ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ
- Понятие внешней и внутренней среды бизнеса
- Анализ внешней и внутренней среды бизнеса
СРЕДА БИЗНЕСА — это совокупность факторов и состояний, которые оказывают влияние на деятельность фирмы и его функциональное состояние и которые регулируются принятием решений со стороны руководства ликвидационного или адаптационного характера.
внешняя внутренняя
микросреда макросреда
- Внешняя среда бизнеса — это факторы и состояния, которые возникают в бизнес-среде независимо от деятельности фирмы, но которые оказывают прямое или косвенное воздействие на ее деятельность
в обобщенном виде к ним относят:
- общеполитические;
- общеэкономические;
- регулирование бизнеса государством;
- социальные;
- состояние рынка;
- хозяйственные факторы фирмы.
*** Первые четыре группы факторов принято относить к факторам косвенного воздействия ,
а последние две — к факторам прямого воздействия.
Во внешней среде бизнеса выделяют
Микросреда (рабочая среда) — это среда непосредственных контактов с фирмой. Она включает тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения или которые оказывают прямое воздействие на фирму. В свою очередь эти субъекты испытывают на себе влияние всех процессов, происходящих в фирме.
Макросреда — это различные факторы, которые оказывают косвенное влияние на деятельность фирмы и могут влиять на ее микросреду
Во внешней среде бизнеса выделяют
микросреда (рабочая среду) макросреда
- политические;
-экономические;
-социальные;
-технологические;
-демографические;
-природные;
-законодательство;
-государственные органы;
-поставщики;
-потребители;
-конкуренты;
-трудовые ресурсы.
- Внутренняя среда бизнеса - это хозяйственная структура фирмы, включающая управленческий, производственный и другие механизмы. В нее входят все отделы и подразделения: финансовые, экономические, маркетинговые, кадровые.
Основными элементами внутренней среды фирмы являются:
• производство;
• финансы;
• маркетинг;
• управление персоналом;
• организационная структура,
Анализ бизнес-среды фирмы - это процесс определения критически важных элементов внутренней и внешней сред, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей
Анализ бизнес-среды выполняет ряд важных функций в деятельности фирмы:
- с точки зрения стратегического планирования, улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущее;
2) с точки зрения политики фирмы, помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление;
3) с точки зрения текущей деятельности, обеспечивает информацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций
Анализ внешней среды бизнеса представляет собой методическую оценку субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность
Составляющими макроокружения является - анализ экономической компоненты
- анализ политической компоненты
- анализ правовой компоненты
- анализ социальной компоненты
- анализ технологической компоненты
- анализ природно-географической компоненты
Анализ внешней среды бизнеса представляет собой методическую оценку субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность
Анализ микроокружения предполагает изучение состояния тех составляющих внешней среды, с которыми фирма находится в непосредственном взаимодействии:
- анализ поставщиков
- анализ покупателей
- анализ конкурентов
- анализ рынка рабочей силы
- анализ инфраструктуры рынка
Анализ внутренней среды бизнеса представляет собой методическую оценку функциональных зон фирмы, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон.
- кадровая политика
- организационная структура фирмы
- производственная структура фирмы
- маркетинговая политика
- финансовая политика
- внутренняя культура и образ фирмы (корпорации)
Анализ внешней и внутренней среды бизнеса — это часть экономического анализа Как любой анализ, он требует определенных источников информации и базируется на определенных методах исследования Все источники анализа среды бизнеса делят на: • внутренние • внешние
К внутренним источникам информации относятся:
- бухгалтерские и финансовые отчеты;
- информация маркетинговых отделов фирмы;
- отчеты руководителей на собраниях акционеров;
- беседы с сотрудниками структурных подразделений фирмы;
- отчеты о командировках;
- обзоры жалоб и рекламаций потребителей;
- благодарственные письма;
- планы производства и НИОКР;
- протоколы заседаний руководства;
- деловая корреспонденция фирмы.
