Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме «Внутренняя энергия».
Тема | «Внутренняя энергия». |
Тип урока: | комбинированный |
Цель | Ввести понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия. |
Задачи | Образовательные: 1.работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе, определить, что такое внутренняя энергия; 2.используя демонстрационный эксперимент, фронтальные экспериментальные задания и личный опыт обучающихся выяснить, какие виды энергии существуют, от чего зависят; 3.в ходе обсуждения, обучающиеся должны понять, что внутренняя энергия - сумма кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия. Развивающие: 1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, используя ФЭЗ, занимательный материал, демонстрационный эксперимент; 2.используя правила написание синквейна и выражая свое отношение к теме развивать рефлексивную культуру школьника; 3.высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы; Воспитательные: 1.в ходе проведения эксперимента, работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников. |
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о понятии энергия; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.правильное понимание, что такое энергия тела. 2.применение новых знаний в новой ситуации. | УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
Основные понятия темы | Тепловое движение, внутренняя энергия, молекулы, кинетическая и потенциальная энергия . |
Организация пространства |
Основные виды учебной деятельности обучающихся. | Основные технологии. | Основные методы. | Формы работы. | Ресурсы. Оборудование. |
1.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 2.Самостоятельная работа с оборудованием и материалами. 3.Наблюдение и проведение эксперимента. 4. Составление синквейна. | Технология: педагогические Мастерские. | 1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. | Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава, групповая. | мультимедийный проектор, презентация, физическое оборудование, учебник, магниты, листы бумаги. |
Структура и ход урока.
Технологические этапы. Цель. | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
1.Организационный этап. Цель: психологическая подготовка к общению. | Здравствуйте. Рада вас всех видеть. Садитесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку. Если все в порядке, то посмотрите на меня. Это будет сигналом к началу нашего урока. | Здороваются. Проверяют принадлежности. Настраиваются на работу. | Личностные. Формируются ответственное отношение к учению. |
2. Актуализация знаний. | В моих записях кто-то навел полный беспорядок. Перепутал слова, поменял местами фразы в предложениях. Помогите мне! Найдите и исправьте ошибки. Игра «Наведи порядок». (Приложение№1) | Игра «Наведи порядок». Выполняют предложенные задания. Слайд №1-2 | Познавательные. Производят анализ и преобразование информации. |
3. Этап мотивации. Цель: обеспечить деятельность по определению целей урока. | Я хочу прочитать вам стихотворение (Приложение№2) 1)Послушайте его и скажите прав автор или нет? 2)Действительно энергия в нашей жизни имеет такое значение? 3)Сформулируйте тему и задачи урока. | Слушают. Обсуждают. Высказывают свое мнение. Определяют тему урока и цель. Слайд №3 | Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. |
Операционно – исполнительный компонент |
4.«Индукция» Цель: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. | Нарисуйте слово «энергия». Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком. | Рисуют в тетрадях познавательный объект. Составляют ассоциации. | Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. |
5. Самоконструкция». Цель: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. | Запишите все, что вы знаете про энергию. | Записывают все, что знают о познавательном объекте. | Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. |
6.«Социоконструкция». Цель: работа учащихся в группах по построению этих элементов. | Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием". | Работают в парах по заданию учителя. | Личностные. Формируются коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
7."Социализация". Цель: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция). | Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами". | Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами. | Личностные. Формируются коммуникативная компетентность в процессе образовательной деятельности. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
8."Афиширование". Цель: вывешивание "произведений» (работ учеников) в классе, ознакомление с ними. | Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий. Записывает на доске слова связанные с темой урока. | Представляют результаты работы групп. Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий. | Познавательные. Производят анализ и преобразование информации. Коммуникативные. Формируются речевые умения. |
9."Разрыв". Цель: внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. | Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Физкультминутка. Раз, два – встать пора, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. | Осознают возникшие познавательные противоречия. | Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат. |
10. Изучение нового материала. Цель: способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач. | Проверим на опыте некоторые ваши утверждения, правы вы или нет. 1)Вы утверждаете, что существует механическая энергия: кинетическая и потенциальная. Проведем эксперимент ФЭЗ№1. Сделайте вывод. 2) Вы считаете, что у молекул тоже есть энергия. Убедимся в этом. ФЭЗ№2. Сделайте вывод. (Приложение№3) | Выполняют ФЭЗ. Слушают. Отвечают. Обсуждают. Слайд№4-7 | Познавательные. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся оценивать полученный результат. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
11. Контроль и самопроверка знаний. Цель: выявить качество усвоения материала. | «Проверь себя»! Все ли вы поняли? Ответьте на вопросы. (Приложение№4) | Отвечают. Слайд№8 | Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. |
12.Подведение итогов, рефлексия. Цель: формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений | Выскажите свое отношение к теме урока. Предлагаю вам составить синквейн. (Приложение№5) | Сочиняют. Читают. | Коммуникативные. Формируются речевые умения. Регулятивные. Учатся оценивать полученный результат. |
13. Подача домашнего задания. Цель: закрепление изученного материала. | Наш урок подошел к концу. Запишите домашнее задание. | Записывают в дневник. Слайд №9 | Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. |
Приложение№1.
