СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие "Путешествие по сказке "Колосок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное внеурочное занятие "Путешествие по сказке "Колосок" предназначено для учащихся 2-3 классов. Разбирая и инсценируя сказку, дети познакомятся с нелегкой работой хлеборобов, узнают, как колосок превращается в каравай, научатся делать пирожки из соленого теста, поговорят об уважениии к труду  людей, помогающим хлебу прийти на стол и разберут правила бережного отношения к хлебу.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Путешествие по сказке "Колосок"»

МБОУ «Школа №71»













Внеурочное занятие во 2 классе:

Путешествие по сказке «Колосок»





Федорова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 71»

г. Рязани;



Комарова Ирина Ивановна,

воспитатель

МБОУ «Школа № 71»

г. Рязани;



Рязань – 2016 г.

Цель: привитие любви, уважения и бережного отношения к хлебу. 

Задачи:

Образовательные: расширить представления детей о хлебе; познакомить с процессом выращивания хлеба, трудом хлеборобов, технологией выпечки хлеба; совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, анализировать его, выделять основную мысль, понимать мораль сказки.

Развивающие: развивать у детей память, внимание, связную речь, мелкую моторику пальцев рук, активизировать в речи детей слова-действия, связанные с производством хлеба, упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Воспитательные: воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.

Оборудование:

  • компьютер

  • интерактивная доска

  • проектор

  • презентация

  • пшеничные колоски

  • маски мышат

  • бумажные колоски

  • диск Л. Яртова «На зарядку становись»

  • поднос

  • овалы-зёрнышки из жёлтой бумаги

  • счётные палочки

  • солёное тесто

  • крупа ( гречка, рис, перловка)

  • влажные салфетки

  • клеёнка

  • карандаши

  • конверты со словами пословиц

  • таблицы с профессиями

Ход занятия.

1.Организационный момент.


2. Сообщение темы.

- Чтобы узнать по какой сказке сегодня отправимся в путешествие, вам

нужно отгадать загадку.

Жил петух, скажу я вам.

Были у него друзья.

Вместе время проводили,

За околицу ходили.

Только вот его друзья

Не спешат трудиться,

А к столу они хотят первыми садиться.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке «Колосок»

Ребята, сегодня на занятии мы вспомним эту сказку, я расскажу вам о

нелегком труде хлеборобов; вы узнаете, где живут зернышки? Как замесить

тесто? Отчего хлеб вкусен?


3. Беседа по сказке.

- Почему эту историю называют сказкой? Что в ней сказочного?

- Про кого эта сказка?

- Какими словами можно характеризовать мышат? Почему?

- Какой петушок? Какими словами можно сказать о нем?

- Вам все слова в сказке понятны? Тогда скажите мне:

- Петушок колосок обмолотил. Как вы понимаете это слово?

- Петушок муки намолол. Как объяснить, что сделал Петушок?

- А что значит замесить тесто?

- Чем занимались мышата, когда Петушок работал?

Что сделали мышата, когда пироги были готовы?

- Петушок угостил мышат? А почему?

- Чему учит эта сказка?

- Сегодня на занятии мы будем работать в командах: 1 команда – «Круть», 2 команда – «Верть» ( За двумя столами сидят 2 команды, в каждой команде по 9 человек)


4. Работа с пословицами.

- На столах лежат конверты, в которых лежат слова. Из этих слов нужно сложить пословицу, которая подходит к сказке «Колосок»

  1. Не трудиться – хлеба не добиться.

  2. Кто не работает, тот не ест.


5. Рассказ о том, как выращивают хлеб. (Презентация)

- С чего начинается сказка? (Как Петушок нашел колосок)

- А где же вырос колосок? (На поле)

- Кто посадил колосок? (Об этом в сказке не говорится)

- Но мы знаем, что его посадили…люди. Как их называют? (Крестьяне, хлеборобы)

- Весной лишь только растает снег, просохнет земля в полях, начинается пахота.