Внешними источниками являются:
- данные официальной статистики;
- данные международных организаций (ООН, Международного валютного фонда, Европейской организации по сотрудничеству и развитию и др.);
- законы, указы, постановления государственных органов;
- выступления государственных, политических и общественных деятелей;
- периодическая печать;
- выставки, ярмарки, презентации;
- коммерческие базы и банки данных.
Внешними источниками являются:
- данные официальной статистики;
- данные международных организаций (ООН, Международного валютного фонда, Европейской организации по сотрудничеству и развитию и др.);
- законы, указы, постановления государственных органов;
- выступления государственных, политических и общественных деятелей;
- периодическая печать;
- выставки, ярмарки, презентации;
- коммерческие базы и банки данных.
Методы анализа среды бизнеса делят на:
• специфические
• общие
Внешними источниками являются:
- данные официальной статистики;
- данные международных организаций (ООН, Международного валютного фонда, Европейской организации по сотрудничеству и развитию и др.);
- законы, указы, постановления государственных органов;
- выступления государственных, политических и общественных деятелей;
- периодическая печать;
- выставки, ярмарки, презентации;
- коммерческие базы и банки данных.
Общие методы:
- диалектический метод;
- метод научной абстракции;
- метод анализа и синтеза;
- метод индукции и дедукции;
- системный метод;
- экономико-математический метод;
- метод единства исторического и логического в познании;
- моделирование;
- экономический эксперимент;
- метод общественной практики.
К специфическим методам анализа внешней и внутренней среды бизнеса относят:
- SWOT-анализ,
- SNW-анализ,
- метод составления профиля среды,
- PIMS-модель (модель делового анализа),
- модель А. Дж. Стейнера «продукт - рынок»,
- модель «кривая опыта»,
- модель «жизненного цикла товара» и др.
Для анализа внутренней и внешней среды бизнеса в целом чаще всего применяется метод SWOT
сила — S trenght,
слабость — W eakness,
возможности — O pportunity
угрозы — T hreat
Этот метод позволяет установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи фирме и внешними угрозами и возможностями.
Основной метод SWOT-анализа — это заполнение матрицы .
Анализ проводится в три этапа.
На 1-м этапе, с учетом конкретной ситуации, в которой находится фирма, составляется список выявленных ее сильных и слабых сторон.
Сильные стороны - это преимущества фирмы, которые могут заключаться в наличии уникальных технологий, больших запасов ресурсов, современного оборудования, опыта ведения бизнеса, высококвалифицированных специалистов, преимуществ в области издержек, стабильного менеджмента и др.
Анализ проводится в три этапа.
Слабые стороны — это отсутствие каких-либо важных составляющих, необходимых для эффективного функционирования и осуществления деятельности фирмы: недостаток ресурсов, специалистов, невыгодная позиция по сравнению с конкурентными фирмами, недостаток имиджа и рекламы и др.
Анализ проводится в три этапа.
На 2-м этапе составляется список выявленных угроз и возможностей рынка.
Возможности рынка — это условия и состояние рынка, которые являются благоприятными для фирмы в осуществлении своих целей и получении дополнительных преимуществ.
К ним относятся: рост доходов населения и повышение их покупательной способности; рост спроса на продукцию фирмы; появление новых технологий производства продукции; ухудшение состояния конкурентных фирм и т. д.
Анализ проводится в три этапа.
Угрозы рынка — это условия и состояние рынка, которые являются нежелательными для фирмы и возникновение которых может нанести ущерб ее деятельности и существованию.
Сюда относятся: повышение государством налогов; изменение вкусов потребителей и снижение спроса на продукцию фирмы; появление новых конкурентов и др.
Анализ проводится в три этапа.
После составления списка слабых и сильных сторон фирмы, а также списка угроз и возможностей наступает
3-й этап —
этап установления связей между ними.
Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет вид, представленный в виде:
Анализ проводится в три этапа.
ПРИМЕР
Ресторанный бизнес:
Сильные стороны: качество пищи и уникальность меню.
Слабые стороны: высокая стоимость ингредиентов.
Возможности: расширение рынка за счет фуд-кортов.
Угрозы: появление новых ресторанов в том же районе.
ЗАДАНИЕ
СОСТАВИТЬ СВОТ-АНАЛИЗ ЛЮБОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!