СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие Экскурсия" Чародейка - зима"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- закрепить знания обучающихся о жизненных формах растений; понятие "экологические факторы среды обитания",  показать их влияние на жизнь  растений;

-развивать умение вести наблюдения за приспособленностью растений к условиям существования;

- способствовать  развитию экологической грамотности, позитивному восприятию себя в природе, восприятию красоты природы. Прививать школьникам навыки поведения в природе.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие Экскурсия" Чародейка - зима"»








Внеурочное занятие

Экскурсия" Чародейка - зима"






Выполнила учитель биологии Батырева В.Д.





2015г.







Цели :

Предметные:

- закрепить знания обучающихся о жизненных формах растений; понятие "экологические факторы среды обитания", показать их влияние на жизнь растений.


Матапредметные:

-развивать умение вести наблюдения за приспособленностью растений к условиям существования.


Личностные:

- способствовать развитию экологической грамотности, позитивному восприятию себя в природе, восприятию красоты природы. Прививать школьникам навыки поведения в природе


Формируемые УУД:


Личностные действия (условное обозначение - Л) - расширение границы мировоззрения пониманием зимних явлений

в жизни растений, воспитание бережного отношения к себе и окружающей природе.

Познавательные действия (условное обозначение - П) – овладение умениями: наблюдать за живыми объектами,

анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно-следственных связей.

Регулятивные действия (условное обозначение - Р) – умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные умения (условное обозначение - К) – умение работать в группах, обмениваться информацией с одно-

классниками высказывать свое мнение в диалоге и быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контр-

аргументов,влиять на поведение друг друга через работу в группах.

Оборудование: Общее - метровая линейка, термометр. Индивидуальное - блокнот, карандаш, лупа.

План экскурсии: 1. Организационный момент. 2. Выполнение групповых заданий: изучение приспособленности растений к зимним условиям. 3. Подведение итогов экскурсии. 5. Домашнее задание.






Деятельность учителя



Деятельность учащихся


Формируемые УУД



1. Организационный момент (2 - 5 мин.).

Инструктаж по правилам поведения на экскурсии

Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в зимний лес. Но прежде мы должны вспомнить правила поведения в природе.


2. Проведение экскурсии.

Создает эмоциональный настрой на работу.


Чародейкою - зимою

Околдован лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит,

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан и окован,

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет,

Ослепительной красой.

Ф.И. Тютчев.

Актуализация имеющихся знаний.


- Какие изменения происходят в природе зимой?

- Какие факторы неживой природы оказывают наиболее сильное воздействие на растения зимой?

(Температура, долгота дня, освещенность, осадки. направление и сила ветра...)

- Какие жизненные формы растений вы сейчас видите?

- Как приспособились древесные растения к перенесению неблагоприятных зимних условий?

Для ответа на вопрос предлагает выполнить задания по инструктивным карточкам, работая в группе.


Карточки с планом наблюдений.

1.Рассмотрите общий вид безлистного дерева ( клен остролистный, ясень обыкновенный, рябина обыкновенная, акация белая...). Опишите внешние признаки ствола: цвет, рисунок коры ( трещины, шероховатости, чечевички). Укажите какую роль играют кора и чечевички в жизни дерева. Подумайте, изменяются ли функции чечевичек зимой?

(Чечевички - это образования, через которые происходит газообмен, поступление и испарение влаги. на зиму в чечевичках образуется слой мертвых пробковых клеток, предохраняющий от потери влаги и промерзания0

2. Рассмотрите строения однолетних побегов, отметьте особенности : цвет(осенью и зимой) , длина, форма листового рубца, чечевички. С чем связано изменения цвета побега, какое биологическое значение имеет?

( Ранней осенью побеги были зеленого цвета, зимой они приобрели окраску свойственную данному виду(коричневые, серые, серо-желтые), так как под кожицей ветки образовался мертвый слой пробковых клеток, которые надежно предохраняют деревья от морозов, от испарения влаги).

