СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Внутренняя политика Екатерины II "

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Внутренняя политика Екатерины II "»

Какой период охватывает эпоха Просвещения? конец17 – конец 18 века , до 1789г . Великой Французской революции Каковы характерные признаки эпохи Просвещения в Европе? - образование, просвещение, изучение общества, борьба с невежеством и тиранией, критика феодального общества, государства, церкви Какие философские идеи лежали в основе философии Просвещения? - теория естественного права - равенство всех перед законом - теория общественного договора - разделение властей на три ветви (исполнительную, законодательную и судебную) - идея прогресса, торжества человеческого разум Назовите самих просветителей? Вольтер, Локк, Дидро, Монтескье , Руссо и др.

Какой период охватывает эпоха Просвещения?

конец17 – конец 18 века , до 1789г . Великой Французской революции

Каковы характерные признаки эпохи Просвещения в Европе?

- образование, просвещение, изучение общества, борьба с невежеством и тиранией, критика феодального общества, государства, церкви

Какие философские идеи лежали в основе философии Просвещения?

- теория естественного права

- равенство всех перед законом

- теория общественного договора

- разделение властей на три ветви (исполнительную, законодательную и судебную)

- идея прогресса, торжества человеческого разум

Назовите самих просветителей?

Вольтер, Локк, Дидро, Монтескье , Руссо и др.

 ...Слух идет о твоих поступках, Что ты нимало не горда; Любезна и в делах и в шутках, Приятна в дружбе и тверда; Что ты в напастях равнодушна, А в славе так великодушна, Что отреклась и мудрой слыть. Еще же говорят не ложно, Что будто завсегда возможно Тебе и правду говорить... Ода Г.Р.Державина «Фелица» Г.Р.Державин Русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи

...Слух идет о твоих поступках,

Что ты нимало не горда;

Любезна и в делах и в шутках,

Приятна в дружбе и тверда;

Что ты в напастях равнодушна,

А в славе так великодушна,

Что отреклась и мудрой слыть.

Еще же говорят не ложно,

Что будто завсегда возможно

Тебе и правду говорить...

Ода Г.Р.Державина «Фелица»

Г.Р.Державин

Русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи

Императрица Екатерина II

Императрица Екатерина II

познакомиться с политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II ;  охарактеризовать реформы, направленные на изменение положения дворянского, крестьянского сословий, а также меры для укрепления самодержавной власти.
  • познакомиться с политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II ;
  • охарактеризовать реформы, направленные на изменение положения дворянского, крестьянского сословий, а также меры для укрепления самодержавной власти.
Среди историков нет единого мнения по поводу внутренней политики Екатерины. Одни считают, что Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику просвещённого абсолютизма. Другие, что Екатерина II лишь провозгласила идеи просвещённого абсолютизма, однако в своей реальной политике нередко отступала от них. Проблема: Что такое «просвещенный абсолютизм». Соответствовали ли реформы Екатерины II идеям Просвещения?

Среди историков нет единого мнения по поводу внутренней политики Екатерины.

Одни считают, что Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику просвещённого абсолютизма.

Другие, что Екатерина II лишь провозгласила идеи просвещённого абсолютизма, однако в своей реальной политике нередко отступала от них.

Проблема: Что такое «просвещенный абсолютизм».

Соответствовали ли реформы Екатерины II идеям Просвещения?

1. Екатерина II – правительница России 2. «Просвещенный абсолютизм». 3. Реформы Екатерины II.

1. Екатерина II – правительница России

2. «Просвещенный абсолютизм».

3. Реформы Екатерины II.

Софья Фредерика Августа (принцесса Фике) Екатерина Великая

Софья Фредерика Августа

(принцесса Фике)

Екатерина Великая

Абсолютизм – это форма правления, которая характеризуется неограниченной верховной властью монарха. Просвещенный абсолютизм – государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества по инициативе монарха - реформатора.

Абсолютизм – это форма правления, которая характеризуется неограниченной верховной властью монарха.

Просвещенный абсолютизм – государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества по инициативе монарха - реформатора.

Уложенная комиссия – временный коллегиальный орган в истории России XVIII века, созываемый для кодификации законов.

Уложенная комиссия – временный коллегиальный орган в истории России XVIII века, созываемый для кодификации законов.

 « ИЗ НАКАЗА ЕКАТЕРИНЫ II УЛОЖЕННОЙ КОМИССИИ» - Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовали сходно с пространством столь великого государства.   (ст.9) - Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам... (ст.34) - Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют.. (ст.38). - Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений... (ст.183) - Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные... - Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать...

