СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник под редакцией  Торкунова

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.»

История России. класс Внутренняя политика Александра I   в 1815-1825

История России. класс

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825

"Сфинкс, не разгаданный до гроба. О нем и ныне спорят вновь..."  П.А. Вяземский

Михайлова Надежда Михайловна

План урока 1.  Перемены во внутренней политике. 2. «Польский эксперимент». 3.  Проект Н.Н. Новосильцева. 4.  Отказ от реформ, годы «реакции». 5.  Итоги внутренней политики Александра I . Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

План урока

1. Перемены во внутренней политике.

2. «Польский эксперимент».

3. Проект Н.Н. Новосильцева.

4. Отказ от реформ, годы «реакции».

5. Итоги внутренней политики Александра I .

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Правление Александра I  (1801-1825) Период реформ, либеральный Период реакции, консервативный «Эра либерализма» «Аракчеевщина» «Негласный комитет» М.М. Сперанский А.А. Аракчеев 1801 1825 1812-1815 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Правление Александра I (1801-1825)

Период реформ, либеральный

Период реакции, консервативный

«Эра либерализма»

«Аракчеевщина»

«Негласный комитет»

М.М. Сперанский

А.А. Аракчеев

1801

1825

1812-1815

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Словарь Либерализм  — философская и экономическая теория, а также политическая идея, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью. Либералами называли тех, кто стремился к новому, отказываясь от старого. Консерватизм  — идея приверженности традиционным ценностям и порядкам, отказ от нового, как чуждого. Мистицизм (от греч. μυστικος — скрытый, тайный) — философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции, веры в высшие силы. Аракчеевщина - политика крайней реакции, полицейского деспотизма и грубой военщины, проводившаяся Аракчеевым в Российской империи в начале XIX века Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Словарь

Либерализм — философская и экономическая теория, а также политическая идея, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью. Либералами называли тех, кто стремился к новому, отказываясь от старого.

Консерватизм — идея приверженности традиционным ценностям и порядкам, отказ от нового, как чуждого.

Мистицизм (от греч. μυστικος — скрытый, тайный) — философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции, веры в высшие силы.

Аракчеевщина - политика крайней реакции, полицейского деспотизма и грубой военщины, проводившаяся Аракчеевым в Российской империи в начале XIX века

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество Он человек! Им властвует мгновение.  Он раб молвы, сомненья и страстей.  Простим ему неправое гоненье:  Он взял Париж, он основал Лицей.  А.С. Пушкин Победа России в войне с Наполеоновской Францией открывала для Александра I возможность заняться дальнейшими преобразованиями  в стране. Перемен ждали все сословия Российской империи. Страна была к ним готова. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество

Он человек! Им властвует мгновение. Он раб молвы, сомненья и страстей. Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей.

А.С. Пушкин

Победа России в войне с Наполеоновской Францией открывала для Александра I возможность заняться дальнейшими преобразованиями  в стране.

Перемен ждали все сословия Российской империи. Страна была к ним готова.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество Надежды общества после победы над Наполеоном. Крестьяне Народы России  (в первую очередь поляки) Либеральные дворяне Отмена крепостного права. Облегчение налогового гнёта. Введение конституции. Продолжение реформ. Отмена крепостного права. Прав на национальную автономию, равенства в правах с населением России. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество

Надежды общества после победы над Наполеоном.

Крестьяне

Народы России 

(в первую очередь поляки)

Либеральные дворяне

Отмена крепостного права. Облегчение налогового гнёта.

Введение конституции.

Продолжение реформ.

Отмена крепостного права.

