СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная программа для 1 класса "Геометрика" (математический цикл).

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

1 класс (33часа)

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой.

Отрезок. Сравнение отрезков, вычерчивание отрезков.

Луч.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Длина. Единицы длины: сантиметр,  дециметр. Соотношение между сантиметром и дециметром.

Сравнение длин отрезков с помощью линейки с делениями и с использованием циркуля.

Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Вычерчивание углов.

Ломаная. Вершина, звено ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников.

Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный.

Прямоугольник. Квадрат. Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на бумаге с клетчатой разлиновкой.

Деление многоугольника на части.  Составление многоугольника из двух частей  с выбором из трех предложенных.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная программа для 1 класса "Геометрика" (математический цикл).»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Школа №2092 им. И.Н. Кожедуба

(ГБОУ Школа №2092)



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель методической кафедры ________________

____________/ __________ /

Протокол № ___

«___»_____ 2016 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по управлению качеством образования

____________ / И.М.Гиевая /

«___»_____ 2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Школы №2092

__________/ Л.С.Кутузова /

Приказ №_____

«___»_____ 2016 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ (ВНЕУРОЧНОМУ) КУРСУ


« ГЕОМЕТРИКА »

(название учебного курса)


_________________________НОО_________________________

(указать уровень образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование)


______________1-Г______________

(класс)





РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ:

МИХЕЕВА К.В.











Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № ____ от «___»____________ 2016 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА «ГЕОМЕТРИКА»


Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

в) формирование картины мира.


Задачи:

Обучающие:

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,

  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,

  • сформировать умение учиться.

  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,

  • обучение различным приемам работы с бумагой,

  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,

  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,

  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,

  • расширение коммуникативных способностей детей,

  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носят дискуссионный характер.

В работе с детьми будут использованы следующие методы:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- исследовательские.

Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований кроме учителя, становиться дети.

Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные ( творческие) и контролирующие.

К репродуктивным относятся:

а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,

б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.

Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.

Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.

Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.

Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.

Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,

- решение комбинаторных задач,

- задачи на проценты,

- решение задач на части повышенной трудности,

- задачи, связанные с формулами произведения,

- решение геометрических задач.


МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


На изучение курса «Геометрика» в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.


Факультативный курс «Геометрика» входит во внеурочную

деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс (33часа)

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой.

Отрезок. Сравнение отрезков, вычерчивание отрезков.

Луч.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Длина. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между сантиметром и дециметром.

Сравнение длин отрезков с помощью линейки с делениями и с использованием циркуля.

Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Вычерчивание углов.

Ломаная. Вершина, звено ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников.

Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный.

Прямоугольник. Квадрат. Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на бумаге с клетчатой разлиновкой.

Деление многоугольника на части. Составление многоугольника из двух частей с выбором из трех предложенных.

2 класс (34часа)

Угол. Построение прямого угла на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника. Отрезок. Середина отрезка. Деление отрезка пополам.

Прямоугольник (квадрат). Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства.

Построение прямоугольника, вписанного в окружность, окружности, описанной около прямоугольника (квадрата).

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.

Треугольник. Соотношение сторон треугольника.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Построение прямоугольника, вписанного в окружность, окружности, описанной около прямоугольника (квадрата).

Деление фигур на части и составление фигур из частей. Преобразование фигур по заданным условиям.

3 класс. (34 часа)

Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений.

Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный

Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.

Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины.

Периметр многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата.

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника, прямоугольного треугольника.

Деление окружности на 2, 4, 8 и 3, 6, 12 равных частей.

Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.

Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.

Вписанный в окружность треугольник.

4 класс. (34 часа)

Прямоугольный параллелепипед: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер. Развертка прямоугольного параллелепипеда.

Куб: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба.

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольного треугольника. Площадь параллелограмма и равнобочной трапеции.

Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.

Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда.

Чертежи в трех проекциях простых композиций из кубов одинакового размера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии. Представления о прямом круговом цилиндре, шаре, сфере. Развертка прямого кругового цилиндра.

Деление на части плоскостных фигур и составление фигур из частей.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГЕОМЕТРИКА».


Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;



  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.