1 ученик. Выходит на поле трактор. Работы у трактора много. Трактор

тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот

земля стала мягкой, пушистой, послушной.

Черная земелька – а милее нет,

Черная земелька – белый, белый хлеб.

2 ученик. Потом можно сеять пшеничные зерна. К трактору прицепляют сеялки, и они укладывают в почву зерна пшеницы или ржи.

Дети. Пришла горячая пора,

Пора больших забот.

Рокочут в поле трактора –

Весенний сев идет.

3 ученик. Посеяли зерно, взошла пшеница. Надо ее полить. У дождевых

машин огромные крылья, из которых льются водяные струи. Проехали

машины, словно дождик прошел.

4 ученик. Вот и колосья появились. Зловредные насекомые тут как тут.

Хотят полакомиться вкусными зернышками. Тогда прилетают самолеты.

Они распыляют над полем вещество, которое убивает вредных насекомых.

5 ученик. Наконец пшеница созрела. Пришла пора убирать урожай.

Крестьяне начинают жатву. На поле выходит другая машина – комбайн.

Комбайны работают днем и ночью. Они аккуратно срезают колоски,

обмолачивают зерно – отделяют его от колосьев.

Хлеб созрел,

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнеры

Полевые корабли.

Учитель. Комбайн срезает пшеницу. Во тут-то и мог потеряться колосок,

который нашел Петушок. Вспомните, что сделал он с колоском дальше?

Дети. Обмолотил.

Учитель. Потом куда отнес Петя очищенное зерно?

Дети. На мельницу.

6 ученик. Потом зерно переезжает в огромный дом - элеватор. Здесь ему

хорошо. Воздух свежий и температура подходящая. Отсюда зерно

отправляется в разные города.

7 ученик. На мельнице зерно перемалывают в муку. А затем в специальных

машинах доставляют в пекарню или на хлебозавод.

8 ученик. В пекарне пекут хлеб и другие хлебобулочные изделия. Рано

утром от хлебозавода отходят машины с надписью ХЛЕБ. Внутри лотки.

Рабочие относят эти лотки в магазин. И уже из магазина хлеб попадает к

нам на стол. Вот такой долгий путь проходит хлеб, чтобы попасть к нам на

стол.



6. Игра «Назови ласково»

- Люди очень ценят хлеб, часто называют его ласково хлебушек. Я буду называть хлебобулочные изделия, а вы будете называть их ласково.

Булка – булочка.

Батон – батончик.

Пряник – пряничек.

Пирог – пирожок.

Хлеб – хлебушек.

Сушка – сушечка.

Баранка – бараночка.

Сухарь – сухарик.

Лепешка – лепешечка.

Пышка – пышечка.



7. Знакомство с профессиями

- У вас на столе лежат таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

(На столе - таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, агроном, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, механизатор, портной, мельник, кондитер.)


8. Конкурс загадок

- А теперь загадки о тех машинах и приспособлениях, которые необходимы при выращивании и уборки хлеба. (Картинки и слова на экране).

1 ученик.

Зубастый крокодил всё поле избороздил. (Борона)

2 ученик.

Маленький, горбатенький, всё поле обыскал,

Домой прибежал - всю зиму пролежал. (Серп)

3 ученик.

Шумело на просторе золотое море.

Пароход пришёл, выпил море и ушёл. (Комбайн)

4 ученик.

Железный нос в землю врос,

Роет, копает, зеркалом сверкает. (Плуг)

5 ученик.

За трактором по полю ходит она,

Отборного ей насыпают зерна.

А где её след чуть заметный ложиться,

Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка)

6 ученик.

Овсом не кормят, кнутом не гонят,

А как пашет – семь плугов тащит. (Трактор)

7 ученик.

На просторе, в море хлеба,

Замок с башнями до неба.

Замок с башнями до неба

Сохранит всё море хлеба. (Элеватор)

8 ученик.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Колос.)


9. Дидактическая игра «Сложи колосок»

- У вас на столе стоят колоски, какие они? (Колючие, усатые, желтые, золотые.)

