Клуб «Радуга»
Класс – 4 «в»
Тема занятия: «Пластилинография. В царстве Нептуна.»
Тип занятия: систематизация полученных знаний.
Технология занятия: элементы кейс-технологии, проектирование.
Образовательная цель: закрепление способностей и умений обучающихся в новой технике изобразительного искусства – пластилинографии.
Развивающая цель: расширение общего кругозора в изобразительном искусстве. Развитие волевых качеств: усидчивости, собранности, старательности, аккуратности. Развитие мелкой моторики рук. Формирование понятия «пластилинография», умение объяснять это понятие.
Воспитательная цель: воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
Формирование УУД:
Личностные действия: формировать способности «смотреть и видеть» в созданных природой формах красоту, радость и гордость от того, что можно помочь другим, творческий интерес к закреплению нового материала, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определить тему, цель учебной деятельности, план выполнения задания, определить правильность выполнения задания, оценка своего задания, коррекция..
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь ставить проблему и решать её.
Коммуникативные действия: уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать своё мнение.
Основные понятия: «пластилинография», «декорирование».
Оборудование: нетбук, интерактивный комплекс, раздаточный материал (ватман, заготовки с силуэтами морских жителей, пластилин, стеки, дощечки для работы с пластилином, материал для декора), музыкальная запись мелодии моря, песен из мультфильма «Русалочка».
Этапы занятий | Действия учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 этап. Мотивационный (1-2 мин.) | Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. | | |
2 этап. Актуализация знаний (4-5 мин.) | - Но несмотря на ваши красивые улыбки, я чувствую ваше волнение. Закройте глаза и послушайте красивую мелодию. - Что это за мелодия? - Что вам представилось, когда вы слушали звуки волн? Только отвечайте так, будто вы мысленно рисуете, а я попытаюсь ваши так называемые рисунки изобразить на экране. Показ слайдов с морским пейзажем на дне и его обитателями. - Ребята, а вы знаете, чьи владения вы сейчас описывали? Стук в дверь. Входит почтальон и передаёт письмо и посылку. - Письмо от Ариэль. Кто это? Из какой сказки? Читаю письмо: «Здравствуйте, девочки! Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что у моего отца скоро День рождения. Я хочу подарить ему картину с изображением подводного царства, но одной мне не справиться. Я знаю, что вы хорошо рисуете, поэтому и обращаюсь к вам. Помогите, пожалуйста! Я буду очень благодарна вам. P.S.: материал для рисования я передала в посылке. Спасибо! Ариэль.» - Поможем принцессе Ариэль? Вешаю на доску начатую принцессой картину. Достаю из посылки материал: пластилин, кисточки, стеки, материал для декора, дощечки для лепки, заготовки. - Вы что-нибудь понимаете? Причём здесь пластилин и рисование? Кажется я догадалась. А вы ребята? По-моему здесь чего-то не хватает или что-то лишнее. - Чем же мы сегодня будем заниматься? Как называется эта методика? Вспомните, что это? Где мы будем применять эту технику ИЗО. Попробуйте сформулировать тему? Слайд с темой. - И перед нами стоит задача: красиво, правильно, используя технику «пластилинографии», выполнить коллективную проектную работу «подводного царства». | Слушают мелодию волн Ответы о мелодии и их воображении Ответы Ответы Ответы Называют тему. | Личностные: Развивать чувство прекрасного на примерах прослушивания мелодии и мысленного рисования по представлению. Коммуникативные: Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные: Определять тему и цель учебной деятельности. Познавательные: Делать выводы, перерабатывать информацию. |
3 этап. Открытие новых знаний (10 мин.) | - И сейчас мы совершим виртуальное путешествие в царство Нептуна, но для этого нам нужно стать похожими на морских жителей. Физ. минутка. Слайд: «В царстве Нептуна». Слайды с изображением морского дна. Диалог учителя и учащихся по картинкам: обратить внимание на форму и цвет морских жителей, воды, морских растений. - Теперь определим порядок нашей работы. Посмотрите на слайд: - орг. момент (посмотрите, всё ли у вас есть на столе для выполнения задания: пластилин, стеки, дощечки, заготовки; обратите внимание на некоторые предметы; как вы думаете, зачем они нам; как по-другому называется украшение изделий в ИЗО?); - правила безопасности и поведения во время работы; - техника выполнения задания. - Помните, что главные инструменты – это ваша фантазия и руки. | Диалог Ответы | Личностные: Развивать чувство прекрасного при обсуждении фотографий с изображением подводного мира. Коммуникативные: Участвовать в диалоге с учителем. Познавательные: Перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. Регулятивные: Самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль. |