« ИЗ НАКАЗА ЕКАТЕРИНЫ II УЛОЖЕННОЙ КОМИССИИ»

- Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовали сходно с пространством столь великого государства.   (ст.9)

- Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам... (ст.34)

- Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют.. (ст.38).

- Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений... (ст.183)

- Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные...

- Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать...

Дворяне – упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, права владеть крепостными рабочими на своих мануфактурах, создать органы местного самоуправления.  Купцы – монополии на торговлю в городах, привилегии дворянские – освобождение от телесных наказаний, владение крепостными.  Государственные крестьяне – на малоземелье, притеснения помещиков и заводчиков, высокие налоги, произвол судей.  Национальные меньшинства – уравнение в правах с русскими.

Дворяне – упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, права владеть крепостными рабочими на своих мануфактурах, создать органы местного самоуправления.

Купцы – монополии на торговлю в городах, привилегии дворянские – освобождение от телесных наказаний, владение крепостными.

Государственные крестьяне – на малоземелье, притеснения помещиков и заводчиков, высокие налоги, произвол судей.

Национальные меньшинства – уравнение в правах с русскими.

Дата Политика «просвещённого абсолютизма»

Дата

Политика «просвещённого абсолютизма»

Дата Политика «просвещённого абсолютизма»

Дата

Политика «просвещённого абсолютизма»

Дата 1764 Политика «просвещённого абсолютизма» Указ о секуляризации церковных земель. Просвещение народа, распространение научных знаний в обществе 1765 Учреждение дворянского вольного экономического общества Упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях 1773г. указ Синода о веротерпимости 1775 1767 Введение права на открытие предприятий без разрешения правительства Разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами 1771 Запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков 1783 Разрешение создания вольных типографий 1786 Начало проведения школьной реформы

Дата

1764

Политика «просвещённого абсолютизма»

Указ о секуляризации церковных земель.

Просвещение народа, распространение научных знаний в обществе

1765

Учреждение дворянского вольного экономического общества

Упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях

1773г.

указ Синода о веротерпимости

1775

1767

Введение права на открытие предприятий без разрешения правительства

Разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами

1771

Запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков

1783

Разрешение создания вольных типографий

1786

Начало проведения школьной реформы

Дата

«Золотой век русского дворянства»

1765 г.

Разрешение ссылать крестьян на каторгу бессрочно. Запрет крестьян жаловаться на своих хозяев. Помещики имели в своем пользовании все захваченные земли. Передача церковных земель в собственность дворян.

1775г.

Губернская реформа закрепила новую систему административно-территориального деления. Генерал-губернаторы на местах получили неограниченную власть. Выделена в самостоятельную судебную власть. Выборные должности – дворянству

1782 г.

Отмена указа о «горной свободе», по которому раньше право на разработку рудных месторождений принадлежало тому, кто их обнаружил. Теперь дворяне объявлялись собственниками не только земли, но и ее недр.

1785 г.

Издание «Жалованной грамоты дворянству», которая позволяла создавать дворянские общества и собрания, а также обращаться к губернаторам и наместникам со своими нуждами и ходатайствами к императрице.

1785 г.

Издание «Жалованной грамоты городам», которая давала привилегии городскому дворянству.

1762 – 1796 гг.

Дворяне получили в жалование 800 тысяч государственных крестьян. Промышленникам запретили покупать крепостных крестьян для работы на их предприятиях.

Вернёмся к проблемному заданию, данному в начале урока.  Что такое «просвещенный абсолютизм». Соответствовали ли реформы Екатерины II идеям Просвещения? Какая точка зрения вам предпочтительнее? Аргументируйте свой ответ. 1. Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику просвещённого абсолютизма. 2. Екатерина II лишь провозгласила идеи просвещённого абсолютизма, однако в своей реальной политике нередко отступала от них.

Вернёмся к проблемному заданию, данному в начале урока.

Что такое «просвещенный абсолютизм».

Соответствовали ли реформы Екатерины II идеям Просвещения?

Какая точка зрения вам предпочтительнее? Аргументируйте свой ответ.

1. Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику просвещённого абсолютизма.

2. Екатерина II лишь провозгласила идеи просвещённого абсолютизма, однако в своей реальной политике нередко отступала от них.

Рефлексия.  Предлагаю выполнить упражнение «Свободный микрофон» Продолжите фразы: Я понял(а) …  Я узнал (а) …  Для меня было открытием, что …  Я хочу …  Мне не понятно… Домашнее задание : §19

Рефлексия.  Предлагаю выполнить упражнение «Свободный микрофон»

Продолжите фразы: Я понял(а) …

Я узнал (а) …

Для меня было открытием, что …

Я хочу …

Мне не понятно…

Домашнее задание : §19