Прав на национальную автономию, равенства в правах с населением России.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество Конституция Свободомыслящее дворянство Отмена крепостного права Крестьяне Послабления в национальной политике Народы Российской империи Вредность реформ Консервативное дворянство Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество

Конституция

Свободомыслящее дворянство

Отмена крепостного права

Крестьяне

Послабления в национальной политике

Народы Российской империи

Вредность реформ

Консервативное дворянство

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

При всем при этом, император не мог не учитывать мнение старого консервативно настроенного дворянства , которое было уверено, в пагубности западного мышления , считая победу Востока, то есть России, над «прогнившим» Западом (Францией), как победу самодержавия и «правильной политикой» русского абсолютизма! Все это приводило к тому, что царь не мог отказаться от реформ, но делал это теперь тайно. Посвящены в это были лишь узкий круг особо приближенных к царю людей. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

При всем при этом, император не мог не учитывать мнение старого консервативно настроенного дворянства , которое было уверено, в пагубности западного мышления , считая победу Востока, то есть России, над «прогнившим» Западом (Францией), как победу самодержавия и «правильной политикой» русского абсолютизма!

Все это приводило к тому, что царь не мог отказаться от реформ, но делал это теперь тайно. Посвящены в это были лишь узкий круг особо приближенных к царю людей.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. «Польский эксперимент» Первую реформу решили провести в новом регионе империи Царстве Польском. В 1815 г. принята польская конституция. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. «Польский эксперимент»

Первую реформу решили провести в новом регионе империи Царстве Польском. В 1815 г. принята польская конституция.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Конституция в Польше гарантировала 1. Неприкосновенность личности. 2. Свободу печати 3. Наказания и ссылка без решения суда запрещались. 4. Польский язык государственный и на всех руководящих должностях должны были быть поляки. 5. Глава Польши император России, приносящий присягу на верность конституции. 6. Законодательная власть у парламента - сейма и царя. Но сейм - законосовещательный орган. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Конституция в Польше гарантировала

1. Неприкосновенность личности.

2. Свободу печати

3. Наказания и ссылка без решения суда запрещались.

4. Польский язык государственный и на всех руководящих должностях должны были быть поляки.

5. Глава Польши император России, приносящий присягу на верность конституции.

6. Законодательная власть у парламента - сейма и царя. Но сейм - законосовещательный орган.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Поляки были уверены, что конституция, это первый шаг к независимости и открыто мечтали о возрождении польского государства за счет украинских и белорусских земель. Но царь считал, что итак дал полякам много свободы и о дальнейших реформах можно было забыть. Прибытие Александра I в Варшаву Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Поляки были уверены, что конституция, это первый шаг к независимости и открыто мечтали о возрождении польского государства за счет украинских и белорусских земель.

Но царь считал, что итак дал полякам много свободы и о дальнейших реформах можно было забыть.

Прибытие Александра I в Варшаву

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Проект Н.Н.  Новосильцева Через год после принятия польской конституции, царю на стол лег проект конституции России, подготовленный вице-президентом Временного тайного совета Н.Н.  Новосильцевым. Именно ему царь поручил подготовку проекта конституции. Назывался проект не конституция, а «Уставная грамота Российской империи». Н.Н. Новосильцев Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Проект Н.Н. Новосильцева

Через год после принятия польской конституции, царю на стол лег проект конституции России, подготовленный вице-президентом Временного тайного совета Н.Н. Новосильцевым. Именно ему царь поручил подготовку проекта конституции. Назывался проект не конституция, а «Уставная грамота Российской империи».

Н.Н. Новосильцев

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Государственная уставная грамота Российской империи» 1820 г.  суверенитет императорской власти;  создание двухпалатного парламента (Сенат, нижняя палата), утверждающего  законы;  законодательная инициатива и  исполнительная власть у царя;  свобода слова, свобода печати,  вероисповеданий, - равенство всех перед законом - неприкосновенность личности;  право на частную собственность; федеративное устройство (12 наместничеств) Ограничение власти монарха «Граждане» - «свободные сословия» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Государственная уставная грамота Российской империи»

1820 г.