4 этап. Самостоятельная работа (20 мин.) | Во время работы звучат мелодии: из мультфильма «Русалочка», на морскую тематику. Дети работают со своими заготовками. А я дополняю фон на общей картине и помогаю, если потребуется, детям. Готовые изделия приклеиваем. Вывешиваем картину на доску. | | Регулятивные: Самоконтроль и коррекция. |
5 этап. Рефлексия (7 мин.) | - Покажем всем ваше произведение искусства – картина с изображением подводного царства. - Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Раздаю конверты. - Откройте конверты и достаньте содержимое. На что это похоже? Но это непросто лучи, а лучики настроения: жёлтый – весёлый лучик, который освещает морское дно, когда проходит сквозь морские глубины, ему очень понравилось занятие, он считает, что справился с работой; оранжевый – обычное настроение, считает, что у него не всё получилось; голубой – грустный лучик, он незаметен в морских просторах, он думает, что у него ничего не получилось. - Возьмите тот лучик, который по-вашему мнению подходит сейчас вашему настроению и мнению по поводу проделанной вами работы. Дети прикрепляют свои лучики магнитиками к картине. Спасибо девочкам за работу на занятии, я уверена, что Нептун останется доволен этим подарком, и русалочка благодарна за вашу помощь. Спасибо гостям за то, что посетили наше занятие. Слайд: «Спасибо за внимание!» | Ответы | Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. Регулятивные: Оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка. |
Самоанализ внеурочного занятия клуба «Радуга»
учителя МКОУ «Кореневской средней общеобразовательной школы №1»
Молокоедовой Натальи Николаевны.
Тема занятия: «Пластилинография. В царстве Нептуна.»
Тип занятия: систематизация полученных знаний.
Технология занятия: элементы кейс-технологии, проектирование.
Самоанализ занятия хочу начать с краткой характеристики группы ребят.
Группа учащихся 4 класса состоит из девочек с одинаковым уровнем развития, общим интересом: формирования и систематизации знаний о различных техниках изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. Все обучающиеся обладают высокими способностями и работу выполняют самостоятельно, с меньшим вмешательством учителя, быстро осваивают новый материал.
Данное занятие является вторым по теме: «Пластилинография». На первом занятии учащиеся познакомились с понятием «пластилинография» и техникой её выполнения, где они пробовали непроизвольно наносить на основу. Сегодня ребята попытались реализовать эту технику на конкретных заготовках, имеющих определённую форму.
Эту тему легко восприняли мои ученики, т.к. восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. В своей работе я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников.
Цель моего занятия: учить видеть красоту окружающей действительности.
Данные цели реализуются посредством следующих задач:
Образовательные:
Развивающие:
развивать художественный вкус, творческие способности, воображение;
развивать умение планировать свою работу;
развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству;
воспитывать аккуратность, самостоятельность;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Здоровьеформирующие:
создать благоприятные условия на уроке для сохранения здоровья школьников;
организовать двигательную активность, гимнастику для глаз и рук.
Тип урока. Для достижения цели был выбран тип урока «систематизация полученных знаний».
На уроке были применены следующие формы организации познавательной деятельности учащихся : общеклассная, индивидуальная и фронтальная работа, которые в ходе урока сменяли друг друга. При планировании учтены особенности знаний учащихся по данному материалу.
На уроке старалась формировать у учащихся следующие универсальные учебные действия:
Познавательные УУД – дети самостоятельно формулируют познавательные цели, ищут информацию, проводят ее анализ, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, обобщают.
