СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по словесности "Язык - одежда мыслей"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие проводилось в рамках методической декады гуманитарных дисциплин как нестандартный урок. 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по словесности»

Приложение 2.1.8

Методическая разработка внеурочного занятия по словесности

для учащихся 10 класса

Тема: "Язык - одежда мыслей" (Сэмюэл Джонсон)

Эпиграф: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык" (К.Г.Паустовский)

Цели:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с понятиями "словесность", "предмет словесности", "произведение словесности";

  • помочь им выяснить, что изучает словесность;

  • закрепить умение анализировать текст с точки зрения художественной выразительности;

  • отработать навыки применения знаний на практике.

Развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;

  • развивать культуру речи учащихся.

Воспитывающие цели:

  • воспитывать умение работать в группах;

  • воспитывать культуру чтения художественного текста;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Задачи:

  • создание для учащихся развивающей среды средствами русского языка на основе межпредметной интеграции с литературой;

  • создание условий для понимания и осмысления важности точно подобранного слова для выражения главной мысли;

  • создание условий для осознания богатства и разнообразия словесных средств и возможностей русского языка;

  • содействие воспитанию умного читателя.

Оборудование:

  1. мультимедийная презентация;

  2. раздаточный материал:

  • фрагмент романа А.И.Гончарова "Обломов" (из главы "Сон Обломова") - Приложение №1;

  • задания для 6 групп учащихся для работы по данному фрагменту - Приложение №2.

Планируемые результаты:

Личностные:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- наличие достаточного объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- стремление к познавательной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в обществе;

- навыки сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные:

- умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности;

- умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;

- владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные:

- сформированность представлений о предмете и произведении словесности;

- сформированность понятий о художественных средствах выразительности;

- умение анализировать единицы различных языковых уровней;

- способность свободно общаться в различных формах и на заданную тему;

- свободное использование словарного запаса.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Приветствие учащихся, объявление темы и вида занятия.

2. Актуализация знаний учащихся. Получение новых знаний.

  1. - Что называется словесностью? (Словесность прежде всего можно определить как словесное творчество, словесное искусство. Автор популярнейшего в конце ХIХ - начале ХХ в. учебника теории словесности И.М.Белоруссов писал: "Словесность - искусство изображать посредством слова всевозможные предметы и явления и всевозможные душевные состояния. Словесность есть самый высший род искусства, в известной степени совмещающий в себе свойства всех остальных искусств").

- Что является произведением словесности? (Произведением словесности называется устный или письменный текст, который автор текста (один человек или коллектив) завершил с намерением объединить мысль с материалом речи при помощи орудий речи).

- Что является предметом словесности? Что изучает словесность? (Предмет словесности можно определить как изучение единства содержания произведения словесности и способов языкового выражения этого содержания).

  1. - Итак, способы языкового выражения. То есть, нормы речи. Какие нормы речи вы знаете? (лексические, морфологические, орфоэпические, стилистические, грамматические).

- В каких стилях речи употребляется нормированная речь? (в научном, официально-деловом, публицистическом).

- В каком стиле возможны отхождения от норм речи? Чем это обусловлено? (в художественном: с целью стилизации, создания образа человека и эпохи).

- Как вы думаете, владел ли А.С.Пушкин нормированной речью?

- Но вот его слова:

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

- Вместе с тем, поэт прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов. Он правил по многу раз свои рукописи, добиваясь, чтобы фраза была точной и лаконичной. Вот как об этом писал Н.В.Гоголь: "Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего."  Так о чём же писал великий русский поэт?

- В языке художественной литературы нарушение нормы вполне возможны. Л.В.Щерба, русский языковед, утверждал: "…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей".

- Чем пользуются писатели и поэты, чтобы не быть скучными? (ИВС) С какой целью? (создание образа, передача мыслей, своего отношения к тому, о чём пишут)

- Для чего мы изучаем ИВС? (чтобы лучше понимать худ. произведение и учиться самим их употреблять).

- Объявление целей урока.

3. Закрепление материала.

Работа с текстом. (фрагмент романа И.А.Гончарова "Обломов": из главы "Сон Обломова").

"1) Где мы? 2) В какой благословленный уголок земли принес нас сон Обломова? 3) Что за чудный край! 4) Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов–нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

5) Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? 6) Море, например? 7) Бог с ним! 8) Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. 9) Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

10) Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свое, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на суку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. 11) Птицы не щебечут вокруг ; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

12) Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! 13) От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.

14) Нет, бог с ним, с морем!..

15) Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. 16) Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя. 17) И небо там над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.

18) Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой."

Задания по группам.

1 группа.

- Найдите и подчеркните в тексте лексические повторы. Сколько раз повторяется слово море? Почему?

