1. Организационный момент (2 - 5 мин.). Инструктаж по правилам поведения на экскурсии Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в зимний лес. Но прежде мы должны вспомнить правила поведения в природе. 2. Проведение экскурсии. Создает эмоциональный настрой на работу. Чародейкою - зимою Околдован лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит, И стоит он, околдован, - Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан и окован, Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мечет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет, Ослепительной красой. Ф.И. Тютчев. Актуализация имеющихся знаний. - Какие изменения происходят в природе зимой? - Какие факторы неживой природы оказывают наиболее сильное воздействие на растения зимой? (Температура, долгота дня, освещенность, осадки. направление и сила ветра...) - Какие жизненные формы растений вы сейчас видите? - Как приспособились древесные растения к перенесению неблагоприятных зимних условий? Для ответа на вопрос предлагает выполнить задания по инструктивным карточкам, работая в группе. Карточки с планом наблюдений. 1.Рассмотрите общий вид безлистного дерева ( клен остролистный, ясень обыкновенный, рябина обыкновенная, акация белая...). Опишите внешние признаки ствола: цвет, рисунок коры ( трещины, шероховатости, чечевички). Укажите какую роль играют кора и чечевички в жизни дерева. Подумайте, изменяются ли функции чечевичек зимой? (Чечевички - это образования, через которые происходит газообмен, поступление и испарение влаги. на зиму в чечевичках образуется слой мертвых пробковых клеток, предохраняющий от потери влаги и промерзания0 2. Рассмотрите строения однолетних побегов, отметьте особенности : цвет(осенью и зимой) , длина, форма листового рубца, чечевички. С чем связано изменения цвета побега, какое биологическое значение имеет? ( Ранней осенью побеги были зеленого цвета, зимой они приобрели окраску свойственную данному виду(коричневые, серые, серо-желтые), так как под кожицей ветки образовался мертвый слой пробковых клеток, которые надежно предохраняют деревья от морозов, от испарения влаги). 3 . Рассмотрите строение почек, отметьте: расположение, форма, размер, окраска, особенности покрытия, количество почечных чешуек. Вспомните, какова их роль? 5. Отметьте наличие или отсутствие листьев. 6. Установите наличие или отсутствие плодов или семян ( форма, размер, цвет, состояние). Вспомните, какую роль играют семена в жизни растений. Сделайте вывод: как приспособились древесные растения к зимним условиям? - Посмотрите внимательно вокруг, какой жизненной формы растений сейчас нет? Почему? - Как травянистые растения живут зимой? Давайте осторожно разгребем снег и найдем растение мать - и -мачеху. Обратите внимание на почечку, которая не имеет чешуи, свежие не увядшие листья, волоски, покрывающие стебель и черешок листа, красно-фиолетовую окраску черешка и пластинки листа с нижней стороны. Все это является защитой для растения от сравнительно небольшой отрицательной температуры. - Почему травянистые растения могут жить под снегом? Выслушивает мнение детей, предлагает провести исследование. Измерьте толщину снежного покрова в разных местах( на открытом участке, под деревьями...), охарактеризуйте его структуру( мокрый или сухой; рыхлый или плотный), сравните температуру воздуха и температуру под снегом. Отметьте наличие или отсутствие ветра под снегом. Подумай, как скажется уплотнение снежного покрова на жизнь растений. Сделайте вывод. (Температура колеблется от -2о до + 2оС , чем больше толщина снежного покрова, тем выше температура. Толщина снега сохраняет постоянную температуру, не создает ее контрастности, которая приводит к испарению влаги. Отсутствует ветер, способствующего потере влаги . Уплотнение (утаптывание) снежного покрова приводит к исчезновению воздушной прослойки, способствующей сохранению тепла, создающей постоянный температурный режим. На травянистые растения действуют те же факторы неживой природы. что и на деревья и кустарники. Однако по характеру воздействия на травянистые растения они значительно отличаются. ) - К каким последствиям может привести прокладка лыжных трасс в одних и тех же местах? - Какой выход можете предложить? Рефлексия. - Каковы ваши впечатления от экскурсии? - Что вам понравилось больше всего? - Как вы оцениваете свою работу ? - Какие выводы для себя вы сделали? Домашнее задание: оформить результаты экскурсии. | Приветствуют учителя, вспоминают правила поведения на экскурсии, настраиваются на работу. Слушают стихотворение. . Отвечают на вопросы. Вспоминают экологические факторы известные из регулярных фенологических наблюдений; жизненные формы растений. Выполняют задания по предложенному плану, формулируют выводы. Проводят наблюдение за жизнью травянистых растений зимой, анализируют, обобщают. Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют оценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Л. Морально-этическая -ориентация на выполнение моральных норм. Л. К.Умение слушать и понимать речь других людей. Л. Формирование основ гражданской идентичности личности – чувство сопричастности своей к своей Родине. П. Умение осознанно строить речевое высказывание, анализировать. К. Умение слушать и понимать речь другого человека, выражать свои мысли. Л. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. П. Логические – умение проводить анализ объектов с целью выделения признаков, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К. Умение организовывать учебное взаимодействие в группе, обмениваться информацией с одноклассниками. Р. Умение организованно выполнять задания учителя, делать выводы по результатам работы, осуществлять самоконтроль и коррекцию Л. Формирование жизненного самоопределения. . П. Приобретение элементарных навыков работы с приборами, умение устанавливать причинно-следственные связи. К. Умение воспринимать информацию на слух, выражать свои мысли. Р.Умение организовать выполнение заданий учителя, осуществлять самоконтроль и коррекцию. Л. формирование личностного самоопределения и собственного целостного мировоззрения. Р. Самоконтроль. Л. - формирование личностного самоопределения. |