  • суверенитет императорской власти;
  • создание двухпалатного парламента

(Сенат, нижняя палата), утверждающего

законы;

  • законодательная инициатива и

исполнительная власть у царя;

  • свобода слова, свобода печати,

вероисповеданий,

- равенство всех перед законом

- неприкосновенность личности;

  • право на частную собственность;
  • федеративное устройство
  • (12 наместничеств)

Ограничение

власти

монарха

«Граждане» - «свободные сословия»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В « Уставной грамоте» не был решен основополагающий вопрос для России – вопрос об отмене экономически тянущегося Россию назад крепостного права. Даже эту очень сдержанную Конституцию Александр Первый ввести в России не решился.  Крепостные крестьяне Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В « Уставной грамоте» не был решен основополагающий вопрос для России – вопрос об отмене экономически тянущегося Россию назад крепостного права. Даже эту очень сдержанную Конституцию Александр Первый ввести в России не решился.

Крепостные крестьяне

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Несмотря на все эти идеи и проекты, подписаны они так и не были. Александр I и Новосильцев на прогулке Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Несмотря на все эти идеи и проекты, подписаны они так и не были.

Александр I и Новосильцев на прогулке

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4.  Отказ от реформ, годы «реакции» К концу царствования император столкнулся с противодействием его реформам большинством консервативно настроенных дворян . Участь отца, опять заставила царя бояться расправы над собой. В Европе нарастало революционное движение, также напугавшее императора. Царь не только начал сворачивать реформы, но и ужесточать внутреннюю политику. Александр I в конце царствования Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Отказ от реформ, годы «реакции»

К концу царствования император столкнулся с противодействием его реформам большинством консервативно настроенных дворян . Участь отца, опять заставила царя бояться расправы над собой. В Европе нарастало революционное движение, также напугавшее императора. Царь не только начал сворачивать реформы, но и ужесточать внутреннюю политику.

Александр I в конце царствования

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4.  Отказ от реформ, годы «реакции»    Причины отказа Александра I от реформ: противостояние большинства дворян; революции в Европе; боязнь повторить судьбу отца; стремление не  допустить революции  в России не было надежной поддержки ( сторонников реформ);  противоречивость замыслов; личные качества царя: неустойчивость настроения, двуличие…   Ужесточение режима в стране (антиреформаторские решения) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Отказ от реформ, годы «реакции»

Причины отказа Александра I от реформ:

  • противостояние большинства дворян;
  • революции в Европе;
  • боязнь повторить судьбу отца;
  • стремление не допустить революции в России
  • не было надежной поддержки ( сторонников реформ);
  • противоречивость замыслов;
  • личные качества царя: неустойчивость настроения, двуличие…

Ужесточение режима в стране

(антиреформаторские решения)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Усиление «реакции»: Крепостным запретили подавать жалобы на хозяев 1822 г. -Запрет в стране всех тайных обществ и организаций Усилилась цензура за печатью Разрешено помещикам ссылать крестьян в Сибирь Сложность во внутренней политике и нерешенность всех насущных проблем, включая личные, наложили отпечаток на последние годы царствования императора. У Александра умирает сестра и две дочери. Царь страдает мистицизмом, верит в приметы, видя в пожаре Москвы и наводнении в Петербурге дурное предзнаменование. Царь ударяется в веру в бога, ездит на богомолье и становится довольно странным. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Усиление «реакции»:

Крепостным запретили подавать жалобы на хозяев

1822 г. -Запрет в стране всех тайных обществ и организаций

Усилилась цензура за печатью

Разрешено помещикам ссылать крестьян в Сибирь

Сложность во внутренней политике и нерешенность всех насущных проблем, включая личные, наложили отпечаток на последние годы царствования императора. У Александра умирает сестра и две дочери. Царь страдает мистицизмом, верит в приметы, видя в пожаре Москвы и наводнении в Петербурге дурное предзнаменование. Царь ударяется в веру в бога, ездит на богомолье и становится довольно странным.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Отказ от реформ, годы «реакции»

Аракчеевщина

АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ АРАКЧЕЕВ  

(1769 – 1834) – граф, русский государственный и военный деятель, пользовавшийся огромным доверием Павла I и Александра I.

