СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя энергия

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме «Внутренняя энергия».

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя энергия»

Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме «Внутренняя энергия».


Тема

«Внутренняя энергия».

Тип урока:

комбинированный

Цель

Ввести понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия.

Задачи

Образовательные:


1.работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе, определить, что такое внутренняя энергия;

2.используя демонстрационный эксперимент, фронтальные экспериментальные задания и личный опыт обучающихся выяснить, какие виды энергии существуют, от чего зависят;

3.в ходе обсуждения, обучающиеся должны понять, что внутренняя энергия - сумма кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия.


Развивающие:

1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, используя ФЭЗ, занимательный материал, демонстрационный эксперимент;

2.используя правила написание синквейна и выражая свое отношение к теме развивать рефлексивную культуру школьника;

3.высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы;


Воспитательные:


1.в ходе проведения эксперимента, работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников.


Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о понятии энергия;

2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.правильное понимание, что такое энергия тела.

2.применение новых знаний в новой ситуации.


УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.


Основные понятия темы

Тепловое движение, внутренняя энергия, молекулы, кинетическая и потенциальная энергия .

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Основные технологии.

Основные методы.

Формы работы.

Ресурсы. Оборудование.

1.Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

2.Самостоятельная работа с оборудованием и материалами.

3.Наблюдение и проведение эксперимента.

4. Составление синквейна.

Технология: педагогические Мастерские.


1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава, групповая.

мультимедийный проектор, презентация, физическое оборудование, учебник, магниты, листы бумаги.


Структура и ход урока.



Технологические этапы. Цель.

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Мотивационно – ориентировочный компонент

1.Организационный этап.

Цель: психологическая подготовка к общению.


Здравствуйте. Рада вас всех видеть.

Садитесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку. Если все в порядке, то посмотрите на меня. Это будет сигналом к началу нашего урока.

Здороваются.

Проверяют принадлежности.

Настраиваются на работу.

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению.

2. Актуализация знаний.


В моих записях кто-то навел полный беспорядок. Перепутал слова, поменял местами фразы в предложениях. Помогите мне! Найдите и исправьте ошибки.

Игра «Наведи порядок».

(Приложение№1)


Игра «Наведи порядок».

Выполняют предложенные задания.

Слайд №1-2

Познавательные. Производят анализ и преобразование информации.


3. Этап мотивации.

Цель: обеспечить деятельность по определению целей урока.

Я хочу прочитать вам стихотворение (Приложение№2)

1)Послушайте его и скажите прав автор или нет?

2)Действительно энергия в нашей жизни имеет такое значение?

3)Сформулируйте тему и задачи урока.


Слушают. Обсуждают.

Высказывают свое мнение.

Определяют тему урока и цель.

Слайд №3

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель.

Операционно – исполнительный компонент

4.«Индукция»


Цель: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Нарисуйте слово «энергия». Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком.

Рисуют в тетрадях познавательный объект.
Составляют ассоциации.

Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.


5. Самоконструкция». Цель: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Запишите все, что вы знаете про энергию.

Записывают все, что знают о познавательном объекте.

Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.


6.«Социоконструкция».

Цель: работа учащихся в группах по построению этих элементов.

Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием".

Работают в парах по заданию учителя.

Личностные. Формируются коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.


7."Социализация".

Цель: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция).

Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".

Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.

Личностные. Формируются коммуникативная компетентность в процессе образовательной деятельности. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.



8."Афиширование". Цель: вывешивание "произведений» (работ учеников) в классе, ознакомление с ними.

Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

Записывает на доске слова связанные с темой урока.

Представляют результаты работы групп.
Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий.


Познавательные. Производят анализ и преобразование информации. Коммуникативные. Формируются речевые умения.


9."Разрыв".

Цель: внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.

Физкультминутка.

Раз, два – встать пора,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.



Осознают возникшие познавательные противоречия.

Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат.


10. Изучение нового материала.

Цель: способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач.


Проверим на опыте некоторые ваши утверждения, правы вы или нет.

1)Вы утверждаете, что существует механическая энергия: кинетическая и потенциальная. Проведем эксперимент ФЭЗ№1.

Сделайте вывод.

2) Вы считаете, что у молекул тоже есть энергия. Убедимся в этом. ФЭЗ№2.

Сделайте вывод.


(Приложение№3)


Выполняют ФЭЗ.

Слушают.

Отвечают.

Обсуждают.


Слайд№4-7

Познавательные. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Учатся оценивать полученный результат.