В тексте содержатся следующие лексические повторы: уголок (1,18), море (4, 6, 13, 14), горы (4, 15), скалы (4, 17), прóпасти (4, 15, 17), грандиозное (4, 5), дикое (4, 5), человек (8, 12, 15), в 17-м предложении слово человек повторяется в форме мн.ч.: людей. Слово "море" 4 раза повторяется в тексте потому, что автор разворачивает перед читателями грандиозную и устрашающую картину моря.

2 группа.

- Какими оборотами речи заменяется слово "море" в тексте? Как называется такие обороты? Дайте им определение. Какова их роль?

Слово "море" заменяется следующими описательными оборотами: необозримая пелена вод, бесконечная картина, бешеные раскаты валов. Такие обороты речи называют перифразами. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики описываемого предмета, явления или лица. Перифразы помогают избежать повторов, в образной форме выражают оценку объекта и являются богатым резервом синонимических средств языка.

Для всех.

- Перифразы могут быть как общеупотребительными и общепонятными, относящимися только к данному объекту (лиса – рыжая плутовка, Япония – страна восходящего солнца), так и контекстуальными, т.е. относящимися к данному лицу или предмету только в определенном контексте. Какие из них используются в этом тексте? Докажите свое мнение.

Здесь используются контекстуальные перифразы, т.к. в другом контексте они могут быть отнесены, например, к океану или озеру, а словосочетания бесконечная картина и широкая картина – к степи, к небу и т.д.

- Выпишите все перифразы, заменяющие в этом тексте наименование "Обломовка". Как вы думаете, с чьей точки зрения оценивается этот край: автора, Ильи Ильича, обломовцев?

Обломовка – благословленный уголок земли – чудный край – мирный уголок. Этот край оценивается с точки зрения обломовцев и главного героя, который также к ним принадлежит. Обломовцы не просто любят свою деревню, но даже считают её идеалом жизни. Так же думает и Илья Ильич Обломов, поэтому во сне он с умилением и радостью видит чудный край.

3 группа.

- Найдите в тексте одиночный синоним слова "море". Каким является этот синоним? Какой образ моря создает автор? Какие слова он для этого использует?

Контекстуальный синоним слова "море" – чудовище, т.е. нечто страшное, враждебное человеку. А.И.Гончаров создает образ моря – громадного, ревущего, стонущего, вечно существующего чудовища: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное, стон, чудовище , зловещие голоса.

- Найдите в тексте синонимы слов "горы" и "прóпасти". Какие это синонимы? Какую смысловую и оценочную роль играет такая синонимия?

Контекстуальные синонимы слов "горы" и "прóпасти" – когти и зубы дикого зверя. Такая контекстуальная синонимия создаёт образ дикой, угрюмой, враждебной человеку природы.

4 группа.

- Какими фонетическими средствами создаётся звуковой образ моря?

Звуковой образ моря сложен: это то ревущее, то стонущее чудовище. Поэтому аллитерации тут чередуются и сочетаются с ассонансами. Например, в 10 предложении звуковой образ моря создаётся чередованием повторов согласных звуков [р], [в], [б], передающих рев и рокот, и аллитераций [с], [н], [ж] в сочетании с ассонансами [о], [у], которые создают впечатление стона, завывания.

- Обратите внимание на предложения 15 и 16. Какую роль здесь играют эти фонетические средства?

В предложениях 15 и 16 аллитерация используется не только для создания звукового образа, но и для передачи эмоционального впечатления, определённого восприятия дикой природы слабым человеком. Это средство выразительности (горы, пропасти, грозны, страшны, устремлённые, зверя) усиливает впечатление страха, угрозы, исходящей от дикой природы.

5 группа.

- Какие тропы использует И.А.Гончаров для создания такого образа природы?

И.А.Гончаров использует разные фигуры речи:

- эпитеты (в том числе и метафорические): необозримая (пелена вод), бесконечная (картина), бешеные (раскаты валов), мрачное и неразгаданное (содержание), зловещие (голоса), дикого (зверя) и проч.

- сравнения: безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся…и кружатся. Они (горы и пропасти) грозны, страшны, как выпущенные и устремлённые на него когти и зубы дикого зверя.

- олицетворения: рев валов, валы твердят свою…песнь, в которой слышится стон и жалобы будто обречённого на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса; вопли природы; небо…отступилось о т людей.

- метафоры: бешеные ( раскаты валов), вопли природы.

Для всех.

- Какие образы создаются автором при помощи перифраз, контекстных синонимов, аллитерации, ассонанса?

Образы дикой природы, угрожающей слабому человеку.

- Каков основной композиционный приём, легший в основу этого текста?

Антитеза.

- Найдите и выпишите из текста примеры антонимов. Какие это антонимы? С какой целью они используются здесь?

