Приложение 2.1.8
Методическая разработка внеурочного занятия по словесности
для учащихся 10 класса
Тема: "Язык - одежда мыслей" (Сэмюэл Джонсон)
Эпиграф: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык" (К.Г.Паустовский)
Цели:
Обучающие:
познакомить учащихся с понятиями "словесность", "предмет словесности", "произведение словесности";
помочь им выяснить, что изучает словесность;
закрепить умение анализировать текст с точки зрения художественной выразительности;
отработать навыки применения знаний на практике.
Развивающие:
развивать аналитическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
развивать культуру речи учащихся.
Воспитывающие цели:
воспитывать умение работать в группах;
воспитывать культуру чтения художественного текста;
воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.
Задачи:
создание для учащихся развивающей среды средствами русского языка на основе межпредметной интеграции с литературой;
создание условий для понимания и осмысления важности точно подобранного слова для выражения главной мысли;
создание условий для осознания богатства и разнообразия словесных средств и возможностей русского языка;
содействие воспитанию умного читателя.
Оборудование:
мультимедийная презентация;
раздаточный материал:
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- наличие достаточного объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- стремление к познавательной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в обществе;
- навыки сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные:
- умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности;
- умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
- владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные:
- сформированность представлений о предмете и произведении словесности;
- сформированность понятий о художественных средствах выразительности;
- умение анализировать единицы различных языковых уровней;
- способность свободно общаться в различных формах и на заданную тему;
- свободное использование словарного запаса.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Приветствие учащихся, объявление темы и вида занятия.
2. Актуализация знаний учащихся. Получение новых знаний.
- Что называется словесностью? (Словесность прежде всего можно определить как словесное творчество, словесное искусство. Автор популярнейшего в конце ХIХ - начале ХХ в. учебника теории словесности И.М.Белоруссов писал: "Словесность - искусство изображать посредством слова всевозможные предметы и явления и всевозможные душевные состояния. Словесность есть самый высший род искусства, в известной степени совмещающий в себе свойства всех остальных искусств").
- Что является произведением словесности? (Произведением словесности называется устный или письменный текст, который автор текста (один человек или коллектив) завершил с намерением объединить мысль с материалом речи при помощи орудий речи).
- Что является предметом словесности? Что изучает словесность? (Предмет словесности можно определить как изучение единства содержания произведения словесности и способов языкового выражения этого содержания).
- Итак, способы языкового выражения. То есть, нормы речи. Какие нормы речи вы знаете? (лексические, морфологические, орфоэпические, стилистические, грамматические).
- В каких стилях речи употребляется нормированная речь? (в научном, официально-деловом, публицистическом).
- В каком стиле возможны отхождения от норм речи? Чем это обусловлено? (в художественном: с целью стилизации, создания образа человека и эпохи).
- Как вы думаете, владел ли А.С.Пушкин нормированной речью?
- Но вот его слова:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
- Вместе с тем, поэт прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов. Он правил по многу раз свои рукописи, добиваясь, чтобы фраза была точной и лаконичной. Вот как об этом писал Н.В.Гоголь: "Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего." Так о чём же писал великий русский поэт?
- В языке художественной литературы нарушение нормы вполне возможны. Л.В.Щерба, русский языковед, утверждал: "…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей".
- Чем пользуются писатели и поэты, чтобы не быть скучными? (ИВС) С какой целью? (создание образа, передача мыслей, своего отношения к тому, о чём пишут)
- Для чего мы изучаем ИВС? (чтобы лучше понимать худ. произведение и учиться самим их употреблять).
- Объявление целей урока.
3. Закрепление материала.
Работа с текстом. (фрагмент романа И.А.Гончарова "Обломов": из главы "Сон Обломова").
"1) Где мы? 2) В какой благословленный уголок земли принес нас сон Обломова? 3) Что за чудный край! 4) Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов–нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
5) Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? 6) Море, например? 7) Бог с ним! 8) Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. 9) Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
10) Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свое, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на суку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. 11) Птицы не щебечут вокруг ; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
12) Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! 13) От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.