По отзывам современников:

  • гатчинский капрал,
  • обезьяна в мундире,
  • невежественный и грубый временщик на «медные деньги ученый» и не знавший ни одного иностранного языка.

Влияние Аракчеева на дела и могущество его продолжалось во все царствование императора Александра Павловича. Будучи влиятельнейшим вельможей, приближённым государя, Аракчеев, имея орден Александра Невского, отказался от пожалованных ему других орденов: в 1807 году от ордена св. Владимира и в 1808 году — от ордена св. апостола Андрея Первозванного и только оставил себе на память рескрипт на орден Андрея Первозванного.

В 1814 году Аракчеев отказался от звания фельдмаршала.

Удостоившись пожалования портрета государя, украшенного бриллиантами, Алексей Андреевич бриллианты возвратил, а самый портрет оставил. 

А.А.Аракчеев.

Художник Джордж Доу.

Военная галерея Зимнего дворца.

В отсутствие

«кочующего деспота» управлял

d семи делами в империи.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4.  Отказ от реформ, годы «реакции» Аракчеевщина Александр I в нем ценил:  личную преданность (отправляясь за границу Александр оставлял Аракчееву пустые бланки со своей подписью); безукоризненную честность (к его рукам не прилип ни один рубль из государственной казны); педантичную исполнительность. Влияние Аракчеева на дела и могущество его продолжалось во все царствование императора Александра Павловича. Будучи влиятельнейшим вельможей, приближённым государя, Аракчеев, имея орден Александра Невского, отказался от пожалованных ему других орденов: в 1807 году от ордена св. Владимира и в 1808 году — от ордена св. апостола Андрея Первозванного и только оставил себе на память рескрипт на орден Андрея Первозванного. В 1814 году Аракчеев отказался от звания фельдмаршала. Удостоившись пожалования портрета государя, украшенного бриллиантами, Алексей Андреевич бриллианты возвратил, а самый портрет оставил.  Герб рода графов Аракчеевых Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Отказ от реформ, годы «реакции»

Аракчеевщина

Александр I в нем ценил:

  • личную преданность (отправляясь за границу Александр оставлял Аракчееву пустые бланки со своей подписью);
  • безукоризненную честность (к его рукам не прилип ни один рубль из государственной казны);
  • педантичную исполнительность.

Влияние Аракчеева на дела и могущество его продолжалось во все царствование императора Александра Павловича. Будучи влиятельнейшим вельможей, приближённым государя, Аракчеев, имея орден Александра Невского, отказался от пожалованных ему других орденов: в 1807 году от ордена св. Владимира и в 1808 году — от ордена св. апостола Андрея Первозванного и только оставил себе на память рескрипт на орден Андрея Первозванного.

В 1814 году Аракчеев отказался от звания фельдмаршала.

Удостоившись пожалования портрета государя, украшенного бриллиантами, Алексей Андреевич бриллианты возвратил, а самый портрет оставил. 

Герб рода графов Аракчеевых

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4.  Отказ от реформ, годы «реакции» Военные поселения - способ перевести армию на самоокупаемость 1817-1857гг. Военный поселянин = рекрут + крепостной крестьянин РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЖИЗНИ ВОЕННЫХ ПОСЕЛЯН: военные поселяне - все жители в возрасте от 18 до 46 лет; военной дисциплине подчинялись не только все мужчины, но и все женщины и дети; вставали утром, растапливали печи, выходили на работу, ели, ложились спать в одно время по барабанному бою; за малейшие проступки виновные подвергались телесным наказаниям (розги и шпицрутены); велся учет всем вдовам и девицам, которые выдавались замуж по назначению начальства. все земледельческие работы производились по приказам офицеров, которые мало понимали в сельском хозяйстве. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Отказ от реформ, годы «реакции»

Военные поселения - способ перевести армию на самоокупаемость

1817-1857гг.

