Внеурочная профессиональная деятельность как средство повышения социальной активности будущего специалиста
Современное общество нуждается в социально активной, инициативной и предприимчивой личности, способной на коренные преобразования социальных отношений, на творческий труд. Большую роль в жизни общества играет студенческая молодежь.
Обучение и воспитание молодежи является важным средством ее социального развития, способом приобщения к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим проблема воспитания общественной активности студенческой молодежи приобретает большое значение.
В процессе учебно-профессиональной деятельности студенты проявляют разные типы активности.
Философ и психолог О.П. Елисеева выделила несколько типов социальной активности будущего специалиста.
Для творческо-преобразующего уровня развития социальной активности характерны умения ставить цели, субъектная позиция в осуществлении разработанных проектов в деятельности. На этом уровне студент проявляет надситуативную активность (способность подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели избыточные с точки зрения исходной задачи) и сверхнормативную активность (стремление превысить официально предъявляемые обществом требования к индивиду).
Таким образом, социальная активность будущего специалиста в учебно-профессиональной деятельности является необходимым условием, обеспечивающим качество профессиональной подготовки студента, подготовку конкурентоспособного специалиста.
Мастер по обработке цифровой информации – это квалифицированный специалист в области информационных технологий, владеющий методами обработки текстово-числовой информации, умеющий работать с пакетами прикладных программ, владеющий основами построения автоматизированных информационных систем.
В этой профессии объединены функции оператора ЭВМ, инженера, художника, что позволяет совместить в обработанной информации полезность, красоту и целесообразность.
Обучающиеся осваивают следующие виды профессиональной деятельности:
ввод и обработку цифровой информации;
хранение, передачу и публикацию цифровой информации;
подготовку к работе и настройка персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;
выполнение ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей;
обработку аудио- и визуальный контента средствами звуковых, графических и видео-редакторов;
создание и воспроизведение видеороликов, презентаций, слайд-шоу, медиафайлов и другой продукции;
публикация мультимедиа контента в сети Интернет.
Овладеть этой профессией могут как юноши, так и девушки, и при наличии должной квалификации они всегда будут востребованы в организациях, учреждениях, на предприятиях, применяющих ПК, а так же имеют возможность открыть собственное дело.
Главная цель деятельности колледжа – помочь молодому человеку найти свое место в жизни, дать ему возможность проявить себя, реализовать свой профессиональный потенциал.
Так были организованы внеурочные занятия профессиональной направленности «КиберМастер».
Программа имеет практическую направленность.
Цель:
Формирование у студентов умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Задачи:
Научить студентов создавать, обрабатывать информацию с использованием мультимедиа технологий в разнообразных мультимедийных программах
Способствовать развитию молодежных инициатив, саморазвитию и самореализации студентов.
Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, а так же профессиональных компетенций необходимых для успешной предпринимательской деятельности.
Развитие креативного мышления, способности самостоятельно действовать и других предпринимательских качеств начинается еще в школе, мы продолжаем работу над этим и в колледже.
Специфика такого обучения в том, что в него входит не только передача знаний, но в значительной степени развитие навыков и формирование самого желания быть инноватором. Помимо мотивации к созданию нового, набор характерных черт предпринимателя включает стремление к самостоятельности.
Поэтому в рамках внеурочной деятельности профессиональной направленности мы ставим перед собой задачи, которые заключаются в развитии профессиональных навыков и практического опыта. Мы выполняем различные информационные продукты, которые могли бы использоваться в профессиональной деятельности: обработка и коррекция фотографии, запись аудиоинформации, создание и видеороликов для использования на различных мероприятиях. Та же мы ведем совместную работу с Центром досуга детей и молодежи «Современник», что позволяет студентам опробовать роль специалиста «Мастера по обработки цифровой информации».
В своей работе я стараюсь развивать студенческие инициативы, навык предпринимательской деятельности не только в рамках кружка, но и в рамках учебных занятий. Так в выпускной группе был задан вопрос: «Представьте, что вы окончили колледж, чем бы вы хотели заняться?» Многие студенты заявили, что желают открыть собственное дело, связанное с получаемой профессией. Так, с учетом учебного плана и идей студентов, были разработаны темы письменных экзаменационных работ.
На защите ПЭР работодатели высоко оценили труд студентов, и высказали рекомендации по организации собственного дела.
Используемые источники
1. Хайкин, В.Л. Активность (характеристики и развитие). – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2015. – 448с.
2. Лисовский, В.Т., Дмитриев, А.В. Личность студента. – М.: Высш.шк., 2014. – 304с.
3. Астапенко, Г.П. Свободное время студентов как критерий активности // Проблемы активности студентов. – Ростов: Изд-во Ростов. Ун-та, 2014. – С.122-132