14) Нет, бог с ним, с морем!..
15) Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. 16) Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя. 17) И небо там над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.
18) Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой."
Задания по группам.
1 группа.
- Найдите и подчеркните в тексте лексические повторы. Сколько раз повторяется слово море? Почему?
В тексте содержатся следующие лексические повторы: уголок (1,18), море (4, 6, 13, 14), горы (4, 15), скалы (4, 17), прóпасти (4, 15, 17), грандиозное (4, 5), дикое (4, 5), человек (8, 12, 15), в 17-м предложении слово человек повторяется в форме мн.ч.: людей. Слово "море" 4 раза повторяется в тексте потому, что автор разворачивает перед читателями грандиозную и устрашающую картину моря.
2 группа.
- Какими оборотами речи заменяется слово "море" в тексте? Как называется такие обороты? Дайте им определение. Какова их роль?
Слово "море" заменяется следующими описательными оборотами: необозримая пелена вод, бесконечная картина, бешеные раскаты валов. Такие обороты речи называют перифразами. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики описываемого предмета, явления или лица. Перифразы помогают избежать повторов, в образной форме выражают оценку объекта и являются богатым резервом синонимических средств языка.
Для всех.
- Перифразы могут быть как общеупотребительными и общепонятными, относящимися только к данному объекту (лиса – рыжая плутовка, Япония – страна восходящего солнца), так и контекстуальными, т.е. относящимися к данному лицу или предмету только в определенном контексте. Какие из них используются в этом тексте? Докажите свое мнение.
Здесь используются контекстуальные перифразы, т.к. в другом контексте они могут быть отнесены, например, к океану или озеру, а словосочетания бесконечная картина и широкая картина – к степи, к небу и т.д.
- Выпишите все перифразы, заменяющие в этом тексте наименование "Обломовка". Как вы думаете, с чьей точки зрения оценивается этот край: автора, Ильи Ильича, обломовцев?
Обломовка – благословленный уголок земли – чудный край – мирный уголок. Этот край оценивается с точки зрения обломовцев и главного героя, который также к ним принадлежит. Обломовцы не просто любят свою деревню, но даже считают её идеалом жизни. Так же думает и Илья Ильич Обломов, поэтому во сне он с умилением и радостью видит чудный край.
3 группа.
- Найдите в тексте одиночный синоним слова "море". Каким является этот синоним? Какой образ моря создает автор? Какие слова он для этого использует?
Контекстуальный синоним слова "море" – чудовище, т.е. нечто страшное, враждебное человеку. А.И.Гончаров создает образ моря – громадного, ревущего, стонущего, вечно существующего чудовища: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное, стон, чудовище , зловещие голоса.
- Найдите в тексте синонимы слов "горы" и "прóпасти". Какие это синонимы? Какую смысловую и оценочную роль играет такая синонимия?
Контекстуальные синонимы слов "горы" и "прóпасти" – когти и зубы дикого зверя. Такая контекстуальная синонимия создаёт образ дикой, угрюмой, враждебной человеку природы.
4 группа.
- Какими фонетическими средствами создаётся звуковой образ моря?
Звуковой образ моря сложен: это то ревущее, то стонущее чудовище. Поэтому аллитерации тут чередуются и сочетаются с ассонансами. Например, в 10 предложении звуковой образ моря создаётся чередованием повторов согласных звуков [р], [в], [б], передающих рев и рокот, и аллитераций [с], [н], [ж] в сочетании с ассонансами [о], [у], которые создают впечатление стона, завывания.
- Обратите внимание на предложения 15 и 16. Какую роль здесь играют эти фонетические средства?
В предложениях 15 и 16 аллитерация используется не только для создания звукового образа, но и для передачи эмоционального впечатления, определённого восприятия дикой природы слабым человеком. Это средство выразительности (горы, пропасти, грозны, страшны, устремлённые, зверя) усиливает впечатление страха, угрозы, исходящей от дикой природы.
