ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
Школа №2092 им. И.Н. Кожедуба
(ГБОУ Школа №2092)
«РАССМОТРЕНО» Руководитель методической кафедры ________________ ____________/ __________ / Протокол № ___ «___»_____ 2016 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по управлению качеством образования ____________ / И.М.Гиевая / «___»_____ 2016 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школы №2092 __________/ Л.С.Кутузова / Приказ №_____ «___»_____ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ (ВНЕУРОЧНОМУ) КУРСУ
« ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ (L-моделирование) ____»
(название учебного курса)
_________________________НОО_________________________
(указать уровень образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование)
______________1-Г______________
(класс)
РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ:
МИХЕЕВА К.В.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № ____ от «___»____________ 2016 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа объединения дополнительного образования внеурочной деятельности «Легоконструирование» разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование \ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского – 2-е изд. - М: Просвещение. 2011. – 111 с., в соответствии с:
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Вид программы: модифицированная.
Направление - общекультурное.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
ЛЕГО - педагогика - одна из самых распространенных ныне педагогических систем.
В силу своей универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками, позволяющими разнообразить процесс обучения, в комплексе решать многие задачи, стоящие перед школой.
Работа с ЛЕГО дает возможность ребенку проявить многие скрытые качества, свою индивидуальность; развивает мышление, внимание, сообразительность, фантазию, воображение, речь; учит программированию своих действий; развивает творческие способности детей; формирует моторные навыки; служит ненавязчивому закреплению материала, пройденного на уроках чтения, окружающего мира, истории, москвоведения, обж.; способствует воспитанию положительных нравственных качеств личности (доброта, взаимопомощь, уважение к товарищам и к результатам их труда). При изучении этих и других предметов учащиеся не только воспринимают и запоминают содержание того, о чем говорит учитель, но и сами активно конструируют многочисленные познавательные модели. ЛЕГО пробуждает работать в равной степени и голову, и руки учащихся.
Цель программы: развитие творческих способностей, воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.
Задачи:
развитие пространственного воображения,
развитие абстрактного и логического мышления,
развитие мелкой моторики пальцев,
развитие умения работать по предложенным инструкциям,
ознакомление с основными принципами механики,
развитие умения планировать свою деятельность и выполнять поставленную задачу до конца,
развитие умения общаться, доказывать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь при работе в группе, в паре,
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса.
Актуальность программы.
Конструирование позволяет младшему школьнику познать мир техники, развивать конструкторские способности, расширяет кругозор, техническое мышление, представляет широкие возможности для дифференциации учебно-воспитательной деятельности учащихся. Это проявляется в выборе объектов конструирования, адаптации учебных заданий к индивидуальным возможностям детей.
Курс «Легоконструирование» имеет направленность на формирование у детей навыков самоконтроля, умения планировать свою деятельность. При изготовлении любого изделия ребенок учится планировать, т.е. устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы. Ученик действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся умения планировать, выполнять действия «про себя», «во внутреннем плане», что, как подчеркивают психологи, является существенным в развитии личности школьника. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операций, что сказывается на качестве изделия школьника, позволяет ему познать радость труда.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа рассчитана на учащихся 1 классов, 1 час в неделю, 33часа в год.
Распределение часов в течение учебного года.
В неделю | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Уч.год |
1 | 9 | 7 | 9 | 8 | 33 |
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
практическая работа
наблюдение
беседы
дидактические игры
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами изучения курса «Легоконструирование» в 1-м классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
Метапредметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий
Познавательные УУД:
1. определять, различать и называть детали конструктора,
2. конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу,
по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
3. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
4. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
1. уметь работать по предложенным инструкциям.
2. умение излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
3. определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
1. уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
2. уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих знаний и умений:
- знание простейших основ легоконструирования;
- виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций
- умение с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
- реализовывать творческий замысел.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
- Организация выставки лучших работ;
- Представлений собственных моделей;
- Защита проектных работ.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА
Первый уровень результатов - школьники приобретут представление о свойствах деталей строительного материала; о технике моделирования механизмов, узнают способы крепления и будут учиться выполнять их; об основных принципах моделирования, конструирования;
Второй уровень результатов - школьники получат опыт работы с деталями, освоят способы крепления деталей; получат возможность развития способности логически мыслить.
Третий уровень результатов – школьники приобретут опыт анализа конструкций и генерирования идей; научатся работать по предложенным инструкциям; творчески подходить к решению задачи по моделированию; излагать, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию, самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Практическая ценность изучения Легоконструирования в начальной школе выражается:
Умение детей работать в паре;
Овладение Леготерминологией;
Желание открывать новое в мире науки и техники;
Изучение основ программирования;
Нестандартность и неоднозначность в решении поставленных задач;
Желание детей помочь друг другу – развитие коммуникативных умений;
Выявление детей с конструкторскими способностями – ни один другой предмет в школе не дает этого представления;
Тематическое планирование:
№ | Тема занятия. | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1. | Вводное занятие. Знакомство с конструктором. | 1 | | |
2. | Знакомство с конструктором. Виды крепежа. | 1 | | |
3 | Сборка модели, работа с использованием различных вариантов крепежа. | 1 | | |
4. | Что нас окружает? Конструирование предметов быта. | 1 | | |
5. | Конструирование на свободную тему. Смешивание цветов. | 1 | | |
6. | Наш городской дом (одноэтажный) | 1 | | |
7. | Конструирование на свободную тему. Смешивание форм. | 1 | | |
8. | Конструирование любимой игрушки. | 1 | | |
9. | Наш городской дом. (многоэтажный) | 1 | | |
10. | Конструирование сельских построек. | 1 | | |
11. | Конструирование на тему: «Наш двор». | 1 | | |
12. | Конструирование на тему: «Наша школа». | 1 | | |
13. | Проект «Наш любимый город». Конструирование домов. | 1 | | |
14. | Проект «Наш любимый город». Составление улиц. | 1 | | |
15. | Проект «Наш любимый город». Конструирование машин. | 1 | | |
16. | Проект «Наш любимый город». Защита композиции. | 1 | | |
17. | Конструирование на свободную тему. Машины. | 1 | | |
18. | Конструирование на свободную тему. Карусели. | 1 | | |
19. | Наша улица | 1 | | |
20. | Какой бывает транспорт | 1 | | |
21. | Пассажирский транспорт | 1 | | |
22. | Грузовой транспорт | 1 | | |
23. | Зачем строят корабли | 1 | | |
24. | Почему поезда такие длинные | 1 | | |
25. | Назначение транспорта. Специальный транспорт | 1 | | |
26. | Машины будущего | 1 | | |
27. | Полезные вещи из LЕGО. | 1 | | |
28. | Воздушный транспорт. Полеты в космос. | 1 | | |
29. | Корабли осваивают вселенную. | 1 | | |
30. | Конструирование на свободную тему. Скоро лето. | 1 | | |
31. | По дорогам сказок А.С Пушкина | 1 | | |
32. | По дорогам сказок. Г.Х.Андерсена. | 1 | | |
33. | По дорогам сказок. К.И Чуковского. | 1 | | |
ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009. С. И. Волков «Конструирование», - М: «Просвещение».
2. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ.
3. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 195 стр.
4. Интернет-ресурсы.