- Из чего состоит колосок? (Из зернышек.)

- Значит, колосок состоит из зернышек. Зернышки живут в колоске.

- Из каких геометрических фигур будем складывать колосок? (из овалов)

- Сколько колосков у вас на картинке?

- А сколько зернышек-овалов понадобится для одного колоска?

- Выложите овалы на картинку. А теперь счетными палочками сделайте

усики колоску.



Физминутка

«Петушок» (автор Л. Яртова)

Дети выполняют движения по показу учителя.



10. Инсценирование сказки.

Входят «мыши» (старшеклассники), они грустные, в руках колосок.

Учитель. Ой, ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел. Здравствуйте, мышата! Как вас зовут?

Мышата. Круть и Верть.

Учитель. Мы знаем из сказки, что вы веселые и озорные, почему вы к нам пришли такие грустные?

Круть: Наш дружок Петушок

Вкусных пирожков испёк

Ну, а нас не угостил,

Ведь на нас сердит он был.

Мы ему не помогали,

От работы убегали,

Стыдно очень нам теперь

За безделье и за лень.

Верть: К Петушку мы приходили

И прощения попросили.

Обещали не лениться,

Вместе хорошо трудиться.

Снова в поле побежали,

Колосок там отыскали.

Вот пришли у вас спросить,

Что с ним делать, как нам быть?

Нам, ребята, помогите,

Пирожки печь научите!

Учитель. Наши ребята помогут вам, мышата. Садитесь и слушайте внимательно. Ребята, мы должны мышатам помочь. Давайте расскажем, мышатам как колосок превращается в хлеб.


Ребенок читает стихотворение.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам хлебом.


11. Игра «Буквы заблудились»

- Переставьте буквы в словах и узнаете, что добавляют в муку, чтобы получились вкусные сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки.

АДОВ - ВОДА     

ЬЛОС - СОЛЬ   

ИЖЖОРД - ДРОЖЖИ     

РАХАС - САХАР

КОЛОМО - МОЛОКО

АМСЛО - МАСЛО

ЦАЯЙ - ЯЙЦА

- Тесто замешивают из муки, добавляют молоко, сахар, соль, яйца, масло, дрожжи. Поэтому хлеб вкусный. Петушок тоже замесил тесто и испек пирог. Мы тоже будем печь пирожки. Прежде чем приступить к работе, давайте приготовим наши ручки.


Пальчиковая гимнастика.

Муку в тесто замесили (сжимают и разжимают пальцы)

А из теста мы слепили (прихлопывают ладошками)

Пирожки и плюшки.

Сдобные ватрушки.

Булочки и калачи,

Все мы испечем в печи (поочередно загибают пальцы на обеих руках, затем разворачивают ладошки)

Очень вкусно! (гладят по животу)



12. Лепка пирожков

Дети лепят пирожки из соленого теста, а затем каждый украшает свой пирожок так: выкладывает из риса, пшена, гречки первую букву своего имени.

Мышата забирают работы и относят в пекарню.



13. Пословицы о хлебе

- О хлебе сложено много пословиц. Какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе? (Дети читают ранее выученные пословицы и поговорки о хлебе.)


  • Горька работа, да хлеб сладок.

  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

  • В землю не положишь – и с земли не возьмёшь.

  • Не ленись с плужком – будешь с пирожком.

  • На чужой каравай рта не разевай. А пораньше вставай, да свой затевай.

  • Хлебушко - пирогу дедушка.

  • Без печки холодно - без хлеба голодно.

  • Не в пору и обед, если хлеба нет.

  • Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

  • Нет хлеба - нет обеда.

  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

  • Много снегу - много хлеба.

  • Хлеб всему голова.


14. Подведение итогов. Рефлексия.

- Много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери хлеба больше, чем можешь съесть. Не кроши за столом. Никогда не выбрасывай хлеб.

- Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал, что...»

- Если вам понравилось занятие, добавьте свой колосок к нашему снопу.