СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внутреннее строение стебля».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Внутреннее строение стебля».»

УРОК № ___

  1. Профиль урока

  1. Тема: «Внутреннее строение стебля».

  2. Цель: Актуализировать и углубить знания учащихся о побеге. Закрепить знания о внешнем строении стебля.Познакомить учащихся с внутренним строением стебля.Показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми функциями.

  3. Результаты:

  1. Личностные:

Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников. Управление своей познавательной деятельностью. Сотрудничество с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.


  1. Метапредметные:

Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуальногохарактера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи). Овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.


  1. Предметные:

Формирование представления о внутреннем строении стебля, о взаимосвязи строения стебля с выполняемыми функциями.


  1. Понятия:ткани, кожица, пробка, кора, луб, камбий, древесина, сердцевина, годичные кольца. Ситовидные трубки, лубяные волокна.



  1. Тип урока (вид урока):урок закрепление и формирование новых знаний.

      1. Методы: беседа, объяснение рассказ; наглядные: презентация, гербарный материал, иллюстрации растений, спилы деревьев, работа с учебником, частично-поисковый метод,объяснительно-иллюстративный метод,репродуктивный метод


  1. Структура урока

Этап урока

Время реализации

Организация класса

2 мин.

Актуализация опорных знаний.

10 мин.

Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач.

3 мин.

Изучение нового материала

20 мин.

Закрепление

5мин.

Задание на дом

2 мин.

Рефлексия

3 мин.


  1. Собственно конспект

  1. Организация класса

Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.



  1. Актуализация опорных знаний.

- Что такое стебель?

- Какие бывают стебли по степени одревеснения?

- Какие бывают стебли по направлению роста?

- Назовите растения с вьющимися, прямостоячими, стелящимися стеблями?

- Какие бывают стебли по форме поперечного сечения?

- Жизненные формы растений?

  1. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач.

Чудесный день!

И настроение чудесное –подстать!

Позвольте наш урок с улыбки мне начать!

Подарите улыбку друг другу и мне!

Очень рада вас видеть и готова с вами сотрудничать!



На прошлом уроке мы с вами рассматривали внешнее строение стебля. Достаточно ли нам знать только внешнее строение стебля? А что мы должны изучить сегодня? А для чего нам изучать внутренне строение стебля?Сегодня на уроке мы продолжим разговор о строении растительного организма. И подробно рассмотрим внутренне строение стебля.



Тема урока : «Внутренне строение стебля».



Поставьте перед собой цели и задачи урока исходя из названия темы.



  1. Изучение нового материала 

Составим таблицу:

Название слоя

Ткани, образующие слой

Функции слоя








Если посмотреть на ствол дерева, то можно увидеть чечевички, а на поперечном срезе ветки или срезе дерева легко разглядеть кору, камбий, древесину и сердцевину. (Слайд 1)


  1. КОЖИЦА

Молодые, этого года растения снаружи покрыты первичной покровной тканью – кожицей.

Со временем кожица замещается пробкой- вторичной покровной тканью, которая состоит из мертвых клеток, заполненных воздухом. (Слайд 2)

Кожица и пробка- покровные ткани, (слайд 3) они защищают, расположенные глубже живые клетки стебля от излишнего испарения и различных повреждений. (Слайд 4)

В кожице стебля, как и в кожице листа, имеются устьица, из которых происходит газообмен и испарение влаги.

В пробке, которая состоит из мертвых клеток, устьиц быть не может. Зато там развиваются чечевички – маленькие бугорки с отверстиями, хорошо заметные снаружи стебля. (Слайд 5) Особенно хорошо заметны у бузины, дуба и черемухи. (Слайд 6)

Чечевички образованы крупными клетками основной ткани с большими межклетниками.(Слайд 7-8) Через них осуществляется газообмен. У некоторых деревьев, например у пробкового дуба ствол защищен толстым слоем корки.

  1. КОРА:

Под кожицей и пробкой находятся клетки коры, (Слайд 9)которые могут содержать хлорофиллы – это основная ткань. Внутренний слой коры называют лубом.(Слайд 10 ) В его состав входят ситовидные трубки, толстостенные лубяные волокна и группы клеток основной ткани. Ситовидная трубка(Слайд 11)– это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями, как у сита. Ядра в этих клетках разрушились, поэтому их сложно назвать живыми. Цитоплазма прилегает к оболочке.