Игра «Наведи порядок».
1. Тепловые явления – это физические процессы, происходящие только при повышении температуры.
(Тепловые явления – это физические явления, происходящие с изменением температуры.)
2. Температура – это прибор, характеризующий степень нагретости тела.
(Температура – это физическая величина, характеризующая степень нагретости тела.)
3. Термометр – это физическая величина, которой измеряют температуру тела.
(Термометр – это прибор, которым измеряют температуру тела.)
4. Тепловое движение – это упорядоченное, направленное движение молекул.
(Тепловое движение – это непрерывное беспорядочное движение молекул.)
5. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах протекает одинаково быстро.
(Скорость диффузии зависит от температуры и агрегатного состояния вещества.)
6. Тепловое движение не зависит от температуры.
(Тепловое движение зависит от температуры.)
7. Все атомы состоят из молекул.
(Все молекулы состоят из атомов.)
8. Молекулы всегда находятся в покое.
(Молекулы движутся хаотично и непрерывно.)
Приложение№2.
Энергия.
Энергия всем и повсюду нужна,
Для всех и везде она очень важна.
Для нашей Земли, для лампочки яркой,
Для нашего тела, что б двигалось смело.
Для мамы энергия тоже нужна,
Что бы семью накормить обедом.
Для папы, картину прибить на стене,
Сестренке, цветочки полить на окне…
Любую работу свершаем мы с ней,
Энергии много и нет тут проблем.
Приложение№3.
Вы утверждаете.
1. Существует механическая энергия: кинетическая и потенциальная.
ФЭЗ№1.
Приборы и материалы: брусок, трибометр, шарик.
1. Движение бруска по поверхности трибометра.
2. Падение шарика на стол.
3. Ответьте на вопросы.
а) Назовите виды энергии.
б) Как преобразуются кинетическая энергия и потенциальная в опытах?
в) Что происходит с энергией бруска, шарика?
г) От каких физических величин зависит механическая энергия?
Вывод. Энергия сама по себе не появляется и не исчезает бесследно. Энергия превращается из одного вида в другой. Механическая энергия зависит от скорости движения, массы и расположения данного тела относительно других тел.
Вы утверждаете.
2. У молекул тоже есть энергия. Так как тепловое движение молекул никогда не прекращается, то тела всегда обладают энергией. Такую энергию называют внутренней.
ФЭЗ№2.
Приборы и материалы: фольга алюминиевая, картон.
1. Прижмите фольгу к картону, убедитесь, что для перемещения фольги по поверхности картона нужно приложить силу.
2. Потрите фольгу о картон, сделав 10 движений вперед-назад.
3. Потрите фольгу о картон, сделав 20 движений.
4. Ответьте на вопросы.
А) Как изменилась температура фольги и полоски картона после совершения работы?
Б) Как изменилась внутренняя энергия фольги после совершения работы?
В) Сравните внутреннюю энергию фольги в первом случае и втором? Где больше? Почему?
Вывод. Внутренняя энергия – это энергия движения и взаимодействия молекул. Она зависит от скорости движения молекул и их взаимного расположения.
Приложение№4.
«Проверь себя»!
1. Какое движение называется тепловым?
2.Что понимают под внутренней энергией?
3.В чем различие между механической и внутренней энергией?
4.Можно ли увеличить внутреннюю энергию тела, не изменяя характера движения молекул?
5.Верно ли утверждение: при теплообмене энергия всегда переходит от тел с большей внутренней энергией к телам с меньшей внутренней энергией?
Приложение№5.
Правила написания синквэйна.
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка - это написание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Литература.
1. А.В. Перышкин. Физика 8 класс. Учебник