Внеурочная проектная деятельность в условиях обновления ФГОС
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ «РАДУГА»
Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой.
Если ты не можешь быть солнцем,
будь звездой на небе.
Только найди своё дело
и старайся стать самым лучшим.
Дуглас
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Федеральные государственные образовательные стандарты значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Новизной данного направления является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Цель проектной деятельности - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
формирование позитивной самооценки, самоуважения;
формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве; формирование умения решать творческие задачи;
формирование способности к организации деятельности и управлении ею;
формирование умения работать с информацией.
Направление – социальное
В работе проектов активное участие принимают родители учащихся.
Этапы работы над проектом:
погружение в проект;
планирование деятельности;
осуществление деятельности по решению проблемы;
оформление результатов;
презентация результатов;
оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Тематика проектов
№ | Название проекта | Сроки | Продукт |
1 | Лицей для малышей (шефская работа) | 1 четверть | Сценарий праздника «День лицеиста»; книжка – раскладушка «19 октября- День лицеиста»; презентация «Мы первоклассники» |
2 | Моя семья - моё богатство (семейные традиции) | 2 четверть | Презентации |
3 | Проблемы современного пятиклассника | 3 четверть | Презентация; буклет |
4 | Мы выбираем дружбу (о дружбе народов мира) | 4 четверть | Разработка сценария для 5 классов |
Учебный проект – это современная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой - либо проблемы, значимой для участников проекта.
Критерии оценки проекта:
самостоятельность работы над проектом;
актуальность и значимость темы;
полнота раскрытия темы;
оригинальность решения проблемы;
артистизм и выразительность выступления;
как раскрыто содержание проекта в презентации;
использование средств наглядности технических средств.
Что в результате умеет и знает ученик:
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы, модели, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).
Значимость проекта как метода обучения:
- может применяться на уроке и во внеурочное время;
- ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален;
- формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен;
- даёт ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на каждой ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
I четверть ЛИЦЕЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Наш продукт:
1. Сценарий праздника День лицеиста (для классов).
2. Презентация «Мы первоклассники»
3.Книжка – раскладушка «19 октября - День лицеиста»
II четверть МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!