Военный поселянин = рекрут + крепостной крестьянин

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЖИЗНИ ВОЕННЫХ ПОСЕЛЯН:

  • военные поселяне - все жители в возрасте от 18 до 46 лет;
  • военной дисциплине подчинялись не только все мужчины, но и все женщины и дети;
  • вставали утром, растапливали печи, выходили на работу, ели, ложились спать в одно время по барабанному бою;
  • за малейшие проступки виновные подвергались телесным наказаниям (розги и шпицрутены);
  • велся учет всем вдовам и девицам, которые выдавались замуж по назначению начальства.
  • все земледельческие работы производились по приказам офицеров, которые мало понимали в сельском хозяйстве.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

НОВГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ   МОГИЛЕВСКАЯ ГУБЕРНИЯ  ХЕРСОНСКАЯ  ГУБЕРНИЯ  к 1826 году на поселения была переведена 1/3 армии; 1819 год – крупное восстание военных поселян в Чугуеве (Слободская Украина) ХАРЬКОВСКАЯ  ГУБЕРНИЯ  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

НОВГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ  

МОГИЛЕВСКАЯ

ГУБЕРНИЯ 

ХЕРСОНСКАЯ ГУБЕРНИЯ 

  • к 1826 году на поселения была переведена 1/3 армии;
  • 1819 год – крупное восстание военных поселян в Чугуеве (Слободская Украина)

ХАРЬКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ 

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Шпицрутен  -

гибкий и толстый прут, вымоченный в соленой воде, для телесных наказаний в XVII—XIX веках.

Наказание шпицрутенами было введено Петром I в  1701 году.

  • осуждённого заставляли проходить сквозь строй из 100—800 солдат, которые прутьями били по спине осуждённого.
  • в начале XIX в. число ударов доходило до 6 тысяч. В этом случае «прогнание сквозь строй» было равносильно смертной казни.
  • в России шпицрутены отменены  17 апреля 1863 года.

СКВОЗЬ СТРОЙ

В октябре 1827 года на рапорте о тайном переходе двух евреев через р. Прут в нарушение карантина, в котором отмечалось, что лишь смертная казнь за нарушения карантина способна их остановить, Николай I

написал : «Виновных прогнать сквозь тысячу человек 12 раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало, и не мне ее вводить».

  Журнал «Русская Старина». 1883 год, декабрь

  • В России шпицрутены применялись также для наказания гражданских лиц (прежде всего из податных сословий) по приговору военного суда и по уставу о ссыльных.
  • Наказание шпицрутенами будет описано Л.Н.Толстым в рассказе «После бала» (1903-1911 гг.)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Усиление политической реакции Разгром Петербургского и Казанского университетов: изгонялись профессора, обвиненные в «вольнодумстве» «непокорных» студентов отдавали в солдаты; сокращается количество студентов: Казанский университет – учится 50 студентов, Петербургский университет – 40 студентов, Дерптский – запрещено принимать студентов, учившихся в Европе. Н.М. Карамзин Даже консервативно мыслящий Н.М.  Карамзин назвал министерство просвещения «Министерством затмения». Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Усиление политической реакции

Разгром Петербургского и Казанского университетов:

  • изгонялись профессора, обвиненные в «вольнодумстве»
  • «непокорных» студентов отдавали в солдаты;
  • сокращается количество студентов: Казанский университет – учится 50 студентов, Петербургский университет – 40 студентов, Дерптский – запрещено принимать студентов, учившихся в Европе.

Н.М. Карамзин

Даже консервативно мыслящий Н.М. Карамзин назвал министерство просвещения «Министерством затмения».

