ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
Школа №2092 им. И.Н. Кожедуба
(ГБОУ Школа №2092)
«РАССМОТРЕНО» Руководитель методической кафедры ________________ ____________/ __________ / Протокол № ___ «___»_____ 2016 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по управлению качеством образования ____________ / И.М.Гиевая / «___»_____ 2016 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школы №2092 __________/ Л.С.Кутузова / Приказ №_____ «___»_____ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ (ВНЕУРОЧНОМУ) КУРСУ
« ГЕОМЕТРИКА »
(название учебного курса)
_________________________НОО_________________________
(указать уровень образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование)
______________1-Г______________
(класс)
РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ:
МИХЕЕВА К.В.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № ____ от «___»____________ 2016 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА «ГЕОМЕТРИКА»
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
сформировать умение учиться.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
обучение различным приемам работы с бумагой,
применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
развитие мелкой моторики рук и глазомера,
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
расширение коммуникативных способностей детей,
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носят дискуссионный характер.
В работе с детьми будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований кроме учителя, становиться дети.
Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные ( творческие) и контролирующие.
К репродуктивным относятся:
а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,
б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.
Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.
Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.
Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.
Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной трудности,
- задачи, связанные с формулами произведения,
- решение геометрических задач.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Геометрика» в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Факультативный курс «Геометрика» входит во внеурочную
деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс (33часа)
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой.
Отрезок. Сравнение отрезков, вычерчивание отрезков.
Луч.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Длина. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между сантиметром и дециметром.
Сравнение длин отрезков с помощью линейки с делениями и с использованием циркуля.
Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Вычерчивание углов.
Ломаная. Вершина, звено ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников.
Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный.
Прямоугольник. Квадрат. Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на бумаге с клетчатой разлиновкой.
Деление многоугольника на части. Составление многоугольника из двух частей с выбором из трех предложенных.
2 класс (34часа)
Угол. Построение прямого угла на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника. Отрезок. Середина отрезка. Деление отрезка пополам.
Прямоугольник (квадрат). Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства.
Построение прямоугольника, вписанного в окружность, окружности, описанной около прямоугольника (квадрата).
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
Треугольник. Соотношение сторон треугольника.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Построение прямоугольника, вписанного в окружность, окружности, описанной около прямоугольника (квадрата).
Деление фигур на части и составление фигур из частей. Преобразование фигур по заданным условиям.
3 класс. (34 часа)
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений.
Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный
Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.
Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины.
Периметр многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника, прямоугольного треугольника.
Деление окружности на 2, 4, 8 и 3, 6, 12 равных частей.
Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.
Вписанный в окружность треугольник.
4 класс. (34 часа)
Прямоугольный параллелепипед: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Куб: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольного треугольника. Площадь параллелограмма и равнобочной трапеции.
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.
Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда.
Чертежи в трех проекциях простых композиций из кубов одинакового размера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии. Представления о прямом круговом цилиндре, шаре, сфере. Развертка прямого кругового цилиндра.
Деление на части плоскостных фигур и составление фигур из частей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГЕОМЕТРИКА».
Личностные результаты
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Чертить прямоугольник, отрезок заданных размеров.
Обозначать буквами точки, отрезки, ломаную, многоугольник, угол многоугольника.
Делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей.
Знать противоположны стороны прямоугольника, свойства диагоналей прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности, радиус, диметр окружности, вписанный прямоугольник, описанная окружность.
Знать виды треугольников по сторонам и углам.
Единицы площади и соотношения между ними, периметр многоугольника, площадь прямоугольника, пирамида, грани, ребра. вершины пирамиды.
Конструировать модели плоскостных геометрических фигур, чертить фигуру, симметричную заданной.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Тематическое планирование курса «Геометрика»
1 класс (33 часа)
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий |
1 | | Введение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линии на бумаге. | 1 | Знакомство учащихся с учебным курсом и учебным пособием. Понятия «точка», «линия». |
2 | | Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. | 1 | Понятия «прямая линия», «кривая линия», «замкнутая кривая», «незамкнутая кривая». Использование линий в практической деятельности человека. |
3 | | Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой. | 1 | Знакомство с бумагой, ее различными видами. Практическая работа. |
4 | | Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой. | 1 | Знакомство с основным свойством прямой, с инструментом для проведения прямой. |
5 | | Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости. | 1 | Разные положения прямой на плоскости. Возможность проведения прямой через 3 точки. |
6 | | Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. | 1 | Понятие «отрезок». Модели отрезков, вычерчивание отрезков. |
7 | | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. | 1 | Обозначение буквами изображенных на бумаге геометрических фигур. Практическая работа по изготовлению полосок разной длины. |
8 | | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. |
9 | | Конструирование модели самолета из полосок бумаги. | 1 | Практическая работа. Изготовление аппликации самолета из 4 элементов. |
10 | | Изготовление аппликации «Песочница». | 1 | Практическая работа. Изготовление аппликации «Песочница». |
11 | | Луч. | 1 | Понятия «луч», «начало луча». Сравнивание прямой, отрезка, луча. |
12 | | Сравнение отрезков с помощью циркуля. | 1 | Знакомство с циркулем, новым способом сравнения отрезков с помощью циркуля. |
13 | | Сантиметр. | 1 | Единицы длины. Сантиметр. Модель сантиметра. Измерение отрезков с помощью линейки. |
14 | | Геометрическая сумма и разность двух отрезков. | 1 | Способы построения суммы и разности отрезков, построение отрезка суммы и отрезка разности двух отрезков. |
15 | | Угол. Развернутый угол. | 1 | Понятия «угол», «вершина угла», «стороны угла». Обозначение углов буквами. |
16 | | Прямой угол. Непрямые углы. | 1 | Понятие «прямой угол». Построение прямого угла. |
17 | | Виды углов: прямой, тупой, острый. | 1 | Знакомство с видами углов: прямым, острым, тупым. Построение углов разных видов. |
18 | | Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной. | 1 | Понятия «ломаная», «вершины ломаной», «звенья ломаной». Модель ломаной. Обозначение ломаной буквами. |
19 | | Закрепление пройденного. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. |
20 - 21 | | Многоугольник. | 2 | Понятие «многоугольник». Выделение многоугольников среди фигур. |
22 | | Прямоугольник. | 1 | Понятие «прямоугольник». Признаки прямоугольников. Вычерчивание прямоугольника на клетчатой бумаге. |
23 | | Противоположные стороны прямоугольника. | 1 | Понятие «противоположные стороны прямоугольника». Установление практическим путем попарного равенства противоположных сторон прямоугольника. |
24 | | Квадрат. | 1 | Понятие «квадрат». Признаки квадрата. Моделирование квадратов. |
25 - 26 | | Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром. | 2 | Единицы длины. Дециметр. Метр. Соотношения между единицами длины. |
27 | | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. |
28 - 30 | | Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник». | 3 | Практическая работа. Изготовление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник». |
31 | | Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей. | 1 | Собирание из мозаики различных геометрических фигур и выкладывание различных предметов. |
32 - 33 | | Оригами. Изготовление моделей «Гриб», «Бабочка», «Рыбка», «Зайчик». | 2 | Знакомство с искусством складывания из бумаги фигурок оригами. Закрепление знаний об основных изученных геометрических фигурах. |