Внутренняя и внешняя среда менеджмента
Внутренняя среда организации.
Внешняя среда организации.
Всякая организация осуществляет свою деятельность под воздействием факторов со стороны внешней и внутренней среды.
Предприятия действуют в постоянно меняющихся условиях, складывающихся внутри него, а также с другими экономическими субъектами. . Кроме производства продукта, оказания услуг предприятия обеспечивают возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для жизнедеятельности.
Внутренняя среда – это среда, которая находится внутри предприятия и контролируется им. Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
кадры – их потенциал, квалификация; подбор, обучение и продвижение; оценка результатов труда и стимулирование; сохранение и поддержание отношений между работниками и т.п.
организация управления – коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархия подчинения.
финансы – поддержание ликвидности, обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей.
маркетинг – стратегия продукта; ценовая стратегия; сбытовая стратегия.
Цель исследования внутренней среды – выявление сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны служат базой, на которую предприятие рассчитывает в конкурентной борьбе и которую оно должно расширять и укреплять. Слабые стороны являются объектом пристального внимания и менеджерам необходимо сокращать их число.
2. Внешняя среда рассматривается как совокупность двух подсистем: Среда косвенного воздействия; Среда прямого воздействия.
Среда косвенного воздействия (макросреда) создает общие условия среды нахождения предприятия. Макросреда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме. Но каждая фирма испытывает на себе влияние макросреды и не может управлять ею. Среда косвенного воздействия определяется факторами общего плана.
Экономические факторы. К ним относятся уровень экономического развития самой страны, размер заработной платы, инфляция, безработица. Необходимо знать структуру распределения доходов между различными группами населения. Изучая перечисленные показатели, фирма получает необходимую информацию, позволяющую учитывать факторы экономической среды.
Социально-культурные факторы. Наибольшее влияние оказывают система социальных правил, духовные ценности, устоявшиеся нормы, принятые в обществе. Знание этих факторов важно, так как они влияют и на внутреннюю среду предприятия (отношение сотрудников к работе).
Научно-технические факторы. Развитие науки и техники способствует совершенствованию средств массового производства услуг.
Политико-правовые факторы. Анализ законов и нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает предприятию возможность определить для себя допустимые границы действий и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Необходимо изучать законодательно-правовые акты, регулирующие хозяйственную деятельность в бизнесе. Фирме необходимо учитывать мероприятия государственной власти, стремиться их прогнозировать и использовать в своих интересах.
Степень воздействия факторов макросреды на различные предприятия неодинакова и зависит от их размеров, территориального расположения, особенностей деятельности, форм собственности. Фирма должна определить для себя, какие из внешних факторов оказывают на ее функционирование наиболее существенное влияние. Важно выявить те факторы, которые являются потенциальными носителями угроз для предприятия и факторы, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для фирмы.
Среда прямого воздействия. Представлена факторами, которые непосредственно влияют на деятельность предприятия. Фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этих факторов.
К ним относятся:
Потребители. Бизнес, как и любой другой, не возможен без потребителя. Так как потребитель определяет виды услуг, их цену, объем продаж, определяет конечные результаты деятельности предприятия. Влияние потребителя оказывает сильное воздействие и на внутреннюю среду бизнеса.
Конкуренты. Именно конкуренты задают те критерии, которые фирме предстоит достичь или превзойти. Недооценка конкурентов может обойтись фирме большими потерями прибыли.
Смежники. Практически ни одно предприятие не в состоянии самостоятельно производиь продукцию, для этого привлекаются соответствующие предприятия и организации («смежники»): транспортные фирмы, торговые предприятия, и др.
Контактные аудитории. Это группы лиц, организаций, учреждений, потенциально или реально воздействующих на деятельность фирмы. Основные контактные аудитории, окружающие фирму, являются: финансовые круги (банки, инвестиционные фонды, финансовые, страховые компании и др.); средства массовой информации; общественность (союзы потребителей, общественные формирования, а также жители курортных зон); персонал фирмы (от руководства предприятия требуются усилия по повышению уровня информированности служащих о деятельности фирмы, проведения мероприятий по стимулированию их труда, повышению социальных гарантий).
Таким образом, предприятие действует не обособленно, а в окружении сил, которые составляют внешнюю среду менеджмента.