Личностные УУД – используют фантазию, воображение при выполнении учебных действий, устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала.
Коммуникативные УУД – умют работать как самостоятельно, так и в коллективе, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать своё мнение.
Регулятивные УУД – ставят учебные задачи, планируют выполнение работы, учатся мобилизовать силы и энергию к преодолению препятствий, проводят контроль, оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватно-ретроспективной оценки, учатся осознавать качество и уровень усвоения материала, ищут ошибки в выполнении работы.
На уроке были использованы методы обучения:
сочетание словесных и наглядно-демонстративных методов (в течение всего урока),
практический метод (на этапе самостоятельной деятельности),
интерактивный (в течение всего урока),
проблемно-поисковый метод (на этапе актуализации знаний, на этапе построения плана выхода из затруднения и открытия детьми новых знаний),
репродуктивный ( иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка).
На занятии использовала информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности и повышения качества образования учащихся.
Занятие начинается с самоопределения учебной деятельности. Задача на данном этапе: мотивировать учащихся к учебной деятельности. Педагог и учащиеся приветствуют друг друга, мысленно желают друг другу что-то хорошее.
Следующий этап урока (актуализация знаний) позволил быстро включить учащихся в ход работы. Задача этого этапа: актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний; актуализация мыслительных операций, мотивация к выполнению учебного действия. Данный этап начала с релаксации и создания проблемной ситуации. Учащиеся слушали звуки природы (шум волн), мысленно рисовали представленное ими от услышанного и проговаривали так называемые рисунки, которые я пыталась изобразить на экране; отгадывали, чьи владения они описывали. Созданию проблемной ситуации послужило письмо с просьбой о помощи. Здесь же я применила один из видов деятельности – кейс-технологию, где учащиеся при распаковке посылки определяли, какой материал им сегодня понадобится для работы. Это подвело ребят к следующему этапу занятия, где шло формирование регулятивных умений, когда учащиеся прогнозировали, чем они будут заниматься на занятии, самостоятельно формулировали познавательные цели, чему они хотят научиться на уроке и определили тему урока. Я уверена, что определение целей обучающимися прививает у них навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.
Исходя из поставленных целей и задач, ребята строили порядок своей работы. Для активизации деятельности учащихся было предложено совершить путешествие в царство Нептуна, которое сопровождалось обсуждением морских просторов, их обитателей, где обратили внимание на форму и цвет морских жителей и растений; а также вспомнить изученную технологию «пластилинография» и технику её выполнения.
Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе занятия была достигнута дидактическая цель. Ребята научились растирать пластилином на поверхности, соблюдая нужную форму и цветовую гамму при использовании новой технологии изобразительного искусства «пластилинографии».. Структура занятия соответствовала логике проведения заявленного типа урока, соответствовала психологическим и физиологическим особенностям учащихся данного возраста, была рациональна для решения поставленных задач, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и систематизации полученных знаний.
Отобранное содержание, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах занятия, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов способствовали достижению образовательных целей, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Учащиеся на занятии были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Со стороны учителя были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик» и рефлексия занятия показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется автоматизированное место учителя, поэтому я активно использую мультимедийные средства обучения, поскольку они имеют ряд преимуществ:
делают процесс обучения продуктивным посредством наглядности;
мотивируют познавательную деятельность учащихся;
развивают их творческие способности;
учитель экономит время на уроке для оформления классной доски, наглядного и иллюстративного материала.
Я считаю, что занятие составлено в соответствии с поставленными целями и задачами. Занятие своей цели достигло.
Учитель искусства (СЗО): Молокоедова Н.Н.
Директор МКОУ «Кореневская
Средняя общеобразовательная
Школа №1» Подлесных Т.Н.
Здравствуйте, девочки!
Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что у моего отца скоро День рождения. Я хочу подарить ему картину с изображением подводного царства, но одной мне не справиться. Я знаю, что вы хорошо рисуете, поэтому и обращаюсь к вам. Помогите, пожалуйста! Я буду очень благодарна вам.
P.S.: материал для рисования я передала в посылке. Спасибо!
Ариэль.