СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя политика Павла I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:изучить внутреннюю политику России в период правления Павла I

Задачи:

Обучающие:

  • осветить основные вехи биографии ПавлаI, составить представление об особенностях личности и характера императора
  • рассмотреть и проанализироватьмероприятия внутренней политики, дать оценку её характеру

Развивающие:

  • формировать умение анализировать и систематизировать исторический материал
  • устанавливать причинно-следственные связи
  • готовить краткое сообщение
  • работать с текстом учебника и вести записи в тетради
  • делать выводы

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к вкладу ключевых персоналий отечественной истории в развитие российского государства, в частности, к истории Отечества, в целом

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Павла I»

Конспект урока истории на тему: «Внутренняя политика Павла I»

Предмет: история (история России)

Класс: 8 класс

Учебник: История России. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов. – М.: Русское слово, 2018.

Цель урока:изучить внутреннюю политику России в период правления Павла I

Задачи:

Обучающие:

  • осветить основные вехи биографии ПавлаI, составить представление об особенностях личности и характера императора

  • рассмотреть и проанализироватьмероприятия внутренней политики, дать оценку её характеру

Развивающие:

  • формировать умение анализировать и систематизировать исторический материал

  • устанавливать причинно-следственные связи

  • готовить краткое сообщение

  • работать с текстом учебника и вести записи в тетради

  • делать выводы

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к вкладу ключевых персоналий отечественной истории в развитие российского государства, в частности, к истории Отечества, в целом

Формирование УУД:

Личностные УУД:

  • умение давать оценку фактам политической жизни государства

  • формирование чувства гражданственности

Регулятивные УУД:

  • планирование результатов деятельности

  • самоконтроль и оценка своих достижений при выполнении заданий в ходе изучения темы

Коммуникативные УУД:

  • умение ставить вопросы

  • умение выражать свои мысли

Познавательные УУД:

  • поиск информации

  • умение строить высказывание

  • смысловое чтение

  • структурирование знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать

  • основные вехи биографии Павла I

  • основные направления и мероприятия внутренней политики Павла I

Уметь

  • характеризовать личность Павла I

  • давать оценкувнутренней политике Павла I

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма

  • развитие способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Метапредметные:

  • умение сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность

  • умение работать с различными источниками информации

  • осуществлять логические действия (сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи),

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальный опроссамостоятельная работа,письменная работа в тетради

Техническое оборудование: мультимедийный проектор

Структура урока:

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение нового материала.

IV. Подведение итогов занятия. Первичный контроль и закрепление знаний.

V. Домашнее задание.


Ход урока:


I. Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами обращаемся к исследованию жизни и деятельности российского императора, правление которого относится к рубежу XVIII-XIX вв. Его царствование было непродолжительным, но надолго запомнилось современникам и потомкам.


II. Актуализация знаний

Перед вами портреты правителей Российской империи, среди которых присутствует наш герой.

Рассмотрите изображения и ответьте на вопросы:

  1. Назовите представленных российских правителей.

  2. Вспомните годы правления Петра III и Екатерины II.

  3. Перечислите ключевые события внутренней и внешней политики Петра III.

  4. Вспомните, когда и при каких обстоятельствах пришла к власти Екатерина II.

  5. Дайте определение понятию «дворцовый переворот».

  6. Дайте определение понятию «просвещённый абсолютизм».


III. Изучение нового материала

Наш герой – российский император Павел I. Его личность и деятельность до сих пор вызывают противоречивые суждения и оценки.

Сравним точки зрения российских историков В.О. Ключевского (фрагмент 1), Н.М. Карамзина(фрагмент 2), Н.Н. Клочкова (фрагмент 3):

Фрагмент 1: «Император Павел I был первый царь, в некоторых актах которого как будто проглянуло новое направление, новые идеи. Я не разделяю довольно обычного пренебрежения к значению этого кратковременного царствования. Напрасно считают его каким-то случайным эпизодом нашей истории, печальным капризом недоброжелательной к нам судьбы, не имеющим внутренней связи с предшествующим временем и ничего не давшим дальнейшему. Нет, это царствование органически связано как протест – с прошедшим, а как первый неудачный опыт новой политики, как назидательный урок для преемников – с будущим. Инстинкт порядка, дисциплины и равенства был руководящим побуждением деятельности этого императора, борьба с сословными привилегиями – его главной задачей. Так как исключительное положение, приобретенное одним сословием, имело свой источник в отсутствии основных законов, то император Павел I начал создание этих законов.


Источник: http://history.niv.ru/doc/klyuchevskij/istoricheskie-portrety/pavel-i.htm


Фрагмент 2:«Сын Екатерины мог быть строгим и заслужить благодарность отечества; к неизъяснимому изумлению россиян, он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким Уставам, кроме своей прихоти; считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг; отнял стыд у казни, у награды — прелесть; унизил чины и ленты расточительностью в оных; легкомысленно истреблял долговременные плоды государственной мудрости, ненавидя в них дело своей матери; умертвил в полках наших благородный дух воинский, воспитанный Екатериною, и заменил его духом капральства. Героев, приученных к победам, учил маршировать; отвратил дворян от воинской службы;…»


Источник:Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. – М.: Наука, 1991. - С. 44


Фрагмент 3: «Дворянство невзлюбило Павла, встало в решительную оппозицию к нему Простой же народ иначе относился к Павлу: народ, стоя далеко от минутных вспышек гнева, ценил его за «справедливость» и «строгость», было установлено правосудие и быстрое решение дел, устранились злоупотребления и притеснения и несколько улучшилось положение низших классов общества».