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Ужесточение цензуры ЦЕНЗУРА  — контроль власти за содержанием и распространением информации с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью нежелательными. Выдержки из литературных произведений Замечания цензора «О ВРЕДЕ ГРИБОВ» - название книги. Улыбку уст твоих небесную ловить... В. Н. Олин. «Стансы к Элизе». Что в мнении людей? Один твой нежный взгляд дороже для меня вниманья всей вселенной. В.Н. Олин. «Стансы к Элизе» . Грибы – постная пища, рекомендованная церковью, а значит не может быть вредной. Слишком сильно сказано: женщина не достойна того, чтобы улыбку её называть небесною. Цензор А.И.Красовский определял вольнодумство как «смердящее гноище, распространяющее душегубительную зловонь». Сильно сказано; к тому же во вселенной есть и цари, и законные власти, вниманием которых дорожить нужно... Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Ужесточение цензуры

ЦЕНЗУРА  — контроль власти за содержанием и распространением информации с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью нежелательными.

Выдержки

из литературных произведений

Замечания цензора

«О ВРЕДЕ ГРИБОВ» -

название книги.

Улыбку уст твоих небесную ловить...

В. Н. Олин. «Стансы к Элизе».

Что в мнении людей? Один твой нежный взгляд дороже для меня вниманья всей вселенной.

В.Н. Олин. «Стансы к Элизе» .

Грибы – постная пища, рекомендованная церковью,

а значит не может быть вредной.

Слишком сильно сказано: женщина не достойна того, чтобы улыбку её называть небесною.

Цензор А.И.Красовский определял вольнодумство как «смердящее гноище, распространяющее душегубительную зловонь».

Сильно сказано; к тому же во вселенной есть и цари, и законные власти, вниманием которых дорожить нужно...

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4.  Отказ от реформ, годы «реакции»  Эпиграмма А. С. Пушкина на Аракчеева:        Всей России притеснитель,      Губернаторов мучитель      И Совета он учитель,      А царю он — друг и брат.      Полон злобы, полон мести,      Без ума, без чувств, без чести…       Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Отказ от реформ, годы «реакции»

Эпиграмма А. С. Пушкина на Аракчеева:

     Всей России притеснитель,     Губернаторов мучитель     И Совета он учитель,     А царю он — друг и брат.     Полон злобы, полон мести,     Без ума, без чувств, без чести…     

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Внутренняя политика Александра I

ЛИБЕРАЛЬНАЯ

КОНСЕРВАТИВНАЯ

1815 год

ПОЛЬСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ:

  • корона Польши остается за Россией;
  • наместник царя ограничен Конституцией;
  • двухпалатный сейм – высший законодательный орган (1818 г.)
  • официальный язык – польский;
  • свобода слова, неприкосновенность личности, равенство вероисповеданий;
  • польский корпус в составе русской армии.

1816-1817 гг. – создание ВОЕННЫХ ПОСЕЛЕНИЙ

181 8 год

разработка

УСТАВНОЙ ГРАМОТЫ

для России:

  • введение народного представительства;
  • избирательное право на основе имущественного ценза;
  • равенство перед законом, буржуазные свободы;
  • сохранение законодательной власти в руках императора.

ограничение автономии университетов,

гонения на печать

181 6-1818 гг.

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В ПРИБАЛТИКЕ:

  • по требованию местного дворянства;
  • крестьяне получали личную свободу, но без земли, превращаясь в арендаторов.

крестьянам запрещается жаловаться на помещиков, подтверждение права помещиков ссылать крепостных в Сибирь

и на каторгу;

запрет тайных обществ

и масонских лож.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Итоги внутренней политики Александра I Александр Первый умер в г. Таганроге . После смерти императора по России ходила легенда, что он на самом деле не умер, а ушел жить простым крестьянином, ходил по России и творил добрые дела; а в гробу на захоронение привезли другого человека. Дом-дворец Александра Первого в Таганроге Смерть Александра Первого. Гравюра Б. Чорикова Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Итоги внутренней политики Александра I

Александр Первый умер в г. Таганроге . После смерти императора по России ходила легенда, что он на самом деле не умер, а ушел жить простым крестьянином, ходил по России и творил добрые дела; а в гробу на захоронение привезли другого человека.