5 группа.
- Какие тропы использует И.А.Гончаров для создания такого образа природы?
И.А.Гончаров использует разные фигуры речи:
- эпитеты (в том числе и метафорические): необозримая (пелена вод), бесконечная (картина), бешеные (раскаты валов), мрачное и неразгаданное (содержание), зловещие (голоса), дикого (зверя) и проч.
- сравнения: безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся…и кружатся. Они (горы и пропасти) грозны, страшны, как выпущенные и устремлённые на него когти и зубы дикого зверя.
- олицетворения: рев валов, валы твердят свою…песнь, в которой слышится стон и жалобы будто обречённого на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса; вопли природы; небо…отступилось о т людей.
- метафоры: бешеные ( раскаты валов), вопли природы.
Для всех.
- Какие образы создаются автором при помощи перифраз, контекстных синонимов, аллитерации, ассонанса?
Образы дикой природы, угрожающей слабому человеку.
- Каков основной композиционный приём, легший в основу этого текста?
Антитеза.
- Найдите и выпишите из текста примеры антонимов. Какие это антонимы? С какой целью они используются здесь?
Здесь есть контекстуальные антонимы: благословленный уголок – грандиозное, дикое и угрюмое, а также лексические антонимы мирный уголок – грозны (горы и пропасти). Антонимы – это слова одной части речи с противоположными лексическими значениями. В этом тексте они используются для того, чтобы подчеркнуть основное противопоставление: мир Обломовки – дикая природа.
6 группа.
- На какие три части можно разделить этот текст? Условно их назовите. Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся? В чём смысл такой композиции?
Весь текст можно разделить на три основные части: 1. Два первых абзаца (чудный уголок). 2. С 5-го по 17-е предложения – картина дикой природы; 3. Последний абзац (мирный уголок). Большую среднюю часть также можно подразделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, морем, горами и пропастями.
Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность и замкнутость того мира, в котором живут обломовцы.
Для всех.
- Почему И.А.Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, прóпасти?
Море, горы и прóпасти – это излюбленные образы романтической литературы, связанные в романтизме с такими понятиями, как вечная неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, писатель усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословленного мира, где царствует покой, и одновременно как бы подчеркивает свою литературную позицию: отказ от романтизма как метода, изображающего нечто необычное, исключительное, далекое от обыкновенной жизни.
4. Рефлексия.
Что нового узнали на занятии?
Насколько понятие "словесность" шире понятия "русский язык"?
Чему научились?
Чем полезно было занятие?
Какие трудности испытывали?
Каковы были цели занятия? Достигнуты ли они?
5. Домашнее задание (на перспективу).
Приложения
Приложение 1
"1) Где мы? 2) В какой благословленный уголок земли принес нас сон Обломова? 3) Что за чудный край! 4) Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов–нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
5) Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? 6) Море, например? 7) Бог с ним! 8) Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. 9) Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
10) Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свое, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на суку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. 11) Птицы не щебечут вокруг ; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
12) Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! 13) От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.
14) Нет, бог с ним, с морем!..
15) Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. 16) Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя. 17) И небо там над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.
18) Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой."
Приложение 2
1 группа.
- Найдите и подчеркните в тексте лексические повторы. Сколько раз повторяется слово море? Почему?
__________________________________________________________________
2 группа.
- Какими оборотами речи заменяется слово "море" в тексте? Как называется такие обороты? Дайте им определение. Какова их роль?
________________________________________________________________
3 группа.
- Найдите в тексте одиночный синоним слова "море". Каким является этот синоним? Какой образ моря создает автор? Какие слова он для этого использует?
_________________________________________________________________
4 группа.
- Какими фонетическими средствами создаётся звуковой образ моря?
__________________________________________________________________
5 группа.
- Какие тропы использует И.А.Гончаров для создания такого образа природы? (дикой, устрашающей)
_________________________________________________________________
6 группа.
- На какие три части можно разделить этот текст? Условно их назовите. Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся? В чём смысл такой композиции?
_________________________________________________________________