Рефлексивно – оценочный компонент

11. Контроль и самопроверка знаний.

Цель: выявить качество усвоения материала.

«Проверь себя»!

Все ли вы поняли? Ответьте на вопросы.

(Приложение№4)


Отвечают.

Слайд№8

Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.


12.Подведение итогов, рефлексия.

Цель: формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений


Выскажите свое отношение к теме урока. Предлагаю вам составить синквейн.

(Приложение№5)


Сочиняют. Читают.

Коммуникативные. Формируются речевые умения.

Регулятивные. Учатся оценивать полученный результат.


13. Подача домашнего задания.

Цель: закрепление изученного материала.

Наш урок подошел к концу. Запишите домашнее задание.

Записывают в дневник.

Слайд №9

Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.




Приложение№1.

Игра «Наведи порядок».

1. Тепловые явления – это физические процессы, происходящие только при повышении температуры.

(Тепловые явления – это физические явления, происходящие с изменением температуры.)

2. Температура – это прибор, характеризующий степень нагретости тела.

(Температура – это физическая величина, характеризующая степень нагретости тела.)

3. Термометр – это физическая величина, которой измеряют температуру тела.

(Термометр – это прибор, которым измеряют температуру тела.)

4. Тепловое движение – это упорядоченное, направленное движение молекул.

(Тепловое движение – это непрерывное беспорядочное движение молекул.)

5. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах протекает одинаково быстро.

(Скорость диффузии зависит от температуры и агрегатного состояния вещества.)

6. Тепловое движение не зависит от температуры.

(Тепловое движение зависит от температуры.)

7. Все атомы состоят из молекул.

(Все молекулы состоят из атомов.)

8. Молекулы всегда находятся в покое.

(Молекулы движутся хаотично и непрерывно.)

Приложение№2.

Энергия.

Энергия всем и повсюду нужна,

Для всех и везде она очень важна.

Для нашей Земли, для лампочки яркой,

Для нашего тела, что б двигалось смело.

Для мамы энергия тоже нужна,

Что бы семью накормить обедом.

Для папы, картину прибить на стене,

Сестренке, цветочки полить на окне…

Любую работу свершаем мы с ней,

Энергии много и нет тут проблем.

Приложение№3.

Вы утверждаете.

1. Существует механическая энергия: кинетическая и потенциальная.

ФЭЗ№1.

Приборы и материалы: брусок, трибометр, шарик.

1. Движение бруска по поверхности трибометра.

2. Падение шарика на стол.

3. Ответьте на вопросы.

а) Назовите виды энергии.

б) Как преобразуются кинетическая энергия и потенциальная в опытах?

в) Что происходит с энергией бруска, шарика?

г) От каких физических величин зависит механическая энергия?

Вывод. Энергия сама по себе не появляется и не исчезает бесследно. Энергия превращается из одного вида в другой. Механическая энергия зависит от скорости движения, массы и расположения данного тела относительно других тел.

Вы утверждаете.

2. У молекул тоже есть энергия. Так как тепловое движение молекул никогда не прекращается, то тела всегда обладают энергией. Такую энергию называют внутренней.

ФЭЗ№2.

Приборы и материалы: фольга алюминиевая, картон.

1. Прижмите фольгу к картону, убедитесь, что для перемещения фольги по поверхности картона нужно приложить силу.

2. Потрите фольгу о картон, сделав 10 движений вперед-назад.

3. Потрите фольгу о картон, сделав 20 движений.

4. Ответьте на вопросы.

А) Как изменилась температура фольги и полоски картона после совершения работы?

Б) Как изменилась внутренняя энергия фольги после совершения работы?

В) Сравните внутреннюю энергию фольги в первом случае и втором? Где больше? Почему?

Вывод. Внутренняя энергия – это энергия движения и взаимодействия молекул. Она зависит от скорости движения молекул и их взаимного расположения.

Приложение№4.

«Проверь себя»!

1. Какое движение называется тепловым?

2.Что понимают под внутренней энергией?

3.В чем различие между механической и внутренней энергией?

4.Можно ли увеличить внутреннюю энергию тела, не изменяя характера движения молекул?

5.Верно ли утверждение: при теплообмене энергия всегда переходит от тел с большей внутренней энергией к телам с меньшей внутренней энергией?

Приложение№5.

Правила написания синквэйна.

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка - это написание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Литература.

1. А.В. Перышкин. Физика 8 класс. Учебник










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!