Урок 44. Внутренняя политика Екатерины II
Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих, организация начала урока.
Проверка знаний и умений
- проверка домашнего задания
- без проверки.
- вывод
Вспомните, кто из правительниц остановила эпоху дворцовых переворотов и смогла надолго задержаться у власти? (Екатерина II).
При каких обстоятельствах она пришла к власти? (Она совершила заговор вместе со своими дворянами фаворитами против Петра III – своего мужа и правителя. В результате дворцового переворота она пришла к власти). Сколько лет она правила? (С 1762 по 1796 гг. – 34 года)
Как обстоятельства ее прихода к власти характеризуют ее как личность? Оцените? (Ответы ребят).
- переход к новой теме
Как мы можем убедиться Екатерине II удалось долго продержаться на троне, а трон в то время был очень неустойчивый. Как ей удалось это сделать и почему она получила прозвище «Великая», постараемся разобраться.
Подготовка школьников к восприятию новой темы
- тема урока: «Внутренняя политика Екатерины II»
- цель урока: сформировать представление об основных направлениях деятельности Екатерины II в качестве императрицы, реформах и изменениях проводимых в стране.
- проблемный вопрос: Почему Екатерина получила прозвище «Великая». Заслуженно? Как просвещенный абсолютизм проявлялся в политике Екатерины?
Изучение нового материала
- Екатерина II – правительница России
История Екатерины II похожа на сказку про Золушку, бедную немецкую принцессу Софью Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую, родом из захудалого немецкого княжества (Германия). В 1744г стала женой наследника российского престола, а затем – российской императрицей. Но вместо беззаботной жизни ее ожидал многолетний труд. Приходилось проявлять волю, терпение, гибкость ума и чувство меры в действиях.
В Россию она приехала как княжна Екатерина Алексеевна. Она выучила русский язык, много читала (не романы, а книги по истории, юриспруденции, политике). Стала одной из самой образованной женщиной эпохи, завоевала популярность у поданных. Она издавала журнал «Всякая всячина», сочиняла законы, пьесы, собирала коллекции картин, книги, переписывалась в французскими просветителями, написала мемуары, 4-томник по истории. Вставала в 6-7 часов утра, работала с бумагами, на туалет тратила не более часа, затем были выходы, приёмы, обед, чтение документов до 18 часов, потом можно было погулять, сыграть в карты, сходить в театр, в 22 часа ложилась спать.
За время ее правления численность населения увеличилась с 19 до 36 млн. человек. Территории, завоеванные Екатериной II, превысили все завоевания Петра I. Армия выросла с 162 тыс. чел. до 312 тыс., вырос и флот. Одержано 78 военных побед. Выросла выплавка чугуна (первое место в мире), вырос оборот внешней торговли. Государственные доходы выросли в 4 раза. Екатерина умела выбирать и привлекать на службу даже лично неприятных ей , но умных и способных людей и не забывала щедро их награждать. Григорий Орлов участвовал в подавлении Чумного бунта в Москве в 1771г, Григорий Потемкин стал генерал – губернатором Новороссии и президентом Военной коллегии, генерал Румянцев, адмирал Ушаков. Правила Екатерина 34 года.
- Политика «просвещенного абсолютизма»
Екатерину 2 называли «философом на троне», «просвещенной государыней». Ее высказывания: «Управлять – значит предвидеть». «Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу». «Великое царство не может без учета населения жить». «Первое правило – делать так, чтобы люди думали, будто они сами хотят этого».
Эти идеи были свойственны ей не случайно, во многом они были навязаны «эпохой Просвещения».
Какой период охватывает эпоха Просвещения? (Конец XVII-конец XVIII в. до 1789г Великой Французской революции)
Каковы характерные признаки эпохи Просвещения в Европе? (- образование; - просвещение; - изучение общества; - борьба с невежеством и тиранией; - критика феодального общества, государства, церкви, религии).
Какие философские идеи лежали в основе философии Просвещения? (- теория естественного права; - равенство всех перед законом; - теория общественного договора; - разделение властей на три ветви(исполнительную, законодательную и судебную); - критика церкви; - идея прогресса, торжества человеческого разума и др.
Назовите самих просветителей? (Вольтер, Локк, Дидро и др)
Как мы понимаем, что такое – эпоха Просвещения? (Под запись: Просвещение – культурная эпоха в Европе и Северной Америке в конце XVII — XVIII в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, прогресса и разоблачение предрассудков и суеверий).
Одним из самых крупных мероприятий в духе политики «просвещенного абсолютизма» стал Под запись: 1767г. созыв Уложенной комиссии для разработки нового свода законов, вместо Соборного уложения 1649 года (это кодекс законов царя Алексея Михайловича). Под запись: Уложенная комиссия – временный коллегиальный орган в истории России 18 века, созываемый для кодификации законов.
Екатерина II привлекла не только правительственных чиновников, но и выборных депутатов от сословий.
Комиссия собралась в июле 1767 года в Московском Кремле. Каждый депутат имел наказы от своих избирателей. Всего 564 представителя.
Следуя этой политике, Екатерина провела ряд мероприятий.