Метапредметные результаты

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


Предметные результаты

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

  • Чертить прямоугольник, отрезок заданных размеров.

  • Обозначать буквами точки, отрезки, ломаную, многоугольник, угол многоугольника.

  • Делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей.

  • Знать противоположны стороны прямоугольника, свойства диагоналей прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности, радиус, диметр окружности, вписанный прямоугольник, описанная окружность.

  • Знать виды треугольников по сторонам и углам.

  • Единицы площади и соотношения между ними, периметр многоугольника, площадь прямоугольника, пирамида, грани, ребра. вершины пирамиды.

  • Конструировать модели плоскостных геометрических фигур, чертить фигуру, симметричную заданной.


Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

  • использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.




Тематическое планирование курса «Геометрика»

1 класс (33 часа)

Дата

Тема

Кол-во часов

Содержание занятий

1


Введение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линии на бумаге.

1

Знакомство учащихся с учебным курсом и учебным пособием. Понятия «точка», «линия».

2


Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая.

1

Понятия «прямая линия», «кривая линия», «замкнутая кривая», «незамкнутая кривая». Использование линий в практической деятельности человека.

3


Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой.

1

Знакомство с бумагой, ее различными видами. Практическая работа.

4


Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой.

1

Знакомство с основным свойством прямой, с инструментом для проведения прямой.

5


Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости.

1

Разные положения прямой на плоскости. Возможность проведения прямой через 3 точки.

6


Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям.

1

Понятие «отрезок». Модели отрезков, вычерчивание отрезков.

7


Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины.

1

Обозначение буквами изображенных на бумаге геометрических фигур. Практическая работа по изготовлению полосок разной длины.

8


Повторение и закрепление пройденного.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

9


Конструирование модели самолета из полосок бумаги.

1

Практическая работа. Изготовление аппликации самолета из 4 элементов.

10


Изготовление аппликации «Песочница».

1

Практическая работа. Изготовление аппликации «Песочница».

11


Луч.

1

Понятия «луч», «начало луча». Сравнивание прямой, отрезка, луча.

12


Сравнение отрезков с помощью циркуля.

1

Знакомство с циркулем, новым способом сравнения отрезков с помощью циркуля.

13


Сантиметр.

1

Единицы длины. Сантиметр. Модель сантиметра. Измерение отрезков с помощью линейки.

14


Геометрическая сумма и разность двух отрезков.

1

Способы построения суммы и разности отрезков, построение отрезка суммы и отрезка разности двух отрезков.

15


Угол. Развернутый угол.

1

Понятия «угол», «вершина угла», «стороны угла». Обозначение углов буквами.

16


Прямой угол. Непрямые углы.

1

Понятие «прямой угол». Построение прямого угла.

17


Виды углов: прямой, тупой, острый.

1

Знакомство с видами углов: прямым, острым, тупым. Построение углов разных видов.

18


Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

1

Понятия «ломаная», «вершины ломаной», «звенья ломаной». Модель ломаной. Обозначение ломаной буквами.

19


Закрепление пройденного.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

20 - 21


Многоугольник.

2

Понятие «многоугольник». Выделение многоугольников среди фигур.

22


Прямоугольник.

1

Понятие «прямоугольник». Признаки прямоугольников. Вычерчивание прямоугольника на клетчатой бумаге.

23


Противоположные стороны прямоугольника.

1

Понятие «противоположные стороны прямоугольника». Установление практическим путем попарного равенства противоположных сторон прямоугольника.

24


Квадрат.

1

Понятие «квадрат». Признаки квадрата. Моделирование квадратов.

25 - 26


Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром.

2

Единицы длины. Дециметр. Метр. Соотношения между единицами длины.

27



Повторение и закрепление пройденного.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

28 - 30


Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник».

3

Практическая работа. Изготовление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник».

31


Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей.

1

Собирание из мозаики различных геометрических фигур и выкладывание различных предметов.

32 - 33


Оригами. Изготовление моделей «Гриб», «Бабочка», «Рыбка», «Зайчик».

2

Знакомство с искусством складывания из бумаги фигурок оригами. Закрепление знаний об основных изученных геометрических фигурах.