Здесь есть контекстуальные антонимы: благословленный уголок – грандиозное, дикое и угрюмое, а также лексические антонимы мирный уголок – грозны (горы и пропасти). Антонимы – это слова одной части речи с противоположными лексическими значениями. В этом тексте они используются для того, чтобы подчеркнуть основное противопоставление: мир Обломовки – дикая природа.

6 группа.

- На какие три части можно разделить этот текст? Условно их назовите. Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся? В чём смысл такой композиции?

Весь текст можно разделить на три основные части: 1. Два первых абзаца (чудный уголок). 2. С 5-го по 17-е предложения – картина дикой природы; 3. Последний абзац (мирный уголок). Большую среднюю часть также можно подразделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, морем, горами и пропастями.

Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность и замкнутость того мира, в котором живут обломовцы.

Для всех.

- Почему И.А.Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, прóпасти?

Море, горы и прóпасти – это излюбленные образы романтической литературы, связанные в романтизме с такими понятиями, как вечная неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, писатель усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословленного мира, где царствует покой, и одновременно как бы подчеркивает свою литературную позицию: отказ от романтизма как метода, изображающего нечто необычное, исключительное, далекое от обыкновенной жизни.

4. Рефлексия.

  • Что нового узнали на занятии?

  • Насколько понятие "словесность" шире понятия "русский язык"?

  • Чему научились?

  • Чем полезно было занятие?

  • Какие трудности испытывали?

  • Каковы были цели занятия? Достигнуты ли они?

5. Домашнее задание (на перспективу).

  • Самостоятельно поработать над художественными средствами, использованными во фрагменте романа Л.Н.Толстого "Война и мир": "Первый бал Наташи Ростовой".















Приложения



Приложение 1

"1) Где мы? 2) В какой благословленный уголок земли принес нас сон Обломова? 3) Что за чудный край! 4) Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов–нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

5) Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? 6) Море, например? 7) Бог с ним! 8) Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. 9) Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

10) Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свое, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на суку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. 11) Птицы не щебечут вокруг ; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

12) Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! 13) От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.

14) Нет, бог с ним, с морем!..

15) Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. 16) Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя. 17) И небо там над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.

18) Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой."



Приложение 2

1 группа.

- Найдите и подчеркните в тексте лексические повторы. Сколько раз повторяется слово море? Почему?

__________________________________________________________________

2 группа.

- Какими оборотами речи заменяется слово "море" в тексте? Как называется такие обороты? Дайте им определение. Какова их роль?

________________________________________________________________

3 группа.

- Найдите в тексте одиночный синоним слова "море". Каким является этот синоним? Какой образ моря создает автор? Какие слова он для этого использует?

_________________________________________________________________

4 группа.

- Какими фонетическими средствами создаётся звуковой образ моря?

__________________________________________________________________

5 группа.

- Какие тропы использует И.А.Гончаров для создания такого образа природы? (дикой, устрашающей)

_________________________________________________________________

6 группа.

- На какие три части можно разделить этот текст? Условно их назовите. Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся? В чём смысл такой композиции?

_________________________________________________________________

Просмотр содержимого презентации
«Язык – одежда мыслей»

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К.Г.Паустовский

Нам дан во владение самый богатый,

меткий, могучий и поистине

волшебный русский язык.

К.Г.Паустовский

" Словесность  - искусство изображать посредством слова всевозможные предметы и явления и всевозможные душевные состояния. Словесность есть самый высший род искусства, в известной степени совмещающий в себе свойства всех остальных искусств " .

И.М.Белоруссов

Произведением словесности называется устный или письменный текст, который автор текста (один человек или коллектив) завершил с намерением объединить мысль с материалом речи при помощи орудий речи.  Предмет словесности можно определить как изучение единства содержания произведения словесности и способов языкового выражения этого содержания.
  • Произведением словесности называется устный или письменный текст, который автор текста (один человек или коллектив) завершил с намерением объединить мысль с материалом речи при помощи орудий речи.

  • Предмет словесности можно определить как изучение единства содержания произведения словесности и способов языкового выражения этого содержания.
Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю.

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

  • "Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего."  (Н.В.Гоголь)

  • "…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей". (Л.В.Щерба)
Какие перифразы используются в этом тексте? Докажите свое мнение. Какие образы создаются автором при помощи перифраз, контекстных синонимов, аллитерации, ассонанса? Каков основной композиционный приём, легший в основу этого текста? Найдите и выпишите из текста примеры антонимов. Какие это антонимы? С какой целью они используются здесь? Почему И.А.Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, прóпасти?
  • Какие перифразы используются в этом тексте? Докажите свое мнение.
  • Какие образы создаются автором при помощи перифраз, контекстных синонимов, аллитерации, ассонанса?
  • Каков основной композиционный приём, легший в основу этого текста?
  • Найдите и выпишите из текста примеры антонимов. Какие это антонимы? С какой целью они используются здесь?
  • Почему И.А.Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, прóпасти?