2. Сообщение темы и целей занятия. Объяснение нового материала. (5 мин) | — (1 слайд) Тема нашего занятия — «Нетрадиционные техники рисования. Фотокопия или рисование свечой». — Ребята, скажите, с помощью чего художник может создать картину? — Правильно. Существует множество методов рисования: с помощью красок, мелков, карандашей. Но наряду с этим существуют и нетрадиционные техники рисования. Сейчас мы рассмотрим некоторые из них. Но, для начала, скажите, какие необычные техники рисования вы уже знаете? — (2 слайд) Акватипия — это техника рисования красками и водой, метод водной печати. На куске стекла или пластика выполняется рисунок с помощью красок. Затем стекло прижимаем к бумаге и на ней остается отпечаток. — (3 слайд) Кляксография — в основе этой техники рисования лежит обычная клякса. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. — (4 слайд) Печать листьев — листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения. — (5 слайд) Граттаж — необходимо полностью покрыть лист бумаги акварелью, а сверху — толстым слоем воска. Для этого можно использовать обычную свечу. Далее сверху наносится слой туши или гуаши, смешанной с жидким мылом. Затем тонким предметом процарапывается рисунок. — (6 слайд) Фотокопия — для основного рисунка используется свеча, кусок сухого мыла или белый восковый мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки. (Учитель рисует на листе, прикрепленном на доске, свечой несколько линий и закрашивает акварелью, показывая, что линии проявятся под слоем краски) — Поэтому эта техника рисования и получила название «фотокопия». Именно с техникой фотокопии мы познакомимся сегодня подробнее. — Ребята, как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрашиваются, как лист бумаги, где рисунка нет? — Свечка состоит из вещества — воска, который отталкивает воду, она как будто сталкивается с его поверхности. Поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведённой водой. | Ответы учащихся: — С помощью красок, карандашей... — Граттаж, отпечатки листьев... Ответы учащихся. |
3. Практическая работа (28 мин) | — Скажите, ребята, какое у нас сейчас время года? — Правильно, зима. И сегодня я предлагаю вам нарисовать зимний пейзаж в технике фотокопии. — (7 слайд) Но сначала рассмотрите картины А. К. Саврасова «Зима. Начало» и И. И. Шишкина «Зимний лес». Скажите, что изображено на картинах? Какие цвета художники использовали при изображении снега? А что вы можете изобразить на своих рисунках? (8 слайд) — Хорошо. Теперь приступим к рисованию нашего пейзажа. Возьмите свой лист и расположите его горизонтально. (Учитель выполняет рисунок на заранее заготовленных листах формата А3) — Возьмите простой карандаш. Тонко, едва заметно, наметьте линию горизонта чуть ниже середины листа. Наметьте передний и задний план вашего пейзажа. Помните, что предметы на переднем плане находятся ближе к нам и они будут более крупными. Вы можете нарисовать деревья, кусты, домики, речку, дорожку... — Выполнив рисунок карандашом, начинайте обводить его кусочком свечи. Обведите все элементы рисунка. Снежные сугробы на вашем рисунке можете целиком закрасить свечой. — Теперь возьмите кисти. Покройте ваш рисунок акварелью, как следует разведя ее водой. Вы можете покрыть весь лист краской одного цвета (например, синей или фиолетовой) или раскрасить всё разными цветами, как на примере на доске. — Вот и готов пейзаж. Осталось только подождать, пока краска высохнет. | Ответы учащихся: — Зима. Ответы учащихся. Выполнение практической работы параллельно с учителем. |