Проводящая ткань луба, по которой перемещаются растворы органических веществ, из листьев в стебли и корни.

Лубяные волокна – это вытянутые клетки. Они представляют собой механическую ткань стебля.

ПРИМЕР: пакля –лубяные волокна льна


В стеблях льна, коре липы и некоторых других растениях лубяные волокна развиты очень сильно и особенно прочны.

ПРИМЕР: лапти из лыка


Именно этим обусловлено использование коры липы в рукоделии, а льна для изготовления тканей.

  1. ДРЕВЕСИНА:

Плотный и самый широкий слой лежащий под корой – это древесина. Древесина – это основная часть древесного ствола. В ее состав входят клетки различной формы и величины. Это сосудопроводящие ткани, древесинные волокна механической ткани и клетки основной ткани. Все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью данного года составляют годичные кольца.(Слайд 12)

Осенние клетки мелкие, внешне они отличаются от крупных – весенних клеток древесины следующего года. Поэтому граница между соседними годичными кольцами неплохо видна, у многих деревьев, на поперечном срезе. Подсчитав, например, при помощи лупы число годичных колец, можно приблизительно определить возраст спиленного дерева или срезанной ветки. По толщине годичного кольца можно узнать в каких условиях росло это дерево в этот год жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, затенении или других неблагоприятных факторах. При совсем неудачных для дерева условиях годичные кольца соседних лет могут сливаться между собой. У некоторых медленно растущих деревьев, годичные кольца сливаются и не отличимые на глаз. (Слайд 13) Поэтому по годичным кольцам возраст этих деревьев отличить невозможно. Также не образуются годичных колец у деревьев с очень быстро растущим стволом.

ПРИМЕР: у бАльзового дерева(Слайд 14)


  1. КАМБИЙ:(Слайд 15)

Между корой и древесиной залегает камбий. Он состоит из узких длинных клеток образовательной ткани, с тонкими оболочками. Невооруженным глазом камбий обнаружить нельзя. Ощутить присутствие камбия можно, сняв часть коры с поверхности древесины и проведя пальцем по этому месту, клетки камбия при этом разрываются, а их содержимое вытекает наружу увлажняя поверхность. Но мы с вами, как образованные люди, так поступать не будем. Весной и летом камбий энергично делится. В результате в сторону коры откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины – новые клетки древесины. (Слайд 16)Происходит рост стебля в толщину. Новые клетки зрелого стебля образуются только путем деления камбия. Клеток древесины образуется больше, чем клеток луба. Осенью деление клеток замедляется, а зимой прекращается вовсе.

  1. СЕРДЦЕВИНА:

В центре стебля находится наиболее рыхлый слой – сердцевина, в которой откладываются запасы питательных веществ.

У березы и дуба сердцевина очень плотная. Ее границы у древесины рассмотреть почти невозможно. Зато сердцевина прекрасно заметна, например у бузины, осины.

Сердцевина состоит из крупных клеток основной ткани, с тонкими оболочками. У некоторых растений между клетками находятся большие межклеточные пространства, такая сердцевина совсем рыхлая.


У травянистых растений механические ткани развиты слабее, чем у деревянистых, а клетки почти не одревесневают.



  1. Закрепление изученного материала.


- Самый мощный слой, залегающий по камбием?

- Широкие годичные кольца возникают…?

- К центру от древесины расположена…?

- Как можно узнать возраст растения?

- Из-за чего возникают годичные кольца?

  1. Задание на дом:


§ 28 изучить, выучить внутренне строение стебля.


  1. Рефлексия

Учитель: Спасибо вам за работу на уроке и я хочу подвести итоги.Хочу узнать у вас:

  1. За что вы сегодня можете себя похвалить?

  2. Для вас было открытием то, что…

  3. Больше всего мне понравилось…

Учитель выставляет оценки в журнал. Озвучивает фамилии самых активных учащихся на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!