Екатерина II в течение 2 лет разрабатывала «Наказ», в котором представила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Екатерина считала, что в России достигнуть процветания можно только с помощью неограниченной монархии. Именно «просвещенный монарх» разработает идеальную систему законов и, с помощью дворян, будет управлять страной. Эта политика получила название «просвещенного абсолютизма». Под запись: «Просвещенный абсолютизм» – политика абсолютизма в ряде европейских стран второй половины 18 века, которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших сторон жизни общества по инициативе монарха – реформатора.
Прочтите п. 2 стр.10 абз.2-5. Комментированное чтение. Что хотело каждое из сословий? (Дворяне – упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, права владеть крепостными рабочими на своих мануфактурах,создать органы местного самоуправления.
Купцы – монополии на торговлю в городах, привилегии дворянские – освобождение от телесных наказаний, владение крепостными.
Государственные крестьяне – на малоземелье, притеснения помещиков и заводчиков, высокие налоги, произвол судей.
Национальные меньшинства – уравнение в правах с русскими.
Лишь дворянин Григорий Коробьин выступил о плачевной участи крестьян. Комиссия проработала 1,5 года, никаких решений не приняла и была распущена.
Документ Из указа Екатерины Второй 1767 год
«Правительствующий Сенат … за нужное почел сим ее императорского величества указом еще обнародовать, чтоб помещичьи люди и крестьяне подобным сему ложным разглашениям ни под каким видом не верили, но имели бы к помещикам своим должное повиновение и беспрекословное во всем послушание … повелевая таковых, кто отважится возмущать людей и крестьян к неповиновению их помещикам, тот час брать под караул и проводить в ближайшие места, которым без продолжения времени поступать с ними по указам, как с общего покоя, без всякого послабления.»
О каком «ложном разглашении» идет речь в документе? (Об отмене крепостного права)
Так как Екатерина пришла к власти благодаря гвардии, то в интересах этого сословия она провела немало мероприятий. Под запись: Царствование Екатерины стало «золотым веком» российского дворянства. Как вы думаете почему? (Огромные привилегии дворянству). За годы её правления дворянам было роздано более 50 млн. га земли и 425 тыс. душ дворцовых и государственных крестьян. Под запись: А крепостное право не было смягчено.
Вспомните, как складывалось крепостное право в России? (1497 г Юрьев день - 1550г Судебник Ивана Грозного - 1581 г Заповедные лета - 1597 г Урочные лета (5 лет) - 1607 г В. Шуйский (указ о сыске – 15 лет) - 1649 г Алексей Михайлович Романов (отмена урочных лет, бессрочный сыск) В чем проблема крепостного права? (Ответы ребят. Сказать про мотивацию, привести пример на их учебе).
Императрица хотела сделать жизнь в России лучше во всех отношениях. С юности она увлекалась философией Просвещения. Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо доказывали, что главный долг правителя – улучшать жизнь народа. Лучший путь через – просвещение народа с помощью власти монарха, но при этом она считала, что монарх должен быть строг. Т.е. внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый хар-р. А после того, когда она узнала о начале Французской буржуазной революции в 1789 г. она и вовсе порвала с идеями Просвещения.
- Реформы Екатерины II
Под запись: Таблица «Реформы Екатерины II» Работа с параграфом. п. 3
Дата | Реформа |
1763 г | Новые штаты государственных учреждений |
1764 г | Секуляризация церковных земель. Бывшие монастырские крестьяне стали государственными, вместо барщины и оброка начали платить подати государству |
1775 г | «Учреждения для управления губерний»: изменило количество губерний (50); введено двухуровневое административно – территориальное устройство- губерния – уезд; суд отделился от администрации |
1785 г | Жалованная грамота дворянству. Дворянское самоуправление: губернские и уездные предводители дворянства, избираемые дворянским собранием |
1785г. | Городское самоуправление: городской голова и городская дума избирались «собранием городского общества» Избирательным правом обладали обыватели, достигшие 25 лет и обладавшие годовым доходом не менее 50 рублей |
1786 г | Школьная реформа. Система бессословного среднего образования (народные училища). Еще ранее стали открываться учебные заведения для дворянских девушек (Смольный институт в 1764 г.) |
1773 г | Принцип веротерпимости (указ Синода): мусульманам разрешено строить мечети |
1782 г | «Устав благочиния» - закон о полиции |
1768г | Денежная реформа |
Закрепление
– Ответ на проблемный вопрос
Заслуженно Екатерина получила прозвище «Великая»? (Она была достойной правительницей на троне и очень сильно отличалась от своих предшественников из эпохи дворцовых переворотов. В первую очередь тем, что она реально работала и стремилась на благо государства).
Как просвещенный абсолютизм проявлялся в политике Екатерины? (Противоречивый характер: С одной стороны, Екатерина считала своим долгом улучшать жизнь народа, с другой – увеличивала привилегии дворян, которые жизнь народа ухудшали).
Рефлексия
Облако тегов. Сегодня я узнал… Было трудно… Меня удивило…
Хотелось бы узнать об этом подробнее
Организация домашнего задания
§ 19 читать, пересказывать. Отвечать на вопросы в конце параграфа. Учить конспекты