УРОК № ___
Профиль урока
Тема: «Внутреннее строение стебля».
Цель: Актуализировать и углубить знания учащихся о побеге. Закрепить знания о внешнем строении стебля.Познакомить учащихся с внутренним строением стебля.Показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми функциями.
Результаты:
Личностные:
Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников. Управление своей познавательной деятельностью. Сотрудничество с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Метапредметные:
Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуальногохарактера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи). Овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.
Предметные:
Формирование представления о внутреннем строении стебля, о взаимосвязи строения стебля с выполняемыми функциями.
Понятия:ткани, кожица, пробка, кора, луб, камбий, древесина, сердцевина, годичные кольца. Ситовидные трубки, лубяные волокна.
Тип урока (вид урока):урок закрепление и формирование новых знаний.
Методы: беседа, объяснение рассказ; наглядные: презентация, гербарный материал, иллюстрации растений, спилы деревьев, работа с учебником, частично-поисковый метод,объяснительно-иллюстративный метод,репродуктивный метод
Структура урока
№ | Этап урока | Время реализации |
| Организация класса | 2 мин. |
| Актуализация опорных знаний. | 10 мин. |
| Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач. | 3 мин. |
| Изучение нового материала | 20 мин. |
| Закрепление | 5мин. |
| Задание на дом | 2 мин. |
| Рефлексия | 3 мин. |
Собственно конспект
Организация класса
Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.
Актуализация опорных знаний.
- Что такое стебель?
- Какие бывают стебли по степени одревеснения?
- Какие бывают стебли по направлению роста?
- Назовите растения с вьющимися, прямостоячими, стелящимися стеблями?
- Какие бывают стебли по форме поперечного сечения?
- Жизненные формы растений?
Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач.
Чудесный день!
И настроение чудесное –подстать!
Позвольте наш урок с улыбки мне начать!
Подарите улыбку друг другу и мне!
Очень рада вас видеть и готова с вами сотрудничать!
На прошлом уроке мы с вами рассматривали внешнее строение стебля. Достаточно ли нам знать только внешнее строение стебля? А что мы должны изучить сегодня? А для чего нам изучать внутренне строение стебля?Сегодня на уроке мы продолжим разговор о строении растительного организма. И подробно рассмотрим внутренне строение стебля.
Тема урока : «Внутренне строение стебля».
Поставьте перед собой цели и задачи урока исходя из названия темы.
Изучение нового материала
Составим таблицу:
Название слоя | Ткани, образующие слой | Функции слоя |
| | |
| | |
Если посмотреть на ствол дерева, то можно увидеть чечевички, а на поперечном срезе ветки или срезе дерева легко разглядеть кору, камбий, древесину и сердцевину. (Слайд 1)
КОЖИЦА
Молодые, этого года растения снаружи покрыты первичной покровной тканью – кожицей.
Со временем кожица замещается пробкой- вторичной покровной тканью, которая состоит из мертвых клеток, заполненных воздухом. (Слайд 2)
Кожица и пробка- покровные ткани, (слайд 3) они защищают, расположенные глубже живые клетки стебля от излишнего испарения и различных повреждений. (Слайд 4)
В кожице стебля, как и в кожице листа, имеются устьица, из которых происходит газообмен и испарение влаги.
В пробке, которая состоит из мертвых клеток, устьиц быть не может. Зато там развиваются чечевички – маленькие бугорки с отверстиями, хорошо заметные снаружи стебля. (Слайд 5) Особенно хорошо заметны у бузины, дуба и черемухи. (Слайд 6)
Чечевички образованы крупными клетками основной ткани с большими межклетниками.(Слайд 7-8) Через них осуществляется газообмен. У некоторых деревьев, например у пробкового дуба ствол защищен толстым слоем корки.
КОРА:
Под кожицей и пробкой находятся клетки коры, (Слайд 9)которые могут содержать хлорофиллы – это основная ткань. Внутренний слой коры называют лубом.(Слайд 10 ) В его состав входят ситовидные трубки, толстостенные лубяные волокна и группы клеток основной ткани. Ситовидная трубка(Слайд 11)– это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями, как у сита. Ядра в этих клетках разрушились, поэтому их сложно назвать живыми. Цитоплазма прилегает к оболочке.
