с сознанием ребенка различных СМИ. Конфликт между характером присвоения знаний и ценностей в школе и вне школы. Экспансия молодежной субкультуры. Нарастание межнациональных, межконфессиональных,  иного рода межгрупповых напряжений. Подмена реальных форм социализации виртуальными. Примитивизация сознания детей. Изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к людям, себе самому.

Актуальность введения внеурочной деятельности в школы РФ

  • Расслоение населения.
  • Работа с сознанием ребенка различных СМИ.
  • Конфликт между характером присвоения знаний и ценностей в школе и вне школы.
  • Экспансия молодежной субкультуры.
  • Нарастание межнациональных, межконфессиональных,

иного рода межгрупповых напряжений.

  • Подмена реальных форм социализации виртуальными.
  • Примитивизация сознания детей.
  • Изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к людям, себе самому.
Что такое внеурочная деятельность (ВД)? Это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (НОО) (ООО)  (Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296)  Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников.

Что такое внеурочная деятельность (ВД)?

Это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (НОО) (ООО)

(Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296)

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников.

Внеурочная деятельность учащихся  объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО ) Куда не влекут  способности – туда  не толкай  Я.А.Коменский

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

(Д.В. Григорьев, П.В. Степанов,

Центр теории воспитания ИТИП РАО )

Куда не влекут

способности – туда

не толкай

Я.А.Коменский

Задачи внеурочной деятельности: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;  оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;  улучшить условия для развития ребенка;  учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; обеспечить закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов (н: проектная деятельность учащихся);  обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка при переходе со ступени начального общего на ступень основного общего образования и далее ; снизить учебную нагрузку  обучающихся, способствовать  формированию ценности здоровья  и здорового образа жизни; способствовать формированию  интереса к миру профессий  и оптимальной предпрофильной  подготовке ;

Задачи внеурочной деятельности:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
  • обеспечить закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов (н: проектная деятельность учащихся);
  • обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка при переходе со ступени начального общего на ступень основного общего образования и далее ;
  • снизить учебную нагрузку

обучающихся, способствовать

формированию ценности здоровья

и здорового образа жизни;

  • способствовать формированию

интереса к миру профессий

и оптимальной предпрофильной

подготовке ;

III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Пункт 13 : Основная образовательная программа основного общего образования реализуется ОУ через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ  Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644  17 декабря 2010 г. № 1897  Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования

Пункт 13 : Основная образовательная программа основного общего образования реализуется ОУ через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644 17 декабря 2010 г. № 1897 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Что лежит в основе содержания внеурочной деятельности? (раздел III, пункт 13) Формы:  кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практическая конференция, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д. Направления: Виды деятельности: Духовно-нравственное игровая, познавательная, Физкультурно-спорт. Социальное проблемно-ценностное Общеинтеллектуальное общение,  Общекультурное досугово- развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, спортивно- оздоровительная туристско-краеведческа я

Что лежит в основе содержания внеурочной деятельности? (раздел III, пункт 13)

Формы: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практическая конференция, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.

Направления:

Виды деятельности:

Духовно-нравственное

игровая,

познавательная,

Физкультурно-спорт.

Социальное

проблемно-ценностное

Общеинтеллектуальное

общение,

Общекультурное

досугово-

развлекательная,

художественное творчество,

социальное творчество,

трудовая,

спортивно-

оздоровительная

туристско-краеведческа я

Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников Направления ВД неотъемлемая часть образовательного процесса  Время , отводимое на ВД и формы организации образовательного процесса, чередование урочной и ВД ОУ определяет самостоятельно исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации Программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий. ВД способствует в полной мере реализации требования ФГОС . ВД включается в образовательную программу школы.

Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников

  • Направления ВД неотъемлемая часть образовательного процесса
  • Время , отводимое на ВД и формы организации образовательного процесса, чередование урочной и ВД ОУ определяет самостоятельно исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации Программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
  • ВД способствует в полной мере реализации требования ФГОС .
  • ВД включается в образовательную программу школы.
Социальные партнёры Образовательные учреждения Образовательные учреждения  дополнительного образования детей Детские общественные организации Организации культуры и спорта Родители (диплом+желание+договор) В период каникул: Тематические лагерные смены Летние школы, создаваемые на базе ОУ и УДО

Социальные партнёры

  • Образовательные учреждения
  • Образовательные учреждения

дополнительного образования детей

  • Детские общественные организации
  • Организации культуры и спорта
  • Родители (диплом+желание+договор)

В период каникул:

  • Тематические лагерные смены
  • Летние школы, создаваемые на базе ОУ и УДО
Базовая организационная модель реализации ВД В Н Вариативная часть учебного плана ОУ(спецкурсы, школьные научные сообщества и т.д.) Е Дополнительное образование ОУ (секции, кружки и т.д.) У Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД (как на базе самих учреждений УДОД, так и школ) Р Группы продленного дня О Классное руководство (деятельность кл/рук.: экскурсии, диспуты, общественно полезные практики и т.д.) Ч Инновационная (экспериментальная) деятельность (деятельность по разработке, апробации и внедрению новых программ, в том числе, учитывающих региональные особенности) Деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) Н А Я  Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь

Базовая организационная модель реализации ВД

В

Н

Вариативная часть учебного плана ОУ(спецкурсы, школьные научные сообщества и т.д.)

Е

Дополнительное образование ОУ (секции, кружки и т.д.)

У

Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД (как на базе самих учреждений УДОД, так и школ)

Р

Группы продленного дня

О

Классное руководство (деятельность кл/рук.: экскурсии, диспуты, общественно полезные практики и т.д.)

Ч

Инновационная (экспериментальная) деятельность (деятельность по разработке, апробации и внедрению новых программ, в том числе, учитывающих региональные особенности)

Деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого)

Н

А

Я

Д

Е

Я

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

Модели организации внеурочной деятельности

Модели организации внеурочной деятельности

Основные типы организационных моделей ВД Модель «школы полного дня » Создание условий для полноценного пребывания в течение всего дня. Содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов. Создание здоровьесберегающей среды. Построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания в школе. Опора на интеграцию основных и дополнительных программ. Модель дополнительного образования Оптимизационная  модель  В реализации принимают участие все педагогические работники ОУ. Классный руководитель – координатор: организует взаимодействие с другими педагогами; систему отношений через разнообразные формы работы; социально значимую деятельность.  Инновационно-образовательная модель

Основные типы организационных моделей ВД

Модель «школы полного дня »

Создание условий для полноценного пребывания в течение всего дня.

Содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов.

Создание здоровьесберегающей среды.

Построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания в школе.

Опора на интеграцию основных и дополнительных программ.

Модель дополнительного

образования

Оптимизационная

модель

В реализации принимают участие все педагогические работники ОУ.

Классный руководитель – координатор:

организует

  • взаимодействие с другими педагогами;
  • систему отношений через разнообразные формы работы;
  • социально значимую деятельность.

Инновационно-образовательная модель

  Третий уровень -получение школьником опыта самостоятельного общественного действия ( с социальными субъектами) Уровни воспитательных результатов  Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:    Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом  Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( в  коллективе)

Третий уровень -получение школьником опыта самостоятельного общественного действия ( с социальными субъектами)

Уровни воспитательных результатов Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( в коллективе)

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности:   Воспитательный результат ВД - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде ВД. Воспитательный эффект ВД– влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка (последствие результата). Лаконичная формулировка трех уровней результатов ВД школьников: 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Достижение всех трех уровней результатов В Д увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; - формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.  ВЫВОД: ВД должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать ВД полезной и привлекательной для каждого ученика.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!