Источник:http://geum.ru/next/art-133062.leaf-9.php


Ответьте на вопросы:

  1. Единодушны ли упомянутые историки в оценке деятельности Павла I?

  2. В.О. Ключевский не считает царствование Павла I «случайным эпизодом нашей истории». Почему? Что, по мнению историка, являлось «руководящим побуждением деятельности» Павла I?

  3. Кто из указанных историков выступает в роли непримиримого критика Павла I? Как характеризует правление российского императора?

  4. Как к Павлу I относились дворянство и простой народ, по мнению Н.Н. Клочкова?


Очевидно, что для оценки правления Павла I, необходимо учесть черты характера императора, понять, какие перед ним стояли задачи и как он пытался их решить.

Обратимся к изучению биографии Павла I.


Выступление обучающегося с кратким сообщением о становлении личности Павла I.

В сообщении должны быть отражены ключевые моменты биографии Павла I, отразившиеся на его характере и повлиявшие на становление его личности:

  1. Детство Павла I (влияние событий 28 июня 1762 года (дворцовый переворот, свержение и убийство Петра III; роль Екатерины II в воспитании сына)

  2. Воспитание и образование (роль Н.И. Панина, поездка в Пруссию)

  3. Женитьба, появление наследников

  4. Характеристика отношений Павла с матерью


Вопрос: Какие факторы, на ваш взгляд, оказали на становление личности Павла I определяющее значение? (выслушиваются мнения обучающихся)


Павел I вступил на престол в возрасте 42 лет. Почти сразу начался пересмотр важных законов, принятых при Екатерине II.

На основе учебного материала составьте таблицу (помните о необходимости указания дат ключевых событий (например, принятие законодательных актов). Подумайте, почему период правления Павла I некоторые историки называют «непросвещённым абсолютизмом»?


Структура таблицы:

«Внутренняя политика Павла I»


Пересмотр законов екатерининской эпохи:







Военные реформы:


Ограничение привилегий дворянства:


Крестьянский вопрос:



Павел I (1796-1801)

Усиление централизации государственного аппарата:

Ужесточение цензуры:









Изменение системы престолонаследия:



Экономическая политика:


IV. Подведение итогов занятия. Первичный контроль и закрепление знаний

Выполним задания:

  1. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.


Что из перечисленного относится к правлению императора, изображённого на данной марке?

1) издание «Жалованной грамоты городам»

2) введение рекрутской повинности

3) изменение системы престолонаследия

4) издание «Манифест о вольности дворянства»


2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду правления Павла I.

1) указ о трёхдневной барщине 2) «непросвещённый абсолютизм» 3) указ о престолонаследии 4) ассамблеи 5) жёсткая цензура

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.


3. Известный писатель, комментируя издание документа, вошедшего в историю как «Манифест о трёхдневной барщине», утверждал, что регламентация крестьянских повинностей изначально была и будет обречена на провал пока не определён правовой статус крестьянина и помещика.

1) Назовите императора, в период правления которого был издан упомянутый манифест.

2) Укажите, какое название получила политика, проводившаяся в период правления этого императора, нацеленная на пересмотр преобразований, проведённых его матерью.

3) Почему, по мнению императора, необходимо было ограничить труд крепостных крестьян на барщине?


На основе полученных сведений о жизни и деятельности Павла I сделайте вывод о характере его внутренней политики (о противоречивости личности императора и его политики)


V. Домашнее задание

§24,

на выбор:

  • подготовить виртуальную выставку художественных книг, посвящённых Павлу I

  • составить список художественных фильмов о Павле I

  • написать сочинение на одну из тем:

  1. Павел I - деспот или реформатор?

  2. Павел I - рыцарь на престоле.

  3. Павел I - романтик на троне.

Список использованной литературы:

  1. История России. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов. – М.: Русское слово, 2018.

  2. История. Подготовка к ОГЭ-2021. 9 класс. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2021 года: учебно-методическое пособие / под ред. Р.В. Пазина. – Ростов-н/Д : Легион, 2021.

  3. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. – М.: Наука, 1991.

  4. Ключевский В.О. Исторические портреты: Павел I. – URL:http://history.niv.ru/doc/klyuchevskij/istoricheskie-portrety/pavel-i.htm

  5. Захаров В. Павел I: деспот или реформатор? // Власть. – 2008. – №5. – С. 108-112. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pavel-i-despot-ili-reformator

  6. Неверов А.В. Трактовка образа Павла I в трудах историков второй половины XIX - начала XXI в. // Вестник Томского государственного университета. История и археология. – 2017. – № 423. – С. 129-133. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traktovka-obraza-pavla-i-v-trudah-istorikov-vtoroy poloviny-xix-nachala-xxi-v








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!