Проводящая ткань луба, по которой перемещаются растворы органических веществ, из листьев в стебли и корни.
Лубяные волокна – это вытянутые клетки. Они представляют собой механическую ткань стебля.
ПРИМЕР: пакля –лубяные волокна льна |
В стеблях льна, коре липы и некоторых других растениях лубяные волокна развиты очень сильно и особенно прочны.
Именно этим обусловлено использование коры липы в рукоделии, а льна для изготовления тканей.
ДРЕВЕСИНА:
Плотный и самый широкий слой лежащий под корой – это древесина. Древесина – это основная часть древесного ствола. В ее состав входят клетки различной формы и величины. Это сосудопроводящие ткани, древесинные волокна механической ткани и клетки основной ткани. Все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью данного года составляют годичные кольца.(Слайд 12)
Осенние клетки мелкие, внешне они отличаются от крупных – весенних клеток древесины следующего года. Поэтому граница между соседними годичными кольцами неплохо видна, у многих деревьев, на поперечном срезе. Подсчитав, например, при помощи лупы число годичных колец, можно приблизительно определить возраст спиленного дерева или срезанной ветки. По толщине годичного кольца можно узнать в каких условиях росло это дерево в этот год жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, затенении или других неблагоприятных факторах. При совсем неудачных для дерева условиях годичные кольца соседних лет могут сливаться между собой. У некоторых медленно растущих деревьев, годичные кольца сливаются и не отличимые на глаз. (Слайд 13) Поэтому по годичным кольцам возраст этих деревьев отличить невозможно. Также не образуются годичных колец у деревьев с очень быстро растущим стволом.
ПРИМЕР: у бАльзового дерева(Слайд 14) |
КАМБИЙ:(Слайд 15)
Между корой и древесиной залегает камбий. Он состоит из узких длинных клеток образовательной ткани, с тонкими оболочками. Невооруженным глазом камбий обнаружить нельзя. Ощутить присутствие камбия можно, сняв часть коры с поверхности древесины и проведя пальцем по этому месту, клетки камбия при этом разрываются, а их содержимое вытекает наружу увлажняя поверхность. Но мы с вами, как образованные люди, так поступать не будем. Весной и летом камбий энергично делится. В результате в сторону коры откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины – новые клетки древесины. (Слайд 16)Происходит рост стебля в толщину. Новые клетки зрелого стебля образуются только путем деления камбия. Клеток древесины образуется больше, чем клеток луба. Осенью деление клеток замедляется, а зимой прекращается вовсе.
СЕРДЦЕВИНА:
В центре стебля находится наиболее рыхлый слой – сердцевина, в которой откладываются запасы питательных веществ.
У березы и дуба сердцевина очень плотная. Ее границы у древесины рассмотреть почти невозможно. Зато сердцевина прекрасно заметна, например у бузины, осины.
Сердцевина состоит из крупных клеток основной ткани, с тонкими оболочками. У некоторых растений между клетками находятся большие межклеточные пространства, такая сердцевина совсем рыхлая.
У травянистых растений механические ткани развиты слабее, чем у деревянистых, а клетки почти не одревесневают.
Закрепление изученного материала.
- Самый мощный слой, залегающий по камбием?
- Широкие годичные кольца возникают…?
- К центру от древесины расположена…?
- Как можно узнать возраст растения?
- Из-за чего возникают годичные кольца?
Задание на дом:
§ 28 изучить, выучить внутренне строение стебля.
Рефлексия
Учитель: Спасибо вам за работу на уроке и я хочу подвести итоги.Хочу узнать у вас:
За что вы сегодня можете себя похвалить?
Для вас было открытием то, что…
Больше всего мне понравилось…
Учитель выставляет оценки в журнал. Озвучивает фамилии самых активных учащихся на уроке.