Дом-дворец Александра Первого в Таганроге

Смерть Александра Первого. Гравюра Б. Чорикова

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Итоги внутренней политики Александра I Умер император 19 ноября 1825 года в Таганроге от горячки с воспалением мозга. А. Пушкин написал эпитафию : «Всю жизнь свою провел в дороге, простыл и умер в Таганроге».  Легенда: Александр, измученный угрызениями совести (якобы как соучастник убийства своего отца), инсценировал свою смерть вдалеке от столицы и начал скитальческую, отшельническую жизнь под именем старца Фёдора Кузьмича (умер 20 января (1 февраля) 1864 года в Томске). Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Итоги внутренней политики Александра I

  • Умер император 19 ноября 1825 года в Таганроге от горячки с воспалением мозга. А. Пушкин написал эпитафию : «Всю жизнь свою провел в дороге, простыл и умер в Таганроге».
  • Легенда: Александр, измученный угрызениями совести (якобы как соучастник убийства своего отца), инсценировал свою смерть вдалеке от столицы и начал скитальческую, отшельническую жизнь под именем старца Фёдора Кузьмича (умер 20 января (1 февраля) 1864 года в Томске).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Итоги внутренней политики Александра I Причины неудачи реформ лежали в следующем: -боязнь разделить участь Павла I , -нехватка умных способных людей, -противоречивость стремления к реформам и желания сохранить самодержавие. Проекты реформ тем не менее подготавливали почву для будущих преобразований.  Александр  I на богомолье в Александро-Невской лавре Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Итоги внутренней политики Александра I

Причины неудачи реформ лежали в следующем:

-боязнь разделить участь Павла I ,

-нехватка умных способных людей,

-противоречивость стремления к реформам и желания сохранить самодержавие.

Проекты реформ тем не менее подготавливали почву для будущих преобразований.

Александр I на богомолье в Александро-Невской лавре

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1829 – А. С. Пушкин увидел бюст Александра l, где брови царя нахмурены, а на губах улыбка. Напрасно видишь тут ошибку: Рука искусства навела На мрамор этих губ улыбку, А гнев на хладный лоск чела. Не даром лис сей двуязычен. Таков и был сей властелин: К противочувствиям привычен. В лице и в жизни арлекин. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1829 – А. С. Пушкин увидел бюст Александра l, где брови царя нахмурены, а на губах улыбка.

Напрасно видишь тут ошибку:

Рука искусства навела

На мрамор этих губ улыбку,

А гнев на хладный лоск чела.

Не даром лис сей двуязычен.

Таков и был сей властелин:

К противочувствиям привычен.

В лице и в жизни арлекин.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание Дайте оценку второму этапу внутренней политики Александра I . 13 июля 1814 года ранним утром без свиты и торжественной встречи Александр I вернулся в Петербург и отправился в Казанский собор, где отслужил благословенный молебен. В течение нескольких последующих лет он будет больше находится за границей, пестуя свое детище – Священный союз, чем в России. Поэтому Пушкин в одном из своих стихотворений назовет Александра I «кочующим деспотом». Русская армия будет окончательно выведена из Франции в конце 1818 года. Вывод: Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

Дайте оценку второму этапу внутренней политики Александра I .

13 июля 1814 года ранним утром без свиты и торжественной встречи Александр I вернулся в Петербург и отправился в Казанский собор, где отслужил благословенный молебен. В течение нескольких последующих лет он будет больше находится за границей, пестуя свое детище – Священный союз, чем в России. Поэтому Пушкин в одном из своих стихотворений назовет Александра I «кочующим деспотом». Русская армия будет окончательно выведена из Франции в конце 1818 года.

Вывод:

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!