3 . Рассмотрите строение почек, отметьте: расположение, форма, размер, окраска, особенности покрытия, количество почечных чешуек. Вспомните, какова их роль?

5. Отметьте наличие или отсутствие листьев.

6. Установите наличие или отсутствие плодов или семян ( форма, размер, цвет, состояние). Вспомните, какую роль играют семена в жизни растений.

Сделайте вывод: как приспособились древесные растения к зимним условиям?

- Посмотрите внимательно вокруг, какой жизненной формы растений сейчас нет? Почему?

- Как травянистые растения живут зимой?


Давайте осторожно разгребем снег и найдем растение мать - и -мачеху. Обратите внимание на почечку, которая не имеет чешуи, свежие не увядшие листья, волоски, покрывающие стебель и черешок листа, красно-фиолетовую окраску черешка и пластинки листа с нижней стороны. Все это является защитой для растения от сравнительно небольшой отрицательной температуры.

- Почему травянистые растения могут жить под снегом?


Выслушивает мнение детей, предлагает провести исследование.


Измерьте толщину снежного покрова в разных местах( на открытом участке, под деревьями...), охарактеризуйте его структуру( мокрый или сухой; рыхлый или плотный), сравните температуру воздуха и температуру под снегом. Отметьте наличие или отсутствие ветра под снегом. Подумай, как скажется уплотнение снежного покрова на жизнь растений.

Сделайте вывод.

(Температура колеблется от -2о до + 2оС , чем больше толщина снежного покрова, тем выше температура. Толщина снега сохраняет постоянную температуру, не создает ее контрастности, которая приводит к испарению влаги. Отсутствует ветер, способствующего потере влаги . Уплотнение (утаптывание) снежного покрова приводит к исчезновению воздушной прослойки, способствующей сохранению тепла, создающей постоянный температурный режим.

На травянистые растения действуют те же факторы неживой природы. что и на деревья и кустарники. Однако по характеру воздействия на травянистые растения они значительно отличаются. )

- К каким последствиям может привести прокладка лыжных трасс в одних и тех же местах?

- Какой выход можете предложить?

Рефлексия.

- Каковы ваши впечатления от экскурсии?

- Что вам понравилось больше всего?

- Как вы оцениваете свою работу ?

- Какие выводы для себя вы сделали?



Домашнее задание: оформить результаты экскурсии.



Приветствуют учителя, вспоминают правила поведения на экскурсии, настраиваются на работу.








Слушают стихотворение.



.












Отвечают на вопросы.

Вспоминают экологические факторы известные из регулярных фенологических наблюдений; жизненные формы растений.







Выполняют задания по предложенному плану, формулируют выводы.






























Проводят наблюдение за жизнью травянистых растений зимой, анализируют, обобщают.


























Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют оценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.



Л. Морально-этическая -ориентация на выполнение моральных норм.




Л.






К.Умение слушать и понимать речь других людей.

Л. Формирование основ гражданской идентичности личности – чувство сопричастности своей к своей Родине.













П. Умение осознанно строить речевое высказывание, анализировать.

К. Умение слушать и понимать речь другого человека, выражать свои мысли.

Л. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.



П. Логические – умение проводить анализ объектов с целью выделения признаков, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К. Умение организовывать учебное взаимодействие в группе,

обмениваться информацией с одноклассниками.

Р. Умение организованно выполнять задания учителя, делать выводы по результатам работы, осуществлять самоконтроль и коррекцию

Л. Формирование жизненного самоопределения.



.















П. Приобретение элементарных навыков работы с приборами, умение устанавливать причинно-следственные связи.

К. Умение воспринимать информацию на слух, выражать свои мысли.

Р.Умение организовать выполнение заданий учителя, осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Л. формирование личностного самоопределения и собственного целостного мировоззрения.



















Р. Самоконтроль.

Л. - формирование личностного самоопределения.